Resident Evil 4 (2023): стоит ли играть в ремейк легендарного хоррора и что в нем нового
24 марта вышло переосмысление знакового хоррора Resident Evil 4. Путешествие спецагента Леона Кеннеди в испанскую деревушку стало еще страшнее.
Рассказываем, что нужно знать перед покупкой игры: какой у нее сюжет и геймплей, чем отличается от оригинала, есть ли технические проблемы. Заодно делимся советами, которые помогут быстрее освоиться при первом прохождении.
Что вы узнаете
Что за Resident Evil 4 (2023)
Дата выхода: 24 марта 2023 года
Жанр: экшен-хоррор
Платформы: ПК — Steam; PlayStation 4 и 5; Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: Capcom
Разработчик: Capcom
Кому понравится: любителям хорроров, боевиков и деревень с темными тайнами
Игры, похожие на Resident Evil 4: серия Dead Space, ремейки Resident Evil 2 и 3, дилогия The Evil Within
Примерная продолжительность: от 15 до 20 часов
Перевод: игра полностью переведена и озвучена на русском языке
Нужно ли играть в предыдущие части: не обязательно, в целом это самостоятельная игра. Но знакомство с предыдущими номерными выпусками не помешает
Сюжет Resident Evil 4
2004 год. Шесть лет назад американский городок Раккун-Сити пережил эпидемию зомби-вируса. Один из немногих спасшихся, полицейский Леон Кеннеди, стал правительственным агентом. Теперь он выполняет секретные поручения по всему миру. На этот раз его отправляют в глухую испанскую деревушку. Согласно разведданным, там удерживают похищенную дочку президента США Эшли Грэм.
На подступах к деревне незваных гостей атакуют местные жители. Сопровождавших Леона полицейских убивают, сам герой еле уносит ноги. Он понимает, что обитатели деревни — это не классические зомби, с которыми он сталкивался раньше. Местные заражены неизвестным паразитом, но способны общаться и выполнять простую работу. Под шквалом метательных ножей и арбалетных болтов Леон продвигается вглубь деревни, чтобы вызволить Эшли.
Из чего состоит геймплей Resident Evil 4 (2023)
Геймплейная основа в ремейке та же, что и в оригинале 2005 года. Леон исследует деревню, старинный замок, шахты и другие локации. По пути истребляет толпы агрессивных монстров на просторных аренах.
Расслабляться нельзя: только вырабатываешь тактику против противников одного вида, как игра вводит нового монстра. Вооруженных топорами крестьян сменяют культисты со щитами и кистенями. В замке появляются огромные летающие насекомые, а в подземельях — их невидимые версии.
При этом игровой процесс серьезно переработали. Например, в ремейке появились элементы стелса. Теперь можно бесшумно устранить нескольких противников и занять выгодную позицию для открытого сражения. Разнообразили и рукопашные схватки: в оригинале ножом можно добивать упавших и оглушенных противников, а в ремейке — еще и парировать удары.
Чтобы эффективнее побеждать монстров, нужно прокачивать старое оружие и покупать новое в магазине. За обе опции отвечает колоритный торговец. Он не сидит на одном месте, а кочует по локациям. Если захотите закупиться чем-нибудь, не придется идти на другой конец карты.
Хозяин магазинчика работает за местную валюту. Она лежит в ящиках, бочках и на столах в домах местных жителей, а также сыплется из побежденных врагов. Торговец принимает и драгоценности — они тоже разбросаны по уровням.
Что изменилось в ремейке Resident Evil 4
Атмосфера стала более мрачной. Оригинальная RE4 ушла от мотива бесчеловечных научных экспериментов из предыдущих частей. В центре сюжета оказались жестокие религиозные культы. Правда, порой игра подавала их как шутку. Допустим, главный злодей мог сострить, что похитил Эшли из-за нехватки денег на новую церковь.
В ремейке все стало гораздо мрачнее. Леон натыкается на растерзанные тела туристов, а врагов можно застать за кровавыми ритуалами.
Часть героев изменилась внешне. При создании нового облика ряда персонажей авторы ориентировались на реальных людей. Некоторые из них похожи на оригинальных героев — например мужчина, послуживший прообразом Леона. А вот Эшли выглядит совсем иначе.
Изменились и антагонисты. Скажем, Рамона Салазара раньше можно было принять за десятилетнего ребенка, а сейчас — за пожилую женщину.
Сюжет и диалоги переработали. Оригинальная RE4 местами превращалась в самопародию. Герои и злодеи подшучивали друг над другом. По ходу сюжета Леону даже приходилась убегать от гигантской роботизированной статуи. Ее построил по своему подобию и натравил на героя один из боссов игры — невысокий мужчина, которого Леон также постоянно подкалывал за внешность.
