«Смута» — наш ответ «Ведьмаку» оказался хуже во всем
4 апреля вышла «Смута» — экшен от новосибирской студии Cyberia Nova.
На разработку игры Институт развития интернета выделил 500 млн рублей. В качестве главных источников вдохновения Cyberia Nova называла ролевую игру «Ведьмак 3: Дикая Охота» и серию исторических экшенов Assassin’s Creed.
Рассказываем о создании игры, какой получилась «Смута» в итоге и стоит ли в нее вообще играть.
Что вы узнаете
Что за «Смута»
Дата выхода: 4 апреля 2024 года
Жанр: экшен от третьего лица
Платформы: ПК в VK Play
Режим игры: одиночный
Издатель: Cyberia Nova
Разработчик: Cyberia Nova
Кому понравится: скорее всего, никому
Игры, похожие на «Смуту»: «Ведьмак» (2007), The Lord of the Rings: Gollum
Примерная продолжительность: 20 часов на прохождение сюжета и 40 — на всю игру
Подробнее: на сайте игры
Системные требования и технические характеристики
Минимальные системные требования:
- 64-битная Windows 10 или 11.
- Процессор Intel Core i3 или AMD Ryzen 3.
- 16 Гб оперативной памяти.
- Видеокарта Nvidia GTX 1060 или аналог от AMD.
- DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
Рекомендуемые системные требования:
- 64-битная Windows 10 или 11.
- Процессор Intel Core i7 или AMD Ryzen 9.
- 32 Гб оперативной памяти.
- Видеокарта Nvidia RTX 3080 или аналог от AMD.
- DirectX 12 и 50 Гб свободного места на диске.
Как купить «Смуту»
Игра продается только на ПК в VK Play за 2015 ₽.
Изначально «Смуту» планировали выпустить и на консолях. Но ближе к релизу разработчики сообщили, что на PlayStation и Xbox игра не появится, а выпуск в других цифровых магазинах не планируется из-за «политически мотивированных решений».
История разработки
Впервые о «Смуте» стало известно 23 мая 2022 года, когда ИРИ объявил о выделении на разработку игры 260 млн рублей. Уже через несколько часов в сеть попал питч-документ 2020 года с ключевыми особенностями проекта. «Смуту» рекламировали как экшен-RPG в открытом мире по историческому роману Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Ключевыми референсами разработчики назвали третьего «Ведьмака», серию Assassin’s Creed и экшен про вторжение монголов в Японию Ghost of Tsushima. Для игры планировали создать большой открытый мир, несколько онлайн-режимов и DLC. Релиз наметили на 2024 год.
Игроки встретили презентацию со смешанными чувствами. Некоторые пользователи выразили надежду на будущий успех «российского „Ведьмака“». Однако большинство все же отнеслось к проекту скептически.
Во-первых, до работы над «Смутой» Cyberia Nova не выпустила ни одной игры и занималась лишь аутсорсом для компаний вроде Wargaming. Во-вторых, на разработку выделили лишь четыре года. У студии не было ни опыта, ни достаточного количества времени для создания масштабной экшен-RPG.
Недоверие к разработчикам усилилось, когда сайт Cyberia Nova внезапно закрылся. Однако глава студии Алексей Копцев сообщил, что отключение связано с ребрендингом и «никто никуда не бежал, деньги не воровал, смуты не устраивал».
В период с июля по ноябрь 2022 года появились первые арты и геймплей «Смуты». Пользователь портала DTF опубликовал видео раннего билда игры, который он якобы нашел на ноутбуке с «Авито».
В феврале 2023 года ИРИ вложил дополнительные деньги в разработку игры. Конкретная сумма не называлась, однако она была сопоставима с первым грантом 2022 года. Таким образом, бюджет «Смуты» без учета маркетинга превысил полмиллиарда. А общий объем затрат составил около миллиарда рублей.
Ближе к релизу игры случились несколько скандалов. Так, 19 ноября 2023 года на «Ютубе» вышло видео портала iXBT games с критикой игрового процесса «Смуты». На официальной странице игры во «Вконтакте» блогеров назвали «непрофессиональными журналистами». В январе 2024-го, за месяц до первоначальной даты релиза, в сообществе «Смуты» в VK запретили задавать вопросы о показе геймплея. Ситуация усугубилась тем, что студия не выкладывала роликов игрового процесса и ограничилась дневниками разработчиков.
Тем не менее, хоть и с переносом, «Смута» вышла 4 апреля 2024 года. Превью-копии получили несколько российских игровых СМИ. При этом ключи выдали лишь за 30 часов до официального релиза.
О чем игра
1612 год, русское государство переживает Смутное время. Несколько лет подряд в стране ужасные заморозки и неурожай. За престол после прекращения династии Рюриковичей сражаются как российские князья, так и польские интервенты.
Главный герой — молодой боярин Юрий Милославский, присягнувший на верность польскому королевичу Владиславу. Под давлением своего наставника Тимофея Кручины Юрий вступает в народное ополчение в Нижнем Новгороде.
Герой хочет уговорить руководителей сопротивления Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского отказаться от планов по освобождению страны от поляков.
По мере развития сюжета Юрий начинает сомневаться в правильности своих поступков. А затем и вовсе переходит на сторону ополчения.
Чем «Смута» разочаровывает
Это экшен с примитивным геймплеем. Большую часть времени Юрий идет по просьбе какого-нибудь боярина поговорить с очередным воеводой. Между многочисленными разговорами происходят редкие сражения и стелс-эпизоды.
На словах это, пожалуй, звучит не так уж и плохо. Почти все описания сюжетных экшенов можно упростить до такого простого алгоритма. Но проблема «Смуты» в том, что в ней попросту нечего упрощать. Вся игра — это бесконечная беготня туда-сюда.
Управление совершенно не отзывчивое. А передвижение по миру игры вызывает лишь негодование. Между нажатием клавиши и воспроизведением анимации вроде поворота проходит около секунды. А чтобы поговорить с NPC, перед ним нужно встать под определенным углом. Приходится несколько раз покрутиться на одном месте, чтобы запустить диалог.
С клинком в руке Юрий передвигается еще медленнее. На замахи для тяжелого удара или выстрел из ружья уходит так много времени, что враг успевает ранить героя. Если получите урон, Юрий не будет двигаться пару секунд. Приходится использовать исключительно простые и быстрые атаки, чтобы не тратить слишком много времени на сражения.
Также в арсенале главного героя есть уворот, блок и парирование. Все три действия привязаны к одной клавише, и каждое из них выполняется при одновременном нажатии этой кнопки и движении героя в определенную сторону. В пылу боя вы почти наверняка не нажмете правильную комбинацию.
История черно-белая. Игра сразу дает понять, кто свой, а кто чужой. В первые же минуты Милославский встречает в трактире поляков, которые грозятся перерезать простых крестьян.
Все последующие иностранцы, которых герой встречает на пути, будь то немцы или шведы, тоже ведут себя исключительно по-злодейски. Ни о какой глубине и неоднозначности конфликта нет и речи.
К тому же озвучка всех иностранцев находится где-то на уровне пародий из КВН. Если наемник — немец, он обязательно между слов произнесет «гут». А если поляк — «пшекнет», чтобы точно услышали. И, конечно, говорят интервенты с нарочито карикатурными акцентами.
Впрочем, и все остальные персонажи в игре звучат не лучше. Большинство актеров либо монотонно зачитывают свои фразы, либо сильно переигрывают. Из-за этого диалоги утомляют.
Кат-сцены получились не лучше. Иногда все сводится к заставкам на пару секунд с общими планами. Куда чаще вся постановка состоит из попеременной смены крупных планов Милославского и его собеседника. Забавно, что после каждой реплики происходит переход с затемнением экрана, даже между фразами одного и того же персонажа.
Игра недоделанная, и это заметно. У «Смуты» повсюду торчат уши незаконченных механик. Например, стелс, который работает… каким-то образом. Враги могут увидеть героя в темном лесу за несколько десятков метров, а могут пропустить днем прямо перед носом. Некоторые миссии принуждают к скрытному прохождению, и в них вы полагаетесь лишь на удачу.
Еще одна неотполированная механика связана с образами Милославского. По сути, это классы главного героя с разным набором оружия и одежды. Скажем, к Юрию-ратнику и Юрию-стрельцу стражники должны относиться по-разному. Однако об этом я знаю лишь из поста самих разработчиков, а в игре не заметил никакой разницы.
Также в игре есть даже недоделанные квесты — буквально. Например, по заданию Минина Юрий идет собирать оброк с купцов. Чтобы уговорить одного из них, Милославскому нужен компромат из сундука на заднем дворе. Героя предупреждают, что двор стерегут собаки, так что Милославский решает отвлечь зверей колбасой. Однако, следуя за маркером на карте, герой просто заходит за ограду, находит сундук и забирает документы. Никаких собак или колбасы я так и не увидел.
Технически игра сделана посредственно. В «Смуте» есть привычные для современных игр проблемы вроде рассинхронизации речи с движением губ, непрогружаемые текстуры или баги анимации. Однако встречаются и более интересные технические огрехи.
Например, во время прохождения я, путешествуя верхом, случайно зашел в болото слишком глубоко и утонул. Через пару секунд игра вернула Юрия на берег, но вместе с этим почему-то наступила ночь. Пришлось на ощупь выбираться из леса на своих двоих, так как в темноте лошадь сразу же убегает, если ее призвать. Сменить время суток, кстати, можно только в сторожке, до которой пришлось идти через всю карту.
Оптимизация тоже разочаровывает. «Смута», судя по отзывам, бессовестно нагружает даже самые продвинутые сборки. На моем ПК с AMD Radeon 6700XT и Ryzen 5600X на средних настройках графики игра выдавала 30—40 FPS в небольших городах. В открытых локациях вроде окрестностей Ярославля фреймрейт и вовсе опускался до 15—20 кадров в секунду.
Стоит ли покупать «Смуту»
Что пишут журналисты. Издания, получившие превью-копии «Смуты», были разочарованы. Автор «Чемп.Play» отметил, что в игре нет «ни интересного геймплея, ни увлекательной истории или цепляющих персонажей». Обозреватель «Кибера» смог назвать достоинством игры только «приятный визуал на топовых компьютерах». Впрочем, в рецензии сайта goha.ru «Смуту» называют достойной игрой, которую нужно «тщательно обработать напильником».
Что пишут игроки. Средняя оценка «Смуты» в VK Play через несколько дней после релиза составила 6,3 балла из 10. Среди основных плюсов отмечают атмосферу и графику. Многие пользователи сходятся во мнении, что игра получилась сырой и местами недоработанной, но это не мешает получать удовольствие от прохождения.
В отрицательных отзывах в основном критикуют боевую систему, плохую оптимизацию и обилие багов. Некоторые пользователи и вовсе столкнулись с критической ошибкой, из-за которой один из сюжетных квестов не запускался. «Идея и задумка хорошие, реализация, мягко говоря, не очень», — пишет один из игроков.
Мнение Т—Ж. У Cyberia Nova действительно получился ответ «Ведьмаку». Правда, самому первому, 2007 года. Как и в первой игре CD Projekt RED, в «Смуте» неотзывчивая боевая система, плохая оптимизация и, конечно, бесконечная беготня по локациям.
Вот только в первом «Ведьмаке» еще был необычный сеттинг, закрученный нелинейный сюжет и запоминающиеся персонажи, благодаря которым игра стала популярной. «Смута», к сожалению, этого предложить не может. Поэтому куда уместнее сравнивать «Смуту» с прошлогодней The Lord of the Rings: Gollum — такой же поломанной и безыдейной игрой.
По меркам западной игровой индустрии 500 млн рублей — очень скромный бюджет. А учитывая ограниченный срок разработки, сам релиз «Смуты» хоть в каком-то виде — это, без преувеличения, успех. Однако главная проблема проекта — в непомерно больших амбициях. Да, не стоит требовать от студии без опыта разработки игр масштабную экшен-RPG с передовой графикой. Но и самих авторов никто не заставлял сравнивать свой проект с Assassin’s Creed и Ghost of Tsushima.
Разработчики из Cyberia Nova смогли преуспеть лишь в одном — визуальном ряде на движке Unreal Engine 5. Окружение, города и пейзажи в «Смуте» действительно удались, хоть их и увидят лишь обладатели дорогих ПК. Впрочем, с миром игры никак нельзя взаимодействовать, это лишь красивая декорация. Возможно, авторам действительно стоило сделать интерактивный исторический музей вместо экшена в открытом мире.
Я провел в «Смуте» около 10 часов и, судя по списку заданий, прошел основной сюжет примерно наполовину. За это время я не нашел ни одной причины, чтобы остаться в игре подольше и закончить прохождение. «Сюжетная игра с глубоким погружением» на деле оказалась пустышкой.
Судить весь российский геймдев по «Смуте» не стоит. За последние несколько лет отечественные студии выпустили немало отличных игр. Причем как в крупнобюджетном сегменте — вроде Pathfinder: Wrath of the Righteous и Atomic Heart, так и в секторе инди-игр — это, например, The Life and Suffering of Sir Brante, «Черная книга» и «Кужлевка». Эти игры заслуживают куда большего внимания.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult