Мнения
5K

Мнение: маркет­плейсы вызывают зависимость

91

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Волшебница

отказалась от импульсивных трат

Страница автора

До того как я подсела на иглу маркетплейсов, мне удавалось откладывать гораздо больше денег.

Посчитала, что за два года я потратила 250 000 ₽ только на Wildberries. И многое из этого было из категории «дорого, на раз порадовать». А был период, когда я не могла войти в свой аккаунт. И за это время сэкономила гораздо больше.

Проблема в том, что на маркетплейсах много привлекательного из-за большого выбора. Мозг всякий раз ищет радости.

Когда в соцсетях был тренд узнавать у девушек в Москве общую сумму покупок на маркетплейсах, назывались суммы 500 000—700 000 ₽, у кого-то даже миллионы.

Многие живут в ипотеках и кредитах, что служит источником стресса и постоянной ношей. Понятно, что одежду и еду все равно покупать, но в супермаркетах выбор меньше и поэтому экономия больше.

Не разумнее ли слезть с иглы импульсивных покупок и подумать о будущем?


РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • AndrewНе понимаю, что вам мешает вместо заказов на маркетплейсах ездить по ТЦ и спускать все деньги на традиционный шоппинг.18
  • AnnaРазумнее! Кто-то спорит?7
  • ТориСПбВБ просто рай для интровертов. Ну, или тех, кто как и я не любит шатания по ТЦ и предпочитает не делать спонтанных покупок (на что глаз упал), поскольку ищешь то, что хочешь купить. Как по мне, здесь вообще нет лишних телодвижений, вижу цель, не вижу препятствий. Плюс, всегда можно отыскать аналогичный товар дешевле, поскольку конкурентов куча.34
  • ВолшебницаAndrew, в маркетплейсах много ништячков) поэтому так и манит как магнит1
  • Варя СычМаргарита,34
  • ВолшебницаВаря, )0
  • Сергей ВарламовДа. Я буквально зависим3
  • Системный инженерА в чём проблема заказывать на ВБ только то, что нужно? А то смотрю как жена - смотрит ВБ, смотрит... Как соцсети уже.40
  • ВолшебницаСистемный, в том что там много привлекательного из-за большого выбора. А мозг всякий раз ищет радости1
  • АнтиконсьюмеристУ меня такой зависимости точно нет. Наоборот, я за каждый рубль для себя удавлюсь, не куплю даже то, что мне нужно, пока какой-нибудь маркетплейс не пришлёт промокод на скидку)) Недавно вот на Магнитмаркете спортивные штаны с ценой 1500 р купил за 800, а до этого упорно ходил в старых с порванными карманами...12
  • Егор ХлопотниковА я принимаю свою зависимость!8
  • Егор ХлопотниковAndrew, Да там ходить надо, а на маркетплейсах все проще11
  • ВолшебницаАнтиконсьюмерист, видимо копите на что-то сильно нужное. Я тоже так делала в свое время0
  • АнтиконсьюмеристМаргарита, нет, я просто очень экономный и жадный)))16
  • ТаУА чем такое поведение отличается от обычного шопоголизма? В комментах автор ссылается на то, что мозг ищет радости. Ну, так можно же дать ему радость не связанную с тратой денег. Или нет таких? Для меня открытие ПВ Озон в нашем селе стало просто мегасобытием. Поясню. В наших деревенских магазинах из бытовой химии - нашатырь, "Белизна" и пара видов стирального порошка. Но это же не значит, что я только этим пользуюсь. Просто раньше во время выездов в город я закупала всё это в несусветных количествах, чтобы до следующей поездки хватило, а потом приходилось с тяжеленными сумками ехать до автовокзала на такси, а от автобусной остановки в селе вообще тащить всё это на себе, как ломовой лошади. То же с кормом для кота. В основном здесь продают мутно-развесную массу. А для котят вообще ничего нет. И так со многими товарами. Теперь нет нужды загромождать дом тем, что везешь из города впрок. Пару раз в месяц делаю заказы того, что заранее внесла в список необходимого. При этом могу спокойно, без спешки сравнить цены у разных продавцов. Бывают и внеплановые покупки. Вот у коллеги буквально на днях ДР, а две недели назад она отца похоронила. Хочется хоть чем-то ее порадовать. У себя в магазинах я бы вообще ничего для нее не подобрала. А на Озоне, зная, как она любит проводить досуг, выбрала то, что, надеюсь, будет ей приятно. Виснуть на сайте просто без надобности, так же, как и бродить по супермаркетам - не моё. Так что если человеку надо от чего-то зависеть, он найдет от чего.89
  • МаксимЯ думал, почему теперь первое место по количеству проведённого в день времени принадлежат маркетплейсам. Вот и ответ пришёл.3
  • Забаненый за правдуЭто просто инструмент для покупок. Если у человека изначально нет страсти к транжирству, то и появление пвз поблизости ничего не изменит18
  • WonderNТаУ, поддерживаю. Какие-то оправдания себя. Маркетплейсы просто делают удобнее трату денег, но это выбор человека, тратить или нет. Да что угодно можно оправдать отсутствием самодисциплины и силы воли - не могу перестать ездить на такси/не могу перестать покупать кофе по 5 раз в день/не могу отказать от заказов на wb. Не хочу/не нужно будет правильнее.44
  • A BУ меня нет такого. Не страдаю шопоголизмом, заказываю только то, что нужно. Мне неинтересно проводить время ни на маркетплейсах, ни в обычных магазинах.18
  • Mad CatЭто проблема исключительно зависимых людей. Если не в маркетплейсах, то в алкоголе, еде, наркотиках, соцсетях, казино, во всем найдут зависимость. Мне лично маркетплейс очень хорошо помогает экономить на действительно нужных мне вещах, да и возможность рассрочки облегчает дорогие покупки. Некоторые вещи, которые я действительно хотел, я бы не купил в ритейле по конской цене, которую сразу надо выложить, а тут пожалуйста, и цена ниже, и рассрочка без переплат. К примеру увлекаюсь симрейсингом, хотел руль Moza R5, но ритейле он минимум 50к, а на маркете нашёл за 36к, так ещё и в рассрочку. Захотел сменить телефон, не надо старый продавать и добавлять, просто взял в рассрочку, юзаю новый а старый лежит на авито, покроет 60% стоимости нового. Да банально запчасти на авто гораздо дешевле. Промокоды постоянно дают. Зачем мне кормить барыг из ритейла? Зависимости у меня нет, иногда беру конечно что то, не прям срочно нужное, но которое бывает по очень хорошей цене, но это редко бывает и как правило недорого. Траты не считал, но если бы я все покупал в оффлайн магазинах, отдал бы раза в 1.5 больше денег, так ещё и пришлось бы искать всю сумму сразу. Это как обвинять алкоголь в том, что ты стал алкашом, или меф в том что стал наркоманом. Мне неоднократно предлагали и то и другое, но мне это не нужно и с теми людьми я не общаюсь больше)))9
  • NКогда я искала новую одежду по торговым центрам, не могла оттуда уйти, не поев в кафешке, даже если не очень хотелось. Так что экономия налицо.8
  • Unknown womanСовременные сервисы конкурируют не только за наши кошельки, но и за наше время. Они спроектированы, чтобы нас удержать, поэтому имеется бесконечная лента с предложениями, игры, блоги, акции "только для тебя", клубы лояльности и тд. Думаю, разумнее искать источник радости и вдохновения в чем-то еще, а подобные сервисы удалить и использовать только для конкретных задач.6
  • Amily WПроблема в привычках, а не в маркетплейсе. Вы ищите радость, листая вб. При этом есть достаточно много людей, которые ту же радость ищут, ходя гулять по торговому центру или гипермаркету. Вместо того, чтобы быстро купить по списку то, что им нужно, они прогуливаются, рассматривают товары, заходят в разные магазины и тоже тратят кучу денег на не самые нужные вещи. Так что думать нужно не о том, какие плохие маркетплейсы вас на себя подсадили, а о том, почему у вас в жизни нет других источников радости кроме покупок и как их найти16
  • DmitryПолная чушь. Вопрос не в маркетплейсах, а только в Вас и Ваших финансовых привычках. А так Вы только перекладывайте ответственность за свои плохие решения на яркие рекламы.7