В плане самоиронии ремейк уступает оригиналу. Забавных сцен стало куда меньше. Убегать от робостатуи больше не нужно, теперь она лишь дышит на героя огнем. Персонажам придали глубины. В оригинале Леон редко воспринимал происходящее всерьез, а в переосмыслении он пытается справиться с травмами и прогнать мучительные образы из прошлого. Эшли теперь удачнее шутит и чаще приходит спецагенту на помощь. Злодеям добавили предыстории и мотивов.
При этом обновленную RE4 все еще нельзя назвать слишком серьезной игрой. Леон нелепо острит даже в безвыходных ситуациях, а герои могут забавы ради назвать его принцем Чармингом из «Шрэка 2» — за схожий облик.
Сражения с боссами воссоздали с учетом новых механик. Во второй половине игры Леон зрелищно дерется на ножах с одним из антагонистов. В оригинале битву показывают только в кат-сцене, а для ремейка подготовили полноценный геймплейный сегмент с опорой на механику парирования.
Сражение со слепым бронированным монстром адаптировали под стелс. Раньше мутанта нужно было отвлекать выстрелами в висящий неподалеку колокол, а затем расстреливать со спины. Теперь можно подкрадываться сзади для удара ножом.
Дизайн некоторых уровней осовременили. В целом локации из оригинала узнаваемы, особенно точки интереса. В первой деревне расположение зданий не изменилось, даже дробовик висит там же, где и 18 лет назад. Но сами строения преобразились. Домик, на который мы натыкаемся первым, увеличился в размерах и обзавелся подвалом. В жилище деревенского старосты появились новые комнаты, а убранство стало богаче.
В первой трети игры Леон попадает на берег озера. В оригинале этот сегмент состоит из пары сцен и битвы с боссом. Зато в ремейке рядом с озером появился целый регион с деревней, пещерами и другими точками интереса. Не все знакомые на первый взгляд эпизоды вы сможете пройти по старой памяти.
Теперь локации можно свободно исследовать. В игре три больших уровня: деревня, замок и остров. В оригинале каждый из них состоял из нескольких участков, разделенных загрузочными экранами. По мере продвижения по локации Леон проходил точки невозврата, после них путь к предыдущим участкам закрывался.
В ремейке загрузочные экраны убрали. Теперь на каждом уровне можно вернуться в уже изученные места и забрать ценные припасы из ранее недоступных уголков. На пути к ним вас будут ждать новые противники, но награда того стоит.
А вот свободно путешествовать между деревней, замком и островом по-прежнему нельзя. Если покинете локацию, вернуться уже не сможете. Учитывайте это, если хотите собрать как можно больше ресурсов на уровне.
Появились дополнительные мини-квесты. В оригинале в одной из локаций развешаны синие медальоны. Если собьете выстрелами достаточное количество, получите от торговца пистолет. В ремейке единоразовое испытание превратили в серию простеньких поручений торговца. Он просит то истребить крыс, то уничтожить те же медальоны, а иногда и победить опционального мини-босса — например одержимые паразитом рыцарские доспехи.
За каждое выполненное задание торговец поощряет вас драгоценностями. Их можно обменять в его же лавке на полезные предметы, например на карту сокровищ и модификации для оружия.
Появилась полная русская локализация. Дубляж удался: персонажи звучат не хуже, чем на английском. А вот в переводе встречаются небольшие огрехи. В русской версии не всегда уместно вставлен мат, а некоторые фразы ощутимо отличаются от сказанного в оригинале.
Советы по прохождению ремейка Resident Evil 4
Стреляйте монстрам в голову и ноги. Эффективнее всего целиться в череп: враг может на пару секунд опешить и у вас будет шанс ударить его, нажав отдельную кнопку. А если от выстрелов в голову нет толку, цельтесь в паразитов, вылезающих из тела носителей.
Другая эффективная тактика — пытаться поразить ноги противника. Это особенно полезно, когда у вас мало патронов. Враг с поврежденными конечностями упадет, и вы сможете добить его ножом.
Экономьте патроны. Resident Evil 4 — игра про выживание. На нормальной сложности дефицит ресурсов возникает редко, но на «харде» шансы остаться без припасов повышаются.
Чтобы не растрачивать ресурсы, подмечайте особенности окружения на уровне и используйте их в битвах. Опрокидывайте лестницы, по которым к вам взбираются враги. Стреляйте по взрывчатке, расставленной в некоторых локациях. Часть врагов носит с собой динамит — цельтесь в него, так можно сэкономить не один патрон.
