«Сайлент Хилл»: 5 причин посмотреть одну из лучших экранизаций видеоигр
Серия игр Silent Hill вновь на коне — так что самое время пересмотреть экранизацию первой части. Тем более что кино хорошее и правильно обращается с первоисточником.
Мать девочки, страдающей лунатизмом, отправляется в город-призрак Сайлент-Хилл, который дочь видит во снах. Героини попадают в аварию, и ребенок исчезает. Чтобы найти девочку, матери придется пройти через настоящий ад. Ведь выбраться из Сайлент-Хилла просто так нельзя.
В 2012 году вышел сиквел от другого режиссера — Silent Hill: Revelation. Но он общепризнанно плохой, так что о нем мы вспоминать не будем. Зато расскажем, почему стоит пересмотреть фильм 2006 года и чего ждать от продолжения, запланированного на 2024.
Что за «Сайлент Хилл» (Silent Hill)
Дата премьеры: 21 апреля 2006
Страны производства: Канада, Франция, Япония, США
Режиссер: Кристоф Ган
Сценарист: Роджер Эвери
В ролях: Рада Митчелл, Джоделль Ферланд, Лори Холден, Шон Бин, Дебора Кара Ангер, Ким Коутс, Таня Аллен, Элис Криге, Коллин Уильямс, Рон Гэбриел
Жанры: ужасы, детектив
Фильмы, похожие на «Сайлент Хилл»: «Лестница Иакова», «Мгла», «Восставший из ада», «В пасти безумия»
Продолжительность: 1 час 25 минут
Где смотреть: Peacock (сервис недоступен в России)
В «Сайлент Хилле» понятный и увлекательный сюжет
Игру Silent Hill 1999 года вполне можно назвать артхаусом: персонажей в ней мало, большую часть времени главный герой проводит в одиночестве, сюжет непросто понять и в нем очень много недосказанностей. Да и главный герой не то чтобы сложная личность — он скорее проводник для игрока.
Экранизировать подобный материал дословно было бы ошибкой, поэтому в экранизации режиссер Кристоф Ган многое изменил. Впрочем, ключевые смыслы игры остались — постановщик творчески переосмыслил и даже дополнил их.
Девушка Роуз вместе с дочерью Шэрон отправляются в Сайлент-Хилл — туманный город-призрак, где под землей горят шахты. Шэрон живет с лунатизмом, и в своих видениях она говорит о Сайлент-Хилле. Город зовет ее.
Уже в Сайлент-Хилле Роуз с дочерью попадают в аварию. Шэрон убегает, а главная героиня отправляется на поиски. Очень скоро она понимает, что город существует сразу в двух реальностях: в туманной и темной. И там, и там бродят монстры, но вторая версия Сайлент-Хилла гораздо страшнее.
Но есть еще и третья форма города — в ней оказывается муж Роуз, отправившийся за женой и дочерью. Можно назвать это нашей реальностью, так как ни тумана, ни монстров в ней нет.
Несмотря на несколько форм реальности, сюжет фильма не кажется слишком сложным. Большую часть времени Роуз находится в туманной версии, но стоит завыть сирене — и город преображается. Стены покрываются копотью и ржавчиной, а асфальт будто бы плавится. Немногочисленные жители города говорят, что в эти моменты наступает тьма.
Все дело в том, что когда-то давно местные принесли в жертву девочку — Алессу Гиллеспи. Ее сожгли заживо, но она выжила. В гневе девочка создала альтернативные версии города и наводнила их монстрами из своих кошмаров. В игре Алесса должна была стать сосудом для нового бога, но из фильма этот момент убрали. Главная тема фильма — это отношения ребенка и родителя, понятные каждому зрителю.
Персонажей тут в достатке. Некоторое время Роуз сопровождает сотрудница полиции Сибил Беннет. Показывают здесь и представителей того самого культа, который сжег Алессу. Но все-таки одной Роуз побыть тоже приходится.
«Сайлент Хилл» пугает атмосферой
В фильме нет ни одного скримера. Они были в игре, но экранизация обошлась без них. Создатели фильма сделали ставку на сюрреализм и вязкую атмосферу сна, которую создает туман. В нем фантазмы обретают тела.
Темная версия Сайлент-Хилла превращает этот сон в кошмар. Ей предшествует звук сирены, что дополнительно нагнетает обстановку.
Структурно кино очень похоже на игру. Роуз находит странные предметы и понимает, куда идти дальше. Так, детские рисунки ведут героиню в школу. Номерок, вытащенный из связанного колючей проволокой трупа, — в отель. Роуз также находит предметы, которые затем ей пригодятся при решении «квестов». А путь она планирует с картой — прямо как в играх серии.
Роуз движется от квеста к квесту, изучает локации и раскрывает их секреты. Такая нетипичная для кинохорроров структура делает фильм еще страшнее. Монотонность усыпляет бдительность зрителя, поэтому появление монстров и звуки сирены пугают особенно сильно.
Кроме рядовых монстров Роуз преследует Пирамидологовый — культовый персонаж из второй части игры. Его дизайн изменили: пирамида на голове стала острой, а гигантских размеров разделочный нож стал еще смертоноснее. Как и в Silent Hill 2, этот палач внушает страх: он ничего не говорит, движется медленно и атакует бездумно. Пирамидоголовый будто полностью уверен в том, что сбежать от него нельзя.
