Как накопить на что угодно
Курс 

Что мешает нам копить

Урок 2 из 4·от 10 минут чтения·от 5 минут практики
Все вокруг заставляет покупать: акции и спецпредложения, скидки и вывески магазинов. В этом уроке мы научимся замечать приемы маркетологов и распознавать уловки мозга, чтобы вовремя на них реагировать и не тратить лишние деньги
Обложка урока
Фотограф: Анастасия Пожидаева, сет-дизайн: Катя Ширяева

Что вы узнаете

  1. Почему мы совершаем импульсивные покупки.
  2. Сколько стоят наши привычки.
  3. Как маркетологи влияют на наше желание покупать.
  4. Как замечать приемы маркетологов и распознавать уловки мозга.
🧭 Прочитайте, если проходите уроки не по порядку

Иногда кажется, что все вокруг заставляет нас не копить деньги, а тратить: реклама, вывески кафе и магазинов, скидки и акции, видео в соцсетях и даже запах свежих булочек и кофе. А еще покупать приятно, и поэтому хочется делать это снова и снова.

В этом уроке разберемся, почему нам нравятся спонтанные покупки, как желание быть не хуже других побуждает тратить больше и что помогает не попадаться на уловки маркетологов. А также посчитаем, сколько можно сэкономить на наших привычках.

Почему мы совершаем импульсивные покупки

Представьте, что в этом месяце вы планировали отложить 10 000 ₽, но увидели большую скидку на любимые кроссовки. Акция действует всего 24 часа, и кажется, что такого предложения уже не будет. Вы покупаете кроссовки и в этом месяце ничего не откладываете.

Такие покупки называются импульсивными — мы совершаем их спонтанно, незапланированно и на эмоциях. Например, когда нам грустно, может возникнуть желание пройтись по магазинам или открыть Wildberries и что-нибудь заказать. Новая вещь действительно способна поднять настроение: когда мы совершаем покупку, в мозге вырабатывается гормон дофамин — он отвечает за предвкушение удовольствия. Из-за этого предвкушения мы можем хотеть и покупать то, что нам на самом деле не нужно.

В итоге, когда первоначальная радость от покупки проходит, становится жаль потраченных денег. Иногда именно из-за подобных трат не получается накопить на что-то, о чем давно мечтали.

Но импульсивные покупки не всегда вредят нашим финансам. Проверить просто.

Если после спонтанной траты вам хватает денег на все обязательства и вы можете отложить нужную сумму, ничего страшного в покупке нет.

Но если вы регулярно справляетесь с плохим настроением с помощью импульсивных покупок, проблема действительно может существовать.

Еще мы часто не придаем значения мелким ежедневным тратам. Поездки на такси, доставка еды, кофе из пекарни или поход в бар с друзьями не воспринимаются по отдельности настолько существенными расходами, чтобы от них отказываться. Но вместе они могут повлиять на бюджет так, что отложить нужную сумму в конце месяца не получится.

Подсчитайте, сколько вы сможете накопить за год, если уменьшите количество мелких расходов.



Мы не говорим, что нужно отказаться от всех приятных мелочей и выбирать аскетичную жизнь. Но осознать, что даже небольшие, но регулярные расходы способны сделать дыру в бюджете, полезно. Это мотивирует придумать менее затратную, но не менее приятную альтернативу. Например, варить кофе дома и брать в термосе на прогулку или не покупать банановый хлеб в кофейне, а испечь его самостоятельно.

Незапланированных расходов может быть больше, чем нам бы хотелось, по разным причинам. Иногда это неожиданные события, из-за которых приходится тратить деньги. Заболела кошка — ее надо отвезти к ветеринару, порвались кроссовки — идешь покупать новые, сломался ноутбук или машина — тоже ничего не поделаешь, придется чинить.

Но иногда мы совершаем незапланированные траты под влиянием маркетологов и рекламы: они используют особенности нашего мозга, чтобы побудить покупать больше и не откладывать расходы на потом. Дальше в уроке расскажем, как работают акции и спецпредложения магазинов и что можно сделать, чтобы всегда извлекать из них пользу.

Как маркетологи влияют на наше желание покупать

Маркетологи постоянно исследуют поведение покупателей и используют все, что помогает продавать. Они знают, что цвета, освещение, расположение товаров и даже запахи влияют на наше желание что-то купить.

Рекламные видео, плакаты и социальные сети транслируют образы красивых, здоровых, счастливых людей, которые достигли успеха и точно знают, как жить. Неосознанно мы находим эти образы привлекательными, и нам хочется им соответствовать.

Подобная реклама сильнее влияет на тех, кто склонен к демонстративному потреблению — то есть покупает то, что считается престижным, популярным, важным в его окружении. Это могут быть гаджеты, машины, косметика, одежда, брендовые кроссовки и многое другое. А еще это вещи, которые можно показать другим — друзьям, коллегам, родственникам или подписчикам в соцсетях.

Часто демонстративные покупки приводят к лишним тратам: дорогие вещи есть, а денег заплатить за квартиру нет.

А еще маркетологи пользуются нашим чувством FOMO — от английского fear of missing out — страх упустить что-то важное. Это неприятное тревожное ощущение возникает, когда мы видим, что другие люди делают что-то интересное, участвуют в чем-то крутом или просто получают удовольствие от жизни — и кажется, что мы упускаем что-то значимое. Хочется тоже успеть все и сразу: встретиться с друзьями, посетить премьеру фильма, открытие нового бара, распродажу любимого бренда.

Лимитированные предложения и акции подстегивают чувство FOMO и провоцируют нас на импульсивные покупки или просто не оставляют времени подумать — кажется, что позже такой скидки уже не будет. Иногда подобные акции действительно помогают сэкономить, но чаще они просто заставляют нас тратить больше — и мы не всегда можем это вовремя заметить.



Любая акция — это одновременно и возможность сэкономить, и способ потратить лишние деньги. Важно, чтобы предложение по-настоящему вам подходило, то есть помогало реализовать уже существующие планы и цели.

Простой пример. Магазин распродает зрелые авокадо по акции «два по цене одного», чтобы плоды не успели испортиться. Если вы любите авокадо и часто их покупаете, это хороший способ сэкономить. А если возьмете просто ради акции, не зная, что с ними делать, есть риск, что они испортятся и в результате окажутся в мусорном ведре.

Другой пример полезной маркетинговой акции — программа лояльности, в которой клиент копит баллы за покупки, а затем может обменять их на скидки или бесплатные товары. Если вы всегда закупаетесь в одном и том же супермаркете, участие в такой программе позволит вам экономить деньги или получать бонусные продукты бесплатно.

Самые популярные маркетинговые приемы, которые заставляют нас тратить больше

ПриемПримерКак на самом деле
Искусственный дефицит предложения«На складе осталось всего два товара» или «Еще 25 покупателей сейчас интересуются этим же товаром»Иногда товаров действительно может остаться мало, но лучше перепроверить наличие на других платформах. Возможно, там дефицита нет и спешить с покупкой не надо
Ограниченность по времени«Предложение действительно только сегодня!», «До конца акции осталось три дня!» или «Скидка до 50% действует до конца недели!»В таких акциях указанная начальная цена часто не соответствует рыночной: ее искусственно завысили, а потом сделали «скидку». В итоге клиент ничего не выигрывает. Такими приемами магазины часто пользуются в предпраздничные недели или в Черную пятницу
Бесплатный подарок«1+1», «Два по цене одного»С такими предложениями тоже важно не спешить, смотреть стоимость товара в разных магазинах, а если это возможно — проверять его цену до акции
Кросс-продажи«Покупаете телефон за 60 000 ₽? Дополните покупку защитным стеклом за 1000 ₽ и чехлом за 2000 ₽»Сопутствующие товары обычно недорогие и по сравнению с основной покупкой кажутся выгодными. Чтобы траты не стали лишними, составляйте заранее список того, что вам действительно нужно приобрести вместе с условным телефоном или другой крупной покупкой
Заплати больше — получи бонус«До бесплатной доставки не хватает 3000 ₽»Часто выгоднее заплатить за доставку, чем добавлять в корзину ненужные товары
Общественное мнение«Хит продаж», «99% клиентов выбирают этот товар», «Вместе с этим товаром часто покупают»Можно поддаться мнению большинства и чувству FOMO и приобрести вещи, которые будут не нужны или без которых легко спокойно прожить. А еще на сайтах часто встречаются фальшивые отзывы и накрутка рейтинга. Насторожитесь, если у товара масса однотипных комментариев с оценкой 5 звезд
АтмосфераОформление магазина, дизайн кафе, аромат кофе, ритмичная музыка, запах свежести в магазине одеждыПоддавшись атмосфере, можно купить больше, чем хотелось, или выбрать вещь дороже, чем позволяет бюджет