Если магазин вот-вот опустеет, парируйте атаки ножом. Для этого вовремя жмите L1 на контроллере PlayStation, LB на Xbox или пробел на клавиатуре. Нажатием на те же кнопки можно сбивать летящие в вас ножи, топоры и арбалетные болты.
Ищите сокровища. Их можно выгодно продать торговцу. Но не спешите нести ему первую попавшуюся драгоценность: сначала проверьте, нельзя ли скомбинировать ее с другой. Если получится, стоимость двух сокровищ не просто сложится, но и немного вырастет сверх того.
Драгоценности можно высматривать, но при поиске проще ориентироваться на звук. Многие сокровища раскачиваются в серебристых фонарях — с характерным скрипом. Их можно сбить ударом ножа или выстрелом.
Стравливайте врагов между собой. В Resident Evil 4 противники наносят друг другу урон. Например, бензопильщик из первой деревни может отрезать головы оказавшимся рядом односельчанам. А если вы заметите, что враг собирается метнуть в вас шашку динамита, подбегите к другим противникам. Взрывчатка прилетит им под ноги.
Выбивайте ресурсы из рыб, ворон и гадюк. Если поразите их выстрелом, получите что-нибудь ценное. На карканье ворон обращайте особое внимание: из них выпадает один из важнейших ресурсов — порох. Если поймете, что птица рядом, подкрадитесь и выстрелите в нее. Потратите всего одну пулю, зато получите порох или сотню монет.
Играйте в наушниках. Колонки телевизора или компьютера вряд ли обеспечат максимальное погружение. В наушниках отчетливо слышно, как рядом завывает ветер, по поверхностям барабанит дождь, а за стеной ходят враги.
Есть ли у Resident Evil 4 технические проблемы
На ПК и современных консолях игра вышла без особых проблем. Лучше всего она выглядит и работает на компьютере, соответствующем рекомендованным системным требованиям.
Консольные версии ремейка протестировали авторы канала Digital Foundry. Блогеры не нашли критических различий между изданиями для PlayStation 5 и Xbox Series X. На первой немного выше частота кадров и более отзывчивое окружение, а вторая может похвастаться чуть более качественной графикой.
На обеих консолях иногда случаются просадки FPS. По опыту игры на PS5 могу сказать, что они нечастые и не мешают прохождению. Зато на PS4 графика заметно хуже, а частота кадров нестабильная.
Стоит ли покупать ремейк Resident Evil 4
Что пишут игроки. На момент публикации материала у игры 97% положительных отзывов в Steam. В первую очередь это говорит о ее хорошем техническом состоянии на ПК. Среди главных достоинств ремейка пользователи выделяют отличную графику и увлекательный геймплей в разнообразных декорациях.
Что пишут критики. Большинство журналистов остались в восторге от обновленной Resident Evil 4. Средняя оценка PS5-версии на агрегаторе Metacritic составляет 93 балла. Для сравнения: оригинал на GameCube оценили в 96 баллов.
Критики хвалят то же, что и игроки: прекрасную графику, обновленные до современных стандартов звук и геймплей, а также отличную постановку. При этом некоторые отмечают нехватку оригинальных идей и плохо написанные диалоги.
Мнение Т—Ж. Изначально я скептически относился к идее ремейка Resident Evil 4. Казалось бы, зачем обновлять игру, которая до сих пор ощущается вполне современной. Но после прохождения я понял, что кое в чем ошибался.
Многие особенности оригинальной RE4 устарели. В игре нельзя одновременно идти и стрелять, прохождение постоянно прерывается загрузками новых локаций. В ремейке этого нет: устаревшие идеи заменили удачными наработками в жанре за последние 18 лет. Это плюс и одновременно минус игры. Обновленная RE4 постоянно вызывала у меня мысль, что это все я уже видел.
Главное, что может сделать боевик, — это заставить играть в себя осмысленно. Ремейк RE4 прекрасно с этим справляется. Здесь не получится бесцельно слоняться по уровню и расстреливать всех на своем пути. Нужно планировать бои на шаг вперед и пытаться не терять контроль над схваткой.
Помогает то, что в игре нет двух одинаковых арен или повторяющихся сражений. Новые типы противников появляются до самого финала, причем к каждому врагу нужен свой подход. Одни боятся гранат, другие — дробовиков. Против кого-то эффективен и пистолет, который дается в самом начале игры.
Заменит ли ремейк оригинальную Resident Evil 4? Скорее да. Игру 2005 года сегодня стоит пройти разве что ради понимания того, какую работу проделали авторы переосмысления. А если времени на оригинал нет, можно посмотреть ролик со сравнением игр.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult