«Огниво»: смотреть ли новую российскую киносказку
24 октября 2024 года в российский прокат выйдет «Огниво» — вольная интерпретация сюжета Ханса Кристиана Андерсена.
«Огниво» продолжает отечественный тренд на киноадаптацию классических сказок. Постановщиком картины стал Александр Войтинский — в прошлом году он же снял «По щучьему велению» с Никитой Кологривым.
Рассказываем, что у картины получилось отлично и какие проблемы отечественных киносказок авторы решить не смогли.
Что за «Огниво»
Дата премьеры: 24 октября 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Александр Войтинский
Сценарист: Александр Архипов
В ролях: Роман Евдокимов, Ирина Старшенбаум, Антонина Бойко, Виталий Хаев, Михаил Трухин, Ян Цапник, Сергей Марин
Жанры: фэнтези, приключения
Фильмы, похожие на «Огниво»: «По щучьему велению», «Летучий корабль»
Продолжительность: 1 час 46 минут
Где смотреть: в российском прокате
🏰 Сюжет фильма мало похож на оригинальную сказку
Ночью в сказочной стране царица и ее незрячая дочь Даша ждут царя из дальнего плавания. Почти у берега корабль царя теряется в волнах бушующего моря и ждет зажжения сигнальных костров. Для этого на берег отправляют Лиходея, Балалая и верного солдата Фому. Но Лиходей решает предать правителя: он подговаривает Балалая зажечь ложный костер, чтобы корабль царя разбился. Злодеи подстраивают все так, чтобы виновным посчитали солдата.
Из-за этого корабль попадает на скалы, а его экипаж погибает. Но перед смертью слуга царя отдает Лиходею книгу с заклинаниями и просит передать ее царице. Лиходей же поступает по-своему: с помощью колдовства он заставляет царицу подчиниться своей воле и признать его новым правителем. А еще стирает ей память: теперь царица не помнит дочь. Напуганную девочку Лиходей заточает внутри волшебного огнива, которое оказывается на дне глубокого колодца.
Три года спустя из тюрьмы сбегает аферист и шулер Ваня — непутевый брат Фомы. Он ворует у охранника солдатскую форму, а потом случайно оказывается на поле боя. Ваня в ужасе пытается скрыться от пушечных ядер и случайно падает в колодец, где и находит огниво. Вскоре герой освобождает Дашу. Она объясняет, что огниво способно выполнять желания владельца. Но делает это своеобразно: когда Ваня просит у инструмента 5 рублей, тот не дает ему деньги, а подсылает старика, который предлагает заплатить за рубку дров.
Даша просит Ваню проникнуть в замок и показать царице ее сережки — девочка надеется, что так мама вспомнит о ней. Герой соглашается помочь царевне — хотя на деле планирует оставить сережки себе и незаметно вынести из замка ценные вещи. План, правда, быстро рушится: стража ловит Ваню и доставляет его Лиходею.
Чтобы избежать казни, герой обещает, что достанет для лжецаря самопишущее перо и волшебные чернила — так злодей сможет внести в книгу новые заклинания. Но в путешествие Ваня отправляется не один: ему приходится взять с собой Дашу и оседлать разумную механическую лошадь.
Главная сложность при разработке фильма по сказке — это развитие зачастую короткого оригинального сюжета до масштабов хотя бы полуторачасовой картины. Недавний «Летучий корабль», например, сюжетно мало отличался от оригинального советского мультфильма — а вот по хронометражу превосходил предшественника больше чем на час. Из-за этого картина казалась бессобытийной и скучной.
В этом плане «Огниво» больше похоже на «По щучьему велению» — предыдущую сказочную работу режиссера Александра Войтинского. От сказки Ханса Кристиана Андерсена в фильме остались лишь «ключевые слова» — в остальном сюжет ленты полностью самостоятелен. Вместо огромных собак со странными глазами в фильме механическая лошадь. Вместо ведьмы — юная царевна. А в загадочном подземелье главный герой находит не серебро, а целую цивилизацию гномов.
С одной стороны, сюжетные изменения делают мир картины глубже. Ваня постоянно оказывается в неожиданных местах и встречает интересных героев. На поле боя его ждет суровый командир, дома — добрый дядька. Под землей герой встречает гномов, над ней — француза Жана, который путешествует на воздушном шаре. С другой стороны, наполнение мира едва ли помогает сюжету картины. Напротив, из-за обилия героев и событий он кажется сумбурным и скомканным. Простое сказочное путешествие за артефактом и обратно у Вани и Даши превращается в не самый увлекательный квест.
❤️ Героям хочется сопереживать
Герои — еще одно ключевое отличие фильма Александра Войтинского от сказки Андерсена. В центре оригинальной сказки оказывается якобы доблестный, но на деле довольно коварный солдат. Он обманывает ведьму, из-за него погибает царь. Причем расплата героя не настигает: в результате он женится на царице и сам становится царем.
Ваню в фильме, напротив, представляют как не самого приятного парня. Он зарабатывает на жизнь обманом, все время просит деньги у родственников и периодически попадает в тюрьму. Герой во всем не похож на старшего брата Фому — преданного и честного солдата.
Ваня отказывается соблюдать какие-либо правила и подчиняться приказам. Его интересуют только легкие способы заработка. Даже царевну герой сперва хочет обмануть и оставить в придорожном трактире. Но по ходу истории Ваня меняется и осознает, что нельзя вечно жить во лжи. А еще понимает, что ради близких можно даже пожертвовать жизнью.
К тому же в киноверсии сказки главных героев двое. Царевна Даша, несмотря на наивность, во многом превосходит Ваню. Если главный герой из большинства ситуаций выпутывается с помощью вранья, то Даша полагается на честность и смелость — и даже спасает своего нового друга. К тому же у ее героини понятная и трогательная мотивация: она просто хочет, чтобы мама ее вспомнила.
Яркими в картине получились и второстепенные герои: от антагониста до случайных товарищей главных героев. Особенно запоминается путешественник Жан в исполнении Яна Цапника. Сперва он помогает Ване избежать казни, а после вместе с героем отправляется за самопишущим пером.
😞 У ленты много технических недостатков
Яркие главные герои вполне могли бы сделать «Огниво» неплохой киносказкой — даже несмотря на невыдающийся сюжет. Вот только к недостаткам истории в фильме добавляются еще и технические огрехи. И вместе они мешают проникнуться сказочным миром.
Отдельные локации и герои выглядят неплохо. Особенно в этом плане выделяется населенная гномами подземная шахта. Тот же «Летучий корабль» визуально мог похвастаться только Водяным — в остальном графика в фильме была совсем не убедительной. В «Огниве» же визуально смущают по большей части задники. В некоторых сценах заметно, что свои реплики актеры проговаривают перед зеленым экраном — а фон в кадр добавили на этапе постпродакшена. Особенно этим выделяется первая встреча Вани с Жаном на воздушном шаре француза.
Но главная беда фильма — диалоги. Зачастую речь героев очень трудно разобрать — это вообще вечная проблема российских блокбастеров. Особенно от нее страдает дядя Семен. Видно, что он любит Ваню и пытается дать герою ценное напутствие — но сложно понять, что именно он говорит.
Есть у этой проблемы и другая крайность: многие реплики в фильме очевидно переозвучены. Причем актеры в студии не просто перезаписывали оригинальные фразы, а читали новые. Из-за этого фильму трудно поверить: видно, что слова героя не синхронизированы с его же губами. Первый такой эпизод появляется уже в начале фильма — а ближе к финалу их становится трудно сосчитать.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult