Я посмотрел «Оппенгеймера» так, как задумывал Нолан, — и потратил на это 26 000 ₽
Поп-культура
203K
Обложка — Universal

Я посмотрел «Оппенгеймера» так, как задумывал Нолан, — и потратил на это 26 000 ₽

Поездка в Прагу и просмотр фильма на 70-миллиметровой пленке IMAX
137
Аватар автора

Ефим Гугнин

писал этот текст на печатной машинке

Страница автора

«Оппенгеймер» Кристофера Нолана снят на 70-миллиметровую IMAX-пленку — это самый качественный формат изображения из всех существующих.

Однако за последние пять лет вышло лишь семь фильмов с его использованием. В большинстве из них на IMAX-пленку сняты только отдельные сцены, а не все кино. «Оппенгеймер» в этом плане выделяется: он снят в таком формате почти целиком.

При этом у 70-миллиметровой пленки есть существенные недостатки: в мире существует не так уж много кинотеатров с подходящим для этого формата оборудованием. В большинстве обычных кинотеатров изображение переводят в «цифру» — и теряют в качестве.

Я не считаю себя техногиком, но мне всегда было интересно посмотреть кино на широкоформатной пленке. Все же в наше время это довольно редкое явление. Тем более я знал, что Кристофер Нолан всегда заботится о качестве изображения и из принципа снимает на пленку. Поэтому я решил отдать дань уважения его новой работе — и посмотреть «Оппенгеймера» в том виде, в котором его задумал режиссер.

Я начал искать, какие кинотеатры показывают кино в этом формате. И выяснил, что в континентальной Европе он всего один: Cinema City Flora в Праге. Я живу не в Чехии, а в Польше, но меня это не остановило.

Большой стенд «Оппенгеймера» перед входом в кинотеатр
Большой стенд «Оппенгеймера» перед входом в кинотеатр

Сколько стоит билет в кино и как я добрался до Праги

Сначала я купил сам билет в кинотеатр. Получилось найти утренний сеанс 20 июля, в 10:50. На более поздние показы к этому моменту почти не осталось мест, хотя я покупал билеты примерно за неделю до премьеры.

Я выбрал вполне комфортное место, близко к центру, на пятом ряду. Стоило оно 303 CZK, или 12,59 €⁣ (1254 ₽). Это немало, учитывая актуальный курс рубля. Впрочем, в условном московском кинотеатре «Художественный» и в лучшие времена можно было встретить похожие цены.

На момент написания текста найти билеты стало еще сложнее. Даже на ранних сеансах залы заполнены битком. Источник: cinemacity.cz
На момент написания текста найти билеты стало еще сложнее. Даже на ранних сеансах залы заполнены битком. Источник: cinemacity.cz

Из Варшавы в Прагу ходят автобусы и поезда, летают самолеты. Последние удобнее и быстрее, но чересчур дорогие. Поэтому я выбрал поезд: он идет около восьми часов — правда, выезжает из столицы Польши в 05:20. Стоил билет 268 PLN, или 60,5 €⁣ (6026 ₽). Обратный вышел чуть дешевле — 200 PLN, или 45,14 €⁣ (4497 ₽).

Я приехал в Прагу за день до сеанса, потому что с поезда никак не успел бы попасть на ранний сеанс. Поселился в стареньком, но неплохом отеле в центре города. Выбор к тому моменту был небольшой. Все же лето — основной туристический сезон, и в Праге в это время очень много людей со всех концов мира. На улицах я слышал и английскую, и немецкую, и китайскую речь, и русскую тоже.

Уже в поезде я понял, что оделся скорее под «Барби», чем под «Оппенгеймера»
Уже в поезде я понял, что оделся скорее под «Барби», чем под «Оппенгеймера»

Ночь в отеле с включенным завтраком стоила примерно 70 €⁣ (6978 ₽). Плюс городской налог — 2 €⁣ (199 ₽) за день. Конечно, в теории я мог сэкономить: приехать в Прагу днем, посмотреть фильм вечером, поспать в хостеле и выехать следующим утром. Но, во-первых, я вряд ли бы перенес трехчасовой авторский фильм после того, как встал в четыре утра и восемь часов ехал на поезде.

Во-вторых, странно приезжать в красивые города вроде Праги ради одного фильма. Поэтому я совместил поход на «Оппенгеймера» с экскурсией по чешской столице — и остался на выходные.

Все эти люди спешат на «Оппенгеймера»
Кто⁠-⁠то так сильно опаздывал на «Оппенгеймера», что оставил велосипед прямо в столбе
И только лебедям было все равно на фильм. Потому что они лебеди

Где находится кинотеатр

Утром я вышел из гостиницы в сторону торгового центра с кинотеатром. Можно было доехать на общественном транспорте примерно за 20 минут, но меня прогулки не пугают. Тем более что идти было всего час, а маршрут проходил через исторический центр Праги.

По дороге я еще и полюбовался на старинные здания и даже случайно наткнулся на потрясающий местный музей кино. Он находится в незаметном переулке во дворе одного из домов, рядом с Францисканским садом. Получился неплохой кинотур: после «Оппенгеймера» я еще и сходил туда, где мне самому дали запустить древние проекторы и даже зоотроп — долюмьеровское устройство для воспроизведения движущихся картинок.

Думаю, я бы еще чаще ходил в кинотеатры, если бы дорога к ним выглядела так
Мой путь к кинотеатру в том числе пролегал через Карлов мост — это одна из главных достопримечательностей Праги
Уехал бы сразу — не было бы времени дойти до Летенских садов и посмотреть на такие виды

Сам кинотеатр тоже располагается в довольно симпатичном месте — районе Жижков, где много исторических зданий. При этом Cinema City Flora прячется внутри совершенно обычного торгового центра, который несколько выбивается из эстетики исторического района. Перед входом в кинотеатр скопилась небольшая очередь, а все стены были увешаны постерами «Оппенгеймера». Можно было бы подумать, что тут больше не показывают никаких других фильмов. Даже «Барби».

Я прошел в IMAX-зал и занял свое место. Экран в Cinema City Flora оказался большим и располагался довольно близко к сиденьям. Я был рад, что не выбрал место где-нибудь на первом ряду. Оттуда фильм, скорее всего, выглядел не слишком симпатично. А еще через пару минут какой-то мужчина предложил мне поменяться местами, потому что они с приятелем взяли билеты на разные ряды. Я согласился, потому что его место было даже лучше — выше и ближе к центру.

Перед фильмом на экране висело напоминание, что зрители действительно пришли на показ с 70⁠-⁠миллиметровой пленкой
Перед фильмом на экране висело напоминание, что зрители действительно пришли на показ с 70⁠-⁠миллиметровой пленкой

Впечатления от показа на 70-миллиметровой пленке IMAX

Перед фильмом показали короткий ролик от самого Кристофера Нолана. Он поблагодарил зрителей за то, что они пришли посмотреть «Оппенгеймера» в лучшем формате, и сотрудников кинотеатра — за то, что ради картины включили и настроили нечасто используемый проектор.

Любопытно, что и этот ролик, и вся реклама занимали на экране где-то 25% пространства. Их явно показывали через отдельный цифровой проектор меньшего размера. Это и понятно: вряд ли кто-то бы стал записывать рекламу на громоздкую 70-миллиметровую пленку.

Ваш «Оппенгеймер» и там и тут передают
Ваш «Оппенгеймер» и там и тут передают

Еще одна забавная особенность показа в IMAX 70 mm — это субтитры. Фильм показывали с чешскими субтитрами, но они не были отпечатаны на самой пленке. Надписи выводили отдельным маленьким проектором поверх фильма. Это не сильно мешало, но в некоторых темных эпизодах картины можно было заметить прямоугольник света вокруг букв.

Фильм в таком формате выглядел потрясающе. Нолан не просто так гнался за качеством изображения: даже передовые цифровые камеры все еще неспособны передавать цвет и глубину изображения так же, как пленка.

Можно было бы подумать, что «Оппенгеймеру» подобные решения особенно не нужны: все же это не яркий блокбастер, а преимущественно разговорная драма. Но специфическая эстетика 70-миллиметровой пленки добавляет фильму необходимый размах. Будь он снят на простую «цифру», картина и правда выглядела бы как будничные разговоры ученых в кабинете. Отчасти именно пленочное изображение заставляет поверить, что люди на экране не просто решают уравнения, а творят историю.

Кристофер Нолан убедительно просит зрителей поставить хотя бы 8 баллов на «Кинопоиске»
Кристофер Нолан убедительно просит зрителей поставить хотя бы 8 баллов на «Кинопоиске»

Впрочем, чтобы ощутить размах «Оппенгеймера», не обязательно смотреть фильм на пленке. Достаточно того, что он снят в этом формате, — обычный цифровой IMAX-проектор наверняка неплохо справляется с показом картины. Я и не ожидал, что показ на пленке станет каким-то невероятным новым опытом. Он скорее добавляет мелкие детали, которые абсолютному большинству зрителей были бы неинтересны.

Например, на пленке периодически появляются мини-артефакты, на нее может попасть пылинка или волос — и все это заметно на экране, особенно если приглядываться. Практического смысла в этом нет. Зато есть приятное ощущение аналогового изображения. Крохотные артефакты напоминают, что ты смотришь не цифровой файл, а целлюлозную ленту длиной 17 километров, которую крутит и проецирует на экран хитрый тяжелый механизм.

В этом видео сам Нолан объясняет особенность формата

Проще говоря, просмотр фильма на пленке — что-то вроде прослушивания музыки на пластинках. Может, это и лучший формат из возможных, но на деле минимальное количество людей способно услышать разницу между пластинкой и высококачественным lossless-файлом.

Выбор пленки или пластинок — вопрос не столько технологий, сколько эстетики. Кому-то просто приятно знать, что он наслаждается чем-то физическим и осязаемым, что фильм или музыка воспроизводятся, по сути, древними методами, в которых скрыта некая необъяснимая магия давно минувших дней.

Примерно так я выглядел бы, если бы мне не понравился «Оппенгеймер». А вообще, это памятник Зигмунду Фрейду
Примерно так я выглядел бы, если бы мне не понравился «Оппенгеймер». А вообще, это памятник Зигмунду Фрейду

Меня всегда привлекали пластинки, поэтому и увидеть кино на пленке было так интересно. Я знаю, что не буду смотреть так каждый фильм и что через пару дней после «Оппенгеймера» наверняка включу что-нибудь другое на ноутбуке или Айпаде. 70-миллиметровый IMAX останется ярким и, вероятно, единственным подобным опытом, о котором я точно не буду жалеть. За что не в последнюю очередь надо сказать спасибо самому Нолану: кто знает, как бы я заговорил, если бы мне не понравился «Оппенгеймер».

Было бы нечестно считать, сколько я потратил на поездку целиком, — потому что далеко не вся она была посвящена «Оппенгеймеру».

На просмотр фильма в уникальном формате ушло 262,23 €⁣ (26 141 ₽)

Проживание в Праге, 2 ночи144 €⁣ (1435 ₽)
Билет на поезд Варшава — Прага60,5 €⁣ (6031 ₽)
Билет на поезд Прага — Варшава45,14 €⁣ (4499 ₽)
Билет в кинотеатр на фильм «Оппенгеймер»12,59 €⁣ (1255 ₽)

На просмотр фильма в уникальном формате ушло 262,23 €⁣ (26 141 ₽)

Проживание в Праге, 2 ночи144 €⁣ (1435 ₽)
Билет на поезд Варшава — Прага60,5 €⁣ (6031 ₽)
Билет на поезд Прага — Варшава45,14 €⁣ (4499 ₽)
Билет в кинотеатр на фильм «Оппенгеймер»12,59 €⁣ (1255 ₽)

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Ефим ГугнинРади какого фильма вы бы отправились хоть на другой конец света?
  • Анатолий БизяевАртем, нужен Imax кинотеатр способный воспроизводить 70мм пленку. Ну а я бы так не заморачивался, даже если б была возможность. Сходил раз на IMAX, не увидел черного на экране вообще, у меня сгорело и больше дополнительные деньги не трачу. На OLED любой фильм лучше выглядит, увы и ах.6
  • Ефим ГугнинКонечно, я знаю, что в Польше есть IMAX. А вот пленочный IMAX из стран ЕС только в Праге23
  • Жора ШкиперПодробнее о том, как устроена подготовка фильма к показу в кинотеатре - недавно залип на этот ролик: https://www.youtube.com/watch?v=_uFyp1WS1Fw10
  • Александр Ерофеев«Сам кинотеатр тоже располагается в довольно симпатичном месте — районе Жижков» Ахах, для пражаков этот район считается самым отбитым и криминальным в Праге😅24
  • Ефим ГугнинБуду знать! Но когда ходишь как турист, да нормальный район вполне… Телебашня только странная, но не такая странная как когда на ней еще младенцы ползали огромные24
  • Артем КощеевНичего не понял, что в статье написано. Что-то на богатом10
  • user2601938Эстетское мероприятие получилось). Что на очереди? Ламповый усилитель, форд мустанг 65 года? Я в хорошем смысле).13
  • Ефим ГугнинНу сейчас съемка на пленку — это в любом случае дело принципа. А так никто и не говорил, что только Нолан. Понятное дело, тот же Тарантино принципиально снимает и будет снимать на пленку, да и много кто еще5
  • РоманОчень уж напрашивается эксперимент для любителей "аналоговых" форматов: разделить испытуемых на две группы. Первой группе давать поочерёдно оценивать аналоговый материал (звук или видео), не показывая носитель и оборудование, говоря, при этом, информацию, не всегда правдивую, касаемо носителя. Второй группе так же давать материал на оценку, но не говорить про тип носителя. При этом, использовать 4 вида материала: аналоговый идеального качества, аналоговый среднего качества, цифровой идеального качества и цифровой с наложенным фильтром "аналоговости". Вот прям интересно посмотреть на реакцию испытуемых после оглашения результатов)59
  • Романuser2601938, провести бы Вам слепой тест, чтобы неповадно было выделваться)6
  • Der GogaРоман, вот да. В силу физических ограничений, винил может передавать не все частоты, поэтому записи сводятся и мастерятся иначе. При этом основная часть студий все изначально пишут в цифре. Поэтому слушать про "аналоговый" звук очень ржачно.15
  • РоманDer, про CD не надо тут заливать - это настоящая цифра. Точно такая же цифра, которая может быть записана и на магнитную плёнку и, в принципе, на винил. Разница состоит в квантовании и коррекции ошибок, которых нет на аналоговых носителях.6
  • InfvasyaDer, недавно были на техновыставке, там был генератор частот, я не слышу выше 14500гц, жена 17000, а дочь 20000гц. Я хз для кого эти извороты, если больше 25% частот в утиль )))8
  • РоманInfvasya, это для любителей больших циферок в ттх и тех, кто прогуливал биологию и физику.4
  • Ефим ГугнинРазумеется, никто сейчас за пределами киноинститутов и любителей-экспериментаторов на пленке не монтирует. С выхода «О, где же ты, брат?» братьев Коэн кинематографисты научились делать цифровую цветокоррекцию фильмам, снятым на пленку (а тогда еще все снимали на пленку, это 2000 год). Но фильмы и сейчас на пленку все еще снимают — чтобы получить специфичную передачу цвета, зерно, или, как Нолан, ради качества, которое даже лучшие цифровые камеры пока повторить не способны. У Kodak есть даже удобная страница, где перечислены все фильмы, которые используют их пленку: https://www.kodak.com/en/motion/page/shot-on-film5
  • user2601938Infvasya, это нормальная средняя по палате ситуация. А у дочки ещё есть шанс.) для таких и извороты4
  • Shinigami Geass"Даже передовые цифровые камеры все еще неспособны передавать цвет и глубину изображения так же, как пленка" - это правда? Что-то звучит сомнительно.8
  • Ефим ГугнинЧего невероятного вы ждали от истории поездки в IMAX кинотеатр? Я ж не на Эверест поднимался7
  • АлексейСпасибо! Просто завидую! Хотел бы увидеть своими глазами! Но в Москве давно уже нет пленочного IMAX( Немного объясню публике в чем прикол. Фильмы на пленочные камеры IMAX давно не снимают. Может отдельные фрагменты, но чтобы целиком! Это технологически сложно, громоздко и дорого. Нолан превзошел сам себя, заказал черно-белую пленку, которой вообще не было у производителя. Теперь о проекции. Пленочный IMAX имеет цифровую звуковую дорожку на отдельном жёстком диске в стандарте продвинутого, но DTS. Так что говорить о "ламповом" звуке не стоит. В Москве был пленочный IMAX в кинотеатре на Ленинградке. Его демонтировали - очень дорого возить и растамаживать многокилометровые пленочные копии. Уникальное оборудование чуть не попало на свалку. Но есть энтузиаст, который спас и может восстановит. Не нужно путать съёмку на широкоформатную камеру и камеру IMAX. Ширина пленки та же 65(70)мм, но кадр в IMAX располагается горизонтально с соотношением сторон 3х4. Широкоформатный кадр расположен поперек пленки и имеет соотношение сторон чаще 1х2.2. Тарантино и тот же Нолан снимали в широком формате. Тарантино "Омерзительную восьмерку" с допоптикой, это фильм показывали в "Октябре" с широкоформатной пленки. Качество у широкого формата отличное, но до IMAX далеко. Большинство фильмов, где написано про IMAX, сняты на уникальную цифровую камеру ALEXA IMAX. Матрица такой камеры имеет размер кадра пленочного IMAX. Камера не продается, ее можно взять только в аренду и очень дорого. Мало, кто может себе это позволить. На ALEXA IMAX был снят "Довод", судя по фотографиям. Почему с пленки фильм лучше? Да, есть лазерные проекторы, но технология очень сырая, качество странное. Большинство IMAX залов в России оснащены обычными проекторами с разрешением всего 2К. Да, работают сразу два, но качество, скажем так, приемлемо. Да и нет больше IMAX у нас. У пленки другое изображение, другая фотографическая широта, цветопередача и дело не в "ламповости". Да и даже обычная пленка шириной 35 мм качественнее любой из цифровых кинотеатральных систем, намного. Если есть вопросы, отвечу тем, кто дочитал эту простынь)56
  • Владuser2601938, дочка слышит высокие частоты в силу возраста. Пока она дорастёт до возможности покупать аудиофильскую технику, слух как раз придет в возрастную норму и будет она как папа с мамой слышать.18
  • ВладЕфим, не ври ничего! Занусси это стиральная машина. О чём можно с ней общаться?7
  • Марина НиловаInfvasya, так и комаров слышат только до определённого возраста. Это, кстати, огромный +, засыпаешь не слыша раздражающего комариного писка.9
  • Энвер ОсмановАлексей, Прочитал, довольно познавательно)11
  • Романuser2601938, слепые тесты всё расставляют по своим местам. И да, аппаратура с этими задачами справляется лучше, чем субъективное восприятие человека, которое может пригодиться лишь для индивидуальной настройки конкретного оборудования, когда речь идёт не о точности, а о психоакустике. Что до грампластинки, то если дать Вам послушать мастеринг, сделанный под винил, Вы его не отличите от реального винила. Такие дела.16
  • РоманShinigami, конечно не способны, ибо делают это лучше чем плёнка.7
  • Данил КузнецовЕфим, ты точно в Праге был? Вот фото недельной давности6
  • Ефим ГугнинЕсли не доверяете Insider, вот список с сайта самой компании IMAX: https://www.imax.com/news/oppenheimer-in-imax-70mm7
  • Артем СтепановАлексей, да, интересно даже стало заценить. Смотрел Оппенгеймера в обычном кино, фильм интересный, но имхо, таки не сильно зрелищный, чтоб сильно что-то привнёс в IMAX. Последним смотрел в IMAX Стражи Галактики 3 в 3D, но там цифра, само собой.1
  • АлексейАртем, я последним посмотрел Довод в Аймакс. Октябрь - один из лучших залов. Цифра, увы. Но сейчас ближайший зал либо в Таллине, либо в Алма-Ате без визы4
  • Абзац на колесахРоман,72
  • Андрей БелогубовОписано конечно круто и интересно было читать. Но не покидало чувство "оправданий" за потраченные 250 € в соседней стране на огромном экране. А с другой стороны это опыт, эмоции и впечатления. И если есть бабки на это - почему нет11
  • Igor PetrovАлексей, что вы подразумеваете под "качественнее"?1
  • АлексейIgor, в отношении качества изображения. Максимально что сейчас есть - цифровые проекторы 4к. Но большинство залов и поступающих в прокат копий 2к. Пленка 35 мм имеет оптическое разрешение выше.3
  • Y XЕфим, я вспомнила свои путешествия по Европе, под купленные билеты на мероприятия. Это круто, что вы съездили, интересно рассказали, кого-то вдохновите не сидеть ровно (и писать мерзкие комменты), а отправиться пусть в небольшое путешествие на уик-энд. Жду новых историй!)5
  • МарияЯ не ценитель пластинок и тому подобного, однако я позавидовала тому, что автор захотел и сделал. Молодец!) В моей жизни надо сначала оценить, можем ли мы выделить деньги на это, потому посмотреть цены на билеты (из Сибири), потом вспомнить, что прямых рейсов нет, вспомнить причину всего этого бардака (в том числе отсутствия кино в моем городе) и загрустить дня на два.7
  • Biz MobileАлексей, сходил на Оппенгеймера в аймакс в Бухаресте, не понял всех восторженных отзывов ох и ах. Досидел до середины фильма и ушел, сил не было смотреть эту тягомотину. Возможно проблема в том, что я не заканчивал институтов благородных девиц, но думаю что проблема все таки в чем то другом.5
  • Дмитрий СуйканенАлексей, Значит едем в Алма-Аты😎✌️ Или упорно ждём, когда ленту загрузят в HDRezka🤭2
  • АлексейДмитрий, хотел поехать на Аватар, но из-за событий цены были заоблачные. Пришлось смотреть в Ереване) и не в IMAX0
  • Lexa LexaАлексей, о каком качестве можно вообще говорить, сидя в десятках метрах от экрана, смотря на "экран" через пыль в воздухе.0
  • Igor KhanАлексей, в Москве есть true imax под плнеку 70мм. Он находится на лениградском шоссе, но вопрос в том что никто пленку сюда не завизет.0
  • АлексейIgor, зал есть, проектора пленочного там нет, его демонтировали. Он очень долго лежал в подвале, его спас один очень хороший парень. Сейчас проектор находится в НИКФИ.3
  • Алексей МасловскийАлексей, интересно пишете. Вам стоит опубликовать на Т-Ж статью с техническим сравнением современных кинотеатров. Моё мнение, что в настоящее время лучше смотреть кино дома с качественным экраном и звуком.5
  • АлексейАлексей, спасибо, я редко пишу в последнее время Есть старая статейка про кинотеатры и кризис кино https://pikabu.ru/story/pochemu_ya_nenavizhu_kinoteatryi_i_pochemu_zritelya_derzhat_za_idiota_51043852
  • MarinaBiz, вот интересно что означает институт благородных девиц в данном случае🙂. ДоСмотрела фильм до конца. Согласна был затянут.2
  • MarinaАлексей, присоединяюсь вас было интересно читать.1
  • АлексейMarina, спасибо!0
  • Йожег Без ГоловыМарина, и потом просыпаясь чешешся от укусов ну нахер :)2
  • Йожег Без ГоловыInfvasya, допустим любой способ отжать деньги у доверчивого лоха, че непонятного? :) кто то банчит тапочками в леомакс, зато по первому каналу, а кто то винил толкая :) но лучше уж эти, чем те что дурь толкают - тапочки и винил хотя бы здоровью вреда не нанесут :)0
  • Яна НебожиловаАлексей, вот прям видно человека с любовью к плёнке)1
  • АлексейЯна, так 10 лет, по молодости, киномехаником широкого формата)))0
Вот что еще мы писали по этой теме