В Москве открылся аналог «Икеи» — белорусский магазин Swed House: фоторепортаж
Вместе с «Икеей» из России ушла эпоха удобных магазинов с товарами для дома. Получится ли ее вернуть?
15 апреля в торговом центре «Щелковский» в Москве открылся магазин Swed House, который позиционирует себя как аналог «Икеи». Белорусский бренд сотрудничает с теми же фабриками, что и шведская компания раньше, и некоторые товары на самом деле не отличить.
В «Икее» можно было не только подобрать интерьер для комнаты, но и перекусить в ресторане: особенно мне полюбились фрикадельки в брусничном соусе. После ухода шведов из России я соскучился по любимой еде, а также по возможности ничего не покупать и просто подглядывать удачные решения для небольших квартир.
Открытие Swed House с аналогичной «Икее» продукцией меня воодушевило, и я стал ждать заветной даты. Дальше расскажу, что увидел при первом посещении, и поделюсь впечатлениями.
Что за Swed House
Этот бренд принадлежит белорусской компании «Мердем», управляет которой Мурат Шагылыджов. Фирма поставляла хозяйственные товары, но в 2022 году концепция поменялась, и она решила занять место ушедшей «Икеи» в России. В этот момент и появилось название Swed House, что в переводе означает «шведский дом».
В самой Беларуси всего два торговых центра, где продаются товары с брендом Swed House: Diamond City в Минске и «Зодиак» в Новополоцке. Есть еще интернет-магазин, где продают в основном корпусную мебель, матрасы и товары для ванной комнаты.
Как прошло открытие
Открытие было запланировано на 14:00, но посетителей начали впускать на 15 минут раньше. Особого ажиотажа не наблюдалось, в очереди я насчитал около 70 человек.
Открытие Swed House пришли освещать телеканалы «Россия», РБК, «Мир» и столичные блогеры. Был даже блогер из Австралии, который уже опубликовал 16-минутный ролик, где называет Swed House уменьшенным вариантом «Икеи».
Первое, что я почувствовал, когда зашел в магазин, — духоту. Видимо, это из-за большого числа покупателей. Но даже когда поток людей уменьшился, свежего воздуха все равно не хватало.
Консультанты были одеты в желтые поло, как в «Икее», но с логотипом белорусской компании, и обычные джинсы. Я насчитал всего пятерых человек. Все изрядно волновались. Компьютеров с каталогами в зале нет, и консультанты постоянно куда-то убегали в поисках информации. Но нужно отдать им должное: возвращались всегда с ответами.
В день открытия белорусы организовали розыгрыш призов. Я не смог принять в нем участие, так как флаеры с номерами быстро закончились. Некоторые брали по несколько штук, а у одной женщины было аж десять флаеров.
Еще десять флаеров вручили перед самим розыгрышем знатокам шведских названий товаров из «Икеи». На мониторе появлялось название, а зрителям нужно было отгадать, что под ним скрыто. Например, tekanna — заварочный чайник, ram — рамка для фотографий, grillspett — набор шампуров. Разыграли 30 подарков: набор контейнеров, скалку, свечи, маленькую акулу и тому подобное.
Как устроен магазин
Swed House расположен на четвертом этаже торгового центра и занимает площадь 330 м², что по сравнению с икеевскими масштабами совсем мало. Для сравнения: в 2020 году в московском торговом комплексе «Европолис» открылась «Икея» площадью 11 800 м².
Белорусский магазин можно условно разделить на две части. Слева — выставочные образцы корпусной и мягкой мебели, они расположены в произвольном порядке. Справа — лабиринт из сопутствующих товаров. Там больше системы: если идти от выставки мебели, то путь пройдет через постельное белье, пледы, принадлежности для ванной комнаты, а затем для кухни.
Обе части соединяются в конце зала, и неважно, откуда начинать покупки, ведь у каждой есть свой вход и касса. Проходы между стеллажами очень узкие, в них едва разойдутся двое покупателей с тележками.
Мне показалось, что магазин больше нацелен на всякую мелочевку для дома. Из 700 товарных позиций таких большинство. Корпусная мебель представлена только выставочными образцами, купить ее можно по предзаказу. Для этого надо позвонить на склад.
Я сделал вид, что мне нужна кровать «Кантри». Консультанты сказали, что надо набрать склад, и дали номер мобильного телефона. Там ответили, что надо сообщить название товара, размеры, прислать фото с выставки или объяснить на словах. Дальше разговор переводят в «Вотсап», туда присылают фото товаров, которые есть в наличии. Если все нормально, скан договора с реквизитами на оплату пришлют тоже в «Вотсап».
За товаром надо ехать на склад в Люблине или заказать доставку. Менеджер сообщил, что они сотрудничают с транспортной компанией «Везу-ру».
Чем различаются Swed House и «Икея»
Первое, что бросилось в глаза, — у Swed House нет экосистемы, за которую мы так любили шведский бренд. Например, нет карт постоянных покупателей с системой лояльности, не предусмотрены скидки. Вместо ресторана с фрикадельками, безлимитными напитками и мороженым придется воспользоваться фуд-кортом торгового центра этажом выше.
Сайт Swed House на русском языке еще в разработке. Программ для дизайна интерьера, да и вообще компьютеров у консультантов нет. Поэтому вряд ли консультанты помогут с чем-то, кроме как найти нужную позицию или уточнить цену.
При этом ассортимент белорусского магазина на самом деле похож на ассортимент «Икеи». Например, стеллаж «Фора» в Swed House такой же, как стеллаж Kallax из «Икеи», сушилка для столовых приборов Redskapshallare похожа на Ordning, сервировочная миска Serveringsskal — на Blanda Blank. Небольшие различия есть в габаритах. Белорусский товар может отличаться на один-два сантиметра от икеевского оригинала, например по высоте.
Когда я увидел стеллаж с ароматизированными свечами, то представил знакомый аромат ванили и манго. Я подходил все ближе, но запах никак не появлялся. Лишь поднеся свечу к носу, я ощутил слабый аромат ванили. Цена за 30 штук свечек в магазине — 500 ₽. На маркетплейсах цены начинаются от 600 ₽, на сайте «Икеи» свечи стоят 3,79 € (341,71 ₽).
Я нашел и полные копии икеевских товаров, но с переделанными названиями, а также несколько товаров, на которых была бирка «Икеи». Например, это подушка на стул Malinda, пледы Soltulpan, Ingabritta и Vinterfint, подушка Skogslok, деревянная хлебница Magasin и контейнеры для еды.
Цены в Swed House разные. Подушка Skogslok 40 × 65 см в белорусском магазине стоит 1300 ₽, а на «Озоне» такая же — 1368 ₽. Плед Ingabritta в магазине — 2100 ₽, на «Озоне» — 5637 ₽, а на «Яндекс-маркете» — 9650 ₽.
На открытии магазина сообщили, что пока у Swed House нет сайта, продукцию магазина можно приобрести на маркетплейсах. Я нашел похожее на «Озоне» и на «Яндекс-маркете» под брендом «Шведский дом», а на «Вайлдберриз» — Swed House.
Фирменный товар Swed House — икеевские акулы. В день открытия с ними сфотографировался каждый покупатель.
Что в итоге
Swed House открыл первый в России магазин, но в 2023 году белорусы планируют развить сеть до десяти точек в Москве и Санкт-Петербурге.
Судя по комментариям в соцсетях, поклонники «Икеи» соскучились как по товарам, так и по атмосфере шведского магазина, поход в который был разновидностью отдыха. Но белорусская сеть пока удовлетворяет только спрос на товары, аналогичные шведским, и то не на все.
У меня не сложилось впечатления, что появился полноценный аналог «Икеи». Хорошо, что открылся Swed House, но товары этого бренда, как мне кажется, проще заказать через маркетплейсы — и тогда не придется ехать на восточную окраину Москвы.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga