«Тихое место: День первый» — достойный приквел хорроров об инопланетянах с острым слухом
В международный прокат вышел фильм «Тихое место: День первый» — новая часть франшизы про вторжение инопланетных тараканов на Землю.
Вместо Джона Красински режиссерское кресло занял Майкл Сарноски. А отбивается от пришельцев на этот раз не Эмили Блант, а Лупита Нионго, Джозеф Куинн и кот Фродо. Рассказываем, каким получился фантастический хоррор и почему он больше напоминает трогательную авторскую драму.
Что за «Тихое место: День первый» (A Quiet Place: Day One)
Дата премьеры: 28 июня 2024 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Майкл Сарноски
Сценарист: Майкл Сарноски
В ролях: Лупита Нионго, Джозеф Куинн, Алекс Вулф, Джимон Хонсу
Жанры: ужасы, фантастика, драма
Фильм, похожий на «Тихое место: День первый»: «Монстро»
Продолжительность: 1 час 39 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах
🎥 Это спин-офф и приквел серии — но смотреть другие «Тихие места» необязательно
Умирающая от рака поэтесса Сэм живет в хосписе в пригороде Нью-Йорка. Поводов для веселья у нее мало, а главная отдушина — котик по кличке Фродо, которого героиня везде носит с собой для эмоциональной поддержки. Однажды медбрат Рубен уговаривает Сэм отправиться на Манхэттен и сходить в театр марионеток. Девушка соглашается, но при одном условии: они обязательно заглянут в любимую пиццерию детства в Гарлеме.
Увы, именно в этот день на Землю нападают полчища инопланетных монстров. Они совершенно слепы, но обладают невероятным слухом — это позволяет им ловко охотиться на все живое вокруг. Чудом выжив во время первой атаки, Сэм решает не идти вместе с остальными к точкам эвакуации из города. Вместо этого девушка отправляется к себе домой в Гарлем за обезболивающим. По дороге она встречает растерянного студента-юриста Эрика. Он увязывается вслед за ней и Фродо.
«День первый» — приквел и одновременно спин-офф хоррора Джона Красински про семейство Эббот, которое пыталось выжить на ферме после нападения инопланетян. При этом история в новой картине самостоятельная: с прошлыми частями фильм связывает лишь второстепенный герой Джимона Хонсу по имени Генри, появлявшийся в финале сиквела.
💔 Это трогательная история о принятии смерти и жажде жизни
Дебютный фильм Майкла Сарноски — инди-драма «Свинья», где Николас Кейдж вызволял из рук похитителей любимое животное. Это было философское и остроумное высказывание о том, как пережить потерю и где искать утешение.
Работа над студийным кино не сделала постановщика менее романтичным и сентиментальным. В фильме все еще чувствуется авторская интонация: сюжет о нашествии инопланетян здесь оказывается лишь фоном для нежной истории о девушке, заново ищущей интерес к жизни.
Помещать в центр сюжета развлекательного летнего блокбастера умирающего от рака человека — для Голливуда смелый шаг. Сразу становится понятно, что хеппи-энд в этой истории будет весьма условным. Ведь для Сэм важно не столько уцелеть, сколько успеть перед смертью получить удовольствие от простых мелочей. Перед ней стоит сложный вопрос: как найти силы сражаться за свою жизнь, если ты уже и так умираешь?
Переживания обреченных на смерть людей в разгар гуманитарной катастрофы — тема, достойная широкого обсуждения. И от блокбастера про нашествие пришельцев ее не ждешь.
Фильмы Красински были постапокалиптическими — со вторжения монстров в них прошло больше года. Сарноски же показывает непосредственно апокалиптический ужас. Ближайшие аналоги «Дня первого» с точки зрения сеттинга — «Монстро» и «28 недель спустя». Нью-Йорк горит, вертолеты уничтожают мосты, машины взрываются, толпы выживших бродят с потерянными лицами по пустым улицам, цивилизация стремительно угасает.
Впрочем, сцены разрушений воображение не поражают: нечто похожее мы видели в десятках других фильмов. Хотя и саспенса, и напряженной игры в кошки-мышки с пришельцами здесь более чем достаточно — заскучать сложно.
🐈 В новом «Тихом месте» обаятельные персонажи — за них сложно не переживать
Главная фишка фильма — не зрелищность. По сути, «День первый» — бенефис лауреатки премии «Оскар» Лупиты Нионго, звезды картин «Мы» и «12 лет рабства». Ее выразительное молчание красноречивее любых трагичных диалогов. Нионго приходится играть практически без слов и зачастую без партнеров, раскрывая героиню с помощью экспрессивной мимики. И временами ее игра больше напоминает пластический театр, чем актерские клише фильмов ужасов. Не зря в начале картины девушка идет на представление марионеток.
Сэм раскрывается через меняющееся отношение к жизни и смерти и, главное, взаимоотношения с людьми, которых она встречает во время своего путешествия. Из замученного и обозленного человека она постепенно превращается в настойчивую и эмпатичную героиню, которая отказывается быть жертвой и хочет умирать по своим правилам.
Трагическую историю несколько скрашивают коты Шницель и Нико, играющие Фродо — одного из главных героев фильма. Спасение котиков — вообще идеальный способ заставить зрителей быстро и крепко привязаться к персонажу. Работает он безотказно и в этой сентиментальной истории.
Радует и Джозеф Куинн, сыгравший добродушного героического рокера Эдди в четвертом сезоне «Очень странных дел». Здесь он напоминает молодого Роберта Дауни — младшего и сам вполне похож на котика.
Фильм исследует человеческие отношения и важность поддержки друг друга в самые трудные времена. С помощью сюжета о фантастической трагедии фильм передает жизнеутверждающий месседж о силе и стойкости человеческого духа. Сэм и ее случайные спутники символизируют веру в лучшее даже в безнадежных обстоятельствах.
Неожиданная параллель у ленты есть с «Идеальными днями» — японской драмой Вима Вендерса про благородного уборщика общественных туалетов в Токио. Мало того что оба фильма призывают искать радость в мелочах, так еще и заканчиваются схожим образом — под бессмертную версию Feeling Good в исполнении Нины Симон. Строчки It’s a new dawn, it’s a new day, it’s a new life вообще можно смело использовать как слоган ко всей франшизе «Тихое место».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult