Как школьнику устроиться помощником вожатого в лагере
Моя дочь Вероника окончила восьмой класс и заработала за лето 56 000 ₽ на новый Айфон.
Когда дочь была маленькой, каждое лето я отправляла ее к бабушке на дачу. Но когда ей исполнилось 14 лет, вариант с дачей отпал: я боялась, что она начнет гонять там на мопедах, тусоваться с сомнительными подростками и нервировать бабушку. Поездок тоже не планировалось: хорошие детские лагеря стоили дорого, а семейный отдых мы перенесли на осень. Оставаться без дела в Москве было скучно, и я предложила дочери подработать.
Вероника была не против. Она давно мечтала об Айфоне — на тот момент модель, которая ей нравилась, стоила 56 000 ₽, но я считала это излишеством. Тогда она решила заработать на него сама, а заодно — получить ценный опыт. В итоге Вероника устроилась помощницей вожатой в детский городской лагерь.
В статье я расскажу, как подростки могут работать по закону и как все было у нас. Объясню, почему пришлось согласиться на зарплату в конверте и полный рабочий день. И опишу, какие сложности были у дочери из-за того, что она подросток.
Как по закону могла работать дочь
По закону подросток 14—18 лет может работать только в свободное от учебы время. И работа не должна вредить здоровью и нравственности. Например, запрещено поднимать тяжести, трудиться под землей, на химическом производстве и в казино. Можно, например, раздавать у метро листовки, работать курьером или расклеивать объявления.
Подросток может устроиться продавцом или кассиром. Но по закону не будет нести ответственности за доверенные ему деньги. Исключение — если он украдет их сознательно или потеряет под влиянием алкоголя или наркотиков.
Вероника могла работать и волонтером: помогать пожилым людям и ветеранам, организовывать спортивные мероприятия и концерты, сажать деревья на субботниках. Это расширяет круг общения и занимает свободное время. А еще можно получить бесплатные билеты на мероприятия или внедриться в организацию, где потом планируешь работать. Но официально за волонтерство не платят.
Сколько можно работать подростку
Возраст | Количество часов в день | Количество часов в неделю |
---|---|---|
От 14 до 15 лет | 4 — в каникулы, 2,5 — после учебы | 24 — в каникулы, 12 — после учебы |
От 15 до 16 лет | 5 — в каникулы, 2,5 — после учебы | 24 — в каникулы, 12 — после учебы |
От 16 до 18 лет | 7 — в каникулы, 4 — после учебы | 35 — в каникулы, 17,5 — после учебы |
Сколько можно работать подростку
От 14 до 15 лет | |
Количество часов в день | 4 — в каникулы, 2,5 — после учебы |
Количество часов в неделю | 24 — в каникулы, 12 — после учебы |
От 15 до 16 лет | |
Количество часов в день | 5 — в каникулы, 2,5 — после учебы |
Количество часов в неделю | 24 — в каникулы, 12 — после учебы |
От 16 до 18 лет | |
Количество часов в день | 7 — в каникулы, 4 — после учебы |
Количество часов в неделю | 35 — в каникулы, 17,5 — после учебы |
Подросток может сам подписывать трудовой договор с 14 лет. Но до 16 лет нужно еще согласие родителя. Исключение — если ему исполнилось 15 лет, но он окончил 9 классов или учится в вечерней школе, техникуме или колледже. Вероника под эти условия не подходила.
Кроме согласия родителя, на работе у подростка попросят следующие документы:
- Паспорт.
- Справку из поликлиники по форме 086/у с припиской от врача «Годен к работе с возрастными ограничениями».
- Трудовую книжку, если есть. Если нет, то работодатель заведет трудовую книжку в электронном виде. Если она уже электронная, то работодатель получит к ней доступ через сайт СФР.
- СНИЛС. Если нет, первый работодатель оформит его сам.
Дальше я расскажу, почему все эти условия нам не удалось соблюсти.
Как я искала дочери работу
В начале мая я изучила «Хедхантер», «Суперджоб» и «Авито». Везде выставляла фильтры «без опыта», «работа для школьников / студентов», «неполная занятость», «стажировка». Еще нашла две группы о работе для тинейджеров в соцсетях.
Вот какие вакансии традиционно предлагают подросткам от 14 лет:
- Озеленитель.
- Почтальон.
- Курьер.
- Помощник на стройке.
- Дворник.
- Консультант в пункте проката велосипедов и самокатов.
- Расклейщик объявлений.
- Промоутер, предлагающий попробовать продукты в супермаркете.
- Распространитель листовок.
- Диспетчер колцентра в частной клинике.
- Сео-стажер.
- Практикант в отделе кадров.
- Консультант в магазине одежды.
Работа везде была официальная, но зарплата маленькая: 5000—15 000 ₽ в месяц. Да и вакансии мне не понравились. Я не хотела, чтобы Вероника устроилась курьером и встречалась один на один с незнакомцами. Работа промоутером или оператором колцентра казалась не очень интеллектуальной. Как сео-стажер она бы целыми днями сидела за компьютером. А работа консультантом в магазине не нравилась самой Веронике.
Я стала расспрашивать знакомых: вдруг кто-то знает, куда можно устроить подростка. Рассматривала даже неофициальную работу — лишь бы она нравилась Веронике, была безопасной и хорошо оплачивалась. И скоро такой вариант появился.
Моя подруга работала в школе иностранных языков. Она рассказала, что каждый год там организуют городской летний лагерь, и туда нужен помощник вожатых. В прошлые годы на эту должность как раз брали школьников и студентов.
Работа подходила под мои требования, плюс школа была недалеко от дома. Один филиал — в пяти минутах пешком, а другой — на расстоянии трех станций метро. Я созвонилась с директором, и в середине мая мы с Вероникой пошли на собеседование.
Как прошло собеседование
На собеседовании директор спросила у Вероники про учебу и увлечения. А меня — согласна ли я, чтобы дочь работала.
Потом директор рассказала про лагерь. Он был для детей 7—12 лет, которые остались в Москве на лето. Там они занимались английским, играли, ходили на экскурсии и посещали творческие студии. Лагерь работал с начала июня до середины августа — всего было 5 смен по 2 недели. Дети находились там в будни с 9:00 до 18:00.
Директор сказала, что вожатой нужен помощник — в лагере его зовут волонтером. Это работа не по договору, поэтому зарплату директор обещала выдавать в конверте в конце каждой смены. Других достойных вариантов у нас не было, так что пришлось согласиться на эти условия.
Директор знала, что по закону Вероника не может работать больше 5 часов в день. И предложила график с 9:00 до 13:00 с оплатой 500 ₽ в день. Но Вероника сказала, что хочет работать с 9:00 до 18:00. Она понимала, что за это заплатят вдвое больше: 1000 ₽. Директор предупредила, что работа ответственная, сложная и потребует много энергии и терпения. Но Вероника настояла на своем.
- 1000 ₽
Мы решили, что дочь отработает первую и вторую смены, но пропустит третью. Отдохнет 2 недели и вернется на четвертую и пятую смены. В итоге потом она сама захотела отработать 2,5 месяца без перерыва.
Вероника произвела на директора хорошее впечатление, и ее пригласили на работу с 3 июня.
Как распределялись обязанности в лагере
В лагере работали директор, администраторы, преподаватели, вожатая и волонтер — Вероника. Директор отвечала за безопасность. Если бы кто-то заболел, отравился или травмировался, спрос был бы с нее.
Администраторы следили за чистотой и порядком в помещении. Преподаватели вели уроки английского и организовывали развлечения: квесты, творческие студии, занятия по изучению окружающего мира, химические опыты.
Вожатой была студентка последнего курса института. Она следила за дисциплиной, расписанием, играми на улице и водила детей в кафе на обед. Со всем этим вожатой помогала моя дочь.
Обязанности моей дочери
Рабочий день Вероники начинался в 9:00. Родители привозили детей. В группе было 15 человек. Детям выдавали завтрак: хлопья с молоком, печенье и чай. Сервировкой и уборкой должны были заниматься администраторы, но делала это только одна из них. Остальные оставляли кучу грязной посуды Веронике.
Потом дети шли на часовую прогулку. Дочь играла с ними на улице, развлекала, следила, чтобы они не разбежались и не растеряли вещи.
В полдень был обед в кафе в десяти минутах ходьбы от школы. Вероника и вожатая сопровождали группу и обедали вместе с ними. Дочь питалась за счет лагеря.
В течение дня у детей были мастер-классы, опыты, творческие занятия и урок английского. Вероника раздавала дидактические материалы, карточки и помогала делать творческие задания.
Работа кипела. Вероника постоянно что-то приносила, уносила, убирала, делала поделки, завязывала шнурки, вытирала носы и мыла посуду. Успокаивала детей вместе с вожатой, если они скучали по мамам, разбегались на улице или начинали беситься.
По факту Вероника была второй вожатой. Но из-за возраста называлась волонтером, работала без договора и получала в три раза меньше. Вероника это понимала, но никогда не жаловалась. Она воспринимала все это как обучение, любила коллектив и считала, что работать в лагере круто.
Что нравилось дочери в лагере
В первый день я сама проводила Веронику на работу и осталась за ней понаблюдать. В классе уже шел урок. Когда Вероника туда заходила, у нее был взгляд, будто она отправляется в клетку с тиграми. Но она взяла картинки для урока и стала раздавать их детям. Скоро я поняла, что она спокойна, понимает свои задачи и занятие нравится ученикам. А со временем и Вероника начала получать радость от работы.
Спокойные и воспитанные дети стали ее любимчиками и заряжали энергией. Они не нуждались в опеке, и дочь общалась с ними на равных. Ей нравилось помогать им с конкурсами, устраивать дефиле в костюмах из газет и смотреть, как они показывают трюки на конкурсе талантов. Она с интересом наблюдала, как развиваются детские лав-стори, и переживала, когда пары распадались после смены.
Во время работы Вероника подтянула и свой английский. Некоторые преподаватели были носителями языка, а она любила с ними общаться. Так она закрепила то, что прошла в школе.
У Вероники сложились хорошие отношения с коллегами. Внутренние разборки ее не касались: она должна была всем помогать и хорошо с этим справлялась. Дочь неконфликтный человек, и ей нравилось проходить эту школу жизни.
Еще она проводила много времени на свежем воздухе. Например, последний день смены отмечали на поляне для шашлыков: жарили сосиски, танцевали и пели. С одной группой вожатые устроили праздник под моросящим дождем. Но пока разводили огонь, хлынул ливень. Дети надели на головы пакеты и побежали в лагерь. Вернулись насквозь мокрые, в хлюпающих кроссовках, долго сушились и кутались в пледы. Но выпускной все равно получился незабываемый.
Какие были сложности
Отношения с подопечными. Веронике было 14, а ее подопечным — от 7 до 12. И дети часто говорили: «Кто ты такая, чтобы нам указывать?» Ей приходилось жестко выстраивать границы и доказывать свой авторитет. Вероника объясняла, что она представитель директора и следить за ними — ее обязанность. А те, кто ее не слушает, будут иметь дело с руководством. В основном это действовало.
Постоянная бдительность. В группе было 15 человек. Вожатой и Веронике было сложно уследить за ними вдвоем, особенно на улице. Дети часто убегали играть на другие площадки. Тогда вожатая оставалась с ребятами, а Вероника искала беглецов по всему району. Дети обычно оказывались неподалеку, но каждый раз она боялась, что с ними что-то случится.
В первый же день один мальчик незаметно ушел домой и никого не предупредил. С мамой он не пересекся, и когда она за ним пришла, поднялась страшная паника. Оказалось, по дороге домой беглец встретил подругу и заигрался с ней на детской площадке. Его нашли там через полчаса. Вожатая и Вероника получили выговор.
Однажды детей водили на экскурсию в парк Горького. Когда вернулись, обнаружили, что один мальчик идет босиком. Он даже не запомнил, как и где оставил ботинки. Хорошо, что его мама с юмором восприняла ситуацию.
Трудные дети. Было два случая, когда родителям вернули деньги за лагерь и попросили забрать детей. Один мальчик избивал всю группу, а одна девочка вела себя асоциально и всем угрожала. Например, говорила, что в следующем году займет место Вероники и та будет прозябать на улице. На такие высказывания дочь просто не реагировала.
В другой смене был мальчик, который постоянно говорил, как радио. Поток слов не иссякал ни на минуту. Когда его смена закончилась, Вероника вздохнула с облегчением.
В лагере были и просто непослушные дети. На кухне был запас снеков и хлопьев для завтрака, и дети постоянно их воровали. Вероника не могла за этим уследить. А как-то мальчики играли в мяч прямо в кабинете и сделали вмятину в потолке из гипсокартона. Их папы потом только посмеялись.
Отношение родителей. Родителям нравилась Вероника, они видели, что дети тянутся к ней. Ее уважали за то, что она работает в 14 лет. Но были и те, кто показывал, что она — обслуживающий персонал, не преподаватель и не вожатая. Ей было неприятно, но она просто выполняла свои обязанности и старалась не обращать внимания.
Усталость. За 2,5 месяца работы с 09:00 до 18:00 Вероника очень устала. Директор не раз предлагала ей отдохнуть, но она не соглашалась. Дочь хотела заработать на Айфон, а еще не могла представить, что вместо нее в лагере будет другой волонтер.
Последняя неделя была самой трудной: сказывалась накопленная усталость. Вероника приходила домой и плакала или сразу ложилась спать. Но в итоге дошла до конца.
Дочь отдохнула только в конце августа, когда закончилась последняя смена. Она все-таки уехала отсыпаться к бабушке. Соблазны дачной жизни больше меня не пугали. Я увидела, что Вероника повзрослела, укрепила силу воли и подумает, прежде чем делать что-то опасное.
Что дала работа в лагере
Веронике повезло с работой. Конечно, она была неофициальная, а зарплату выдавали в конверте. Зато она была интересная, безопасная и находилась недалеко от дома.
Подруги Вероники устроились на лето не так удачно. Одна ездила на другой конец Москвы и раздавала листовки у метро. Стояла на ногах по 8 часов в день, а получала 15 000 ₽ в месяц. Вторая работала курьером в юридической фирме: 5 часов в день ездила по всему городу, получала 25 000 ₽ в месяц. Третья была консультантом в магазине одежды: работала по 10 часов в день, получала 30 000 ₽ в месяц.
Зарплата двух последних девушек была выше, чем у Вероники. Но они не получили от работы столько полезного. Вот что дала моей дочери работа в лагере.
- 56 000 ₽
Опыт. Вероника научилась находить подход к разным людям, и теперь ее терпению можно позавидовать. Нельзя сказать, что это лето помогло ей определиться с будущей профессией. Но она поняла, что общаться с людьми ей приятнее, чем сидеть за компьютером.
Еще Вероника получила благодарственное письмо, где сказано, что она работала волонтером. Это письмо и опыт волонтерства пригодятся, если она захочет поступить в иностранный вуз: там это ценится.
Возможности для будущих подработок. Во время третьей смены мама 9-летней девочки предложила Веронике подработку. Она привозила дочку к нам домой за полчаса до занятий и просила с ней посидеть. Девочка тихо играла в игры на телефоне, а потом шла с Вероникой в лагерь. За это ее мама платила 1000 ₽ в неделю.
Осенью, после лагеря, родители приглашали Веронику посидеть с их детьми. За бэбиситтинг платили 300 ₽ в час. Но если в лагере Вероника была авторитетом, то здесь — человеком, которого наняли родители. И дети вели себя хуже. К тому же родители часто задерживались в гостях за полночь, Вероника очень уставала, и следующий день был потерян. В общем, дочь посидела с чужими детьми всего пару раз, а потом отказалась.
Зимой вожатая из лагеря пригласила ее поработать аниматором на елке в Измайловском кремле. Вероника помогала вести мастер-класс по изготовлению карамели. За день работы с 9:00 до 21:00 она получала 3000 ₽.
Бережливое отношение к деньгам. Вероника перестала тратить деньги на ерунду типа попсокетов или ненужной косметики. И поняла, что получить желаемое можно, только приложив усилия. В конце лета она купила себе Айфон.