4 спектакля в Москве, которые помогают по⁠-⁠новому взглянуть на рус­скую классику

Выбор читательницы
18
4 спектакля в Москве, которые помогают по⁠-⁠новому взглянуть на рус­скую классику

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Варя Сыч

обожает театр

Страница автора

Когда приходишь в театр, хочется не просто увидеть повтор знакомой со школы истории, а найти что-то новое в уже известном.

Мне очень нравятся совсем постмодернистские постановки, но многим такое кажется чересчур. Поэтому хочу порекомендовать четыре спектакля, которые, на мой взгляд, лучше всего балансируют между каноном и авторской новизной. Не придется испытать эмоции в стиле «так „Дядю Ваню“ еще никто не ставил», но свежие мысли о классических произведениях точно появятся.

«Евгений Онегин» в Театре Вахтангова

Режиссер: Римас Туминас

Фотография: Театр Вахтангова
Фотография: Театр Вахтангова

Хронология повествования совпадает с пушкинской, но на всем его протяжении два Онегина: юный и преждевременно старый, которого играют Сергей Маковецкий или Алексей Гуськов в зависимости от состава. Две версии главного героя сменяют друг друга не последовательно, а весь спектакль чередуются, чтобы показать режиссерскую задумку.

Онегин у Туминаса — постаревший душой, самовлюбленный нарцисс, презирающий деревенское общество и откровенно рисующийся при разговоре с Татьяной. Она же, услышав отказ, буквально взваливает его на себя — бродит по сцене, таская на плечах скамейку, на которой только что произошел ее диалог с Евгением.

И если в начале истории сон о медведе пугает Татьяну, то в финале она кружится с огромным зверем в невероятно красивом вальсе, потому что осознала и приняла свои чувства. Лучшая метафора победы над внутренними демонами, как по мне. А так бойко выглядевший вначале Онегин ничего толком не понял ни о себе, ни о ней.

«Карамазовы» в МХТ им. Чехова

Режиссер: Константин Богомолов

Фотография: МХТ им. Чехова
Фотография: МХТ им. Чехова

Режиссер вольно компонует текст Достоевского, но при этом сохраняет всех ключевых персонажей и только финал меняет на более драматичный. Спектакль по-хорошему постмодернистский и идет пять часов с двумя антрактами, поэтому все авторские находки упомянуть не получится, но наиболее яркой мне показалась пересборка истории среднего брата.

Богомолов фокусируется на его страданиях и умело совмещает отрывки романа про историю мамы умершего мальчика у старца Зосимы и презрительные воспоминания Федора Карамазова о юной жене-кликуше.

Ивана отлично играет брутальный Алексей Кравченко. Именно сильным и брутальным хочет быть герой, но внутри того разрывает боль за мать и обида на бросившего в детстве отца.

Осторожно, дальше будут спойлеры.

Поэтому Ивана так тянет к Смердякову, который посмел убить Федора Карамазова. И поэтому он почти сладострастно рассказывает истории о мучениях детей, ведь он сам очень много страдал, но о своей боли говорить не может.

«Борис Годунов» в Театре Наций

Режиссер: Петр Шерешевский

Фотография: Театр Наций
Фотография: Театр Наций

Действие трагедии перенесено в спортзал школы. Борис Годунов в исполнении Игоря Гордина — кто-то вроде директора, а все действие — его страшный сон.

В этом сне Лжедмитрий и Марина Мнишек — почти гопники в спортивных костюмах, бояре продаются за кроссовки, а мертвого царя омывают половой тряпкой, потому что он уже ничего не значит для свиты. В финале страшно закольцованного кошмара Годунов видит своих детей мертвыми.

Спектакль классный именно потому, что на уровне эмоций заставляет почувствовать тяжесть неправедной власти, ее лицемерие и продажность.

«Костик» в Театре Пушкина

Режиссер: Дмитрий Крымов

Фотография: Театр Пушкина
Фотография: Театр Пушкина

Это чеховская «Чайка», которую Крымов увидел как перенесенную в современность историю двух нелюбимых детей — Кости Треплева и Нины Заречной.

Перед их спектаклем про орлов и куропаток Костик говорит: «Хоть бы маме понравилось». Нина ему вторит: «Вот бы папа пришел». Поэтому Костик и влюбляется в девушку, которая не сможет полюбить его, как и мать. А сама Нина, тоже нелюбимая, уже брошенная Тригориным и поющая, по версии Крымова, в электричках, в финале въезжает в зал на огромном волке. В нем можно увидеть и ее наркотическое забытье, и мечту маленькой девочки о сильном заступнике.

РедакцияРасскажите о вашем любимом спектакле по классическому произведению:
  • user2919447Если сузить и брать только спектакли по Великой Русской Классике, то пока у меня в топе без мест (речь про Петербург): 1) Шинель М (Новая сцена Александринки), Необычный формат спектакля: будто бы Мейерхольд ставит спектакль в своём стиле "биомеханики" по гоголевской "Шинели". В результате получается то, что можно назвать "современный балет". Чудесная музыка, чудесные костюмы, отдельные танцевальные партии и у каждой Шинели и у Русского Мороза. Очень театрально, но при этом уважительно к первоисточнику. А в качестве программки на первых показах, раздавали целую книгу "Шинель" с рабочими заметками на полях режиссёра спектакля. 2) "Мастер и Маргарита" (Мастерская), главная проблема произведения в том, что оно не влезает в средний спектакль по времени, но эта версия идёт два вечера по четыре часа. Этот спектакль был у актёров выпускным, и поначалу кажется, что такие персонажи как Воланд и Пилат просто не могут быть молодыми, но это мнение очень быстро забирается назад. Бездна народа на сцене (больше двух десятков актёров играют полторы сотни ролей), но за отведённое время, они успевают создать очень выпуклые живые образы. Консерваторов может смутить отсутствие визуальной привязки образа Иешуа к образу Христа, отсылки к поп-культуре в Варьете и обнажённые тела, ну что ж... 3) "Вий" (Большой театр кукол) Чертовски атмосферный спектакль, настоящий театральный хоррор, очень вайбово скрипят доски пола декорации)). P.S. Ещё "Гроза" в БДТ очень красивая, необычная, там все говорят архаично нараспев, кроме Бориса, который как гость из столицы выдаёт оперным тенором. Плюс вся сценография архаично старорусская, будто это раёк - очень стильно2
  • Варя Сычuser2919447, видела “грозу” в один из приездов, классная серьезная постановка, отличная игра и очень красивый визуал👍0
  • Vlada BatigiТакое ощущение, что спектаклей по классике практически уже и не осталось. И всё вышеописанное, и то, что я видела сама, — какие-то фанфики от постановщиков. Наверное, за исключением «Горя от ума» в Малом — предельно классическая постановка была, играли хорошо. За чем шла — то и увидела, вопросов нет.3
  • Варя СычVlada, мне кажется, качественнее всех канон ставит Кончаловский в Моссовета. Но я классические постановки как раз совсем не люблю, поэтому в этом сегменте экспертиза моя не велика2
  • Vlada BatigiВаря, я в целом не фанат театра, я оперу люблю. В концертном исполнении. Ну и вообще музыку в разных её проявлениях. Но ежели уж я решила пойти на «Бориса Годунова», я хочу видеть Бориса Годунова, а не быдло-гоп спортивные штаны. Вспомнила, как была на спектакле «Театр рабов для "Травиаты"» в микротеатре, даже названия его не вспомню. Замечательный был спектакль, интересный сюжет про постановку оперы в концлагере, никакого паразитизма на известных персонажах, скачек по временам и скамейкам. Мне кажется, большинству постановщиков банально недостаёт вкуса, чтобы что-то там в классике пересматривать, перерабатывать. В итоге выходит испанский стыд под — почему-то — классическими заголовками...3
  • Ivan Backulinглядя на все эти высеры бездарностей, типа Богомолова, возомнивших себя гениями, вспоминаю покойного Иванова: «вырвал грешный мой язык, чтобы Пушкина не трогал!»0
  • Варя СычIvan, все планирую и никак не напишу про богомоловское разнообразие, у него временами очень метко получается, но есть и откровенная дичь, тут тоже спорить не буду.1
  • ВсяВБеломАвтор, Вы не смотрели «Завещание Чарльза Адамса» в Мастерской П.Фоменко?0
  • Варя СычВсяВБелом, нет, мне и сюжет не близок и конкретно Мастерскую я не очень люблю. Хотя мне туда два шага от работы. Хорошая сложная постановка? Стоит идти?0
  • ВсяВБеломВаря, не сложная. Стоит идти, если любите черный юмор )0
  • Варя СычВсяВБелом, тогда точно пас, совсем не умею никакие комедии смотреть в театре и кино, только драма, только хардкор😅😂1
  • user2919447Vlada, ну всё искусство в целом - фанфик к жизни, по сути, интерпретация действительности. Режиссёр же не старается подменить произведение своим, оригинальная версия всегда остаётся основной и главной, он просто предлагает свой взгляд на неё. ИМХО если театр будет просто ретранслировать текст, он проиграет и книге и кино0
  • Варя Сычuser2919447, мне кажется это вечный спор хейтеров и любителей постмодернизма. Нам надо чтобы классический сюжет «пересобрали» не теряя, а кому-то нужно покойное следование канону. Я недавно слушала лекцию Юлианы Каминской (она вроде тоже петербурженка) по литературе 20 века и она как раз там говорит, что все течения в искусстве 20 века у нас в стране сильно «приморозились» соц реализмом. Может поэтому у нас так часто и много именно канонические постановки делают. Но тут реально просто каждому свое. Я за умные переделки😅0
  • Понь в пальтоVlada, мне понравился Борис Годунов в Большом: идет 4 часа, но очень динамично, много смен декораций, по-настоящему приятно смотреть и слушать.0
  • Понь в пальтоВаря, очень интересно!1
  • Понь в пальтоВаря, а это список именно интересных постановок на рус­скую классику или вообще лучшее, что обязательно стоит увидеть? Я все делаю редкие попытки переключиться на спектакли с балета, и каждый раз разочаровываюсь. Уже допрашиваю всех и вся, на что все-таки стоит обязательно сходить (не для галочки, а для прекрасного вечера).0
  • Варя СычПонь, это очень хорошие спектакли при условии, что вы не фанат именно канонических постановок, тут я максимально не эксперт. Еще лучшее из современно поставленного и идущего: Бутусов «Король Лир» в Вахтангова, там еще и саундтрек невероятный Крымов «Сережа» в МХАТ Чехова по Карениной Бутусов «Сын» в РАМТ Маник «Ричард 3» в Пространство Внутри Землякова «Наташа» в Театре Наций1
  • Понь в пальтоВаря, спасибо! Пойдем по списку )0