  • DmitryЭто, сняли с языка Я вот тоже почти ничего для себя там найти не могу. Какую-нибудь бытовую химию не доверяю покупать там - я видел палеты поддельных шампуней на рынке в люблюно и прекрасно понимаю, где их потом реализуют. Одежда - такая же история, найти оригинал сложно, покупать дешевый нонейм мне не интересно. Основная претензия ко всяким вб - тяжело отслеживать оригинальность любых брендовых товаров. А китайское дешевое барахло - ну я уже вырос из этого. Поэтому да, я предпочитаю тц. Видишь товар глазами, можно сразу померить, проще отслеживать оригинальность. Вб и озонами почти не пользуюсь, не больше десятка покупок за все время.5
  • ИринаВокруг сплошные кондитерские,кафе,магазины "Золото",продажа сигарет и т.д.Ай-ай,это они виноваты,что мы толстеем,курим и спускаем деньги на золото сомнительного качества?Смешно.Наличие мозга никто не отменял5
  • АватаркаЭто, почему качественное не найдешь? конечно, там нет тяжелого люкса - он в других местах. а так там плюс-минус то же самое что в обычных магазинах, только не надо бегать и искать по разным местам. если есть сомнения в качестве, лучше конечно сразу вернуть и магазин в черный список, больше там не покупать.3
  • АватаркаUnknown, многие алгоритмы у них так себе. например, лежит у меня в корзине шампунь определенной марки без сульфатов, закончился, и магазин на замену мне предлагает совершенно рандомные шампуни с непонятным составом, которые меня не интересуют, я на них даже не взгляну. или белье предлагает, где даже близкого к моему размера нет и никогда не было. и так практически во всём, даже подбешивает такая "забота". если человек чётко знает что ему нужно, а что нет, он не будет скупать всю фигню что бесконечно предлагает маркетплейс.4
  • Три товарищаУ меня, наоборот, страх всех этих площадок по типу вайлдберрис с десятками тысяч товаров, из которых нужно выбрать всего несколько, а пересмотреть сотни 😅😅7
  • NDmitry, не все гоняются непременно за брендовыми товарами, чтобы одеться в них с ног до головы.5
  • No thanksСистемный, верно, заметила в последние полгода, как молодые девчонки в автобусах и метро тупо скроллят ВБ вместо инстаграма. Забавно.12
  • Слава ЦветочковНе нравится мне там сидеть и искать. На ВБ ещё карточки заполнены криво, в фильтре укажешь синий свитер к примеру, а тебе выдает носки какие-нибудь. И пока вещь нужную найдешь, сдохнуть можно. И ещё несоответствие фото и реального вида вещей. Смотришь в отзывах, а там такая тряпка.9
  • Системный инженерNo, так у меня жена так же скроллит, которая уже не совсем девочка.1
  • ВеленаA, у меня там тысяч 50 за ри года потрачено. И вообще именно вб не люблю и не понимаю, заказываю там одежду крайне редко, как ни закажешь- все дерьмо какое-то.6
  • Это всё ради искусстваАватарка, как потребитель я более защищенно чувствую себя с гарантией и чеками. Это не значит, что там совсем все плохо. Просто будет как на рынке в нулевые.2
  • NЭто, речь про бренды - я вот на это: "Основная претензия ко всяким вб - тяжело отслеживать оригинальность любых брендовых товаров"2
  • ghostwriterЯ живу в стране, где нормальных маркетплейсов как в России нет — то есть в целом они есть, но нет такого огромного выбора с возможностью купить какую-то мелочь за копейки и забрать из пвз. С одной стороны, это спасает меня от ненужных покупок (когда приезжаю в россию, закупаюсь всякой фигней). Но с другой стороны, без озона гораздо дороже обходится наполнение новой съёмной квартиры всякими полезными вещами типа книжной полки, рабочего стола и прочего. Приходится муторно искать в разных магазинах и переплачивать. Мне ещё очень удобно на маркетплейсах заказывать всякие штуки родителям в их маленький город: хороший корм для собаки, одежду, обувь. В общем, маркетплейсы — очень полезная штука, если с шопоголизмом нет проблем. И лучше разбираться именно с проблемой, почему вам хочется всё скупать, а не пенять на сервис7
