Третьяковка отмечает 155-летие объединения самой масштабной выставкой передвижников за последние полвека в новом корпусе на Кадашевской.
В 1863 году 14 студентов Академии художеств отказались писать экзаменационные картины на заданный мифологический сюжет и в знак протеста покинули учебное заведение. Семь лет спустя они основали Товарищество передвижных художественных выставок и начали показывать искусство жителям разных уголков империи, изображая на картинах российскую действительность.
Всего на выставке представлено 150 картин художников-передвижников: Крамской, Серов, Репин, Левитан, Васнецов, Куинджи и другие. Расскажу, почему стоит купить билет в новый корпус Третьяковки и на какие картины обратить внимание.
«Передвижники» в Третьяковской галерее
Куратор: Татьяна Юденкова
Кому понравится: всем, кто любит русское искусство
Адрес: Кадашевская набережная, 12
Даты проведения: до 6 апреля 2025
Часы работы: воскресенье, вторник, среда — с 10:00 до 18:00, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00, понедельник — выходной
Цена билета: 900 ₽
Посмотреть на новый корпус галереи
Здание на Кадашевской набережной строили почти 30 лет и открыли в 2024 году. «Передвижники» — первая масштабная выставка по новому адресу. Кроме выставочного пространства, здесь есть большой магазин художественного мерча, а также кафе и концертный зал.
Вспомнить, с чего начиналась Третьяковка
Тему для первой выставки в новом пространстве выбрали неслучайно: расцвет товарищества совпал с наиболее активным периодом деятельности Павла Третьякова как собирателя искусства. Работы Сурикова, Крамского, Репина, Васнецова и других составили основу его коллекции, а позднее — и главной художественной галереи Москвы.
Увидеть привычные сюжеты по-новому
Кураторы предлагают посмотреть на знакомых со школы передвижников свежим взглядом. Документы, письма и другие свидетельства времени позволяют увидеть работы глазами современников, оценить их новаторство, а иногда и скандальность.
На какие картины обратить внимание
Расскажу о пяти работах с выставки, которые вы видели много раз, но, возможно, не задумывались, что на них изображено.
🏘️ Василий Поленов. Московский дворик. В 1877 году Поленов переехал из Петербурга в Москву и снял квартиру в районе Арбата — на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Из окна художника открывался вид на двор, обычный для москвича 19 века, но экзотический для столичного жителя, так что Поленов сразу решил написать его. Впрочем, ради таких видов он и покинул Петербург и как раз в это время замышлял поездку по Волге, так и не состоявшуюся.
На заднем плане изображена церковь Спаса на Песках, которую можно найти и сейчас на Спасопесковском переулке. Чуть дальше, в правой части картины, виднеется церковь Николая Чудотворца в Плотниках — она не сохранилась. Самого дворика тоже давно нет, как и домов, изображенных на переднем плане.
Первая версия «Дворика» была пустынной, но спустя год Поленов добавил в композицию детей, женщину с ведром, кур и лошадь. Картина была выставлена на шестой выставке Товарищества передвижников, после чего ее купил Павел Третьяков.
💅 Иван Крамской. Неизвестная. Девушка, одетая по моде 1880-х годов, едет в экипаже по Невскому проспекту. Едва ли что-то может смутить нас на этой картине, но зрители того времени нашли картину вызывающей. Почему девушка едет одна? На чьи деньги куплена модная шляпка «франциск» и пальто, украшенное соболиным мехом?
Впервые работа была выставлена на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1883 году в Петербурге, где вызвала бурное обсуждение. Взгляд незнакомки казался современникам слишком прямым, детали гардероба — подозрительно новыми и модными.
Существуют разные версии того, кто изображен на картине: переодетая русская крестьянка, провинциалка из маленького городка на севере Азербайджана, элитная куртизанка или любовница Александра Второго. Личность девушки до сих пор не разгадана.
🤔 Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. Никогда до этого событие российской истории не изображалось в таком критическом свете и с такой документальной точностью. Идея появилась у красноярца Сурикова, когда он переехал в Москву и впервые оказался на Красной площади у Лобного места.
Над картиной художник работал три года, уточняя у историков детали костюмов, цвет кремлевских стен и облик исторических деятелей: Петра Первого, его соратника Александра Меншикова, боярина Черкасского, австрийского посла Гвариента и его секретаря Корба. Лев Толстой подсказал добавить следы расплавленного воска на руки стрельцов, чтобы добавить сцене еще больший натурализм.
За время работы над картиной Сурикову часто снились кошмары. Он даже отказался от идеи добавить в композицию фигуру повешенного стрельца: атмосфера и без того вышла мрачной и гнетущей.
🧑🎓 Николай Ярошенко. Курсистка. «Женский вопрос», широко обсуждаемый во второй половине 19 века, нашел отражение в искусстве. На картине «Курсистка» художник изобразил молодую, скромно одетую студентку Бестужевских курсов, идущую на учебу. Говорят, что художник рисовал с натуры и героиня картины — реальная студентка этих курсов Анна Дитерихс, впоследствии ставшая писательницей и публицисткой.
«Курсистка» была выставлена на 11-й передвижной выставке и встречена негодованием публики, не готовой принять идею женского образования и равноправия. «Какой-то гермафродит», «безобразная и нечистоплотная барышня» — писали про картину критики.
🍝 Григорий Мясоедов. Земство обедает. Земствами в России 19 века назывались органы местного самоуправления. Не стоит думать, что эти обедающие хлебом с солью и луком крестьяне и правда что-то решали. На картине мы не видим дворян — они обедают отдельно, внутри здания. Лакей у окна, протирающий тарелку, скорее всего, чувствовал себя гораздо более важной персоной, в то время как два социальных мира были по-прежнему далеки друг от друга — даже после того, как в 1864 Александр Второй утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях, которое позволило крестьянам участвовать в местных делах.
Мясоедов представил работу «Земство обедает» на второй передвижной выставке в 1872 году. После переговоров и торга Третьяков купил ее за 945 рублей, но поручил исправить несколько деталей. Поэтому картина, которую мы видим сейчас, — это переработанный вариант 1876 года. Например, заказчика смущали куры и петух на переднем плане: ему казалось, что они снижают критический пафос происходящего. Мясоедов смог убедить коллекционера, что проблема именно в фигуре петуха. Куры остались и по-прежнему добавляют сюжету иронический оттенок.
Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod