«Способности есть, но сфера их применения сузилась»: как я задумалась, что же умею в своей сфере
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Продолжаю тему поиска работы. В прошлой статье — я ждала окончания госпитализации сына, из-за которой пока сижу на «работе для всех». Итак, госпитализация позади — срочно пора искать «работу для моих способностей».
И в этом вся сложность: способности у меня точно есть — а вот сфера их применения значительно сузилась после того, как в России закончились 90-е. Я не о криминале — я о том, что ведение бухгалтерии в российских условиях давно строго упорядочено. Мне же за границей платили как раз за то, что там я «разгребала авгиевы конюшни», типичные для тамошнего бизнеса. Подробности — ниже, в трёх историях.
В комментариях к моим предыдущим статьям были вопросы, за что же мне раньше платили деньги, если я не умею вести удалённую бухгалтерию. Также были вопросы, почему я, поработав в туризме, не разбираюсь в видах виз. Вот, сегодня расскажу, что же я делала и за что была ценима начальством. А нужно это сегодня в российских условиях или нет — решать вам.
История первая
Группа гида Васи купила рома на сумму 122 $, специй на 58 $, магнитиков на 18 $. Группа гида Пети купила рома на 154 $, косметики на 37 $, магнитиков на 22 $. Группа гида Тани купила косметики на 15 $, специй на 23 $, магнитиков на 8 $.
В систему забито, что с рома комиссия 10%, с косметики 20%, со специй 25%, с магнитов 30%. Значит, группе Васи система насчитала 32,1 $, группе Пети — 29,4 $, группе Тани — 17,75 $. Дальше система пас, потому что её в целях экономии писал местный, которого потом ещё и кинули на деньги.
Поэтому дальше вступаю я. Сумма комиссии должна распределиться по 70%, 20% и 10% между гидом, водителем и национальным гидом, который обязателен в группе по закону о сохранении рабочих мест за местными. То есть, чисто теоретически, Васе — 23 $, его водителю 6 $, его нацгиду 3 $. Пете — 20 $, его водителю 6 $, его нацгиду 3 $. Тане — 12 $, её водителю 4 $, её нацгиду 2 $.
Но это в теории. А на практике Вася — это русскоговорящий выпускник РУДН по имени Басилио, имеет местное гражданство, а с ним — право ездить без национального гида, только с водителем. Итого ему 26 $, его водителю 6 $. С Петей ездил не просто национальный гид, а Хулио, который чем-то подмазался к начальству и выпросил себе индивидуальные условия.
В итоге нацгид Хулио получает 6 $ наравне с водителем, а Пете сегодня просто не повезло с напарником — ему сегодня 60% вместо 70%, то есть 17 $. А у Тани была мини-группа из менее 8 человек — а это по закону не экскурсия, а прогулка — туда нацгид не нужен, поэтому Тане 14 $, её водителю 4 $.
Всё это я высчитала руками, достала из сейфа, разложила по конвертам, сделала проводки, пересчитала сейф. Вечером, когда гиды снова привезут туристов по пути с экскурсии, выдам конверты под подписи в ведомости.
А ещё ежедневно выплывают хотя бы 2-3 чека, которые кассир ошибочно пробила на Васю, а на самом деле это Петя. А один пробитый на Таню — это таки Васин. Через систему это уже не поправишь — только вручную.
Причём на чеке не указаны категории товара — там написано «Карибское великолепие», «Альберто» и «Марина мёд» — и их продажные цены, без комиссий. Тебе нужно знать, что «Карибское великолепие» — это такой вид рома, «Альберто» — это серия косметики, названная в честь сына владельца компании, а «Марина мёд» — это не мёд, а сигариллы, которых вообще-то всего 6 вкусов, а в этом чеке попались медовые. Исходя из этого корректируешь суммы выплат всем участникам втянутых в путаницу бригад.
А ещё приезжают экскурсионные группы из другой турфирмы. С ними договорились совсем недавно, поэтому их надо прикормить и дать им более интересные условия. Поэтому у них другой процентаж по категориям, но система его считает по старой процентовке, которую я в отчёте просто вычёркиваю и вручную пересчитываю заново.
На гидах, кстати, не написано, из какой они турфирмы. Местная девочка-кассир в торговом зале этого не знает — просто вносит в систему: "Misha E., Misha K." Кто из них чей — знаю я, и только потому, что с ними всеми после работы пью пиво и пою под гитару про серый лёд и батарейку. Когда начальство захотело перевести меня в другой отдел, а на мою должность посадить другую сотрудницу, преемница сломалась уже на этом.
Так я там и просидела незаменимой 5 лет до самой ликвидации компании. А в России бы просто наняли программиста, причём джуна, и один раз нормально пофиксили программу до выгрузки нормальных отчётов и моего права вносить корректировки в течение следующих суток.
История вторая
Поставщик сеньор Рамирес привёз серебряные украшения с местным камнем. В присутствии нашего менеджера по закупкам положил горкой на весы — получил 1 кг 836 г. Продал, допустим, по 40 песо за грамм — вручную выписал на бланке из магазина канцтоваров фактуру: “1 836 g х 40 RD = 73 440 RD”. Получил свои деньги и ушёл счастливым. А мне теперь нужно внести в 1С (этот мой работодатель был мудрее и не связывался с местными программистами) каждую единицу товара с закупочной и продажной ценами.
Сначала разделяем товар на серьги, кольца, цепочки, подвески, браслеты на руки, браслеты на ноги и т.д. Далее внутри каждой категории разделяем по граммам: 3 кольца весом 3 грамма, 5 колец весом 4 грамма, 8 колец весом 5 граммов и т.д.
Далее взвешиваем уже каждую категорию отдельно: самые лёгкие кольца вместе весят 9 г, значит их закупка — 360 песо. Шеф велел наценивать эту поставку втрое — значит их продажная цена должна получиться 1080 песо. Курс доллара в компании на день продажи, допустим, 48 песо. Значит 22,5 $ за 3 кольца — это 7,5 $ за каждое.
В номенклатуре магазина товара с такой ценой нет — там есть «кольцо за 7» и «кольцо за 10». 10 $ многовато — ставим на приход 3 «кольца по 7 $», закупочную цену вносим 360 песо за партию — 1С автоматом выведет цену за единицу товара.
Аналогично весь остальной товар. Из-за того, что в номенклатуре шаг цены 3-4 доллара, фактура в продажных ценах может незначительно отличаться от фактуры в закупочных ценах, умноженной на наценку. Если отличается в минус — надо что-то где-то поправить. Если отличается в плюс — можешь вытащить в свою пользу приглянувшуюся единицу товара нужной цены и не обидеть этим работодателя — с ним это было согласовано. Главное — в фактуре вес оставшегося товара корректно подправить.
Казалось бы, фигня. А начальство говорило: «Как хорошо, что у нас на этой должности работаешь ты: до тебя это доверяли кассирам (русским) — они путались и не справлялись, приходилось в итоге самим делать». А в России даже если действительно с задачей справится не каждый простой кассир, магазины просто не примут товар у поставщика с рукописной фактурой, ещё и по весу.
История третья
Поставщик сеньор Гонсалес привёз 150 маленьких пачек кофе и 100 больших. Взял за всё 120 000 RD, выписал фактуру в одну строчку на таком же бланке из канцтоваров — они там весьма в ходу. Моя задача — проставить такие закупочные цены, чтобы коэффициент наценки на большую и маленькую пачки получился одинаковый при условии, что большие будем продавать по 23 $, а маленькие — по 17 $.
Угу, составляем систему уравнений:
- 150x + 100y = 120 000
- x/y = 17/23
Считаем в экселе, получаем 420,62 песо за большую пачку и 569,07 песо за маленькую.
А потом приходит директор по закупкам (допустим, Алёна) и говорит: «Там у Гонсалеса на пачках был прописан адрес его плантации, а нашему Иван Иванычу это не понравилось. Вот чек на 8 000 песо из типографии — я заказывала наклейки «найдёте только в нашем магазине», которые мы на пачках поверх адреса наклеили. Включи в закупку, плиз». Окей, меняем первое уравнение на «150x + 100y = 120 000 + 8 000», получаем закупку 448,66 и 607,01 песо.
Потом снова прибегает Алёна: «Совсем забыла, я ж ещё из своего кармана дала 3 000 песо нашему курьеру Луиске, чтобы он после работы задержался эти наклейки наклеить, вот расписка» — там на том же типографском бланке выведено: “recibí 3 000 RD por pegado muchas etiquetas”, только ещё и с грамматическими ошибками, потому что Луиска на своём родном пишет хуже, чем мы на его неродном. Окей, первое уравнение меняем на «150x + 100y = 120 000 + 8 000 + 3 000», получаем закупку 459,18 и 621,24 песо.
Потом снова прибегает Алёна: «Блин, ты же в отпуске была — меня Иван Иваныч ругал, что Гонсалес долго кофе не привозит, а что я сделаю? Ну, я для отвода глаз сделала фиктивную фактуру, будто он нам уже привёз по 10 больших и маленьких пачек — они уже на нас числятся, убери их из поставки». Окей, меняем уравнение на «140x + 90y = 120 000 + 8 000 + 3 000», получаем закупку 500,45 и 677,08 песо.
Но Алёна снова не рада: теперь слишком дорого выходит. И тут меня озаряет: «Ты ведь в фиктивной фактуре Гонсалесу якобы что-то заплатила, верно? Это ведь тоже учесть нужно». Алёна радостно вопит, что я гений, а она там вносила 10 маленьких пачек по 400 песо и 10 больших по 600, итого 10 000 песо. Меняю моё многострадальное уравнение на «140x + 90y = 120 000 + 8 000 + 3 000 — 10 000», получаю 462,25 и 625,39 песо.
Но и это ещё не всё. Алёна договорилась с бухгалтером, и ей открыли период моего отпуска, когда была выписана фиктивная фактура. Теперь надо сделать так, чтобы и в ней коэффициент наценки стал одинаковым. Исправляю там цены на 425,00 и 575,00 — ура, всё прекрасно.
Впрочем, нет предела совершенству: так как в двух фактурах разные цены и разные пропорции поступивших товаров, их средний коэффициент наценки всё равно чуть-чуть отличается: 1,7748 против 1,7796. Можно было пофиксить и это — но этим уже решили пренебречь. Или учесть уже в следующей поставке.
Ну как, сложно? Мне вот нет. А кому и куда это продать — я не знаю. Это точно не на вакансию «бухгалтер». От кандидата в бухгалтеры работодатель хочет, чтобы умел сдавать квартальную отчётность и знал отличия определённой версии 1С от остальных. А я умею что умею — и считаю, что и этого немало. Квартира, в которой живу, является лучшим подтверждением тому, что эти мои таланты могут иметь высокую ценность.
Жду от комментаторов совета, куда и на какую вакансию их можно выгодно продать.