Здравствуйте!

Могли бы вы прищуриться на такой финансовый инструмент, как «Скайвей». Заранее благодарю.

С уважением, Елена Подобреева.

«Скайвеем» называют проект по созданию нового вида транспорта. На сайте проекта транспорт изображен в виде капсул, которые подвешены на струнах, натянутых между вышками. По заявлению его авторов, этот транспорт основан на новых технологиях, поэтому он дешевле, экологичнее и надежнее существующих. Автором проекта числится Анатолий Юницкий, поэтому его также называют «струнным транспортом Юницкого».

Инвесторам предлагают вкладывать деньги в развитие струнного транспорта, а взамен обещают доли в одной из компаний, которая этим занимается. С ними также обещают делиться прибылью, если она будет.

Я не специалист в технологиях, поэтому не возьмусь оценивать, насколько проект реалистичный и перспективный. Но с точки зрения инвестиций — прищурюсь, опираясь на общедоступные источники.

Если коротко, я бы не вложил

👎 В интернете множество сайтов, которые рекламируют «Скайвей», называют себя официальными и принимают инвестиции. Даже если настоящий «Скайвей» все делает честно, я не уверен, что не попаду на мошенников.

👎 У «Скайвея» очень сложная организационная структура из множества компаний. Большая часть компаний зарегистрирована в офшорных зонах, поэтому я не смог до конца понять, как все они связаны между собой. Если что-то пойдет не так, найти виноватого будет сложно.

👎 Компания-подрядчик, которая якобы строит опытный образец в Белоруссии, оказалась связана с множеством российских компаний, которые на первый взгляд выглядят пустышками.

👎 Если верить информации с сайта, который выглядит официальнее остальных, «Скайвей» не собирается регистрироваться в России. Лицензии Банка России на привлечение денежных средств у него тоже нет. Центробанк считает это одним из признаков финансовой пирамиды.

👎 Одна из компаний «Скайвея» публикует финансовую отчетность, но она выглядит неполной. К тому же, раз компаний много, непонятно, чем на самом деле занимаются остальные.

👎 За свои деньги инвесторам обещают доли в одной из компаний «Скайвея», а также часть прибыли, если она будет. Чтобы заработать на долях, нужно найти покупателя, а это непросто. А прибыли может не оказаться вообще — ведь, по заверению авторов проекта, все средства вкладываются в его развитие.

👎 Единственный способ заработать на проекте, который я нашел, — это партнерская программа «Скайвея» по привлечению новых инвесторов и новых партнеров. Но это уже не прибыль от инвестиций.

👎 У меня нет уверенности, что проект настоящий. Фотографии и ролики в интернете меня не убеждают, потому что выглядят сделанными на компьютере.

Официальный сайт

По запросу skyway Яндекс выдает много разных сайтов, и все заявляют о своей официальности.

Создается впечатление, что если я не угадаю сайт и положу деньги куда-то не туда, они попадут к людям, которые не имеют к «Скайвею» никакого отношения
Создается впечатление, что если я не угадаю сайт и положу деньги куда-то не туда, они попадут к людям, которые не имеют к «Скайвею» никакого отношения

Предположу, что настоящий официальный сайт — rsw-systems.com. Его поисковик ставит выше других, на него ведет ссылка из группы во Вконтакте, которая тоже называет себя официальной, и на этом сайте висит дисклеймер, что это единственный официальный сайт. В интернете я нашел фотографию человека, который называет себя автором проекта Анатолием Юницким, на фоне стенда с адресом этого сайта:

Анатолий Юницкий, который называет себя изобретателем «струнного транспорта». Фото onliner.by
Анатолий Юницкий, который называет себя изобретателем «струнного транспорта». Фото onliner.by

Но если верить материалам «Онлайнера», Юницкий публично отрицает, что имеет отношение к сайту rsw-systems.com, поэтому сомнения остаются. Но за неимением лучшего буду пока считать этот сайт официальным.

На сайте две смысловые части: сам сайт и личный кабинет инвестора. Основная часть документов о компании опубликована в личном кабинете.

Самым важным среди опубликованных документов выглядит инвестиционный меморандум: там я нашел описание структуры компаний и инвестиционный договор. Кроме того, в меморандуме есть договор аренды белорусской земли и куча сканов разных документов. При этом файл этого самого важного документа называется document.pdf. Такая небрежность к его оформлению вызывает у меня недоумение. Представьте, что вы пришли презентовать проект своей жизни инвесторам, а документы принесли в пакете из «Пятерочки».

Но посмотрим сами документы.

Конфиденциальность

В инвестиционном меморандуме «Скайвея» есть оговорка, что он предназначен исключительно для инвесторов в связи с проектом и его «не следует цитировать или передавать третьим лицам» для других целей. Я не понимаю, что с юридической точки зрения значит «не следует». Меморандум опубликован в открытом доступе, на нем нет специального грифа «Секретно» или «Коммерческая тайна». Вряд ли в отношении него установлен специальный режим секретности.

Я не подписывал никакого соглашения о конфиденциальности, чтобы увидеть меморандум. Поэтому такой запрет выглядит странно: сразу возникает мысль, что в документе есть информация, которая не выдерживает серьезной проверки. Это подтверждает и оговорка, что все маркетинговые материалы меморандума «исключительно субъективные и не проверены третьими сторонами, если не указано иное».

Эта статья — тоже исключительно мое субъективное мнение как инвестора в отношении «Скайвея». Цитировать меморандум я буду исключительно в целях изучения проекта как объекта инвестирования. Никакой вред компании разглашение этой информации не принесет — как могло бы принести разглашение коммерческой тайны.

Меморандум в основном посвящен описанию юридической структуры «Скайвея», и вся информация о компаниях, которые в нем указаны, находится в свободном доступе. А примеры договоров в меморандуме — неподписанные типовые шаблоны, поэтому о конфиденциальности, опять же, речи нет. Сложно представить, чтобы я мог составить мнение и доверить компании свои деньги, не изучив сначала ее документы.

Организационная структура

В связи со «Скайвеем» упоминается множество компаний. Я не смог до конца разобраться, как они связаны между собой и кто за что отвечает.

Первая компания занимается инвестициями. Если верить договору, который предлагают заключить инвесторам, инвестициями занимается компания Global Transport Investments, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах — в офшорной зоне.

Вторая компания принимает деньги у инвесторов. Это компания Unisky Corporation, которая зарегистрирована на Сейшельских островах, тоже в офшорной зоне.

Третья компания торгует долями. Инвесторам обещают доли компании Euroasian Rail Skyway Systems Holding II Ltd, которая тоже зарегистрирована на Британских Виргинских островах. В договоре указано, что она и занимается «реализацией проекта».

Четвертая компания строит «инфраструктуру». «Реализует проект» ERSS Holding с помощью «подрядчика по строительству и обустройству транспортной инфраструктуры» — ЗАО «Струнные технологии». Эта компания зарегистрирована в Белоруссии.

В личном кабинете можно найти договор аренды участка земли под строительство, который ЗАО «Струнные технологии» заключило с белорусскими властями. От лица компании договор подписал сам Анатолий Юницкий. Но если верить реестру by.kompass.com, генеральный директор компании — не Юницкий, а некая Надежда Геннадьевна Косарева.

ИП Косареву Надежду Геннадьевну я нашел в реестре rusprofile.ru среди учредителей российского ОАО «Струнные технологии» — вместе с Анатолием Юницким и другими. Среди них, например, ООО «Транснет», которое якобы занимается производством железнодорожных локомотивов и подвижного состава. Его учредили Анатолий Юницкий вместе Салимом Галиевичем Мифтахутдиновым — каждый внес по 5000 рублей. Это минимальный уставной капитал для ООО.

