Как я открыл соляную пещеру и запустил франшизу в странах СНГ
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я занимался развитием соляного бизнеса год — открыл три точки, сделал их прибыльными, а потом создал свою франшизу и запустил ее по России, Казахстану и Белоруссии. Это был 2014 год.
В начале 2012 года я занимался привлечением трафика в фитнес-клубы города Уфы. В трудовой книжке была единственная отметка. Параллельно занимался творчеством, фотографировал свадьбы. Все было неплохо, но мне не нравилось работать по строгому графику с 9 до 18 часов. Тогда мне было 25 лет, я хотел свободы и почему-то считал, что в бизнесе она будет. Тогда я еще не знал, что все наоборот.
Начать путь в предпринимательство я решил с доставки суши. В Уфе суши-бум только начинался, подобных точек практически не было. Направление мне показалось перспективным, в Москве оно активно развивалось. В итоге цены выросли, и я прогорел на 500 000 рублей.
И вот я стою на крыльце в торговом здании Минска, куда меня позвали открыть соляную пещеру, и понимаю, что место не подходит. При этом тот, кто меня вызвал и оплатил мой перелет, уверяет, что он лучше знает свой город. Ок.
Итак, я начал с регистрации бизнеса в налоговой. Всю информацию о формах собственности и налогообложения узнавал через «Гугл». Понял, что открывать ООО для микропредприятия было бы глупо: больше отчетности, сложнее вывести деньги. Поэтому выбрал ИП с режимом налогообложения ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Налог на этом режиме платил от площади используемого помещения — для соляной комнаты это было выгодней всего. Сейчас этот режим уже отменили, но для меня он оправдал надежды. Первое помещение было всего 38 квадратных метров, налоги выходили около 2300 рублей за три месяца.
Первый год налоговые отчетности сдавал самостоятельно, использовал примеры из разных бесплатных сайтов. Все поданные в тот период декларации заполнил правильно. Через год сотрудников и контрагентов стало больше, поэтому нанял бухгалтера на аутсорсе за 4000 рублей.
Параллельно я искал оборудование. Для хорошего бизнеса нужен аппарат для кислородных коктейлей, и он стоит не дешево. Этот аппарат мне посоветовали знакомые, я взял новый за 25 000 рублей. Оформить ресепшн мне помог знакомый, он мебельщик. За 15 000 рублей он сделал ее из ЛДСП — ламинированной древесно-стружечной плиты, — собрал и установил. Уже на этом этапе мои личные деньги быстро закончились, пришлось взять кредит.
Чтобы найти помещение, я просматривал «Авито» и просто гулял по центру города в поиске предложений по аренде. Так прошел месяц, пока я не понял: ИП есть, оборудование куплено, соляное покрытие стен и дизайн сделали рабочие, галогенератор заказан, значит, нужно уже открываться.
Прогуливаясь, я увидел рядом много детских садов и школ. Мне показалось, что это идеальная аудитория для соляной пещеры. Мы договорились на 34 000 рублей в месяц, включая электроэнергию, — это нормальная цена для Уфы за 38 квадратных метров в доме, до этого тут была парикмахерская. Арендные каникулы были 14 дней. Мы открылись буквально за две недели — закупили и завезли оборудование и мебель и телевизор. Кресла брали в «Икеа». Телевизор — в «М.Видео». Вывеску заказали у рекламной компании по всем стандартам, но нас все равно оштрафовали. Когда я подписывал договор аренды, соляной пещеры рядом не было. Но оказалось, что вместе с нами к открытию готовились конкуренты — в другом доме.
В лучшие месяцы прибыль достигала 230 000 рублей. Но после я понял, что летом выручка может быть еще выше, если привлекать детей из детских лагерей. Знаете, о чем я?
Открывать точку я решил не один — хотелось, чтобы рядом был человек, на которого можно положиться. Поэтому позвал в команду жену. Решили так: я беру на себя отношения с арендодателями и поставщиками, занимаюсь поставками, закупкой рекламы, поиском детских центров и прочих расходников. А на партнере — налоги и банк.
Мы работали с 10:00 до 20:00 часов по будням, с 10:00 до 19:00 часов по выходным. Первое время отдыхали в воскресенье, но быстро и его сделали рабочим — клиенты были.
Через несколько месяцев решили, что нужен администратор, и не один. Я дал объявление на местный сайт по поиску работы, нашли администраторов быстро. Платили по 15 000 рублей + 3% c продаж абонементов, чтобы не сидели на попе ровно. Итого выходило за 15 дней 25 000 рублей.
Мы окупились полностью за три с половиной месяца. И тут же начали искать следующее помещение.
Соляные пещеры приносили деньги, но и трудностей было много: сложности с арендодателями, администраторами, поставщиками соли. Постепенно я превратился в человека, который только и делает, что решает все на свете проблемы. Это бодрило по утрам и не давало уснуть ночью. В итоге я закрыл все франчайзи точки. И понял, что если и открою новый проект, то он будет с нуля.