«Сопрано»: одному из главных сериалов в истории телевидения 25 лет — объясняем его величие
10 января 2024 года исполнилось 25 лет «Сопрано» — криминальному хиту HBO.
В честь юбилея вспоминаем героев сериала и заодно объясняем, почему «Сопрано» считается одной из важнейших драм в истории телевидения — и до сих пор привлекает новую аудиторию.
Из этого текста вы узнаете
Что за «Сопрано» (The Sopranos)
Дата премьеры: 10 января 1999 года — первый сезон, 12 марта 2006 года — шестой сезон
Страна производства: США
Режиссеры: Тимоти Ван Паттен, Джон Паттерсон, Аллен Култер, Алан Тейлор, Фил Абрахам, Дэвид Наттер
Сценаристы: Дэвид Чейз, Мэттью Уайнер, Теренс Уинтер, Робин Грин, Митчелл Берджесс
В ролях: Джеймс Гандольфини, Иди Фалько, Лоррейн Бракко, Майкл Империоли, Стив Ван Зандт, Роберт Айлер, Тони Сирико, Джэми-Линн Сиглер, Доминик Кьянезе
Жанры: драма, комедия, криминал
Сериалы, похожие на «Сопрано»: «Прослушка», «Безумцы», «Во все тяжкие»
Продолжительность: 86 эпизодов длиной от 43 до 75 минут
Где смотреть: «Амедиатека», «Кинопоиск», Okko, Wink, Kion
О чем сериал «Сопрано»
Главный герой сериала — Тони Сопрано, италоамериканец и участник преступной группировки из Нью-Джерси. Из-за внезапных панических атак мужчине выписывают антидепрессанты и отправляют к психотерапевту. Разговоры со специалистом помогают герою раскрыть истоки эмоциональных травм и справиться с переживаниями.
На протяжении шести сезонов Тони использует полученные знания, чтобы эффективно совмещать роли криминального лидера и отца дисфункционального семейства. На работе герой сталкивается с покушениями, слежкой ФБР и конкуренцией мафии из Нью-Йорка, а дома — с подростковым бунтом и супружескими ссорами.
Герои сериала
Тони Сопрано. Импульсивный и жестокий преступник, который вынужден ходить на сеансы психотерапии. Панические атаки, обмороки и походы к «мозгоправу» враги и даже товарищи воспринимают как проявление слабости, поэтому Тони тщательно скрывает факт лечения.
В начале сериала Тони — капо преступной семьи ДиМео, то есть один из лидеров организации. После смерти босса семьи Джеки Априла Тони становится теневым главарем мафии Нью-Джерси, хотя официально семьей управляет его дядя Джуниор.
Кармела Сопрано. Супруга Тони. Отлично знает, как живет и чем зарабатывает муж. Кармела готова закрывать глаза на постоянные измены, чтобы поддерживать высокий уровень жизни семьи. Бездумно тратит деньги и постоянно подбивает Тони делать ей дорогие подарки.
Дядя Джуниор. Эгоцентричный и властолюбивый родственник Тони. Готов на все, чтобы остаться боссом семьи. Джуниор — представитель старого поколения: он лицемерно напоминает остальным про честь и принципы, но сам не стремится соблюдать негласные законы мафии.
Ливия Сопрано. Мать главного героя. Безжалостная женщина с социопатическими наклонностями. Всю жизнь с презрением относится к детям, особенно к Тони. Недовольна тем, что неблагодарный сын отправил ее в дом престарелых, поэтому вместе с Джуниором планирует убийство Тони.
Кристофер Молтисанти. Протеже Тони и дальний родственник Кармелы. После смерти отца — тоже преступника — мечтает попасть в мафию. Очарован гангстерскими фильмами и планирует однажды стать голливудским сценаристом. Страдает из-за романтизированного представления о мафии: Кристофер недоволен тем, что его «сюжетная арка» никак не развивается.
Доктор Мелфи. Понимает, что пытается помочь преступнику, но искренне верит, что может добиться успеха. В течение всего сериала защищает Тони от коллег и членов семьи, потому что считает, что каждый заслуживает психологической помощи. Очарована Тони, но отказывается соединять профессиональную деятельность и личную жизнь.
Медоу Сопрано. Дочь Тони и Кармелы, старший ребенок в семье. Медоу признается отцу, что знает о его преступной деятельности. После поступления в университет часто приезжает домой и при первой возможности спорит с Тони о расизме, сексизме и прочих формах дискриминации.
Эй Джей Сопрано. Младший ребенок Тони и Кармелы. Несмышленый хулиган и проказник, который вырастает в бездельника с суицидальными наклонностями.
Поли Галтиери. Давний друг Тони и еще один мафиози старой закалки. Издевается над Кристофером и заботится о престарелой матери.
Почему это один из лучших сериалов в истории
Сериал произвел революцию на телевидении. Премьеру «Сопрано» историки и культурологи называют одной из основных причин начала «Золотой эпохи телевидения». Это период 2000-х и начала 2010-х, когда на малых экранах выходили амбициозные сериалы с крупным бюджетом и смелой завязкой. Скажем, без успеха «Сопрано» канал HBO вряд ли бы рискнул потратить 18 миллионов долларов на съемки одной лишь первой серии «Подпольной империи» — криминальной драмы про эпоху сухого закона в США. Теперь такие проекты — норма для индустрии.
К тому же «Сопрано» популяризировал на ТВ архетип антигероя — протагониста, лишенного положительных качеств. В 1999 году зрителей шокировал эпизод «Колледж», в котором главный герой собственными руками душит информатора ФБР. Если в первых сериях Тони можно было назвать неоднозначной личностью, то после этого убийства аудитория поняла, что сопереживает злодею. Благодаря популярности «Сопрано» на телевидении появились новые сериалы про циничных, жестоких и аморальных персонажей: «Щит», «Доктор Хаус», «Во все тяжкие» и другие.
Сериал «Сопрано» выходил на кабельном канале HBO. Его руководство пыталось создать полную противоположность эфирного, то есть бесплатного телевидения. Создателям сериала не нужно было в сжатые сроки снимать по 20 эпизодов для одного сезона. А главное — на кабельном не было цензуры.
Невиданная ранее творческая свобода позволила демонстрировать жизнь преступников без прикрас — с нецензурной лексикой и эротикой. Отсутствие спешки в производстве новых серий помогло создателям снимать шоу как набор полнометражных фильмов: продумывать кинематографические ракурсы, задействовать множество локаций и массовки и снимать столько дублей, сколько понадобится. Вскоре такой подход стал стандартом для телевидения.
Создатели не боятся экспериментировать. Сценаристы в шутку признавались, что работают по формуле «hits-and-tits», то есть чередуют обнаженные сцены с гангстерскими разборками и перестрелками. На самом деле «Сопрано» — это не только эротика и криминал. HBO попросила сценаристов создать сериал нового поколения — и им пришлось самостоятельно исследовать границы допустимого на ТВ.
Например, «Сопрано», как и «Твин Пикс», — сериал, в котором важную информацию герой узнает из собственных снов или видений. В финале второго сезона отравившийся в индийском ресторане Тони видит сюрреалистические сны с говорящими рыбами и так понимает, что один из его друзей работает на ФБР.
В пятом сезоне есть похожая абсурдная сцена, которая длится аж 15 минут. А в шестом сезоне путешествию Тони по подсознанию посвящено два эпизода. «Сопрано» был самым рейтинговым сериалом HBO, но создатели при этом не боялись отпугнуть массового зрителя необычными решениями.
Еще одной проверкой для зрителя стало экранное насилие: кинематографические убийства постепенно эволюционировали в отторгающие и чересчур жестокие эпизоды. К примеру, из-за сцен изнасилования и убийства молодой стриптизерши в третьем сезоне шокированные зрители отменяли подписку на HBO. Такими эпизодами создатели напоминали привыкшей к героям аудитории, что перед ними непредсказуемые преступники, которые не ценят человеческую жизнь.
Смелость создателей проявлялась не только в отдельных сценах и художественных решениях, но и в нежелании ограничивать сериал криминальным сюжетом. «Сопрано» часто заходит на территорию других жанров. Допустим, комедийный эпизод «Пайн Барренс» про приключения потерявшихся в лесу Кристофера и Полли журналисты называют одним из самых смешных за последние 25 лет. А серия «Белые кепки», где Тони и Кармела выясняют отношения, больше напоминает пронзительную мелодраму. Отдельные эпизоды выглядят как бадди-муви или метакино, внутри шоу есть даже артхаусная драма об игровой зависимости, которая снята на ручную камеру.
На самый большой риск создатели пошли в концовке сериала. У «Сопрано» открытый финал: несколько секунд зрители смотрят на черный экран, после чего начинаются титры. После эфира в 2007 году часть зрителей была возмущена, но со временем эпизод получил переоценку от прессы и аудитории. Благодаря интернет-спорам и фанатским интерпретациям отношение к финалу кардинально изменилось. Теперь эпизод считают одним из лучших в истории телевидения.
«Сопрано» мастерски осмысляет эпоху. Связь сериала и эпохи создания — это одна из многочисленных причин, почему «Сопрано» не получится переснять в наше время. США начала 2000-х — не просто фон, а один из важнейших героев, который влияет на развитие сюжета. Скажем, возросший в то время уровень подростковых самоубийств показан через взросление Эй Джея: парень увлекается идеями экзистенциальной философии. А активная борьба правительства с терроризмом мешает ФБР сосредоточиться на организованной преступности.
