Готическая фантастика Диккенса и фольклорная мистика Гоголя: как я начинаю свой читательский год

Героиня реалити планирует не покупать ни одной книги в 2025 году, а читать домашнюю библиотеку: часть 1
Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Фата-моргана

Страница автора

В наступившем году я отказалась от покупки новых книг — решила осилить хотя бы часть того, что уже есть на полках. По количеству у меня нет цели, главное — получить удовольствие.

На новогодние каникулы нашла себе вполне тематическую литературу: «Рождественская песнь в прозе» британского писателя Чарльза Диккенса и «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Две прекрасные сказки про любовь, добро и вечные ценности, но абсолютно разные по восприятию и послевкусию.

«Рождественская песнь» — история про скрягу Эбинизера Скруджа, который в сочельник "встречается" со своим умершим приятелем и тремя духами Рождества: прошлым, нынешним и будущим.

Скрудж у Диккенса — скорее не отрицательный персонаж, а добровольно изолировавшийся от радостей жизни, одинокий и жадный, скажем так "заблудшая овечка".

Под впечатлением от прожитых эмоций и общения с призраками, эгоистичный Скрудж к праздничному утру перевоплощается в добродушного и щедрого человека, замечающего прелести мира вокруг.

Свой шанс изменить реальность герой использует с полным осознанием, для чего это "спасение".

"Пути жизней человеческих предопределяют и конец их <…> Но ведь если пути изменятся, то изменится и конец."

Книга с иллюстрациями итальянского художника Якопо Бруно — безусловно, шедевр
Книга с иллюстрациями итальянского художника Якопо Бруно — безусловно, шедевр
Книга с иллюстрациями итальянского художника Якопо Бруно — безусловно, шедевр
Книга с иллюстрациями итальянского художника Якопо Бруно — безусловно, шедевр

И хотя в целом сюжет про хорошее и светлое, ощущение после прочтения какое-то мрачноватое. Возможно, я излишне впечатлительна и мистические сказки с флером готики не мой жанр, но прочитать рекомендую!

«Ночь перед Рождеством» — сказка абсолютно другого рода.

Здесь чувствуется жизнь, ее щедрость и обильность в простом, но таком родном. Каждое слово и предложение — мазок яркой краски на полотне. Искренне, сумбурно, красиво.

Персонажи, их реакции, настроения, реплики — удовольствие!

"Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он сам нарочно этого захотел и сделал-таки не так, как ему советовали."

"… дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда."

В Диканьке отрицательные герои скорее комичны, чем ужасны. Как будто их кто-то подталкивает творить нелепицы, и они оказываются в глупых ситуациях абсолютно случайно.

Не поддаваться искушению, противостоять злу, с которым даже мать-ведьма заодно, может человек, обладающий неимоверным запасом физических и душевных сил. И главный герой кузнец Вакула настолько силен, что использует беса себе во благо. Верой в Бога и во имя любви он укрощает нечистую силу, вселившуюся не только в черта, но и в Оксану по сути.

Закрывая книгу, ты понимаешь, что пестрый юмор сказки, ее искренность и народные мотивы — все как будто переплетено для того, чтобы подточить силу твоих страхов, у каждого за плечами свои "бесы" и мы должны пытаться их победить.

У меня книга с атмосферными и динамичными иллюстрациями Люси Варламовой, преступление об этом не написать, и рассматривать их одно удовольствие
У меня книга с атмосферными и динамичными иллюстрациями Люси Варламовой, преступление об этом не написать, и рассматривать их одно удовольствие
У меня книга с атмосферными и динамичными иллюстрациями Люси Варламовой, преступление об этом не написать, и рассматривать их одно удовольствие
У меня книга с атмосферными и динамичными иллюстрациями Люси Варламовой, преступление об этом не написать, и рассматривать их одно удовольствие

Итак, читательский год открыт детскими книгами, которые и для любого взрослого будут не лишним напоминанием: плыть по течению, потакать алчности и страхам — самый легкий путь, но не всегда он приносит счастье и внутреннее удовлетворение.

Обе истории по своему красивы. Если у Диккенса главного героя нужно спасать и направлять, то у Гоголя главный герой находчиво спасает себя и других. Собственно, это выбор каждого и хорошо, что он есть.