Самые популярные маркетинговые приемы, которые заставляют нас тратить больше

Искусственный дефицит предложения
Пример«На складе осталось всего два товара» или «Еще 25 покупателей сейчас интересуются этим же товаром»
Как на самом делеИногда товаров действительно может остаться мало, но лучше перепроверить наличие на других платформах. Возможно, там дефицита нет и спешить с покупкой не надо
Ограниченность по времени
Пример«Предложение действительно только сегодня!», «До конца акции осталось три дня!» или «Скидка до 50% действует до конца недели!»
Как на самом делеВ таких акциях указанная начальная цена часто не соответствует рыночной: ее искусственно завысили, а потом сделали «скидку». В итоге клиент ничего не выигрывает. Такими приемами магазины часто пользуются в предпраздничные недели или в Черную пятницу
Бесплатный подарок
Пример«1+1», «Два по цене одного»
Как на самом делеС такими предложениями тоже важно не спешить, смотреть стоимость товара в разных магазинах, а если это возможно — проверять его цену до акции
Кросс-продажи
Пример«Покупаете телефон за 60 000 ₽? Дополните покупку защитным стеклом за 1000 ₽ и чехлом за 2000 ₽»
Как на самом делеСопутствующие товары обычно недорогие и по сравнению с основной покупкой кажутся выгодными. Чтобы траты не стали лишними, составляйте заранее список того, что вам действительно нужно приобрести вместе с условным телефоном или другой крупной покупкой
Заплати больше — получи бонус
Пример«До бесплатной доставки не хватает 3000 ₽»
Как на самом делеЧасто выгоднее заплатить за доставку, чем добавлять в корзину ненужные товары
Общественное мнение
Пример«Хит продаж», «99% клиентов выбирают этот товар», «Вместе с этим товаром часто покупают»
Как на самом делеМожно поддаться мнению большинства и чувству FOMO и приобрести вещи, которые будут не нужны или без которых легко спокойно прожить. А еще на сайтах часто встречаются фальшивые отзывы и накрутка рейтинга. Насторожитесь, если у товара масса однотипных комментариев с оценкой 5 звезд
Атмосфера
ПримерОформление магазина, дизайн кафе, аромат кофе, ритмичная музыка, запах свежести в магазине одежды
Как на самом делеПоддавшись атмосфере, можно купить больше, чем хотелось, или выбрать вещь дороже, чем позволяет бюджет

Как не реагировать на уловки маркетологов

Поговорим о том, как вовремя замечать маркетинговые приемы и экономить. Вот несколько советов, которые помогут сократить количество импульсивных и ненужных покупок.

Лейбл заголовка

Не спешите

Изучайте акции и стоимость товаров заранее. Приучите себя перед покупкой проверять наличие товаров в других магазинах, сравнивать их стоимость, читать условия акций и спецпредложений. Помните, что цель распродаж и акций — не помочь вам сэкономить, а быстрее продать товар или услугу.

Задавайте себе вопросы перед покупкой. «Действительно ли мне это нужно?», «Почему я хочу это купить?», «Как эта вещь улучшит мою жизнь?», «Что будет, если я ее не куплю?». Подобные вопросы помогут задуматься над необходимостью трат, а еще дадут время, за которое спонтанное желание может пройти.

Усложните покупку новых вещей. Например, отвяжите банковские карты от онлайн-магазинов, удалите их приложения с телефона, отпишитесь от чатов и каналов, где публикуют подборки вещей. Так для любой покупки потребуется больше времени, а значит, будет возможность подумать еще раз, нужна она вам или нет.

Если вы часто совершаете покупки на маркетплейсах, возьмите за правило складывать товары в корзину или избранное, а покупать на следующий день или через неделю. Это тоже поможет не поддаваться первоначальному импульсу. Возможно, через неделю окажется, что часть вещей в корзине вам уже и не нужна — особенно если за это время вы о них ни разу не вспомнили.

Лейбл заголовка

Потребляйте осознанно

Покупайте б/у. Наше потребление влияет на состояние экологии: чем больше вещей производят компании, тем больше они расходуют природных ресурсов. Покупка бывшей в употреблении одежды, бытовой техники, мебели или электроники — это способ и сэкономить, и сохранить природные ресурсы, и сократить количество мусора, подарив вещам вторую жизнь. Платье или джинсы из магазина винтажа и секонд-хенда сэкономят несколько тысяч рублей. При этом там можно найти вещи известных брендов хорошего качества.

Ремонтируйте сломанные и старые вещи. Например, починить неисправную кухонную технику чаще всего дешевле, чем купить новую. А иногда, просто заменив молнию у рюкзака или сумки, можно вернуть аксессуару первоначальный вид.

Ходите на свопы. Своп — это мероприятие, на котором посетители обмениваются хорошими, но ненужными им вещами. Чаще всего это одежда, но не только: обмениваться можно цветами, книгами, детскими вещами, косметикой и украшениями.

Начните сортировать мусор и сдавать ненужную одежду в переработку. Сортировка мусора поможет увидеть наглядно, как много уже в мире вещей и отходов.

Если внимательнее относиться к тому, что, где и в каких количествах мы покупаем, можно не только сэкономить и накопить на большую финансовую цель, но и внести свой вклад в решение проблем экологии. Подробнее о том, как жить экологичнее, мы рассказываем в другом бесплатном курсе Учебника Т⁠—⁠Ж — «Как начать сортировать мусор».

Сократите время, проведенное в соцсетях. Когда мы наблюдаем за жизнью знакомых, блогеров и известных людей в социальных сетях, неосознанно можем хотеть проводить время и тратить деньги таким же образом. Чтобы уменьшить это влияние, старайтесь меньше заходить в соцсети. Например, поставьте ограничение по времени или напоминание, которое подскажет, что пора закрывать приложение или сайт. Старайтесь держать в фокусе внимания только свои цели и ценности.

Лейбл заголовка

Подходите к тратам рационально

Составляйте списки покупок — для продуктового, книжного, магазина одежды или техники. Записывайте то, что нужно приобрести, в блокнот, заметки в телефоне или сообщения в мессенджерах — можно завести для этого закрытый канал в «Телеграме».

Списки дисциплинируют, с ними у нас меньше шансов купить что⁠-⁠то лишнее
Списки дисциплинируют, с ними у нас меньше шансов купить что⁠-⁠то лишнее
Списки дисциплинируют, с ними у нас меньше шансов купить что⁠-⁠то лишнее

Не покупайте продукты голодными. Ни в магазине, ни в интернете. Если пойти в супермаркет, испытывая чувство голода, вы точно купите лишние продукты или слишком много еды, которая потом будет лежать в холодильнике и портиться.

Выделите бюджет на импульсивные покупки. Время от времени хочется порадовать себя небольшой покупкой. Если при этом укладываться в заранее обозначенную сумму, которая не повредит вашему бюджету, большого ущерба от лишних трат не будет.

Посчитайте реальную стоимость вещи. Бывает, покупаешь новую пару обуви, а потом надеваешь ее всего несколько раз. Чтобы оценить, будет ли трата выгодной, попробуйте прикинуть, как часто вам окажется нужна вещь или услуга. Для этого примените удобный калькулятор: чем меньше будет стоимость одного использования, тем выгоднее покупка.

Лейбл заголовка

Дайте себе право на ошибку

Не ругайте себя за лишние траты. Если вы уже купили что-то, что вам не было нужно, важно не относиться к себе слишком критично — это может привести к обратному эффекту.

Мы часто совершаем импульсивные покупки, когда нам грустно, одиноко или мы устали. Понаблюдайте за своим состоянием и попробуйте найти другие решения — отдохнуть, поговорить с близкими, заняться спортом, сменить обстановку. В некоторых случаях может потребоваться помощь психолога или психотерапевта.

Аватар автора

Роман Матафонов

клинический психолог и гуманистический психотерапевт, помогает клиентам понимать причины своих желаний

Как совершать меньше импульсивных покупок и замечать приемы маркетологов

Мы часто тратим деньги импульсивно, когда чувствуем какую-нибудь неудовлетворенность. Поэтому, когда кажется, что покупка улучшит состояние, стоит обратить внимание на два момента: во-первых, на ощущение неудовлетворенности и его причины, во-вторых, на то, как покупка сможет помочь — и поможет ли вообще.

Например, вы хотите приобрести профессиональные кроссовки для бега — кажется, что именно их вам и не хватает, чтобы заниматься спортом. В такой ситуации возможным источником неудовлетворенности может быть отношение к своей внешности и состоянию тела. Стоит задать себе вопрос: «А как именно кроссовки улучшат мое отношение к внешности?» Отвечая на него, вы можете прийти к тому, что сами по себе кроссовки ничего не изменят, так как для изменений нужно бегать, а не покупать вещи. Выходит, что вы испытываете потребность в изменении, которое недоступно сразу, и поэтому решаете купить новую вещь — это-то можно сделать быстро! — и почувствовать временное удовлетворение от того, что делаете что-то для себя.

Другими словами, чтобы не совершать импульсивных покупок, важно развивать осознанность — способность наблюдать за своими мыслями, чувствами, потребностями и телесными ощущениями. А также понимать, в каком вы находитесь состоянии, почему возникают конкретные мысли и ощущения и как ваши желания связаны с вашими потребностями.

Освойте возвраты. Допустим, вы не удержались и купили что-то, что позже оказалось ненужным. Условия возврата бывают разные, но многие вещи, купленные в магазине, можно вернуть в течение 14 дней. Приучите себя не отрезать сразу бирки от одежды, чтобы ее без проблем приняли назад.

Иногда вернуть товар сложно или нельзя — тогда его можно перепродать на «Авито» или подарить кому-то, кому он будет нужнее.

Скачайте чек-лист в формате в формате PDF на свое устройство или отправьте себе в телеграм-сообщении.

Запомнить

  1. Импульсивные траты — это спонтанные, незапланированные и эмоциональные покупки.
  2. Если посчитать, сколько мы тратим на привычки вроде кофе с собой и совершаем других мелких регулярных расходов за год, сумма может оказаться внушительной.
  3. Именно из-за подобных трат может не получаться откладывать нужную сумму.
  4. Маркетологи используют особенности нашей психики, чтобы продавать больше товаров и услуг. Например, провоцируют ощущение упущенной выгоды или желание продемонстрировать другим свой социальный статус.
  5. Распродажи не всегда помогают сэкономить. Цель подобных акций — побудить покупателей потратить деньги.
  6. Осознанное потребление не только способствует личным накоплениям, но и полезно для экологии.

Что дальше

В этом уроке мы разобрали, как работают маркетинговые приемы. Теперь вы сможете их заметить и оценить, когда стоит совершить покупку, а когда лучше от нее отказаться. Это позволит копить быстрее и успешнее. В следующем уроке расскажем, как оценить свое финансовое положение, а также какие инструменты помогают продолжать копить и достигать финансовых целей.

Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника. Чит-коды для реальной жизни — в нашем телеграм-канале: @t_uchebnik

Как вам урок?
3 урок
Анализируем финансы и начинаем копить
Следующий шаг