С первой же серии Тони жалуется доктору Мелфи, что «хорошие дни» прошли, а он их практически не застал. Герои постоянно обсуждают новости, моральное разложение граждан, деградацию культуры, экономические и политические кризисы. Тревожное чувство упадка становится одним из мотивов сериала — последние времена доживает не только мафия, но и «старая» Америка.
Сценаристы не только создают портрет эпохи, но и обращаются к вечным темам: фатализму, грехопадению, возможности измениться. К примеру, лейтмотивом сериала становится кризис идентичности героев, которые пытаются понять, кто они и куда идут. Тони ищет ответы в психоанализе и криминальном образе жизни: герой исследует детские травмы и нарушает закон, чтобы понять, когда ему придется ответить за свои поступки. Кармела же пытается понять, кем быть: робкой женой мафиози или сильной женщиной.
Самое интересное развитие получает Кристофер, протеже Тони. Размышления героя напоминают метакомментарии о романтизации гангстеров. Даже свою жизнь Крис называет сюжетной аркой, которой не хватает развития. Герой ждет от преступности богатства и славы, как в фильмах Мартина Скорсезе, а еще мечтает перебраться в Голливуд, чтобы стать сценаристом. Из-за нереализованных амбиций у Кристофера начинается экзистенциальный кризис: герою кажется, что его жизнь бесцельна.
Гильдия сценаристов США оценила высокий уровень проработки персонажей и в 2013 году назвала «Сопрано» сериалом с лучшим сценарием в истории телевидения.
Здесь собраны сразу несколько великих актерских работ. Тони Сопрано называют величайшим персонажем в истории телевидения. Это заслуга не только сценаристов, которые детально прописали характер и травмы героя, но и Джеймса Гандольфини. Актер продумал звериные повадки Тони: чавканье, тяжелое дыхание и медвежью походку. Чтобы вжиться в роль и быть всегда на взводе, Гандольфини ходил на площадке с камешком в ботинке, пил по несколько стаканов кофе и бил себя по лицу. Метод принес свои результаты: актер рассказывал, что из-за образа мафиози люди боялись его в реальной жизни.
Признание за роль получил не только Джеймс Гандольфини, но и Иди Фалько, которая сыграла Кармелу, и Майкл Империоли в роли Кристофера. «Сопрано» удерживает рекорд по количеству актерских статуэток «Эмми»: девять побед, как и у «Во все тяжкие». И наград Гильдии актеров США — восемь статуэток.
Что за «Множественные святые Ньюарка»
Это полнометражный приквел о юности Тони. После завершения «Сопрано» в 2007 году создатель сериала Дэвид Чейз неоднократно отказывался от создания продолжения или спин-оффа. Одной из отклоненных идей был фильм об отце Тони в 1940-х. Чейз долгие годы не хотел заниматься сиквелом шоу, но после смерти Джеймса Гандольфини окончательно понял, что у сериала не будет продолжения.
Идея создать приквел появилась не сразу. Задолго до «Сопрано» Чейз придумал завязку полнометражного фильма про бунты в Ньюарке 1967 года. Протесты и беспорядки начались в рамках борьбы темнокожего населения за гражданские права. В 2018 году Чейз понял, что беспорядки и напряженные отношения между италоамериканцами и афроамериканцами могут стать фоном для фильма о взрослении Тони Сопрано.
«Множественные святые Ньюарка» рассказывают об отношениях Тони и Дики Молтисанти, отца Кристофера. Гангстер использует местные беспорядки, чтобы наладить отношения с афроамериканскими преступниками. Фильм вышел в 2021 году и получил низкие оценки от поклонников шоу.
Планируется ли продолжение «Сопрано»
Осенью 2022 года один из основных сценаристов сериала Теренс Уинтер рассказал, что в любой момент готов вернуться к франшизе и принять участие в создании еще одного проекта. Но решение остается за создателем «Сопрано» Дэвидом Чейзом. В январе 2024 Чейз признался, что приквел, скорее всего, останется единственным сторонним проектом во вселенной сериала.
Однако у «Сопрано» есть неофициальное продолжение с Джеймсом Гандольфини и Иди Фалько. Короткометражный сиквел сняли в 2010 году, чтобы убедить баскетболиста Леброна Джеймса перейти в «Нью-Йорк Никс». Видео раскрывало дальнейшую судьбу Тони. По сюжету заросший бородой герой скрывается с супругой, попав в программу защиты свидетелей. Чета Сопрано якобы стала друзьями Джеймса и помогает атлету выбрать новое жилье.
