Перевозчики начали передавать IP-адреса и телефоны пассажиров в базу для правоохранителей
С 1 сентября перевозчики обязаны передавать больше сведений о пассажирах в централизованную базу, которой пользуются правоохранительные органы.
Компании и ИП будут собирать номера телефонов и адреса электронной почты, которые пассажиры указывают при оформлении билетов. А еще — IP-адреса, логины и хеши паролей от личных кабинетов на сайтах перевозчиков.
Это затронет все перевозки: самолетами, поездами дальнего следования, междугородним и международным автотранспортом , а также водным транспортом.
Раньше перевозчики тоже передавали личные данные, но список сведений был меньше. Расскажу подробнее.
Как государство собирает сведения о пассажирах
Больше 10 лет назад всех перевозчиков обязали загружать данные пассажиров в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале, АЦБПДП . Для удобства в статье буду называть ее базой данных.
Сведения передают при бронировании, покупке, возврате билета. А еще — при посадке пассажира в транспорт, прибытии в пункт назначения, изменении или прекращении перевозки.
Базу данных используют прежде всего правоохранительные органы. Например, благодаря ей ФСБ и МВД могут выявлять разыскиваемых лиц, когда те покупают билеты . Еще базу данных могут использовать для подготовки статистических отчетов .
Какие сведения в базу данных обязаны загружать с 1 сентября
Вот какие персональные данные будут собирать:
- Номер телефона и адрес электронной почты, указанные при оформлении билета.
- Логины и хеши паролей от сайтов перевозчиков.
- IP-адрес и номер порта, с которого передавали информацию при оформлении билета.
- Сведения о способе оплаты билета — название банка или другого поставщика финансовых услуг, последние четыре цифры номера счета или вклада .
Кроме того, будут передавать новые сведения о перевозке: ее стоимость и класс обслуживания.
По словам замглавы министра транспорта Дмитрия Баканова, персональные данные загружаются, только если пассажир предоставил их перевозчику. Например, при покупке билета на сайте клиент может вписать адрес электронной почты.
При этом, по данным ведомства, некоторые государства уже запрашивают такие сведения от авиакомпании в случае полетов в их аэропорты или через их территорию.
Как отметил Баканов, больше сведений собирают, чтобы обеспечить безопасность пассажиров при угрозах теракта. По его словам, это предусмотрено изменениями, которые внесли в Конвенцию о международной гражданской авиации в конце 2022 года.
Какие сведения загружали раньше
Эти сведения перевозчики собирали до нововведений — и продолжат после 1 сентября:
- Фамилия, имя, отчество.
- Дата рождения.
- Вид и номер документа, по которому купили билет, например паспорта.
- Пункты отправления и назначения, вид маршрута следования — беспересадочный или транзитный.
- Дата поездки.
- Пол.
- Гражданство .
Также перевозчики передавали данные о самой поездке: номер вагона, рейса, название и национальную принадлежность судна, дату и время прибытия в порт, номер кассового терминала или фамилию кассира, продавшего билет, и так далее. Все эти сведения продолжат загружать в базу и после 1 сентября.
Что еще изменилось
Власти установили срок хранения персональных данных в базе — это 7 лет со дня их получения . Раньше уточнений в законе не было.
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan