Как государственная почта борется с убытками: опыт США и Европы
Если сравнивать финансовые показатели почтовых служб в крупных странах, то российская почта выглядит не так плохо, как принято о ней говорить.
В 2022 году Почта России вошла в десятку самых убыточных компаний страны по версии Forbes. Чистый убыток превысил 31 млрд рублей.
На финансовую дыру в работе предприятия обратили внимание российские госчиновники. Последние полгода они активно обсуждают, как спасти компанию. Идея сделать это за счет маркетплейсов пока не нашла сторонников в правительстве: Почта предложила заставить их делиться прибылью, введя инфраструктурный платеж, но тогда это ляжет на плечи рядовых клиентов из-за неминуемого роста цен.
Вариант с финансированием из бюджета тоже маловероятен — с учетом рекордных расходов, которые запланировало государство на 2024 год.
Мы решили поискать выход из этого тупика за рубежом. Разберемся, как другие страны справляются с убытками своих почтовых служб и за счет чего пытаются увеличить их доходы.
Большим странам — большие издержки
В мире есть немало государственных почтовых компаний, которые сами зарабатывают деньги, а не требуют бесконечных дотаций. Так, например, работают службы в Японии, Германии или Швеции.
Но Почту России несправедливо сравнивать с аналогами в несопоставимых по площади странах. В условиях российских просторов ей приходится обслуживать большое количество подразделений в удаленных уголках страны: почтовые отделения работают в 26 тысячах населенных пунктов, в том числе малодоступных. А это сопряжено с большими расходами.
Если же сравнивать финансовые показатели почтовых служб в крупных странах с невысокой плотностью населения, то российская почта уже не выглядит так плохо. Три из четырех национальных операторов, с которыми можно сравнить Почту России, закончили прошлый год с убытками. И тем не менее в РФ они выглядят самыми внушительными в сравнении с выручкой.
Характеристики стран
Россия | Австралия | Канада | США | Казахстан | |
---|---|---|---|---|---|
Население, млн человек | 147 | 25 | 37 | 333 | 19 |
Площадь, млн км² | 17 | 8 | 10 | 10 | 3 |
Плотность, человек на 1 км² | 9 | 3 | 4 | 35 | 7 |
Характеристики стран
Население, млн человек | |
Россия | 147 |
Австралия | 25 |
Канада | 37 |
США | 333 |
Казахстан | 19 |
Площадь, млн км² | |
Россия | 17 |
Австралия | 8 |
Канада | 10 |
США | 10 |
Казахстан | 3 |
Плотность, человек на 1 км² | |
Россия | 9 |
Австралия | 3 |
Канада | 4 |
США | 35 |
Казахстан | 7 |
Финансовые показатели национальных почтовых служб за 2022 год, млрд рублей
Россия | Австралия | Канада | США | Казахстан | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 221 | 425 | 536 | 5 252 | 7 |
Операционная прибыль | −33 | 4 | −12 | −65 | −2 |
Чистая прибыль | −31 | 2 | −12 | −64 | −2 |
Финансовые показатели национальных почтовых служб за 2022 год, млрд рублей
Выручка | |
Россия | 221 |
Австралия | 425 |
Канада | 536 |
США | 5 252 |
Казахстан | 7 |
Операционная прибыль | |
Россия | −33 |
Австралия | 4 |
Канада | −12 |
США | −65 |
Казахстан | −2 |
Чистая прибыль | |
Россия | −31 |
Австралия | 2 |
Канада | −12 |
США | −64 |
Казахстан | −2 |
Сокращать свои убытки зарубежным компаниям помогают проекты, которые не связаны напрямую с почтовыми услугами. Почты зарабатывают деньги на цифровых продуктах, банковских транзакциях и других непрофильных проектах.
Так, в 1990-х годах почтовая служба США выпустила коллекционные марки с мультперсонажем Багзом Банни, которые продавались по 0,32 цента за штуку. Мерч разошелся тиражом в 365 млн штук.
При этом некоторым компаниям удается проводить инициативы, которые сокращают убытки даже по услугам почты. Я отобрал успешные проекты по финансовому оздоровлению госпредприятий и разделил их на три крупных блока.
Вот что можно сделать, чтобы почта не просила денег, а приносила их сама.
Доставлять товары из интернет-магазинов
В 2013 году крупнейший онлайн-ретейлер Amazon договорился с почтовой службой США (USPS), что будет привозить ей часть заказов со своих складов, а она будет доставлять их до дверей клиентов.
Компании не раскрывают детали сотрудничества, но из опубликованных USPS в 2020 году данных следует, что за 2019 год почтовая служба получила от сотрудничества с Amazon выручку в 3,9 млрд долларов и чистую прибыль в 1,6 млрд.
Amazon мог бы и самостоятельно доставлять все свои товары, но это требует колоссальных инвестиций в расширение инфраструктуры: строительство сортировочных центров, закупку или аренду грузовиков, наем персонала. А у USPS вся система уже выстроена и есть отделения в сельской местности, куда частным компаниям заходить невыгодно. Так что сотрудничество выглядит взаимовыгодным.
Но нужно понимать, что это не просто приток денег в компанию, но еще и дополнительные издержки. Работа с крупными интернет-магазинами приводит к росту нагрузки на сотрудников. Если его не компенсировать расширением штата или увеличением оплаты труда, то это может негативно сказаться на работоспособности коллектива. Так, сотрудники USPS регулярно жалуются на переработки и низкую зарплату, а некоторые конфликты с работодателем доходят аж до Верховного суда.
В целом объем доставляемых почтой посылок в последние десятилетия стабильно растет — как со стороны бизнеса, так и от простых граждан, — тогда как количество писем падает. Эта тенденция характерна не только для США. У канадской почтовой службы нет прибыли от доставки писем, но ее дочернее предприятие Purolator, которое специализируется на посылках, работает в плюс, выигрывая от роста спроса на свои услуги.
Сокращать инфраструктуру и персонал
В Германии в 2000-е годы на порядок сократили количество сортировочных центров. К 2011 их осталось около 60, тогда как еще в конце 1990-х было 700. Новые центры в это время тоже строили, но уже не рядом с железными дорогами, а вблизи автомагистралей, что обеспечивало удешевление логистики.
В Австрии также кратно сократили сортировочные центры — с 36 до 6, а распределительные базы — с 1880 до 320. За это же время в обеих странах закрыли до 40% почтовых отделений. Перевозку почты между сортировочными и распределительными центрами частично отдали на аутсорс частным транспортным компаниям. А доставкой в местные отделения занимаются таксисты.
А еще немецкие почтовые службы нанимали сотрудников на неполный рабочий день, что позволяло экономить деньги на социальных взносах. Обычно на такую работу соглашаются студенты, пенсионеры и домохозяйки.
В Швеции, Великобритании и ЮАР тоже устойчивый тренд на наем сотрудников на неполный рабочий день. Консалтинговая фирма Syndex считает, что в основном почтовые службы используют труд студентов, которые работают по выходным. При этом стоимость их труда едва превышает минимальную почасовую оплату. Временные сотрудники позволяют почтовым службам экономить и на качестве рабочего места: студенты к этому не слишком требовательны. А еще с ними меньше издержек на пенсионное и медицинское обеспечение.
Во Франции и Бельгии штат почты сокращали за счет того, что пожилые сотрудники уходили на пенсию, а новых на их место не нанимали. В Бразилии сотрудникам почтовой службы даже платили деньги, чтобы те покинули работу, — так удалось сократить 5,5 тысячи человек.
Количество персонала в почтовых службах
2016 | 2022 | Изменение | |
---|---|---|---|
Россия | 349 923 | 305 014 | −13% |
Канада | 63 712 | 60 400 | −5% |
США | 508 908 | 516 760 | 2% |
Австралия | 84 000 | 64 900 | −23% |
Казахстан | 23 027 | 17 972 | −22% |
Франция | 251 249 | 238 033 | −5% |
Великобритания | 151 713 | 157 241 | 4% |
Количество персонала в почтовых службах
Россия | |
2016 | 349 923 |
2022 | 305 014 |
Изменение | −13% |
Канада | |
2016 | 63 712 |
2022 | 60 400 |
Изменение | −5% |
США | |
2016 | 508 908 |
2022 | 516 760 |
Изменение | 2% |
Австралия | |
2016 | 84 000 |
2022 | 64 900 |
Изменение | −23% |
Казахстан | |
2016 | 23 027 |
2022 | 17 972 |
Изменение | −22% |
Франция | |
2016 | 251 249 |
2022 | 238 033 |
Изменение | −5% |
Великобритания | |
2016 | 151 713 |
2022 | 157 241 |
Изменение | 4% |
Реорганизовать отделения
В 2001 году шведская Posten AB заменила традиционные почтовые отделения на точки в крупных магазинах, в которых сотрудники тратят на предоставление почтовых услуг лишь часть рабочего дня, а остальное время продают непочтовые товары. При этом отделами в магазинах управляют частные лица через почтовую франшизу — точно так же, как в РФ устроены пункты выдачи товаров крупных маркетплейсов.
В 2002 году немецкая Deutsche Post AG запустила посылочные терминалы, в которых хранятся оплаченные товары. Сейчас компания предоставляет этот сервис в 12 тысячах локаций по всей Германии. Постаматы обычно размещают в общественных местах с интенсивным потоком людей и хорошей транспортной доступностью. Такой способ доставки позволяет компании экономить деньги на почтальонах, которые должны доставлять посылки по конкретным адресам.
В Австралии почтовые отделения также разместили в торговых центрах и прочих коммерческих зонах с большой проходимостью. Это не только снижает издержки бизнеса, но и позволяет сэкономить время клиентов, которым теперь не приходится специально ехать на почту. В самой службе посчитали, что такое решение помогло сократить эксплуатационные расходы на 20%.
Что не получилось
Не все инициативы почтовых компаний по сокращению расходов удалось претворить в жизнь.
Оптимизировать график. В 2013 году почтовая служба США предложила парламенту внести поправки в законодательство, которые бы позволили компании не работать по субботам. Исследователь Джеймс Гаттузо тогда подсчитал, что эта инициатива могла бы сберечь для почты 8,3 млрд долларов за 5 лет. Сами американцы, судя по опросу, поддерживали инициативу, но реформа все же не состоялась, встретив скепсис парламентариев.
Аналогичная история случилась в Австралии, где глава национальной почтовой службы Пол Грэм также запросил у властей разрешение на сокращение графика работы. По словам топ-менеджера, граждане страны не восприняли бы это как ухудшение качества сервиса, потому что услугами почты стали пользоваться реже, а многие даже не знали, что почта обязана доставлять письма пять дней в неделю.
При этом регулярная доставка увеличивает расходы госкомпании, не принося ей прибыли. Но и здесь законотворцы выступили против, посчитав, что могут пострадать сельские жители, для которых почта остается важным каналом связи.
Заработать на внедрении новых технологий. С проникновением технического прогресса в работу почты тоже не всегда ладилось. Девин Леонард в своей книге об истории почтовой службы США рассказывает, что еще в 1971 году USPS наняла специалиста, который должен был придумать, как интегрировать в бизнес-процессы новые технологии.
Эти усилия привели к тому, что в 1982 году в компании разработали сервис E-COM, который позволял банкам и другим крупным клиентам передавать данные через электронные сообщения взамен обычной доставки документов. После получения заказа почта определяла подходящее отделение, печатала там документ и доставляла конечному адресату.
Но Комиссия по почтовым тарифам США запретила службе создавать собственную электронную сеть сообщений. Судя по всему, сыграло роль лобби крупных частных корпораций: в этом случае им пришлось бы конкурировать с государственной компанией, которой не нужно заботиться о прибыли. Платной передачей электронных сообщений в итоге занялись эти самые частные компании, а почте досталась лишь доставка распечатанных документов по почтовым ящикам.
Государственная служба закрыла проект в 1985 году, успев потратить на него 40 млн долларов. А его автор Джин Джонсон ушел в частную компанию, где принял участие в разработке аналогичного сервиса, который впоследствии продали службе доставки UPS за 100 млн долларов.
Бывший генеральный почтмейстер Энтони Фрэнк впоследствии признался, что он потратил больше времени на убеждение общественности и бизнеса использовать электронную систему, чем, собственно, на ее разработку. Выходит, что почта просто опередила время, а частный бизнес, напротив, среагировал вовремя, смог внедрить продукт на рынок и заработать на этом деньги.
Что в итоге
Приведенные примеры доказывают, что финансовые проблемы, которые есть у Почты России, характерны и для других государственных почтовых сервисов, особенно в крупных странах.
Даже американская почта, работающая уже 2,5 века и пережившая кучу кризисов, сейчас выглядит медленной и архаичной на фоне частных сервисов. Из-за снижения объемов почтовых отправлений, которое влияет на доходы госкомпаний, им приходится сокращать работников и закрывать почтовые отделения.
Еще в 1977 году тогдашний председатель Национальной комиссии по почтовой связи США Гейлорд Фримен предупредил, что почту ждут непростые времена, когда люди начнут общаться друг с другом на подключенных к сети компьютерах и будут оплачивать свои счета электронным способом.
Но, несмотря на то что национальные почтовые сервисы несут убытки и их хоронят уже не один десяток лет, они продолжают работать, опровергая мрачные прогнозы. А их менеджмент ищет варианты финансового оздоровления компаний и находит их, пусть и с переменным успехом.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique