«Носферату»: жут­кий ремейк вампир­ской классики от режис­сера «Ведьмы» и «Маяка»
Поп-культура
2K
Кадр — Universal Pictures

«Носферату»: жут­кий ремейк вампир­ской классики от режис­сера «Ведьмы» и «Маяка»

4
Аватар автора

Дарья Тарасова

купила домик в Трансильвании

Страница автора

В зарубежном прокате все еще идет ремейк «Носферату».

Автор «Ведьмы» и «Маяка» Роберт Эггерс представил свою версию истории графа Орлока — вампира из немецкого немого кино, который был списан с Дракулы. Режиссер мечтал снять картину еще подростком.

Рассказываем, чем пугает готический хоррор с неузнаваемым Биллом Скарсгардом.

Что за «Носферату» (Nosferatu)

Дата премьеры: 25 декабря 2024 года
Страна производства: США
Режиссер: Роберт Эггерс
Сценарист: Роберт Эггерс
Актеры: Лили-Роуз Депп, Николас Холт, Билл Скарсгард, Уиллем Дефо, Аарон Тейлор-Джонсон, Эмма Коррин
Жанр: ужасы
Фильмы, похожие на «Носферату»: «Носферату: Призрак ночи», «Ведьма», «Тень вампира»
Продолжительность: 2 часа 12 минут
Где смотреть: в зарубежном прокате

🧛‍♂️ В центре истории — снова вампир и девушка

1838 год, Англия. Риелтор Томас Хуттер по заданию начальника-оккультиста отправляется в Трансильванию к загадочному графу Орлоку. Мужчина должен оформить сделку по продаже недвижимости в немецком городе Висбург. Дома остается жена Эллен, которая страдает от странного недуга: она ходит во сне, испытывает приступы апатии и общается с существом, которое называет Смертью.

В замке Орлока Томас понимает, что его клиент — вампир. Герой чудом спасается от монстра и возвращается домой. Граф же отправляется в Висбург на русском корабле, с собой он несет чуму и разрушение. Эллен все сильнее ощущает его приближение, ведь главная цель Орлока — завладеть девушкой. Помочь им способен только чудаковатый адепт алхимии и других непризнанных практик доктор фон Франц.

Эггерс восхищается первоисточником и следует классическому сюжету, но добавляет новые детали. Например, вампир здесь кусает жертву не в шею, а, как и в румынской мифологии, в область груди. Ведь в традиционных представлениях сердце символизирует центр души. Оно рассматривается как место, где сосредоточена жизненная энергия, которую вампир стремится поглотить.

Но что самое важное — главным персонажем режиссер делает все же не кровопийцу, а супругу Хуттера, Эллен. Такое решение позволяет глубже исследовать темы женской сексуальности, невинности и самоотверженности.

🎥 Роберт Эггерс — идеальный режиссер для «Носферату»

История «Носферату» началась в 1922 году, когда немецкий режиссер Фридрих Мурнау снял свою версию «Дракулы» Брэма Стокера. Права на роман принадлежали вдове писателя, поэтому кинематографистам пришлось немного изменить сюжет — например, переименовать Дракулу в Орлока и перенести место действия в Германию. Это не помогло: Флоренс Стокер добилась постановления об уничтожении всех копий фильма. Но, к счастью, пленки сохранились. И картина стала классикой жанра.

«Носферату» Эггерса — второй ремейк картины Мурнау. В 1978 году немецкий режиссер Вернер Херцог снял свою версию под названием «Носферату: Призрак ночи» с Клаусом Кински в главной роли. Херцог не скрывал, что его фильм — оммаж картине Мурнау. Он сохранил визуальный стиль оригинала и даже повторил многие культовые кадры. При этом режиссер дополнил историю новыми темами: показал одиночество вампира, его тоску по человеческому теплу и любви.

Первым графом Орлоком стал Макс Шрек. Когтистые руки — визитная карточка этого образа. Кадр: Prana Film
Первым графом Орлоком стал Макс Шрек. Когтистые руки — визитная карточка этого образа. Кадр: Prana Film
Киновампирскую традицию вместе с Вернером Херцогом продолжил Клаус Кински. Кадр: Werner Herzog Filmproduktion
Киновампирскую традицию вместе с Вернером Херцогом продолжил Клаус Кински. Кадр: Werner Herzog Filmproduktion

Роберт Эггерс, известный по фильмам «Ведьма», «Маяк» и «Варяг», давно мечтал переснять «Носферату». Он увидел картину еще ребенком и решил, что обязательно сделает свою версию. Разумеется, автор привнес в ремейк свой уникальный стиль.

Главная черта творчества Эггерса — внимание к исторической достоверности. Изначально он работал как художник-постановщик и до сих пор следит за каждой деталью в сценарии и на площадке: от диалогов на старинных диалектах в «Ведьме» до точно воссозданных костюмов викингов в «Варяге».

В «Носферату» он тоже тщательно подошел к выбору костюмов и декораций. Аутентично выглядит как одежда карпатских цыган, так и немецких городских жителей. В фильме также появляются настоящие крысы и волки. В цветовой палитре преобладают холодные серые и синие оттенки. Полумрак отражает атмосферу времен до массовой электрификации, когда для освещения помещений использовались камин или свечи. Благодаря этому зритель полностью погружается в эпоху 1830-х.

Другой важный элемент стиля Эггерса — его работа с жанром. Режиссер берет классические фолк-хоррор, триллер, исторический эпик и делает упор на психологию человека в конкретной эпохе и обстоятельствах. «Ведьма» не просто рассказывает о колдовстве — фильм изучает параноидальное мышление пуританской общины. «Маяк» из истории о смотрителях превращается в исследование психики двух ментально нездоровых людей. «Носферату» же — это мрачная и трагическая притча о том, как противостояние злу неизбежно приносит боль и страдание.

Особое место в творчестве Эггерса занимает работа с пространством и природой. Локации в его картинах становятся полноценными участницами действия. Мрачный лес в «Ведьме», бушующее море в «Маяке», вулканические пейзажи Исландии в «Варяге» — все это создает уникальную атмосферу. Причем Эггерс предпочитает использовать натуральные декорации и естественное освещение.

В «Носферату» есть момент, где герой Николаса Холта оказывается в лесу, погруженном в непроглядную тьму. Вокруг лишь силуэты деревьев и отблеск снега. И вдруг тишину пронзает грохот копыт — на него стремительно несется карета. Это не просто одна из самых потрясающих сцен в фильме, а настоящая гипнотическая игра света и тени, создающая ощущение абсолютной необратимости происходящего.

🤯 Это не только хоррор, но и психологическая драма

Эггерс снял готический хоррор, который пугает не резкими звуками или неожиданным появлением монстра, а тотальным ощущением надвигающегося ужаса. Смотреть фильм тревожно, и каждая сцена усиливает чувство неотвратимой беды.

На создание гнетущей атмосферы работает и кастинг. Николас Холт убедительно показывает трансформацию своего героя: встреча со сверхъестественным существом ломает его и повергает в отчаяние. Уиллем Дефо в роли эксцентричного доктора фон Франца добавляет фильму нотку тревожного юмора. А Билл Скарсгард в образе Орлока за счет низкого голоса и жуткого грима наделяет антагониста демоническими чертами. В кадре он появляется не так часто, но его присутствие ощущается постоянно.

Граф Орлок не сразу предстает на экране во всей красе. От этого слышать его голос только страшнее. Кадр: Universal Pictures
Граф Орлок не сразу предстает на экране во всей красе. От этого слышать его голос только страшнее. Кадр: Universal Pictures

Эггерс радикально переосмысляет образ графа Орлока. В его версии вампир становится воплощением подавленных желаний и страхов викторианской эпохи. Режиссер исследует тему сексуальности через призму готического хоррора: Орлок здесь — не просто кровожадный монстр, а существо, одержимое страстью к Эллен. Центральный конфликт фильма разворачивается в рамках любовного треугольника между девушкой, ее мужем и вампиром.

При этом Эггерс мастерски использует исторический контекст. Женская сексуальность в то время подавлялась и рассматривалась исключительно в связи с деторождением. Мужчинам, напротив, предоставлялось больше свободы, особенно в высших кругах, где было негласно принято иметь любовниц. Викторианская эпоха, хотя и славилась прогрессом и наукой, все равно порождала в людях тревогу, связанную со строгостью морали и страхом перед неизведанным будущем. Герой Билла Скарсгарда — воплощение ужаса перед смертью, болезнями вроде чумы и разрушением порядков.

Новая версия «Носферату» — не просто очередная экранизация классической истории, а важное высказывание о самой природе мифа о вампире и его месте в современном кино. Эггерс отказывается от романтизации вурдалаков в духе «Сумерек». Его Орлок — возвращение к первобытной жути, которая лежит в основе легенд о кровопийцах.

Постоянный оператор фильмов Эггерса Джарин Блашке использовал высокочувствительные камеры и объективы, которые позволяли снимать при очень слабом освещении. Кадр: Universal Pictures
Постоянный оператор фильмов Эггерса Джарин Блашке использовал высокочувствительные камеры и объективы, которые позволяли снимать при очень слабом освещении. Кадр: Universal Pictures

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Дарья ТарасоваА какой у вас любимый фильм про вампиров? Расскажите о нем:
  • Молодая кукабарраУ меня от фильма неоднозначно впечатления: действительно очень красиво снято, декорации, операторская работа, композиция кадра, все на высшем уровне. Очень атмосферно! Но, что касается сюжета и "страшных" моментов... такое чувство, что у зрителя хотели вызвать просто чувство отвращения, а не страха. Слишком много неприглядной физиологии. Странное сочетание эстетичного и мерзкого. Может, в этом и был смысл, конечно, не знаю))0
  • Константин ДовгальС нетерпением жду этот фильм. В полном восторге от "Маяка" и "Северянина".0
  • Владислав ПунченкоХодил кто в кино на него? Там говорят обрезанный фильм с казахстана0
Вот что еще мы писали по этой теме