Герои решают, что идеальным домом станет нью-йоркская арена Медисон-сквер-гарден. Ролик видели только создатели и сам Леброн. Впрочем, баскетболиста не впечатлили старания «Нью-Йорк Никс» и в итоге он перешел в «Майами Хит».
Главные мемы по «Сопрано»
Сериал оставил свой след не только в истории телевидения, но и в интернет-культуре. Несмотря на возраст шоу, кадры и сцены из «Сопрано» активно используют в качестве мемов. Смешные картинки пародируют сериал и осмысляют современные феномены — от провокационных мнений из «Твиттера» до NFT.
Перечисляем самые известные мем-шаблоны, которые появились благодаря «Сопрано».
«Факт: 90%». Для шаблона используют промокадр с актерами в казино. Изначально мем высмеивал придуманную статистику, мотивирующую людей с игровой зависимостью не бросать занятие. Надпись гласит: 90% людей сдаются прямо перед крупным выигрышем. К примеру, с помощью шаблона пользователи подшучивали над людьми, которые отправляют донаты девушкам на стримах.
Тони убегает. В одном из эпизодов сериала главный герой разговаривает с коллегой-мафиози из Нью-Йорка и видит, как к дому подходит отряд сотрудников ФБР. В реакции Тони, который без лишних слов разворачивается и убегает прочь, пользователи увидели потенциал для мема. Комичность ситуации сложно передать с помощью картинки, поэтому чаще сцену используют в формате видео.
«Папа, ты в мафии?». Во время семейной поездки Медоу признается, что она все знает о настоящей работе отца. Девушка прямо спрашивает у Тони, является ли он членом мафии. Возмущенный герой начинает оправдываться и ссылаться на устаревшие стереотипы об италоамериканцах. Из сцены получился мем о детях, обличающих родителей за аккаунт OnlyFans или покупку NFT.
Кристофер или Поли что-то объясняют. Кристофер Молтисанти заметно моложе Тони и остальных членов преступной банды. Часто герой объяснял современные феномены или поп-культурные события — к примеру, рост популярности «Покемонов». Попытки пользователей повторить невнятные и просторечные фразы ушли в мемы. Забавные картинки отличаются скудным словарным запасом Кристофера или неправильной трактовкой событий.
Существует близкий по смыслу мем с Полли — главным шутником преступной банды Нью-Джерси. На картинке герой характерным жестом — поднятой вверх ладонью — прерывает собеседника, чтобы поделиться своей версией происходящего.
Арти с ружьем. Зареванный владелец ресторана и друг детства Тони требует объяснений пожара в своем ресторане. Из трагического кадра пользователи сделали мем о том, как интернет устал от неоднозначных мнений из «Твиттера». Допустим, что ментальные расстройства — это последствия развитого капитализма.
Речевые паттерны и сленг. Большая часть мемов по «Сопрано» связана с уникальной манерой общения героев. Они часто используют междометия или итальянские термины, неправильно произносят слова и строят бессвязные предложения. Пользователи практикуются в остроумии и пытаются повторить речь италоамериканцев.
Что еще посмотреть, если нравится «Сопрано»
«Прослушка». Еще одна важная криминальная драма HBO. Это одновременно процедурал об опасных буднях полиции и драма о тяжелой жизни в гетто. Авторами сериала стали журналист и детектив — получилась честная репрезентация проблем города Балтимор. Каждый сезон посвящен одной из тем: выживанию на улице, коррупции в политике или провальной сфере образования.
«Во все тяжкие». Зрительский хит и главный конкурент «Сопрано» за звание величайшего сериала в истории. Трагическая история об учителе химии со смертельным диагнозом, который смог реализовать себя и собственные амбиции только под маской наркобарона. Создатели сериала признавались, что без Тони Сопрано аудитория никогда бы не увидела Уолтера Уайта.
«Барри». Черная комедия про киллера, который устал убивать людей и хочет стать актером. Герою приходится жить двойной жизнью, заметать следы и избавляться от свидетелей преступлений. Последние сезоны прямо цитируют «Сопрано»: герой путешествует по подсознанию и осознает собственные страхи.
«Безумцы». Историческая драма от одного из основных сценаристов «Сопрано» Мэттью Уайнера. Главный герой — американский рекламщик начала 1960-х, который изменяет жене, соблазняет клиенток и во всем ищет собственную выгоду. В сериале нет криминала, зато здесь отлично воссоздана эпоха и ее ключевые события — от убийства Кеннеди до высадки на Луну.
«Щит». Полицейский процедурал об ударном отряде оперативников, которые не стесняются брать взятки, выбивать нужные показания и подставлять невиновных. Завязкой сериала становится убийство коллеги, который влился в отряд, чтобы сливать информацию антикоррупционному отделу.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult