Мнения
1K

Мнение: не стоит рассматривать поступление в вуз как конечную цель образования

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Наталья Григорьева

Страница автора

Большинство подростков и их родителей воспринимают поступление в вуз как конечную цель образования. Это накладывает на выбор профессии больше ограничений, чем свободы. Объясню почему.

Если воспринимать поступление только как результат окончания школы, тогда все средства хороши. Берешь предметы с лучшими оценками. Сдаёшь. Поступаешь! Все просто, да не совсем. Этот способ не учитывает, что важно выбрать специальность, которая подойдет ребенку по способностям и будет зажигать на дальнейшую учебу.

Предметы с хорошими оценками не равны желанию развиваться в этой профессии.

Давайте рассмотрим поступление в вуз с другой стороны и увидим скрытое!

Высшее образование — это инструмент подростка на пути в желаемому профессиональному развитию, не конечная цель. Если вам нужно построить дом, вы берете одни инструменты; для похода выберете другие; для открытия ресторана — третьи.

Инструменты подбирают под цель, не наоборот. Выбирая ЕГЭ по предметам с наибольшей успеваемостью вы готовите суп из топора. Подгоняете цель под инструменты. Это ограничивает, и что еще более печально, часто разочаровывает в будущем.

Как тогда выбрать ЕГЭ? Посмотреть за горизонт. Как подросток видит свою желаемую жизнь там, после окончания вуза и нескольких первых лет работы? В какой профессиональной сфере ваш ребенок хочет оказаться лет через 10?

Фантазировать, воображать, креативить не страшно, а очень полезно. Это расширяет границы, добавляет уверенности в себе. Видение — хороший промежуточный пункт, к которому стоит выстраивать маршрут.

Видя более менее четкую картину, куда ребенок хочет прийти через 10 лет, задайтесь вопросом «Какими видами образования он может прийти к этой точке?» Скорей всего, это не одно направление.

Существует несколько маршрутов, которые приведут подростка к намеченной цели. Не все они подходят ребенку в равной степени. Одни предпочтительнее других. Это проясняется разными способами: оценкой своих наиболее сильных сторон, поиском интересов и смыслов, которые ребенок желает видеть в будущей профессии.

Такой подход подсвечивает профессиональные направления и сферы знаний, необходимые для реализации карьерной цели.

Ребенок сразу намечает инструменты нужные для поставленной задачи. Выбор предметов ЕГЭ, в таком случае, может частично или совершенно не совпадать с самыми легкими школьными предметами для ребенка.

Второй плюс такого подхода — мотивация. Видение будущего, в котором хочется оказаться, даёт энергию двигаться вперед, учить необходимые предметы и уже сейчас развиваться в выбранном направлении.

Выбор ЕГЭ, как и выбор профессии — это проект, процесс, инструмент на пути к будущему подростка. Подходите к нему осознанно и смотрите на перспективу. Пусть это будет смелый взгляд будущего эксперта в своей области, который мотивирует и двигает вперед.


  • Ах даКакая-то банальная истина, странно что кто-то может этого не понимать. Только понимание у школьника чем он хочет заниматься через 10 лет - ведь крайне редкая. В том и заключается проблема определения, поэтому и ориентируются люди на то, что проще даётся - других идей просто нет14
  • Александр МаркеловОсновная цель поступления в вуз - диплом о высшем образовании. Многие люди никогда не работали по профессии, на которую учились. Да и за 10 лет интересы у подростка вполне могут поменяться, времена тоже меняются и появляются новые профессии.4
  • John DoryРассуждения их разряда "знал бы прикуп, жил бы в Сочи". Если человек имеет хоть какую-то цель или предпочтения в профессии, то 90% дела уже в кармане. Обычно, люди имеют только одно желание: работать как можно меньше, получать как можно больше. Институт для большинства - это отсрочка от принудительного труда ещё на несколько лет и перспектива чистой работы в будущем. Сделайте гарантированный безусловный базовый доход, на который можно жить скромненько, и институты опустеют6
  • Аркадий ФинкельштейнJohn, уберите отсрочку от армии, этого вполне достаточно, чтобы институты опустели.0
  • Наталья ГригорьеваАх, я работаю с большим количеством школьников, помогаю им в профориентации и наблюдаю, что 80% ребят, которые ко мне обращаются не имеют никакого представления о том, «как я вижу свою жизнь после вуза». Перспектива планирования заканчивается на горизонте в 1-2 года. Только 30% старшеклассников точно знают, на какое направление идут после школы и кем хотят стать дальше.1
  • Наталья ГригорьеваJohn, большинство из неопределившихся ребят совсем не знают себя. Свои способности и сильные стороны. В школе этому не учат. Это и есть база уверенности в себе, которой далеко не многие старшеклассники могут похвастаться.1