«От размышлений веет нервозностью»: как я утратил интерес к Достоевскому
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Заметил за собой спад интереса к романам Достоевского. Вернее, расхождение с ним во взглядах.
Собственно, я его стал читать в старшем возрасте, но в основном из-за "крутости", которую ему отводят. У меня сложилось впечатление, что это "писатель номер один" в России. Много есть более читаемых, обсуждаемых и полюбившихся, все же на вопрос "а кто великий писатель" скорее назовут Достоевского. Как тут не поинтересоваться его творчеством? Тем более, что его книги постоянно упоминаются на буктюбе в ряду других.
Чтобы пояснить, чем вызвана утрата интереса, возьму "Преступление и наказание". Идея этого романа мне очень понятна: почему меня могут обругать в очереди, обрызгать машиной, стучать ночью в стену — одни люди себя считают "право имеющими", а я не могу ответить им тем же, чувствую себя "тварью дрожащей"? Ведь порой так хочется поступить с другими, как Раскольников со старушкой? Может, все-таки решится?
Что же происходит дальше согласно роману: герой испытывает раскаяние и через исповедь приходит к Богу. Вот это-то развитие сюжета совсем мне не по душе. Я вдруг понял, что люди вовсе не считаю себя "право имеющими", а просто-напросто не в состоянии сдержаться, и гораздо более страдают от своей несдержанности, чем я от их выходок. Так зачем же с ними так, как со старушкой?
Я решил для себя этот вопрос так: моя жизнь и мое душевное состояние — прямое следствие моих и только моих поступков. Если я готов терзаться, как Раскольников, можно и "старушку". Но если нет, то и не надо так делать. В этих поступках — моя свобода и мое право! Поворачивай оглобли: не надо идти к Богу через голову старушки.
Нервозностью веет от размышлений Достоевского, а душа просит покоя. Поэтому при всем уважении к мастерству писателя, мне пора поставить эти произведения на полку, перейти к более умиротворяющей и гуманной прозе. Пока не могу сказать, какого автора считаю подходящим для меня. Интересует Гоголь, но буду ещё искать.
Мне кажется, тема богоискания, которая животрепещит в произведениях Ф.М. не созвучна современному человеку. Мы живём в значительно изменившемся мире, и наше понимание Бога иное. Достоевский искал Бога для униженных и оскорбленных, а мы — для благополучных и путешествующих. Те драмы, которые он показывает нам, не соответствуют нашей действительности. Я считаю Достоевского устаревшим писателем.