Инвестидея: Nvidia, потому что технологии будущего

22

Nvidia — лидер на рынке производства графических процессоров (GPU). Компании из быстрорастущих отраслей используют продукцию Nvidia в своих разработках: компьютерах, облачных серверах, дата-центрах, шлемах виртуальной реальности, автономных автомобилях. В долгосрочной перспективе у Nvidia есть потенциал для кратного роста, если компания сохранит лидирующие позиции на ключевых для нее рынках.

Аватар автора

Илья Воробьев

частный инвестор

Потенциал роста: 20—25% годовых в долларах.

Срок действия: от нескольких месяцев до 5 лет.

Почему компания может вырасти: рынки, на которых работает Nvidia, будут почти гарантированно расти быстрыми темпами еще много лет, и на текущий момент у компании значительное технологическое преимущество перед конкурентами.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не инструкции к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.

Любим, ценим,
Инвестредакция

На чем зарабатывает компания

Чтобы понять перспективы бизнеса Nvidia, нужно сначала разобраться в продукте, который она производит. Это графические процессоры — чипы, которые обрабатывают вычисления и создают изображения на компьютере, ноутбуке, смартфоне и игровых консолях.

Если сложить вместе потенциальный объем рынков, где будут востребованы графические процессоры, получится около 80 млрд долларов к 2024 году и 103 млрд к 2026 году. Благодаря росту рынка бизнес Nvidia может кратно вырасти за семь лет. Есть не так много отраслей, которые могут ежегодно расти на 30% с учетом сложного процента.

Я разберу подробно каждый сегмент и оценю перспективы рынка.

Графические процессоры в видеоиграх

Изначально процессоры разрабатывались для работы с компьютерной графикой: невозможно играть в современные видеоигры без видеокарты с графическим процессором — без нее компьютер не сможет выдавать графику в высоком разрешении.

Видеокарты обрабатывают графику намного быстрее, чем основной процессор компьютера, который заточен под другие задачи. Я коротко опишу технические детали процесса и чуть позже объясню, почему это важно для понимания перспектив бизнеса Nvidia.

Для обработки графики процессору необходимо быстро перемножать большое количество матриц с различными числами, которые соответствуют пикселям на экране, в противном случае картинка будет показываться в плохом разрешении или тормозить.

Перемножение матриц — простая операция, ее можно разделить на большое количество подзадач и выполнять их параллельно. И для этого идеально подходят графические процессоры. Nvidia — безусловный лидер на рынке игровых видеокарт для персональных компьютеров с долей в 70—80%.

Единственный конкурент Nvidia на этом рынке — AMD, которая производит в основном более дешевые и менее производительные видеокарты. На рынке игровых консолей ситуация чуть сложней: Nvidia разрабатывает графические процессоры для Microsoft Xbox и Nintendo Switch, а AMD — для Sony PlayStation.

Аналитики Newzoo прогнозируют темпы роста рынка игр на уровне 11% годовых, но он будет происходить преимущественно за счет мобильных игр, а сегменты игр для компьютеров и консолей, на которые заточена продукция Nvidia, будут расти намного медленнее. В то же время уже появились другие рынки, на которых выручка Nvidia может кратно вырасти.

Нейронные сети и облачные вычисления

Технология параллельных вычислений с помощью перемножения матриц оказалась востребованной для тренировки нейронных сетей.

Нейронные сети — наиболее популярный инструмент в рамках области, которую описывают широким термином «искусственный интеллект», или AI.

Нейронные сети научились обыгрывать человека в игру в го, что раньше казалось невозможным, так как количество потенциальных позиций в игре больше, чем количество атомов во Вселенной, и найти оптимальный следующий ход нельзя простым перебором вариантов, как, например, в шахматах. Нейронные сети Яндекса пишут стихи и рэп. В Китае ловят преступников с помощью камер, распознающих лица.

Чтобы нейронная сеть научилась выполнять сложную задачу, нужно три элемента: данные, алгоритм и вычислительные мощности. Данные — набор исходных вводных: текст, изображение, статистика и другая информация, на основе которой обучается нейронная сеть.

Данные переводятся в числовой формат и прогоняются через специальные алгоритмы, которые находят закономерности и в результате учатся, например, распознавать лица людей. Алгоритмы используют перемножение огромного количества матриц с числами по определенным правилам — для этого отлично подходят графические процессоры Nvidia.

Nvidia разработала специальную линейку графических процессоров для тренировки нейронных сетей и подобных вычислений. Линейка составляет основу сегмента data centers, которая приносит компании почти 30% выручки. Клиенты Nvidia в этом сегменте: Amazon, Microsoft, Google, Alibaba и много других компаний, которые используют подобные вычисления для собственных нужд или предоставляют их как услуги клиентам облачных сервисов вроде AWS или Azure.

Я считаю, что использование графических процессоров для обучения нейронных сетей и других подобных вычислений будет важным драйвером для бизнеса Nvidia. По прогнозам аналитиков Tractica, потребность в графических процессорах для тренировки нейронных сетей вырастет с 3 млрд долларов в 2018 году до 10 млрд долларов в 2025 году, и почти 100% этого рынка сейчас занимает Nvidia. При этом выручка всей компании — 10 млрд долларов.

Также недавно Nvidia объявила о приобретении компании Mellanox за 6,9 млрд долларов, чтобы усилить сегмент оборудования для дата-центров, — сделка будет закрыта в течение 2019 года. Mellanox разрабатывает сетевое оборудование для дата-центров, которое обеспечивает быструю передачу данных между устройствами: сетевые адаптеры, коммутаторы и кабели. Mellanox — лидер в своей отрасли. Покупка Mellanox позволит Nvidia создавать более комплексные решения в рамках сегмента data centers и может стать дополнительным драйвером для его роста.

Данные: Tractica
Данные: Tractica

Виртуальная и дополненная реальность

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность — это пока небольшие рынки в основном для гиков, но ситуация постепенно меняется.

В течение 3—4 лет у Nvidia может появиться новый рынок почти с таким же объемом, как текущий рынок оборудования для компьютерного гейминга, который составляет около $35 млрд долларов.

Хотя подобные прогнозы роста часто бывают ошибочными в большую или меньшую сторону, рынок VR / AR, безусловно, будет расти и станет многомиллиардной индустрией в будущем — вопрос лишь в том, как быстро.

Например, Goldman Sachs более консервативен в своих оценках: общий рынок виртуальной и дополненной реальности вырастет до 80 млрд долларов к 2025 году. Это тоже неплохо для Nvidia.

Самоуправляемые автомобили и прочие устройства

Это огромный рынок, который, по прогнозам Allied Market Research, вырастет до 556 млрд долларов. Один из наиболее важных элементов автономных автомобилей — процессор, который обрабатывает информацию об окружающем мире с видеокамер и других датчиков с помощью нейронных сетей и принимает решения о необходимых действиях автомобиля.

Nvidia производит такие процессоры и уже сотрудничает с Volkswagen, Daimler, Toyota, Volvo и другими автопроизводителями. Выручка сегмента составляет 700 млн долларов, хотя на дорогах еще нет самоуправляемых авто.

Графические процессоры также используют в специальной технике: производитель строительной техники Komatsu использует процессоры Nvidia для автоматизации процессов. Производитель тракторов John Deere оптимизирует использование удобрений с помощью технологий Nvidia. Крупнейший производитель дронов DJI тоже использует графические процессоры Nvidia.

Все, что можно автоматизировать в транспорте, будет автоматизировано. Для обработки внешних данных потребуется быстрая вычислительная техника. Лучшие решения предлагает Nvidia.

Интернет вещей

Этот достаточно абстрактный термин объединяет все устройства, которые могут взаимодействовать между собой и с окружающим миром: от промышленных роботов на заводах до систем домашнего видеонаблюдения. По прогнозам Wiseguyreports.com, рынок интернета вещей вырастет с 31 млрд в 2016 году до 158 млрд долларов в 2024 году. Техника станет более умной и будет обрабатывать больше визуальной информации с помощью машинного обучения и других технологий.

Nvidia сотрудничает с производителями промышленных роботов, один из клиентов — лидер рынка Fanuc. В облачном сервисе Microsoft — Azure IoT Edge — скоро появятся решения от Nvidia по видеоаналитике.

Большинство современных процессоров построено на патентах компании ARM. Nvidia сотрудничает с ARM, чтобы предоставить решения для интернета вещей. Потенциально оценить рынок сложно. Я сделаю безопасную, консервативную оценку — миллиарды долларов.

Почему акции Nvidia сильно упали и когда их стоит покупать

Акции Nvidia с 2014 по сентябрь 2018 года выросли на 1338%, а затем упали в два раза из-за нескольких факторов:

  1. Общая коррекция американского рынка, и особенно технологического сектора, в конце 2018 года. Акции Nvidia имеют более высокую волатильность по сравнению с рынком в целом, что характерно для растущих компаний.
  2. Власти США развязали торговую войну с Китаем. Почти четверть выручки Nvidia связана с китайским рынком, из-за этого котировки просели еще сильнее.
  3. Произошел спад продаж игровых видеокарт. В 2017 году продажи сильно росли из-за людей, которые использовали их для майнинга криптовалют. В 2018 году криптовалюты сильно упали и люди начали продавать купленные ранее видеокарты на вторичном рынке, что временно снизило спрос на новые карты. Но эффект от наполнения вторичного рынка уже сходит на нет и должен закончиться в течение одного-двух кварталов.
  4. Выручка в сегменте продаж графических процессоров для дата-центров незначительно уменьшилась после сильного роста — это также временное явление, которое отразилось на всех компаниях в этой сфере, но инвесторы негативно воспринимают такую динамику.

Таким образом, Nvidia — быстрорастущий бизнес, но из-за ряда факторов выручка показывает негативную динамику в последние несколько кварталов. Сейчас цена акций вдвое ниже пиковых значений в сентябре 2018 года. В краткосрочной перспективе риски остаются: неизвестно, чем закончатся торговые переговоры между США и Китаем. Но мне кажется, что краткосрочные негативные факторы инвесторы уже учли и заложили в текущую цену акций. В долгосрочной же перспективе у Nvidia огромный потенциал.

Данные: Tradingview
Данные: Tradingview

Риск: растущая конкуренция

Nvidia — почти монополист на своих рынках. Почти все рынки будут расти минимум на 30% в год. Другие компании тоже хотят заработать на растущих рынках и собираются создавать собственные продукты.

Самый серьезный конкурент — Intel, крупнейший производитель процессоров в мире. Компания планирует представить собственные графические процессоры приблизительно в 2020 году. Технические характеристики и цены пока неизвестны, но компания усилит конкуренцию.

Intel также разрабатывает собственные процессоры для автомобилей, дронов, устройств для интернета вещей и других отраслей. В сегменте оборудования для дата-центров продажи Intel сейчас кратно выше, чем у Nvidia. Intel превосходит Nvidia по выручке в семь раз — у компании больше ресурсов, чтобы позволить себе ошибаться и вести ценовые войны с конкурентами. Конкуренция с Intel — значимый риск.

В сегменте дата-центров основная угроза для Nvidia исходит в основном не от продукции конкурентов, а от другого типа оборудования. ASIC, или application-specific integrated circuit, — узкоспециализированное оборудование, заточенное под определенную узкую задачу. Эта задача задается на этапе проектирования, например обучение нейронных сетей по определенным правилам, и не может меняться или корректироваться в процессе работы. Такое оборудование бесполезно для других применений, но в рамках своей специализации имеет намного более высокую производительность, чем графические процессоры.

Google уже выпустил собственное оборудование для обучения нейронных сетей. Amazon недавно также представил собственный чип. Хотя подобные разработки не могут полностью заменить графические процессоры Nvidia и обе компании продолжают их покупать, по прогнозам, доля вычислений с помощью ASIC будет быстро расти и может отъедать часть рынка у Nvidia.

В сегменте процессоров для автомобилей и других устройств также значительная конкуренция. Свои процессоры разрабатывает Qualcomm, а Tesla недавно заменила процессоры Nvidia на собственные. Также существует большое количество стартапов, которые разрабатывают новые типы процессоров для автомобилей и других отраслей.

В срок до двух лет бизнес Nvidia защищен от конкуренции. Разработка процессоров — сложный, долгий и дорогой процесс. Для понимания: на разработку линейки процессоров Xavier для автономных автомобилей Nvidia потратила 4 года и 2 млрд долларов. Над продуктом работало две тысячи инженеров.

Вдобавок к процессорам Nvidia уже много лет разрабатывает собственную программно-аппаратную архитектуру CUDA. Многие программы, использующие графические процессоры, разрабатываются специально для работы с CUDA — точно так же, как мобильные приложения разрабатываются специально под iOS или Android. Это важно, так как конкурентам кроме самих процессоров будет необходимо разработать еще и сложный софт, чтобы потеснить Nvidia, — и это тоже весьма непростая задача.

С другой стороны, технологии развиваются быстро, и возможно, условный Intel или небольшие стартапы представят более совершенные продукты и потеснят с рынка Nvidia.

Итого

Nvidia имеет большой долгосрочный потенциал: графические процессоры используют в большинстве глобальных технологических трендов, которые требуют обработки данных. Решения компании в настоящий момент превосходят продукцию конкурентов в большинстве сегментов. Но потенциал целевых рынков в любом случае настолько большой, что места хватит сразу нескольким крупным игрокам, одним из которых, с большой вероятностью, станет Nvidia.

Акции компании упали почти вдвое с пиковых уровней в 2018 году из-за временного снижения показателей и общей нестабильности на рынках. Сейчас, может быть, хорошая точка для покупки акций: вероятно, инвесторы уже учли основные негативные события, связанные с бизнесом компании.

Идея долгосрочная — основной эффект от роста бизнеса стоит ждать в срок 3—5 лет.

У вас есть инвестидея? Расскажите, во что, по вашему мнению, стоит вложить свои кровные.
  • Александр ПетренкоВот и подождём, пока Трамп сдуется и перестанет кошмарить мировое сообщество полуночныии твитами ))!0
  • Romanchous"Nvidia разрабатывает графические процессоры для Microsoft Xbox и Nintendo Switch, а AMD — для Sony PlayStation" -- полагаю, стоило упомянуть, что следующее поколение Xbox (2020) будет с чипами AMD, а не Nvidia.3
  • Николай БатраковРынок чипмейкеров кошмарит, у Броадкома вышел ужасный отчет, непонятки с Хуавей, самое время для инвестиций!)1
  • Илья ВоробьевNikolay, как раз лучше покупать, когда всем страшно, идея же долгосрочная :) Когда пойдут позитивные прогнозы и хорошие отчеты, цены уже вероятно будут выше. Локально, естественно, акции могут еще снизиться, никто от этого не застрахован. Но на общую идею текущие события особо не влияют.3
  • Илья ВоробьевRomanchous, спасибо за комментарий, новость про новое поколение XBox вышла несколько дней назад, не успел обратить на нее внимание, писал по памяти. В целом консоли - низкомаржинальный бизнес, поэтому на прибыли Nvidia это вряд ли сильно скажется, но на выручку может быть умеренно негативный эффект.1
  • Александр ДурневСамая большая проблема Nvidia, то что они попали в зависимость от крипты. Дорожала крипта и Нвидиа дошла до 280 баксов с временным лагом в полгода. Люди разочаровались в битке, вот и акции на 130 упали. Понятно, что рынок видеокарт растет, но не ясно сколько в общих продажах занимают карты для ферм. Где будут акции Нвидиа, если через 2 года биток будет стоить 100 баксов, не удивлюсь если на 50. Возможно в среднесрок - это неплохая идея, но в долгосрок я бы побоялся.3
  • Илья ВоробьевАлександр, от цены биткоина Nvidia напрямую вообще никак не зависит, так как его майнят на другом оборудовании (ASICs). Видеокарты Nvidia используются для майнинга других криптовалют, ~80% приходится на Ethereum. Но даже на пике хайпа доля видеокарт для майнинга крипты составляла не больше 10-15% выручки компании. Сейчас эта доля фактически равна нулю. Более того, последние пол года майнеры распродавали свои видеокарты на вторичном рынке, чем и вызвали падение показателей Nvidia. Сейчас этот эффект уже сходит на нет и сегмент игровых видеокарт при прочих равных вернется к росту. И даже если представить, что крипта в принципе исчезла и все оставшиеся видеокарты выльются на вторичный рынок, у Nvidia будет еще 2-3 не очень удачных квартала, после чего показатели компании восстановятся. Так что как раз долгосрочно крипта вообще никак не влияет на потенциал Nvidia, потому что драйверами будут другие рынки. А локально могут быть небольшие всплески и падения из-за колебаний цен на криптовалюты, но на долгосрочную идею они не влияют.1
  • SintetikНасчет самоуправляемых авто большой вопрос, вы в курсе, что Tesla разработала собственный процессор для распознавания образов? Это чтобы не платить Nvidia. Уверен, что VW GMC, японцы в состоянии сделать тоже самое. Пока что Nvidia выросла исключительно на майнинге, и упала вместе с схлопыванием его же.1
  • Илья ВоробьевRodion, про Tesla в курсе и написал об этом в статье, но Tesla изначально больше технологическая компания, чем производитель авто. Насчет других автопроизводителей - пока ни у кого нет даже планов делать свои процессоры, не говоря уже о том, что все ведущие производители процессоров для любых устройств находятся в Калифорнии (Intel, Nvidia, AMD, Qualcomm) и в Европе/Японии сейчас нет необходимых компетенций для этого. Nvidia начала расти задолго до майнинга - посмотрите на динамику акций с 2014 года, когда о криптовалютах еще почти никто не знал. Упала действительно отчасти из-за майнинга (о чем тоже написал), но это временный эффект, который скоро пройдет.2
  • Ladimir SemenovИнтересное чтиво.. Как всегда у тебя. :) Но не разделяю убежденности в оправданности идеи. Несмотря на откат компание очень дорогая, а сомнения в ее доминировании таки есть, и большие. Тесла например не их чипы использует. И вообще этих чипмейкеров в мире как собак нерезанных. Mediatek, AMD, Intel, Nvidia, Qualcomm.. Это из известных. MNTK недавно известным не был. А теперь это вполне конкурентная железяка в телефон. Будет ли в будущем место для всех - большой вопрос. С твоей диверсификацией - не страшно, но реально не так бумага на которую я готов был бы поставить много. Не Тесла. :)0
  • Ladimir SemenovИлья, тут не сама ниша, а сам факт. Вроде в Тесле тоже были NVidia, а стала какая-то китайщина. Вызывает большие большие вопросы "ров" nvidia. Думаю скорее да чем нет, конкуренты его сроют, и останется NVidia нишевым игроком, которого кто-то поглотит, и не факт что очень дорого. И нет, это не значит что я знаю кто это сделает(хотя лидером кажется Intel) - но я не готов делать ставку на NVidia в этой нише. Хотя у них да есть шанс, и тогда удесятерение за 10 лет - реально.0
  • Ladimir SemenovИлья, тут согласен.. Крипта на Nvidia мало влияла. В целом большая выручка, а еще карты не оптимальны для майнинга. От этого в свое время пострадала AMD.0
  • Александр ДурневИлья, эфир или биток сути не меняет. Видеокарта стали распродавать люди, но не крупные организации со своими многомиллионными фермами. Откуда данные, что доля выручки составляла всего 10-15%? С 1 января 2016 года акции Нвидиа стали расти по экспоненте и до пика выросли почти в 10 раз. При этом большая часть выручки идет именно от игровых видеокарт, но сами производители игр за это же время выросли ЕА в 2.2 раза, ATVI в 2.5 раз. Как вы это объясните? И второй момент, перспективные рынки - это хорошо, но конкуренция там больше, чем от АМД в видеокартах. И как-то мне кажется, что поколение людей, которые любят компьютерные видеоигры уходит, сейчас все больше времени молодежь проводит в соц сетях и играет на телефонах.1
  • Илья ВоробьевLadimir, как раз в случае Nvidia сомнений в доминировании (текущем) меньше, чем почти в любой другой компании в мире. Я понял крутость Nvidia, когда пообщался с людьми, которые занимаются графическим дизайном или тренируют нейронки - для них зачастую вообще не существует альтернатив Nvidia сейчас, у компании 100% рынка во многих сегментах. У AMD софт намного хуже, поэтому с ним в принципе не работают многие программы, больше дискретные видеокарты никто не производит. Скоро начнет Intel, но далеко не факт, что он сможет потеснить Nvidia на новом для себя рынке. А что будет с технологиями через 5-10 лет - вообще сложно загадывать, ни одна компания фактически не защищена от того, что придет новый игрок и убьет ее бизнес. Ну и чипы бывают разные. Между MediaTek и Nvidia не больше общего, чем между Обувью России и МВидео, которые вроде как оба ритейлеры, но их бизнес вообще не пересекается :) Тесла как раз намного более рискованная история с точки зрения технологического доминирования. Но и апсайд у нее больше в позитивном сценарии, так как она работает на рынке объемом в несколько триллионов долларов.2
  • Илья ВоробьевАлександр, простая математика: - Hashrate сети Ethereum на пике - чуть меньше 300 TH/s: https://etherscan.io/chart/hashrate - Средняя видеокарта дает hashrate 25-30 MH/s - Значит на пике Ethereum майнили с помощью 10-12 млн видеокарт - Среди всех монет, которые майнятся видеокартами, капитализация Ethereum составляет около 80%, поэтому можно предположить, что пропорция по видеокартам примерно такая же - Итого округленно получим 15 млн видеокарт, которые были проданы для майнинга за все время - Среди майнеров видеокарты AMD популярнее, чем среди геймеров, так как они дешевле. Точное распределение между Nvidia и AMD неизвестно, возьмем 50:50, получим, что Nvidia за все время продала 7.5 млн видеокарт для майнинга. - На одной игровой видеокарте Nvidia зарабатывает в среднем $150 - Итого на продаже всех видеокарт, которые когда-либо купили для майнинга, Nvidia заработала чуть больше миллиарда долларов. Может быть 1.5 млрд, не больше. Годовая выручка Nvidia - $10 млрд. Отсюда и цифра 10-15%. А Nvidia начала расти по экспоненте, когда люди поняли, что помимо гейминга графические процессоры можно использовать для большого количества других применений в растущих индустриях, например, для тренировки нейронных сетей и т.д.0
  • Павел МамонтовИлья, экспоненциальный рост именно с 2016-2017 года. Совпадение? Не думаю.0
  • Павел МамонтовИлья, это "для большого количества других применений в растущих индустриях" может либо также быстро упасть как майнинг, либо (ещё вероятнее) перейти на ASIC и подобное, так что видеокарты станут не нужны. Тогда весь этот пузырь экспоненциального роста, надутый с 2017 года, резко сдуется и акция легко упадёт в несколько раз только на этом!0
  • Игорь ДьячковОчень подробно, спасибо, пишите ещё. Я в бумаге.0
  • Arkady Rylsky"Доли рынка графических процессоров для персональных компьютеров" - что же вы цвета то перепутали) Nvidia должна быть зеленой а AMD - красной0
  • Evgeny SukhanovLadimir, была NVidia, стал чип собственной разработки и отчасти производства https://youtu.be/Vit1nCBEFag0
  • Timur YusievИлья, что за бред? В консолях текущего и будущего поколениий используются чипы от AMD. Nvidia присутствует только в портативной Nintendo switch0
  • Spirit2k2000Прошел 1 год. Нвидия 500 баксов . Опять на фоне майнинга? Не думаю. Они еще и ARM купили.1