  • NВелена, я отвечала на это: "Основная претензия ко всяким вб - тяжело отслеживать оригинальность любых брендовых товаров". Ну меня не волнует, брендовая вещь или нет, если мне понравилась. Пошла посмотрела свои успешные покупки дороже 300. Кожаный рюкзак за 4700 (он уже на пару тысяч подорожал с лета). Соляная лампа за 800 - не нарадуюсь на неё каждый вечер, такая милая. Постельное бельё приятных расцветок, кстати - российский бренд. Недорогие кроссовки на меху - сейчас гуляю в них с собакой, очень довольна. Вообще товаров для собаки много, где бы я их нашла, у нас в магазинах таких и нет. Кроссовки мужу за 900 рублей - он в полном восторге проносил их всё лето. Платье-футболка из магазина для высоких - сочный цвет, плотный хлопок, 3 тысячи рублей - для меня это дорого, но вещь просто отличная, не жалею. Тоже российский бренд. Это только малая часть. Да, одежды не много у меня куплено, вот недавно взяла юбку и летнее платье, ещё не носила, но очень нравятся.3
  • ТаУТри, а зачем сотни пересматривать? Поисковик с фильтрами на какой икс-игрек люди придумывали, мозг трудили?😜7
  • ИдеалисткаЭто, на маркетплейсах есть бренды, конечно же) вы можете зайти на сайт бренда и перейти по ссылке в его же магазин на маркетплейсе, для меня это обычно гарантия подлинности.) Чаще всего заказываю так косметику и спортпит, видела такое и у отечественных брендов сумок, одежды)3
  • ВеленаЭто, это и есть аналог рынка) только цифровой. Комфортно там чувствуют люди, которые умеют урывать и выискивать, это тоже талант своеобразный)2
  • ТаУТри, видимо, мои запросы не столь уникальны 🤣6
  • Мия и мореДля меня загадка, зачем засорять свой дом всяким дешевым барахлом. Дорогих вещей много не купишь. А все эти пластиковые подставки для губок, держатели для полотенец, тапочки в виде котиков - все это создает ощущение, что человек живет на складе Али экспресс9
  • Андрей НазинМаргарита, это просто черта характера, с ней тяжело делать новые покупки до тех пор, пока «жива» старая вещь (и неважно, что выглядит она при этом как восставшая из мертвых). Сам сейчас борюсь с подобным, насильно делаю ревизию по вещам и выкидываю всякий хлам.7
  • Mumla"В супермаркетах выбор меньше и поэтому экономия больше" - не поняла логики. Мне нужно куртку, ботинки, постельное белье. Я их все равно куплю. Только я могу купить их онлайн, а могу - потратив весь выходной день на объезд различных торговых центров. В чем экономия? За день таскания по городу потрачу больше - бензин или такси, пообедать где-то в кафе, да ещё фигню какую-нибудь по пути прикупишь заодно.6
  • MumlaВелена, а вы заказывайте не дерьмовые бренды. Например, Red Fox мне так и так нужна куртка, но на их сайте доставка и возврат платный, оффлайн магазина в моем городе нет, а через Вайлберис я закажу два размера и выкуплю один. Аналогично с другими брендами, которые уже знаешь.0
  • ВеленаMumla, я понятия не имею про бренды ничего. Чтобы узнать, их надо сначала купить, а чтобы купить- узнать.1
  • Александра НовоселоваТаУ, поддерживаю. Правда, я живу не в селе, в в спальном районе Москвы в ВАО. Выбор у нас конечно больше, но тоже так себе. Примеры: сухого корма для кошки в зоомагазинах в районе просто нет (не завозят, так как корм очень дорогой, а вкус редкий); бытовая химия, гели для душа - есть, но только бюджетного сегмента, то, чем я пользуюсь, есть в лучшем случае в одном магазине, и то, раза в 1.5 дороже, чем на маркетплейсах; хозяйственные мелочи - в магазинах есть далеко не все, а то что есть, опять же, раза в 1.5-2 дороже чем на маркетплейсах; книги, нормальную канцелярию, одежду оффлайн вообще не купишь, так как в районе есть только один небольшой тц с весьма ограниченным ассортиментом. Раньше мне приходилось ездить в другой район за покупками, а сейчас пунктов выдачи открылось столько, что можно даже из своего квартала не выходить, а постамат алиэкспресс так вообще находится в магазине на 1 этаже моего дома.8
  • Надежда МаховаТаУ, я хоть и в Москве живу, но в нашем районе нет больших ТЦ. Прошлой зимой и дороги не чистили. С ребенком никуда не пройдешь. Мне даже пвз пришлось выбрать такой, где я могла с коляской заехать.2
  • ТаУНадежда, в общем, смысл в том, что в ряде ситуаций маркетплейсы могут быть удобнее, чем другие торговые предприятия, а уж впадать в зависимость от них или просто пользоваться - каждый выбирает для себя =)0