Деньги не берутся из воздуха, а печатать их может только Центральный банк России. Остальные компании получают их в результате инвестиционной или предпринимательской деятельности.
Когда компания предлагает вам вложиться в ее деятельность, всегда стоит задумываться: откуда она берет деньги? И за счет кого она будет выплачивать вам обещанные проценты: за счет клиентов, которые покупают товары и заказывают услуги, или за счет средств новых вкладчиков, которые поверили в революционную идею?
Чтобы переманить клиентов у банков и брокеров, мошенники предлагают огромные проценты. По мнению Центробанка, это один из признаков финансовых пирамид. Обычные вклады в рублях приносят чуть меньше ставки ЦБ. Если компания обещает в несколько раз больше, чем предлагают в банке, — это повод насторожиться.
Высокий процент сам по себе ничего не доказывает — это только повод проверить, чем компания занимается на самом деле. Инструмент может предлагать более высокие проценты и не быть пирамидой. Например, через некоторые сервисы можно давать в долг предпринимателям и получать 20—30% годовых. Другое дело, что в этот доход изначально заложен высокий риск. Если предприниматель готов брать взаймы под 30% годовых, скорее всего, банки в кредитах ему уже отказали. Видимо, бизнес рискованный — если прогорит, свои деньги потом придется требовать в суде.
А вот если сервис гарантирует 40, 60, 146% годовых — скорее всего, это финансовая пирамида. В пирамиде прибыль одним вкладчикам выплачивают за счет других. При этом сама компания ничего не производит, поэтому может обещать любую доходность — все равно она не завязана на реальный бизнес. Рано или поздно деньги на выплаты кончаются, и она прогорает. Прибыль получают только основатели пирамиды и немногие счастливчики, которые успевают вовремя забрать свой вклад.
Например, сотни тысяч людей верили в «Кэшбери», а осенью 2018 компания исчезла за пару дней. Потери россиян оценивают в миллиардах рублей.
Причем реальный бизнес скажет вам: мы зарабатываем на покраске заборов, натягивании струн для балалаек или что-то в этом духе. А финансовые пирамиды и мутные конторы расскажут про революционный способ зарабатывания денег из воздуха с использованием крипто-нано-блокчейн-искусственного интеллекта, о котором никто не знает. Или что есть супертехнология, которую злобные власти не хотят финансировать, потому что боятся гениальности изобретателя.
Например, компания «Скайвей» уже лет 15 предлагает инвестировать в инновационный вид транспорта, который якобы решит проблему пробок и загрязнения окружающей среды. Но если бы это было правдой, такой транспорт уже построили бы.
Когда вам в следующий раз пообещают 140% годовых, просто подумайте вот о чем: если бы можно было столько зарабатывать на инвестициях, не нарушая закон, так делали бы все. Тут работает золотое правило: если вам кажется, что вы нашли способ обхитрить систему, скорее всего, вы чего-то не учли.
Та же логика работает и для других аспектов предложения: сроков предоставления услуг, особых условий, стоимости, инновационности, революционности, виповости, белости и пушистости. Если появляется мысль, что все слишком волшебно и у конкурентов вы такого не видели, велик шанс, что вас хотят обмануть.
⚠️ Если вам кажется, что вы нашли способ обхитрить систему, скорее всего, вы чего-то не учли
Следующее, на что нужно обратить внимание после предложения, — как компания доносит до потенциальных клиентов его суть.
Добросовестные компании обычно взывают к логике и здравому смыслу. Реклама такой компании вызывает желание все посчитать и задуматься. В ней редко встретишь проценты крупным шрифтом. Точные суммы у солидных компаний спрятаны в калькуляторах и конкретных предложениях, потому что они зависят от многих факторов: во что инвестировать, на какой срок, какие условия ввода-вывода денег.
Реклама добросовестных компаний не кричит, а говорит с потенциальным клиентом.
Подозрительные компании, наоборот, стремятся выключить мозг потенциального клиента. Они понимают, что чем больше тот думает, тем скорее додумается, что его хотят обдурить. Поэтому разговор они начинают с КРИЧАЩИХ ЧИСЕЛ — МНОГО-МНОГО ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ. И это работает. К сожалению, часть людей переходит в режим «заткнись и возьми мои деньги».
⚠️ Основной посыл у подозрительных компаний — не «разобраться в инструментах и рисках», а «принести деньги и разбогатеть». Их реклама не говорит, а кричит
Изучить оргструктуру и документацию без опыта сложно, но и тут кое-что можно понять.
Оргструктуру лучше всего изучать по официальным реестрам юрлиц, например rusprofile.ru. Там пишут, когда компанию основали, кто это сделал, с кем эти люди связаны. Возможно, компания связана с фирмами-пустышками, у которых уставный капитал 10 тысяч рублей, или ее основал человек, уже открывавший подобные компании, но все они прогорели.
Может оказаться и так, что данные в реестре противоречат информации на сайте или в рекламе. Например, на сайте написано, что компания на рынке уже 10 лет, а если судить по реестру — только полгода. Все это — поводы насторожиться.
Документы — самое сложное. Без подготовки интерпретировать юридические формулировки непросто, а значение может иметь даже форма отдельных слов, потому что каждое слово суд понимает буквально. Поэтому тут лучше положиться на юриста или опытного инвестора.
Главные моменты мы разберем сейчас, а более подробно о том, как читать договоры, мы поговорим в следующих уроках.
У добросовестных компаний на сайтах множество памяток, условий, анкет и шаблонов договоров. Разбираться в них не хочется, но вся эта бюрократия регулирует работу компании и защищает деньги клиентов, поэтому без нее никак. А вот подозрительные организации зачастую обходятся без вороха бумаг — на их сайтах нет даже шаблона договора.
Сам договор, если речь идет об инвестициях, должен быть на доверительное управление активами или брокерскую деятельность. Это значит, что у компании есть лицензия Центробанка. Если под видом инвестиционного договора вам предлагают подписать, скажем, договор займа, это значит, что компания работает без лицензии и ее деятельность никто не регулирует.
В шаблоне договора должны быть правильные реквизиты компании: название, ОГРН, ИНН, имя генерального директора. Если это не так, возможно, документы на сайте только для вида, а юридической силы у них нет. Если подписать договор с несуществующей компанией, потом будет сложно доказать свою правоту и вернуть деньги.
Сравнивать проще всего с данными из реестров.
⚠️ Если информация на сайте компании и в реестре расходится — это повод насторожиться
Здесь важно проверить, чтобы деньги переводились на счет юрлица, с которым вы заключаете договор. Так потом проще подтвердить, что это вообще было. Если вам предлагают скинуть деньги на карту физлица, это по меньшей мере подозрительно — ведь потом не доказать, что вы переводили деньги условному «Кэшбери».
⚠️ Воспринимайте ВСЕ переводы физлицам как подарок. Они никак не докажут ваши инвестиции или покупку
Добросовестные компании заботятся о своей репутации, поэтому трепетно относятся к мелочам. На их сайтах ошибки и опечатки настолько редки, что, бывает, становятся информационными поводами. Высокое качество — это результат усилий специально обученных людей: редакторов, корректоров, дизайнеров, выпускающих.
Мошенники предпочитают не тратиться на специалистов — им обычно хватает текста с биржи копирайтинга, который никто не проверяет. Ошибки у них встречаются даже в серьезных документах — например, в инвестиционном договоре.
Конечно, ошибки допускают все. Опечатка в договоре еще не говорит о том, что подозрительная компания обманывает клиентов. Но это как минимум повод усомниться в том, что она трепетно относится к своей репутации, — а это может значить, что она не рассчитывает работать долго.
⚠️ Ошибки, опечатки, помарки на сайте и в договоре — повод насторожиться
Сомнения остаются всегда, просто иногда они не очень большие. Выводы приходится делать на основании открытых источников, а там часто можно найти только то, что компания хочет показать.
Со временем, если компания не прогорает, она обрастает обзорами, публикациями и отзывами бывших клиентов. Но все это стоит подвергать сомнению. Обзоры могут быть заказными, публикации в СМИ — предвзятыми, фотографии — сфабрикованными, отзывы — фальшивыми. К сожалению, проверить это бывает сложно и опытному редактору. Например, «Лабораторию инвестиционных технологий» много рекламировали на ТВ и радио, в интернете и газетах, а оказалось, что это мошенники.
Меньше шансов промахнуться, если оценивать все сразу.
Если все равно сомневаетесь, как поступить, проверьте компанию с помощью Пирамидометра Т—Ж: это бесплатный сервис для оценки финансовых обещаний. Ответьте на несколько вопросов и посмотрите, как участится его пульс. Чем он выше, тем больше шансов, что вы потеряете деньги.
Вот так, например, выглядят показатели «Бинариума» — сервиса, который предлагает зарабатывать на бинарных опционах.
В целом мы рекомендуем начинающим инвесторам не экспериментировать с мутными схемами, а обратить внимание на классические акции и облигации. Вопреки мнению, что на фондовом рынке простых людей грабят прожженные финансовые акулы, биржа — самое безопасное место для начинающих инвесторов после банковских вкладов.
Компании на бирже проходят строгий контроль — на торги не допустят сомнительную компанию. Это просто невыгодно бирже: если инвесторы не будут уверены, что их не обманут, они перестанут торговать, а биржа перестанет получать комиссии за сделки.
Если вы хотите узнать больше о том, как работают инвестиции на бирже, пройдите наш курс «Инвестиции для начинающих».
По статистике, около 40% краж в интернете связаны с покупкой или продажей товаров через объявления. И не важно, покупаете вы или продаете, — все в зоне риска.
В следующем уроке расскажем, как не потерять деньги, если размещаете объявление о продаже ненужной вещи или покупаете что-то с рук.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik