Новости
17K

Зачем экосистемам нужны убыточные стриминги

И почему стабильно прибыльна только Amediateka и Netflix
30
Зачем экосистемам нужны убыточные стриминги
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Сегодня примерно половина жителей РФ смотрит фильмы в онлайн-кинотеатрах, 24 млн человек готовы за это платить. Казалось бы, это впечатляющие показатели. Но на деле прибыль приносит только один российский онлайн-кинотеатр, остальные пока прожигают деньги материнских компаний.

Расскажу, как так вышло и зачем «Яндекс», МТС и «Газпромбанк» спонсируют это.

Как выглядит рынок онлайн-кинотеатров

Выручка всего рынка стримингов  в РФ в 2022 году составила 63,3 млрд рублей — всего на 5% больше, чем в 2021 году. Учитывая, что одни только расходы на производство собственного контента у этих кинотеатров в 2022 году составили около 140 млрд рублей — а еще есть расходы по лицензированию чужого контента, поддержанию цифровой инфраструктуры и прочие, — рынок российских онлайн-кинотеатров выглядит безнадежно убыточным.

Рентабельность большей части российских стримингов отрицательная — убыток приносят «Иви», Okko, Start и Premier. Многие стриминговые сервисы непубличны и не показывают финансовую отчетность. Но в сервисе проверки юрлиц Rusprofile есть данные по выручке и прибыли многих из них.

Источник: Rusprofile
Источник: Rusprofile
Показатели маржинальности российских стриминговых сервисов в 2022 году, доля от выручки

Лидер российского стримингового рынка — принадлежащий «Яндексу» онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». В отчетности материнской компании он входит в большой сегмент «Подписка „Плюс“ и развлекательные сервисы» и в 2 квартале 2023 года впервые показал прибыль. Но это не говорит о прибыльности самого «Кинопоиска», потому что кроме него в сегменте подсчитаны результаты многих других сервисов — «Плюса», «Музыки», «Афиши» и продюсерского центра «Студия».

А еще почему?

По данным Rusprofile, ООО «Кинопоиск» стабильно убыточно уже не один год: в 2022 году его выручка составила 15 млрд рублей, убыток — почти 4 млрд рублей.

Также сложно оценить показатели KION, принадлежащего МТС. Этот онлайн-кинотеатр в отчетности МТС учитывается в сегменте «Медиа», так же как и кабельное и спутниковое ТВ, — то есть абсолютно разные бизнесы в одной категории. Так что маржа сегмента «Медиа» за 2022 год огромная: операционная прибыль сегмента до учета потери стоимости активов и амортизации (OIBDA) составляет аж 54,8% от его выручки. Но сколько приносит сервис KION, неясно: кинотеатр не выделен в отдельное юрлицо.

Однозначно прибыльная среди всех сервисов стриминга РФ только Amediateka. Вероятно, это связано с тем, что компания в основном показывает западные сериалы и сама, насколько можно судить, почти ничего не инвестирует в производство собственного контента. Главное достоинство Amediateka — это ее соглашение об эксклюзивных правах на показ контента американского канала HBO, например сериалы «Сопрано», «Настоящий детектив» и «Игра престолов».

Оно действует даже сейчас: новые сезоны некоторых сериалов вышли в Amediateka уже после 24 февраля 2022 года. Ее библиотека часто входит в библиотеки других сервисов на условиях партнерских соглашений с ними. Пример — подписка «Кинопоиск + Amediateka», включающая библиотеки обоих сервисов.

Но как минимум некоторые онлайн-кинотеатры могут позволить себе быть убыточными за счет того, что они часть крупных холдингов: Premier принадлежит «Газпромбанку», «Кинопоиск» — «Яндексу». До 2022 года Okko принадлежал Сбербанку, а затем перешел в собственность топ-менеджмента, но его пока что можно считать частью экосистемы Сбербанка, потому что подписка на Okko входит в сберовскую подписку «Сберпрайм». KION принадлежит МТС. У Start самый крупный акционер — доля 45% — это оператор сотовой связи «Мегафон», и подписку можно оформить через «Мегафон», так что компанию можно считать частью экосистемы мобильного оператора.

Летом 2023 года появились новости о том, что по итогам 2 квартала 2023 года «Кинопоиск» вышел на окупаемость, и «Иви» в 2023 году стал безубыточным. Это были сообщения источников «Коммерсанта», оставшихся неизвестными, но конкретных чисел не назвали.

Зачем компаниям нужны онлайн-кинотеатры

В случае крупных холдингов владельцы, скорее всего, мирятся с убытками, поскольку эти сервисы — часть экосистемы и в теории должны привязать потребителя покрепче к профильному бизнесу холдинга.

«Оказалось, пользователям нужно иметь в близком доступе видеосервис и музыкальный стриминговый сервис. Об этом говорят опросы. В списке наиболее востребованных сервисов также есть такси, каршеринг, доставка. То есть если вы строите экосистему с широким предложением, без видеосервиса вам не обойтись», — говорил директор департамента ТВ и контента аналитической компании J’son & Partners Consulting Сергей Исаков.

По данным МТС, экосистемные клиенты в среднем приносят ей в 4 раза больше доходов. Но сколько компании приходится тратить на удержание таких клиентов, неизвестно. И главное, будут ли эти расходы снижаться?

Если руководствоваться экосистемной логикой, то лучшим аргументом убыточных стримингов будет рост количества пользователей. И пока их численность у них действительно увеличивается.

Количество пользователей российских стриминговых платформ в 2 квартале 2023 года выросло до 36,7 млн человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 41%.

Доля платящих пользователей — свыше 2/3 от этого числа, 24,2 млн пользователей. Рост по сравнению с 2 кварталом 2022 года — 46,66%.

«Кинопоиск» — лидер рынка, на него приходится 28,51% от всех платящих пользователей. Дальше с большим отрывом идет «Иви» — 16,11% от всех платящих пользователей. Замыкает тройку лидеров Okko — 13,63% от всех платящих пользователей российской стриминговой ойкумены.

More.tv и Wink — это одна компания. Источник: «Коммерсант»
More.tv и Wink — это одна компания. Источник: «Коммерсант»
Аватар автора

Дмитрий Колесов

директор департамента новых технологий аналитической компании J’son & Partners Consulting

Нужна ли рентабельность стримингам

Все онлайн-кинотеатры операционно убыточны в том или ином виде. Но это абсолютно не волнует владельцев экосистем: их бизнес-модель построена на другом. Все развлекательные сервисы, не только онлайн-кинотеатры, существуют ради того, чтобы привлечь человека в экосистему и удержать в ней как можно дольше. Эту задачу они решают, и для этого они и существуют.

Но также надо учитывать бизнес-модель внутри этой системы. Всегда появляется точка, когда количество денег, которое потратят на сервис, возвращается за счет той подписки, за которую эти люди платят. По словам «Яндекса», они близки к этой точке.

Но любая экосистема всегда развивается. И появление книжного сервиса «Строки» внутри МТС или «Букмейта» внутри «Яндекса» — это просто ярчайший пример того, что количество развлекательных сервисов будет увеличиваться. А при этом стоимость подписки либо не увеличивается вовсе, как в случае со «Строками», при определенных уровнях подписки, либо это какие-то совершенно смешные деньги — дополнительные 100 ₽ к общей сумме.

Поэтому если привлекут, условно говоря, стомиллионного подписчика и после этого расчетную величину для онлайн-кинотеатра, который входит в экосистему, достигнут и вроде бы будет безубыточность, тогда появятся новые сервисы внутри экосистемы, которые продолжат «ухудшать» операционные показатели. Но при этом работать на то, о чем мы с вами говорили.

При этом в относительном выражении стриминги в России стоят дороже, чем в США. Подписки на 9 крупнейших стримингов США по состоянию на август стоят в совокупности 104,41 $ в месяц — это 2,25% от средней месячной зарплаты в США.

Подписка на 8 крупнейших стриминговых сервисов в РФ стоит по состоянию на август почти 3 тысячи рублей.

Как я считал стоимость подписки российских онлайн-кинотеатров
Что с рентабельностью у американских стримингов

Перспективы российского рынка стриминга

С 2018 по 2022 год рынок стриминга рос на 50% ежегодно. В 2022 году он прибавил всего 5%. Вдобавок к общей нестабильности многие западные кинокомпании ушли из России. Больше нигде не посмотреть легально фильмы Disney и Warner Bros, которая ведет дела с Россией — HBO принадлежит ей, — но в очень ограниченной форме. Например, на Amediateka не вышел легально популярный и ожидаемый многими сериал Last of Us по одноименной игре. Но вот третий сезон «Праведных Джемстоунов» и второй сезон «И просто так» вышли в РФ легально летом 2023 года. Хотя есть вероятность, что договоры по их трансляции в РФ заключили до 24 февраля 2022 года.

Правда, нишу западных компаний начали заполнять произведения родом из Турции и Азии, но объективно далеко не весь этот контент по качеству сравним с американским.

В структуре выручки российских стримингов покупка или аренда отдельного фильма в 1 полугодии 2023 года упала до 2% от общей выручки. Для сравнения: за аналогичный период 2022 года показатель составлял 9% от общего, а в 2018 году — аж 38%.

Посмотрите, например, на витрину новинок магазина онлайн-кинотеатра «Кинопоиска» — там очень мало фильмов с высокими рейтингами. То есть, в РФ просто легально не продают права на основную массу хорошего западного кино, поэтому в продажу выставляют то, что есть.

Новинки онлайн-кинотеатра. Источник: «Кинопоиск»
Новинки онлайн-кинотеатра. Источник: «Кинопоиск»

Поэтому российские онлайн-кинотеатры много инвестируют в производство собственных фильмов и сериалов.

Их расходы на производство контента в 1 квартале этого года составили 54 млрд рублей — что на 29% больше, чем за аналогичный период 2022 года. По итогам года совокупные траты могут составить 207 млрд — что почти на треть больше, чем за 2022 год.

В производстве фильмов и сериалов в РФ часто участвуют одни и те же студии и специалисты — это увеличивает цену на их услуги. За последние полгода сильно возросло количество вакансий в киноиндустрии — по сравнению с аналогичным периодом 2022 года их стало больше на 24%: вакансий актеров стало больше на 17%, гримеров — на 33%, специалистов по инсталляции и обслуживанию — на 60%.

Российская киноотрасль сильно зависима и от импортного ПО и оборудования — в случае последнего доля иностранных производителей до сих пор составляет 90%. Так что решение логистических проблем создает дополнительные издержки.

По совокупности указанных причин — проблем с оборудованием и высокой загрузки — участники рынка кинопроизводства увеличили расценки на 30%. В случае сценаристов расценки выросли сильно: пару лет назад стоимость написания сценария одной серии составляла 300—400 тысяч рублей, сейчас расценки поднялись до 500—700 тысяч из-за недостатка специалистов.

Крайне симптоматично, что второй сезон «Черной весны» от Start будут делать в аудиоформате, то есть только с озвучкой, без реальных съемок, — а изображения для иллюстрации происходящего будут рисовать нейросети.

По итогам 2023 года аналитики весной ожидали роста рынка российских онлайн-кинотеатров на 10—15% — но в основном за счет того, что сервисы будут переводить пользователей на более дорогие тарифные планы.

Впрочем, эти прогнозы могут оказаться излишне пессимистичными: по последним данным, за первые полгода 2023 года российский рынок стриминга вырос уже на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2022 — в этом полугодии объем рынка стриминга в РФ составил 35,4 млрд рублей против 25,9 млрд в 1 полугодии 2022 года. Так что по итогам 2023 года рынок стриминга в РФ может достигнуть объема 70—80 млрд рублей. Но стоит отметить, что даже в этом случае выручка не будет покрывать и половины расходов на производство оригинального контента сервисов, не говоря об остальных расходах.

Источник: Telecom Daily
Источник: Telecom Daily

Что в итоге

Сейчас российские стриминги тратят на производство своего контента в разы больше денег, чем получают выручки. Это, конечно, вполне понятная стратегия: чем больше библиотека контента, тем больше новых подписчиков.

Но проблема тут в том, что потенциал российского рынка ограничен: население в РФ не богатеет и скорее даже беднеет. Поэтому рано или поздно стриминги упрутся в потолок.

Тренд на повышение ставки ЦБ крайне неблагоприятен для всех убыточных компаний: им приходится рефинансировать старые долги по более высоким ставкам. В перспективе независимым стримингам придется тяжело. Сейчас на рынке осталось два независимых онлайн-кинотеатра: Amediateka и «Иви». «Насчет Amediateka не было слышно интереса со стороны больших игроков. А „Иви“ постоянно продается», — говорит Колесов. Если в России будут появляться новые экосистемы, возможно, эти два кинотеатра будут для них желанным приобретением.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Михаил ГородиловВерите в будущее стриминговых сервисов?
  • Петр ПервыйВсе это интересно.. Но мне как практичному человеку нравится бизнес идея.. Один развивает сервис профессионально остальные в разной степени зависимости к нему присоединятся.. А не все вместе на перегонки делаем гавно! Я пользуюсь МТС для связи и ни разу не было мысли подключить мтс-музыка, а тем более кион... Прекрасно с первым справляется Яндекс, а со вторым куча прекрасных "пиратских" сервисов.10
  • RasemonНетфлекс ушел, apple убрала русскую озвучку, хоте контент на русском смотрят в той же Украине. Сами вынуждают людей возвращается на торренты.2
  • Елизавета ИоноваНевероятно раздражают "пятнашки", в которые принуждают играть стриминговые сервисы. Когда первый сезон сериала есть на сервисе А, но вот второй уже на сервисе Б. При этом все стриминги фактически выхолощены, там нет того, что хочешь (пере)смотреть или берут деньги за воздух. Не понимаю, как возможна ситуация, когда условная советская классика бесплатно выложена на портале "Культура", А на видеосервисе за доступ просят денег. Я не сторонник пиратства, но оплачивать подписку на все-все сервисы тоже плохая идея. Пометка на сериале или фильме " Только у нас" вызывает желание игнорировать сервис, А не радостно бежать к нему, размахивая карточкой.15
  • Артем СтепановДа количество стриминговых сервисов несколько напрягает. Если условный Spotify покрывает все потребности в музыке, то подписки на Netflix, HBO, Disney+, Amazon Prime и Apple уже выходят в копеечку.4
  • Александр ЛевкинМне кажется, нас в будущем ожидает уход с рынка некоторых онлайн-кинотеатров. По крайней мере в России скорее всего так будет. Потому что в условном США домохозяйство может себе позволить платить 100 долларов за основные стриминги, потому что это в любом случае будет столько же или даже дешевле, чем они платят за традиционное кабельное, а контента получат больше. Да и платить за кабельное — это можно сказать национальная американская черта. Мы к такому пока не привыкли. Плюс у западных стримингов больше возможностей для международной экспансии. У того же Netflix если не ошибаюсь мировая аудитория уже превысила домашнюю. Российскому рынку столько стримингов не нужно и мы не готовы платить, как подсчитал автор, 3 тыс. в месяц, чтобы получать доступ ко всем онлайн-кинотеатрам. Есть еще проблема с контентом, я вот отписался буквально вчера от Кинопоиска, на который был подписан почти с первых дней его появления, потому что смотреть там теперь нечего — одни российские и азиатские сериалы. Все кажется созданы примерно по одному лекалу. В этом плане Амедиатека конечно выглядит гораздо более привлекательнее, хоть и стоит заметно дороже.8
  • Алексей ВолосачКстати, у Мегафона есть опция подключения 6 онлайн-кинотеатров за 299₽ в месяц и это просто имба и лучшее решение.1
  • Михаил ГородиловАлексей, а где такое есть? Меня в гугле не забанили, но я такого не нашёл3
  • Георгий СемашкоМихаил,2
  • Аватарканет, и тарифы на телефон/интернет ищу без этого мусора, так как не буду пользоваться. а то напихают картинок при подключении, а по факту это только оправдание для удорожания тарифов. я даже по названиям их не различаю, мне что кион, что иви, что окко - по подписке одно старьё и попса, скучно даже даром.2
  • Алексей ВолосачМихаил, мегакино. У меня в приложении тоже нет. Написал в чат с просьбой подключить — подключили.1
  • Михаил ГородиловАлексей и Георгий, спасибо!1
  • Максим СкомороховПодписан на КиноПоиск, поскольку не подписаться невозможно, всё переплетено в системе Яндекс плюс, пользоваться которым удобно. Осознанная подписка это ИВИ + Амедиатека, там реально есть что посмотреть. А вот на КиноПоиск смотрю в основном старые сериалы, сейчас подсел на 14 сезонов французского сериала про комиссара Мэгре, классика.0
  • DimaZavrВ разное время были подписки окко и КиноПоиск. Так как смотрим в оригинале с субтитрами, то пришлось отказаться. Очень мало фильмов и сериалов в таком формате. На окко часто перепутано наличие оригинальной дорожки/субтитров. В этом плане как это не удивительноу кинуто пиратов всё гораздо лучше, практически к каждому новому релизу и большинству классики есть оригинальная дорожка и титры, плюс облачное сохранение списков просмотра. Некоторые из пиратов берут деньги за качество 4К.1
  • Alex Freemanисходя из ваших исследований (подсчет прибыльности американских стримингов + сравнительная стоимость стримингов в РФ и в США) прибыльными российские стриминги не станут никогда.1
  • Михаил ГородиловЕлизавета, да, чересполосица сервисов на уровне "1го фильма у нас нет, зато есть 2й" девальвирует ценность стримингов. Помню была ситуация на кинопоиске когда там "Рэй Донован" были вроде только 4 и 6 сезоны (sic!).0
  • Михаил ГородиловDimaZavr, ++++++++. На "Окко" еще такая смешная проблема есть - что к фильму могут быть английские субтитры, но без английской дорожки.2
  • ДмитрийПо мне в нынешнее время основная проблема стриммингов - отсутствие нового кассового кино. Потребители вынуждены искать его у пиратов... и "втягиваются" и разбираются как искать и смотреть. Лично объяснял людям где как и что искать. До этого им было проще просто заплатить, но увы - теперь эта опция недоступна Мысль о том, что турецкие сериалы или российские -это то, за что пользователь готов платить дополнительно наивна.1
  • Станислав КоротичDimaZavr, я смотрю окко, на качество не жалуюсь. С пираткой даже не буду сравнивать, это небо и земля просто3
  • DimaZavrВ целом согласен, но есть такая вещь как torrserv, возможность смотреть торренты не скачивая, вот там уже можно получить высокое качество0
  • DimaZavrВот так и стал Чебурашка сверхприбыльным фильмом0
  • ДмитрийDimaZavr, ну тут я с вами не согласен. Плюсы чебурашки - масштабная реклама, бренд нравится родителям, тем кто платит и ведет. Сам мультфильм вполне качественный, детям нравится. Плюс выпущен вовремя - в зимние каникулы, в которые делать многим нечего. Только причем тут стримминги - им то нужен не "1 фильм", а поток фильмов и сериалов. Чтобы пользователь понимал, зачем каждый месяц платить. Плюс с продуктами для взрослых все гораздо хуже.1
  • DimaZavrДмитрий, только обычно в это же времяв кинотеатрах шло ещё штук 5 блокбастеров и ещё три года назад Чебурашка не собрал бы такую кассу... а так без выбора успех его сомнителен1
  • ДмитрийDimaZavr, зато продал бы свою лицензию по миру. Наша анимация вполне пользовалась спросом - красочная, приятная родителям (они платят, условного БивисаБАтхеда оплатят не всем ), отлично переводится. Давайте честно - мало кто повторил их успех, при тех же вводных. Моя главная мысль - "Чебурашка" и стримминги оно не коррелируют. Вот если бы это был сериал , серий на 20 ....0
  • РоманТот момент, когда проще заплатить за качество на пиратской платформе, и не страдать с поиском нужного контента на всех официальных сервисах(и чаще всего безуспешного поиска). Пока ни один из официальных сервисов не покрыл даже 10% искомого контента. А платить по 300р+ на сервис и не находить требуемого уж простите, пиратство будет при таком раскладе процветать прям. Сейчас активен кинопоиск+амедиатека (больше по старой памяти) и за 600р на полтора года пиратский сервис, где есть весь требуемый контент...0
  • Константин ИшутовСтоимость подписки на российские онлайн-кинотеатры рассчитана неправильно. Если уж считать ежемесячные расходы, то только в рамках годовых пакетов. Ибо как-то глупо ежемесячно в течении года оплачивать кинотеатр, когда на год подписка много дешевле. У меня есть подписка на все основные кинотеатры на 2-3 года вперёд и 36 тысяч в год я не трачу. Ниже привёл свои текущие расходы (рублей в год, в скобках за месяц*): Иви — 1378 ₽ (114,83 ₽) Okko Оптимум — 1080 ₽ (90,00 ₽) Start — 1028 ₽ (85,67 ₽) Кинопоиск (Плюс Мульти) — 868,07 ₽ (72,34 ₽) KION + Premium — 679 ₽ (56,58 ₽) Wink — 500 ₽ (41,67 ₽) VIJU — 499 ₽ (41,58 ₽) PREMIER — 491,5 ₽ (40,96 ₽) Итого: 6523,57 ₽ (543,63 ₽) * Плюс Мульти куплен в рамках акции "2 года + год бесплатно" и с него я уже получил 4005 ₽ в виде "дополнительных бонусов" на Яндексе и кешбэк порядка 7000 ₽ от Тинькофф. При этом расходы не окончательные, по факту что-то обходится даже дешевле. Просто где-то к подпискам я приобретал ещё более выгодные предложения, как пакет Wink + more.tv за 249 ₽ в год (20,75 ₽ в месяц) от М.Видео.0
  • Константин ИшутовОдин из пруфов здесь оставлю0
  • Константин ИшутовПетр, я пользуюсь кинотеатром KION +Premium и ни разу не возникло желание подключить сим-карту от МТС даже в мыслях :)0
  • Константин ИшутовАлексей, без этой опции от Мегафона стоимость подписки в рамках годовых и акционных пакетов обойдётся на все 9 кинотеатров в 500-600 рублей в месяц (на 200 рублей дороже при подключении доп. опции Amediateka и Спорт от Okko). Я на связь и интернет по отдельности больше трачу.0
  • Sergey ZarubinХорошо когда есть выбор что смотреть0
  • Иван ЕлисеевСтанислав, что небо и земля? Соображаешь что ляпнул? Пиратка это всегда выбор максимального качества видео и звука, а говно стриминги пережатый поток0