ОАО «Струнные технологии» было ликвидировано в 2015 году, но ООО «Транснет» продолжает работать. Среди компаний, где учредителем числится Мифтахутдинов, я нашел еще несколько ООО с минимальным уставным капиталом: например, «Эдас», «Транснациональная корпорация „Глобальные технологии гармонизации“», «Бэнит», «Юниолимп». Все они основаны с разными соучредителями и продолжают работать.

С моей точки зрения, связи с многочисленными компаниями, которые на первый взгляд похожи на компании-пустышки, не добавляют доверия к компаниям группы «Скайвей».

Договор аренды подписал Юницкий, а компания зарегистрирована на Косареву. Так кто на самом деле руководит ЗАО «Струнные технологии»?
Договор аренды подписал Юницкий, а компания зарегистрирована на Косареву. Так кто на самом деле руководит ЗАО «Струнные технологии»?

Больше компаний. В личном кабинете на сайте rsw-systems.com также опубликовано много документов, которые призваны вызывать доверие у потенциальных инвесторов: бизнес-планы, экспертизы, брошюры, меморандумы. Но у меня они вызывают только больше вопросов.

Например, в экспертизе указано еще больше компаний, связанных со «Скайвеем»: String Technologies Unitsky String Transport Systems, Unitsky String Transport, Transport Systems Yunitskiy. Там же указано, что все они входят в группу компаний Skyway и всеми руководит Юницкий.

Сайт rsw-systems.com вроде бы подтверждает эту информацию:

Но в интернете я не нашел документального подтверждения того, что такая группа компаний действительно существует и ее президент — Юницкий. Поэтому я не уверен, что понимаю, как у этих ребят все устроено. В инвестиционном меморандуме приводится графическое изображение структуры группы компаний «Скайвей», но ясности оно не добавляет.

Насколько я сумел разобраться, SkyWay Technologies Co. — это то самое белорусское ЗАО «Струнные технологии». Но на схеме компания почему-то связана с Global Transport Investments, а не с ERSS, как утверждается в инвестдоговоре
Насколько я сумел разобраться, SkyWay Technologies Co. — это то самое белорусское ЗАО «Струнные технологии». Но на схеме компания почему-то связана с Global Transport Investments, а не с ERSS, как утверждается в инвестдоговоре

Регистрация в России

«Скайвей» привлекает русскоязычных инвесторов, но судя по информации с сайта, у нее нет лицензии Банка России на привлечение денежных средств. По мнению Центробанка, это признак финансовой пирамиды.

Но и тут не все однозначно.

Если верить сайту, компания не собирается регистрировать ценные бумаги в России
Если верить сайту, компания не собирается регистрировать ценные бумаги в России
А если верить уже упомянутой независимой экспертизе, компания все-таки ведет в России хозяйственную деятельность. Правда, экспертиза датируется 2015 годом — возможно, с тех пор «Скайвей» успел уйти с российского рынка. Отчет об экспертизе написан небрежно и с ошибками
А если верить уже упомянутой независимой экспертизе, компания все-таки ведет в России хозяйственную деятельность. Правда, экспертиза датируется 2015 годом — возможно, с тех пор «Скайвей» успел уйти с российского рынка. Отчет об экспертизе написан небрежно и с ошибками

Финансовая отчетность

Финансовую отчетность я нашел только для компании ЗАО «Струнные технологии» на сайте компании sw-tech.by. К ней тоже есть вопросы.

На сайте выложена сокращенная версия финансового отчета за 2017 год — в ней указаны только активы компании. Нет никаких данных про обязательства, капитал, выручку и прибыль. Полный финансовый отчет лежит на сайте Юницкого.

Компания выручила за 2017 год 6,9 млн рублей — сейчас это больше похоже на малый и средний бизнес либо начинающий стартап. У компании убыток от продаж — это значит, что с основного бизнеса компания ничего не зарабатывает. Этот показатель важно отслеживать, потому что компания может положить деньги на счет и получать проценты, отражая в отчетности чистую прибыль. Но ее тоже нет.

Инвестиции

Инвестировать предлагают через личный кабинет на сайте rsw-systems.com. Для этого в нем надо зарегистрироваться. Первое, что меня смутило, — предложение войти через соцсети. Я не очень хорошо разбираюсь в цифровой безопасности, но мне кажется, что соцсети и безопасность сочетаются не очень. А ведь речь идет о деньгах.

Вторая проблема возникла при регистрации. Для входа в кабинет система прислала мне на почту случайный пароль. Это еще нормально. Но поменять этот пароль на свой, надежный, меня не попросили. А ведь если этого не сделать, то при взломе моей почты любой сможет зайти в этот кабинет, узнать мои личные данные и распорядиться деньгами. Это уже не нормально.

Чтобы что-то инвестировать, нужно верифицировать аккаунт. Для этого сайт попросил мой адрес, номер и скан паспорта, а также скан документа, который подтверждает адрес. Это нормальный список документов для тех, кто работает с деньгами и хочет быть уверен в личности клиентов. Но проект не вызвал у меня достаточно доверия, чтобы предоставить свои личные данные. Поэтому я не знаю, как выглядит инвестирование дальше: например, как предлагают переводить деньги и что выдают взамен. На самом сайте я нашел информацию, что для этого у меня попросят в том числе номер карты. Это тоже не совсем обычно: больше доверия вызывает межбанковский перевод со счета на счет.

Если судить по договору из инвестиционного меморандума, инвесторам предлагают переводить денежные средства компании GTI, а взамен вторая компания, Unitsky Corporation, «намеревается передать инвестору по опционному договору право требования обеспечительных акций».

Речь идет об акциях компании Euroasian Rail Skyway Holding II Ltd, которая находится где-то между компаниями, с которыми инвестор заключает договор. Но про акции читать странно: Ltd — это аналог нашего ООО — общества с ограниченной ответственностью. Чтобы продавать акции, ООО должно выйти на биржу, а эта компания еще не там — как и другие компании группы «Скайвей».

Я предположил, что вместо акций имеются в виду доли компании, это подтверждает и информация в других разделах сайта rsw-systems.com. Но это противоречит информации в договоре, поэтому уверенности нет.

Вместо несуществующих акций можно выбрать прибыль, но только если ее получит компания, в которую вкладывает деньги инвестор. Меня смущает, что даже если ребята что-то заработают, прибыль припишут компании, с которой инвестора формально ничего не связывает. Насколько я понял из договора, в этом случае инвестор ничего не получает.

Партнерская программа

Единственный способ заработать на «Скайвее», который я нашел, — это партнерская программа. Насколько я понял из договора в личном кабинете инвестора, с помощью этой программы авторы проекта нанимают партнеров, «инвестиционных консультантов», которые привлекают для него новых инвесторов за вознаграждение. Причем в этом договоре уже нет акций — только доли:

Вознаграждение за привлеченных инвесторов «инвестиционные консультанты» получают деньгами и долями компании Euroasian Rail Skyway Systems Holding II Ltd. В договоре идет речь об инвестиционных консультантах разных уровней, поэтому я предположил, что эта партнерская программа устроена по принципу «приведи трех друзей». Небрежность видна и здесь: в договоре много орфографических ошибок:

Не знаю, как на самом деле работает эта программа, но речь здесь уже точно не об инвестициях
Не знаю, как на самом деле работает эта программа, но речь здесь уже точно не об инвестициях

Реалистичность проекта

Я не специалист в технологиях, поэтому мне сложно определить, насколько проект реалистичный и перспективный. Но раз инвестор за свои деньги получает только обещание светлого будущего, попробую посмотреть, как проект развивается.

В инвестиционном меморандуме реалистичность проекта пытаются подтвердить тем, что он состоит из «простых и понятных» технологических решений, которые уже используются в технике. «Простые и понятные» взято в кавычки в самом меморандуме. Но сами решения не называются — возможно, это коммерческая тайна. Но тогда хочется увидеть работающий образец, тем более что на сайте rsw-system.com проект позиционируется так, будто транспорт уже построили и протестировали.

На сайте я действительно нашел много фотографий и видео транспорта, но они не вызвали у меня доверия: кажется, что все это сделано на компьютере. Как минимум сложно представить, что после реальной стройки под объектами зеленая травка, а не грязь со следами техники. Поэтому мне не верится, что на белорусской земле действительно построили работающий образец.

Главная rsw-systems.com встречает футуристической фотографией кабинки струнного транспорта. Но если бы такое существовало в действительности, в интернете было бы полно снимков обычных людей: плохого качества, с разных ракурсов. А поиск похожих картинок в Гугле выдает только такие же прилизанные изображения. Я предполагаю, что это 3Д-изображения или фотографии прототипов
Главная rsw-systems.com встречает футуристической фотографией кабинки струнного транспорта. Но если бы такое существовало в действительности, в интернете было бы полно снимков обычных людей: плохого качества, с разных ракурсов. А поиск похожих картинок в Гугле выдает только такие же прилизанные изображения. Я предполагаю, что это 3Д-изображения или фотографии прототипов
В видеоролике много информации про разные виды транспорта и их работу. Но все выглядит таким же компьютерным
Кроме прилизанных моделей транспорта на сайте я нашел только фотографии рабочих и инженеров, которые якобы работают над проектом. Но эти люди могут заниматься чем угодно
Кроме прилизанных моделей транспорта на сайте я нашел только фотографии рабочих и инженеров, которые якобы работают над проектом. Но эти люди могут заниматься чем угодно
В разделе «О проекте» — таймлайн событий: на первый взгляд кажется, что проект живет и развивается. Но в таймлайне те же компьютерные изображения, а на фото с выставки — автомобиль. Здания, сертификаты и люди, которые пожимают друг другу руки, выглядят настоящими. Фотографии с самим транспортом — нет
В разделе «О проекте» — таймлайн событий: на первый взгляд кажется, что проект живет и развивается. Но в таймлайне те же компьютерные изображения, а на фото с выставки — автомобиль. Здания, сертификаты и люди, которые пожимают друг другу руки, выглядят настоящими. Фотографии с самим транспортом — нет

Что в итоге

С точки зрения инвестиций проект выглядит для меня сомнительным. У группы компаний «Скайвей» сложная организационная структура, поэтому мне не очевидно, где в итоге окажутся мои деньги и на что они пойдут. Меня уверяют, что на мои деньги построят светлое будущее, но мне кажется более вероятным, что они просто осядут в чьем-то кармане, а будущее не состоится, например, из-за происков недоброжелателей. Никакой ответственности за это может никто не понести, потому что всегда можно будет списать потери на инвестиционные риски или объяснить, что мы вкладывали в одну компанию, а работает другая.

На сайте вроде бы можно найти документы, которые подтверждают реальность компаний, но местами они противоречат друг другу, а в самих документах много ошибок. Я могу простить ошибки или небрежное оформление небольшому проекту, который запустили в спешке. Но «Скайвей» позиционируется как дело жизни известного ученого. Его создатели уверяют, что он решит многие транспортные проблемы и перевернет наше представление об инфраструктуре. По масштабности они сравнивают «Скайвей» с «Эплом» и «Гуглом». Видеть такую откровенную небрежность от нового «Эпла» как минимум странно.

Инновационность идеи «струнного транспорта» тоже вызывает вопросы. На мой взгляд, он похож на обычные фуникулеры, которые существуют давно и успешно применяются там, где большие перепады высот и сложно построить что-то другое. Мне очень хочется, чтобы изобрели новый вид транспорта, который поможет улучшить экологию и избавиться от пробок. Но у меня сложилось впечатление, что «Скайвей» занимается чем-то другим.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.