Нужны ли документы на самодельные электросамокаты и велосипеды?

10
Аватар автора

Александр Воронков

спросил в Сообществе

Страница автора

Что делать, если сотрудники ГИБДД остановят меня на самодельном электросамокате, велосипеде или электротрайке и потребуют документы на транспорт, которых нет?

Аватар автора

Дмитрий Сергеев

разобрался в регистрации самодельного транспорта

Страница автора

Документы нужны не на всякий электросамокат, велосипед, вело- или электротрайк. Все зависит от мощности установленного двигателя. Расскажу, что говорит закон и как получить документы, если транспорт нужно ставить на учет.

Когда самодельный транспорт можно не регистрировать в ГИБДД

В России действует обязательный государственный учет транспортных средств. Это значит, что их нужно регистрировать в ГИБДД или Гостехнадзоре, если речь о самоходных машинах, например снегоходах.

По ПДД транспортным средством считают любое устройство, на котором можно перевозить по дорогам людей или грузы. Однако закон о регистрации ТС относит к ним только самоходные устройства на колесах с двигателем мощнее 4 кВт, которые конструктивно могут ехать быстрее 50 км/ч. Поэтому не каждый электробайк, который вы соберете сами, придется ставить на учет.

Получать документы на самодельный транспорт не нужно в двух случаях:

  1. если у него нет двигателя. Обычный самокат или велосипед регистрировать не надо: его приводит в движение сам водитель. В теории такой транспорт может развить скорость свыше 50 км/ч, если, например, ехать с горы. Но в обычных условиях водитель едва ли сможет так разогнаться, поэтому конструктивно велосипед предназначен для меньшей скорости. А у обычного самоката может вовсе не быть тормозов;
  2. если мощность двигателя не превышает 4 кВт. Производитель указывает мощность двигателя на его корпусе или в техническом паспорте. Вы не обязаны возить с собой паспорт двигателя, но он будет кстати, если вас остановят сотрудники ГИБДД.

В этих случаях водительское удостоверение тоже не понадобится.

Электродвигатель для велосипеда. Продавец на «Алиэкспрессе» указал мощность — 500 Вт. Велосипед с таким двигателем не нужно ставить на учет. Источник: aliexpress.ru
Электродвигатель для велосипеда. Продавец на «Алиэкспрессе» указал мощность — 500 Вт. Велосипед с таким двигателем не нужно ставить на учет. Источник: aliexpress.ru

Что делать, если двигатель мощнее 4 кВт

Если вы установили двигатель мощнее 4 кВт на самодельный электросамокат, его придется регистрировать в ГИБДД. Без постановки на учет на таком транспорте запрещено выезжать на дороги. Если нарушение выявят сотрудники ГИБДД, они выпишут штраф размером 50—800 ₽. При повторном нарушении оштрафуют уже на 5000 ₽ или лишат водительских прав на срок до трех месяцев, при условии что они есть.

Просто так получить СТС и ПТС в этом случае не получится. ГИБДД нужно знать, что вы не собрали свой самокат или электровелосипед из деталей угнанного транспорта и он безопасен для окружающих. Чтобы это доказать, вам придется обратиться к специалистам, которые вправе проводить экспертизы.

Еще понадобится получить VIN — под этим номером вашу самоделку внесут в базу данных ГИБДД. Теоретически транспорт могут зарегистрировать и без VIN, на старых машинах его вообще нет. Но без такой маркировки не получится пройти проверку безопасности транспорта в лаборатории: по действующему техрегламенту на ТС должна быть табличка с идентификационным номером из 17 знаков.

Вот перечень документов, которые понадобятся ГИБДД для регистрации самодельного транспорта:

  1. Заявление.
  2. Заключение экспертизы о том, что нет юридических ограничений для регистрации.
  3. Свидетельство о безопасности конструкции ТС — СБКТС.
  4. Свидетельство о нанесении дополнительной маркировки — VIN. Оно подтверждает, что владелец не нанес номер сам в гараже.
  5. Аттестат аккредитации организации, которая нанесла маркировку.
  6. Выписку из реестра органов по оценке соответствия — она подтверждает, что организация имела право наносить маркировку.
  7. Фототаблицу с указанием места, куда нанесли VIN.

Также вам придется уплатить госпошлину, пройти техосмотр и оформить ОСАГО. Некоторые компании не захотят оформлять страховку на самодельный транспорт.

Как получить СБКТС и VIN

Чтобы получить СБКТС, нужно отдать транспорт на проверку в аккредитованную испытательную лабораторию из Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС.

Вот что может быть дальше:

  1. проверка подтвердит, что самоделка соответствует требованиям техрегламента и безопасна для людей. В таком случае лаборатория выдаст нужное свидетельство;
  2. лаборатория выяснит, что самодельный транспорт не соответствует требованиям техрегламента. Тогда СБКТС не выдадут, но укажут причину отказа — недостатки можно будет устранить и снова обратиться за получением свидетельства.

Получить СБКТС можно через посредников — есть организации, которые сами обращаются в лаборатории. Чаще всего их услугами пользуются, когда транспорт завезли из-за рубежа, а производитель не планировал продавать его в России и не оформлял СБКТС. Стоимость таких услуг начинается от 15 000 ₽ за мопеды и мотоциклы. Но свидетельство на самоделку может обойтись дороже — без гарантии, что транспорт пройдет проверку.

По результатам проверки в лаборатории самодельному транспорту присвоят категорию, которую укажут в СБКТС. Чтобы управлять самоделкой после регистрации в ГИБДД, понадобится водительское удостоверение соответствующей категории — в вашем случае категории М.

Перед тем как получить VIN, нужно провести экспертизу и выяснить, нет ли юридических препятствий для регистрации. Такую экспертизу может провести экспертно-криминалистический центр МВД или независимый специалист. Если выяснится, что при сборке вы использовали раму от другого транспорта, где уже был VIN, например от мощного электробайка, зарегистрировать самоделку в ГИБДД не получится.

Чтобы получить VIN, нужно обратиться в центр стандартизации и идентификации «НАМИ» с заявлением. Там присвоят уникальный номер, который затем надо физически нанести на раму транспорта в специализированной организации. Перед этим понадобится обратиться в ГИБДД за разрешением нанести на транспорт дополнительную маркировку.

Организация, которая нанесет на раму VIN, выдаст вам нужные ГИБДД документы: свидетельство о нанесении дополнительной маркировки, аттестат аккредитации и выписку из реестра.

Что в итоге

Если на самодельном велосипеде или самокате нет двигателя или он не мощнее 4 кВт, вам не нужно регистрировать такой транспорт в ГИБДД и получать на него документы.

Если установите двигатель мощнее, придется поставить самодельный транспорт на учет в ГИБДД. Для этого понадобится подтвердить безопасность его конструкции, получить VIN и нанести его на раму ТС.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Дмитрий СергеевСобирали транспорт самостоятельно? Поделитесь опытом и фотографиями:
  • СергейЕсли вы собрали обычный самокат из доски и колеса - то не нужно. Если же вы самостоятельно сделали аналог транспортного средства, которое требует постановки на учет в ГИБДД, прохождения ТО и т.п. - то естественно потребуются и документы.0
  • АндрейТак просто и не ответишь. Там зависит еще и от того, какое именно транспортное средство. Есть критерии, что именно считать транспортным средством (для дорог общего пользования, например и т.д.). Если колеса 3 и менее, то при определенных габаритах и мощности регистрация не нужна. Если габариты уже больше "нормы", либо колес 4, то уже обязательно нужна регистрация, права и т.п. Так что ту всё индивидуально. Но конкретно в Вашем случае (электросамокат) ничего не требуется, если нет нарушений авторских прав и патентов.1
  • Адам АрутюновА вот интересно — что будет, если я захочу собрать самолёт? или другое летающее средство? И я хочу летать на нём по городу, но готов делать это ниже 300 метров, чтобы это было неконтролируемое воздушное пространство. Регламентировано ли это вообще как-то?0
  • Denis PАдам, разумеется. Есть правила полётов малой авиации0
  • Denis Pтут дело даже не в регистрации, а в замалчивании такой особенности, как необходимость наличия ВУ категории М при мощности двигателя от 250 Вт до 4 кВт. Как и прежде, при мощности электромотора в рамках 250 Вт можно ездить на электровелосипеде без прав. Для управления е-байком мощностью более 250 и менее 4000 Вт нужны права категории «М» или выше. Категорию «М» ввели еще в 2013 году для водителей мопедов, скутеров и аналогичных ТС. Получить ее можно с 16 лет в местном отделении ГИБДД, пройдя обучение в автошколе.0
  • Глеб ДеревлёвЧто-то я запутался. А разве не в Гостехнадзор такое надо нести? И если нет, то как определить что куда?0
  • АндрейАдам, я тоже хотел бы))) и даже полностью готов конструктив такого средства, причем с очень экономным принципом расхода электроэнергии. Но... по городу не разрешат. Нет в законодательстве на сегодня разрешения полетов по городу на таких средствах гражданской авиации. Для этого как минимум должны быть созданы малые воздушные коридоры в черте города, исключающие травмы и катастрофы при падении такого средства. А это, как вы понимаете, очень сложно.0
  • Алексей ЛитвиновДобрый день! Подскажите, а если взять старый советский мотоцикл, к примеру, удалить ДВС и поставить электромотор номинальной мощностью 3квт, требуются ли в этом случае какие-то документы и какой категории требуется ВУ?0
  • Роман МурзаевА если ехать верхом на роботе у которого нет колес, только ноги то его нужно регистрировать или он будет считаться лошадью?0
  • Арсений БуханецЯ собрал очень замудренный веломопед, фотографий нету на нем стоит двигатель от крота на 2.6 л\с это 1.91 киловатта но там стоит самодельная коробка и все это на цепях. максимально он выжал почти 68 км\ч и это по прямой не с горки я ее калдовал над коробкой но не катался после изменений на такой реактивный драндулет нужны права ?0