Кино интересно обращается с первоисточником
Авторы фильма внесли немало изменений в сюжет игры, но особенно выделяются три. Место протагониста игры Гарри Мейсона заняла девушка Роуз. Сайлент-Хилл в фильме оказался населен членами культа, а в игре их не было — там появлялась только мать Алессы Далия. Наконец, антагонистом и главой культа в экранизации выступает Кристабелла, которой в оригинале не было вовсе.
Все это нужно ради одной цели: показать, что мать в глазах ребенка — это бог. Тезис герои не раз транслируют с экрана — это и есть главная мысль фильма. В игре такой посыл тоже есть, но в картине он отчетливее. Так, главная героиня конфликтует с Далией Гиллеспи, которая в этой версии не сжигала свою дочь, но добровольно согласилась на этот страшный обряд. Этим Кристоф Ган показывает противостояние хорошей и плохой матери.
Авторы сознательно пошли на изменения и при этом оставили основные идеи игры. Культисты в фильме нужны не только для того, чтобы оживить сюжет. Они предстают злодеями, победа над которыми приносит героям и зрителям необходимую сатисфакцию. Жаль только, что тему с рождением нового бога убрали полностью — возможно, авторы решили, что это слишком сложно для кино.
Других изменений тоже полно — и они более чем уместны. В отличие от оригинала, в фильме с неба сыпется не снег, а пепел. Но в лоре игр как раз упоминают угольные шахты под землей, которые открыли после Гражданской войны в США. То есть фильм не нарушает канон и даже дополняет его. При этом с шахтами в экранизации связаны и жутковатые костюмы культистов.
Если коротко, фильм «Сайлент Хилл» взял лучшие наработки игры и преобразовал их в нечто понятное массовому зрителю. Кино хорошо выступило в прокате и на домашних носителях, а позже стало культовым наравне с игрой. Не зря ведь повсюду открылись квест-румы по фильму.
В фильме множество метафор и неочевидных моментов
«Сайлент Хилл» очень интересно пересматривать и каждый раз находить новые детали. Например, судя по картинам в школе, культ все-таки поклонялся особенному богу, как и в игре. А еще в фильме множество религиозных отсылок. Скажем, в одной из сцен можно заметить рекламный щит с цитатой из Библии.
Почти все элементы фильма что-то значат, равно как в игре. В оригинале альтернативная версия Сайлент-Хилла родилась из боли и гнева Алессы Гиллеспи, и все монстры были с ней связаны. В кино у чудовищ другая история происхождения, но есть тараканы с человеческими лицами — Алесса ненавидела насекомых. А серое платье Роуз, которое постепенно окрашивается в ярко-красный цвет, подчеркивает, насколько далеко женщина готова зайти ради спасения ребенка.
В школе Роуз пробегает по классикам: начало в них названо адом, а конец — раем. В одной сцене оператор как будто сравнивает Кристабеллу с безжизненными манекенами. Пирамидоголового представляют как стража мира Алессы. Это не такое уж и расхождение с игровым каноном, ведь персонажа упоминают в истории города, а он сам присутствовал на картине в Silent Hill 2.
Некоторые эпизоды фильма повторяют игру один в один — вплоть до операторских приемов. Многие городские планы сняты так, что персонажи оказываются где-то с краю кадра. А камера иногда показывает происходящее через витрины магазинов или сломанные вещи вроде детской коляски.
В кино использовали минимум компьютерной графики
Плохая компьютерная графика часто портит фильмы. Но многие эффекты в «Сайлент Хилле» — практические. Так, всех чудовищ — кроме тараканов — сыграли настоящие люди в гриме. С актерами занимался профессиональный хореограф Роберто Компанелла. Он же сыграл некоторых монстров, в том числе Пирамидоголового.
Интересно поступили и с декорациями. В фильме о фильме рассказывают, что некоторые из них перестраивались на ходу — одни стены уходили из кадра, а другие выходили на передний план.
Создатели фильма шли на разного рода хитрости. Например, Пирамидолгового не показывают сзади, потому что Компанелла из-за жары ходил с голым задом. Этот факт может показаться смешным, но он прекрасно отражает подход, который использовала съемочная команда. Они шли на все, чтобы сделать Сайлент-Хилл и его обитателей максимально правдоподобными — без всякой фальши.
Что ждать от продолжения
Следующий фильм в серии основан на игре Silent Hill 2. Это история клерка Джеймса Сандерленда, который приезжает в Сайлент-Хилл по просьбе своей жены Мэри. Загвоздка в том, что супруга умерла несколько лет назад. В картине вольно перескажут события оригинала.
Киноадаптация получит название «Возвращение в Сайлент Хилл». В режиссерском кресле снова Кристоф Ган, постановщик первой части. Монстров вновь играют профессиональные танцоры, а авторы делают ставку на практические эффекты.
В трейлере можно заметить множество каноничных кадров из игры. Там показали почти всех оригинальных героев, а Джеймс встречается с ними ровно там же, где и в оригинале.
Конечно, загадывать не приходится, но пока что все выглядит так, будто «Возвращение в Сайлент Хилл» будет не хуже первой части. Выход фильма назначен на этот год — его покажут и в России.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult