«Виктор Цой. Легенда»: как устроена хитовая выставка, наконец открывшаяся в Петербурге
9K

«Виктор Цой. Легенда»: как устроена хитовая выставка, наконец открывшаяся в Петербурге

7
Аватар автора

Анна Спиртная

захотела быть кочегаром

Страница автора
Аватар автора

Оля Серебрякова

фотографировала

Страница автора

В «Севкабель-порту» открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Легенда».

Хотя проект придумали пять лет назад для этой площадки, сначала выставка открылась в Московском Манеже в 2022 году, побив рекорды посещаемости и длительности. По техническим причинам в родной город Цоя выставка приехала с опозданием — зато в расширенной «режиссерской» версии: более 300 экспонатов в 13 залах, включая личные вещи артиста, музыкальные инструменты, рисунки, «полароиды», документы и даже записку от коллеги Кости из котельной: «Витя! Завтра утром останови правый котел!»

Расскажу, как устроена эта огромная выставка и почему вам нужно на нее сходить.

Выставка «Виктор Цой. Легенда» в «Севкабель-порту»

Куратор: Дмитрий Мишенин
Кому понравится: поклонникам группы «Кино» и фильма «Игла», а также всем, кому интересна культурная история страны
Адрес: Кожевенная линия, 40
Даты проведения: до 10 марта
Часы работы: с понедельника по пятницу с 12:00 до 22:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 22:00
Цена билета: от 700 ₽

ПРИЧИНА № 1

Близкое знакомство

Цой здесь — не только «легенда», но прежде всего человек, который жил обычной жизнью, ходил по улицам, устраивался на работу, делал фото на документы, получал справки. Большая часть личных вещей музыканта, до этого не демонстрировавшихся на рублике, предоставлена членами его семьи.

Кому-то ценность артефактов, значимых лишь тем, что их касался музыкант, покажется спорной — это, например, витрина с его художественными принадлежностями. Но именно обилие таких предметов делает историю личной и живой, не дает зрителю заскучать.

ПРИЧИНА № 2

Рассказ в ярких образах

Инсталляции, фотографии, фрагменты видео, наряды и музыкальные инструменты — визуального материала здесь явно больше, чем сопроводительных текстов. Даже аудиогид записан на аутентичных магнитофонных кассетах — для прослушивания посетителям выдают плееры. Вместо исторических справок с носителей звучат песни группы «Кино» и фрагменты интервью Цоя, записанные в разное время.

Наглядный формат повествования избегает занудства и патетики, но при этом создает исчерпывающую картину жизни героя выставки. Здесь можно сделать уйму красивых кадров для своих соцсетей. Проект в «Севкабеле» — скорее, развлечение выходного дня, чем по-школьному подробный байопик, и в этом качестве он отлично работает.

ПРИЧИНА № 3

Не только музыка

Цой-актер и даже Цой-график знакомы многим. Но Цой, вырезающий из дерева пепельницу в виде головы обезьяны или пишущий классический натюрморт, предстает перед зрителем в новом свете.

В столь полном объеме художественные работы артиста до этого не выставлялись. Отдельный зал посвящен неснятому фильму «Цитадель смерти», который должен был стать советско-американской лентой в стиле киберпанк, продолжающей историю «Иглы». Здесь представлены выдержки из сценария и диорама по мотивам сценографии фильма.

Как устроена выставка

Экспозиция поделена на разделы, посвященные разным сторонам жизни музыканта. Расскажу, что можно увидеть в этих залах.

Вселенная Цоя. Первые залы обозначают систему координат мира, в котором жил музыкант. Время здесь отмеряется фотографиями, видео и документами, привязанными к хронологии жизни: в этот момент Цой слушал музыку, которая на него повлияла, а в этот — косил от армии. Вот он студент, отчисленный из Ленинградского художественного училища, а вот уже играет с Курехиным на «Музыкальном ринге».

В зале «Камчатка» с горами угля, служебным журналом котельной и коллажем из элементов ее интерьера, витает запах кочегарки, специально синтезированный для выставки парфюмером Елизаветой Томиловой. Когда выставку смотрела я, погружение в атмосферу «Камчатки» получилось особенно полным: в здании случайно сработала пожарная сигнализация.

Зал «Фонотека» представляет восемь студийных альбомов «Кино». В наушниках аудиогида звучат песни, выбранные для каждого из этих альбомов, описывается история написания и создания обложки.

Стиль. Образу музыканта посвящен отдельный зал. Здесь в характерных позах стоят манекены, облаченные в различные луки Цоя. Некоторые из них реконструированы, но большая часть — оригинальная. После смерти артиста его вещи были упакованы в коробки и хранились в своеобразных капсулах времени в течение последних 30 лет.

Кроме вещей есть истории появления некоторых из них. Вот, например, сережка, которую Виктор подрезал у тещи, а вот — письмо Джоанне Стингрей, американской певице, популяризировавшей русскоязычный рок за границей. В письме Цой извиняется, что не может прийти к ней на встречу, поскольку слишком пьян, и просит привезти ему из Америки белые часы Swatch. Отдельного внимания заслуживают выставленные в этом же зале рисунки музыканта, на которые его вдохновил фильм «Жидкое небо».

Приключения Моро. Экранный образ Моро, созданный Рашидом Нугмановым в фильме «Игла», настолько соединился в зрительском сознании с образом самого Цоя, что было бы странно не уделить героическому персонажу достаточного места на выставке. Художники арт-группы Doping-pong, работавшие над фильмом «Игла Remix», сделали серию «стеклянных пузырей времени», внутри которых воссоздали финальный проход Моро в кадре.

Если зал покажется вам слишком мрачным, можно спрятаться в одной из телефонных будок и услышать голос Цоя-Моро, говорящий «ничего не слышно» или «слушай, монетки кончаются» — как будто бы непосредственно вам.

Искусство. Зал, посвященный Цою-художнику, показался мне наиболее интересным. Очень современно выглядят выполненные на клеенке яркие изображения человечков, напоминающие одновременно работы Баскии и Кита Харинга.

Здесь же представлены коллажи, претендующие на большую серьезность и от этого кажущиеся более самодеятельными, а еще «пророческие» вариации на тему дороги. Одна из них, созданная в предчувствии скорой гибели, заключена в траурную рамку. Также выставлена работа по мотивам фильма «Полицейский из Беверли-Хиллз» — по мнению кураторов, именно она положила начало течению неоакадемизма.

Смерть. Последние два зала посвящены трагической гибели музыканта, художника и кинозвезды. К оформлению и наполнению залов кураторы подошли, пожалуй, с наибольшей деликатностью. Излишний героический пафос здесь отсутствует. В камерном зале «Каникулы Цоя» выставлены полароидные снимки, зафиксировавшие светлые моменты его последнего лета: висит удочка, с которой Цой ездил на рыбалку, играет трек «Именно сегодня, именно сейчас» группы «Новые композиторы», который, как считается, слушал герой выставки в момент аварии.

В зале создана атмосфера не конца, но перехода — от летних каникул к чему-то другому. Другим оказывается загадочное пространство последнего зала с зеркальной инсталляцией и световым шоу от команды Dreamlaser. На фоне звучит «Последний герой», все вместе складывается в красивый, символически наполненный заключительный аккорд.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Анна СпиртнаяУспели побывать на выставке? Что вам запомнилось?
  • Андрей АнцышкинЦой жив! Я узнавал!!0
  • Елена С.Да, были. Отличная выставка!!! Познавательно, интересно! Ностальгия!!!1
  • Елена С.Были на выставке! Восторг! Ностальгия!!! Все представленно интересно и познавательно!!! Нужно больше такого рода выставок. Рекомендую!!!1
  • Анна ГоловановаДа, была. Экспонаты процентов на 70 с Московской, но много нового и интересного.0
  • user5950113доброй ночи Елена ,а какой адрес ?0
  • user5969654Шикарно.Организторам Респект.Выставка достойна Внимания.Можно зависнуть часа на три .Столько информации о последнем Герое,в одном пространстве . Такое ощущение что ты жил и живёшь с Цоем.Очень жалею что постеснялась спеть в Зале с микрофонами.Желаю всем хорошим людям посетить данное мероприятие.И не нужно стесняться.Пойте.0
  • Влад ПлющевскийЦенник в выходные конский. Лучше в Эрмитаж сходить.0
Вот что еще мы писали по этой теме