Таблица для учета финансов, которая поможет контролировать импульсивные траты

24

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Четвертый год веду учет финансов в своей гугл-таблице. За этот период, мне удалось выстроить свою систему учета финансов, позволяющую контролировать импульсивные траты, а также легко копить средства. Мой подход включает постепенную корректировку привычек и покупательского поведения. В данной статья, хочу поделиться опытом и своими наблюдениями по управлению финансами.

Создавая гугл-таблицу, я хотел получить инструмент, который позволил бы:

  • видеть в режиме реального времени всю статистику;
  • планировать финансовые цели;
  • делать все это прикладывая минимум усилий.

Количество графиков может оттолкнуть, но это на первый взгляд сложно.

Внедрение финансовой стратегии

Стратегия — это общий финансовый план, следуя которому, в течение года (так как таблица рассчитана на год), достигается результат. Фокус внимания в таблице смещен на процесс накопления, а не на конкретную сумму. Все действия я совершаю, каждый раз, исходя из заполненных данных на текущий момент.

Финансовая стратегия делиться в процентах на три категории:

  1. Повседневные 52% — это сумма которую мы тратим на повседневные нужды.
  2. Накопление 40% — это сумма которую мы откладываем ежемесячно.
  3. Личные 8% — это сумма для наших личных трат.
  • Я использую, как и в примере: "52% / 40% / 8%". С помощью данной формулы можно рассчитать количество средств, которое должно было быть на счетах, начав я придерживаться стратегии с начала рабочего стажа.
  • (Средний доход в месяц) х (12 месяцев) х (Рабочий стаж) x (на процент накоплений).
  • Рассчитаем по данной формуле сумму накопления для рабочего, у которого средний заработок 65 000 руб в месяц, а рабочий стаж 10 лет.
  • 65 0000 руб. x 12 мес. x 10 лет x 0,4% = 3 120 000 руб.

Вопрос, который привел меня к трансформации таблицы в сторону стратегии: "Какой процент от вычисленной суммы у Вас есть?"

В таблице есть возможность подобрать свою собственную стратегию на листе "Настройки". Я объединяю суммы "Повседневные" и "Личные", так как "Личные" контролирую бюджетом, выставляя допустимые для себя траты по определенным категориям.

Теперь у меня есть четкий компас расходов и накоплений, на листе "Сводка", это два графика, "Зона расходов" и "Зона накоплений". Данные графики, это ориентиры финансовой стратегии. Все что необходимо для достижения стратегии, это следить за этими графиками.

При получении дохода сумма накоплений вычисляется автоматически и высвечивается на графике "Зона накоплений", я лишь перевожу данную сумму на накопительный счет. Сумма с которой начинается вычисление "Зоны накоплений" регулируется на странице "Настройки", параметр "Расчёт если Больше". Это позволяет не учитывать поступление средств меньше данной суммы.

Теперь у меня есть два четких компаса:

  1. "Зона расходов" — Я слежу на графике, чтобы расходы(красная линия), не выходили за допустимую сумму(синяя линия). Все что экономлю, откладываю на проекты или трачу на свое усмотрение.
  2. "Зона накоплений" — Слежу на графике, чтобы количество переведенных средств(розовая линия), пересекала или выходила за пределы суммы которая должна быть по графику(зеленая линия).

Таблица, в зависимости от дохода, рассчитывает траты в течение дня. На странице "Сводка" можно увидеть, в левом верхнем углу:

  1. "Траты сегодня" — первая сумма, это количество средств потраченные сегодня. Вторая сумма, это количество средств доступных для трат в течение дня. Учитываются только траты по "Повседневным", "Вынужденным" и "Импульсивным" операциям. "Запланированные" не учитываются, потому что расход по ним идет из накопленных средств.
  2. "Можно потратить" — количество средств доступных для трат, до поступления следующего дохода.
  3. "Потрачено" — сумма потраченных средств в течение периода трат, до поступления следующего дохода.

Еще один полезный график это "Ежедневные траты". Он показывает количество потраченных средств ежедневно на протяжении месяца.

Теперь у меня есть четкие ориентиры сумм, которые мне нельзя превышать, чтобы не выходить за рамки моей стратегии. Все что я делаю, это слежу за моими дневными расходами и стараюсь, чтобы они не выходили за сумму "Траты сегодня". Да могут быть моменты когда я трачу больше, когда плачу за ЖКХ или в других ситуациях, но в целом придерживаюсь плана, чтобы не превысить расходы из графика "Зона расходов". Вспомогательным ориентиром для меня служит сумма "Можно потратить", которая показывает количество средств, которые мне доступны для трат по стратегии.

Что я контролирую в таблице

Ведя учет в таблице, объектом моего наблюдения являются "операции". Запись расходов и доходов в таблицу позволяет мне контролировать и маркировать каждую трату, в реальном времени, видеть изменение данных, а так же корректировать свое поведение прямо здесь и сейчас, а не планировать изменения в будущем установками: “Вот в следующем месяце, я буду меньше ездить на такси” или “Вот в следующем месяце буду тратить меньше на развлечение”.

Бюджет. В контроле бюджетов, для себя вывел два варианта работы:

Вариант 1: Фокус внимания на количестве средств которые планирую потратить. (Например, 2000 руб. на "Транспорт"). Дает возможность потратить все средства, а только потом искать решение, как выходить из ситуации.

Вариант 2: Фокус внимания на сумме оставшихся средств по категории. (Данная сумма меняется каждый раз после трат по категории). Вынуждает действовать в соответствии с текущим состоянием баланса.

Такое небольшое различие между вариантами, но очень серьезное воздействие в психологическом плане. В этом и заключается причина не эффективной работы с бюджетами. Изначально я использовал первый вариант в контроле бюджетов. После изменения на второй вариант, контролировать бюджет стало гораздо проще. В психологическом плане, исчезло напряжение и чувство вины, что могу превысить бюджет.

Например, в категории "Питание", когда вижу что у меня остается 600 рублей, я выбираю из меню более дешевые блюда, растягивая сумму до конца периода. Так же происходит и с категорией "Транспорт", когда я вижу остаток по бюджету, меня это провоцирует экономить и выбирать транспорт с более низким расходом. Зная данную деталь становиться намного проще контролировать бюджет. Я просто выполняю действия из доступных на данный момент вариантов. Это корректирует без усилий мое поведение в реальном времени.

Импульсивные траты. В таблице я добавил маркировку каждой "операции" которую вношу, относительного того, как я ее инстинктивно воспринимаю.

Импульсивные трат делятся на:

  • Повседневные — для меня это траты которые я совершаю в течение дня, обычные траты которые могут повторятся каждый день, либо если у меня достаточно на них средств. Это любые траты которые я совершаю осознано и они не доставляют мне дискомфорта.
  • Запланированные — траты которые я планировал на странице проекты. Для их реализации я откладывал и копил средства. Когда я совершаю покупку с листа проекты, то это считается запланированной покупкой.
  • Вынужденные — траты которые не зависят от меня, продиктованы необходимостью или навязываются окружающим пространством. Данным маркером я маркирую все расходы не зависящие от меня. Например, комиссия банка за перевод.
  • Импульсивные — для меня это все траты которые совершаются импульсивно. Я их различаю по состоянию после совершения покупки, появляется чувство сожаления, что мог этого не делать, что покупка была не обязательной.

Немного примеров из жизни, когда и как маркирую траты, чтобы стало более понятней.

Например, "Трата на такси", у меня есть 3 варианта маркировки данной траты:

  1. Повседневные — значит осознано трачу на такси сумму. Понимаю, что она будет вычитаться из моего запланированного бюджета на транспорт. Размечаю так, в случае, если поездка оправдана. Например, везу вещи или не возможно добраться на общественном транспорте. Как вариант, поездка в аэропорт, в 3 утра с вещами, не поеду же на общественном транспорте. (Такие траты обычно корректирую бюджет, если они регулярные)
  2. Вынужденная — в данной ситуации трата на такси оправдана, если например я проспал или опаздываю. Понимаю, что поездка на общественном транспорте явно дольше, чем на такси.
  3. Импульсивная — в том случае, если я ленюсь ехать на общественном транспорте. Я могу выйти и пойти на общественный транспорт, но выбираю такси, значит, это моя лень и импульсивная трата.

Например, "Трата на стоматолога" явно "Вынужденная". Мне придется потратиться на стоматолога. Обычно это разовые и стихийные траты. Сюда так же можно отнести любые траты связанные с износом вещей, которые необходимо приобрести, иначе просто не в чем будет ходить.

У всех могут быть свои внутренние критерии трат. Данная маркировка позволяет строить график моей импульсивности.

На первом графике Я вижу отношение суммы повседневных трат к сумме импульсивных трат. Что позволяет визуально оценивать свою импульсивность в течение года.

Второй график показывает суммы трат в течение месяца, количество совершенных операций по каждой из категории трат, а так же добавлен процент отношения трат. На основе него, устанавливаются мотивационные статусы.

Как я веду учет

В таблице много листов, для себя я выделяю всего 3 основных это:

  1. Лист "Сводка" — показывает всю информацию необходимую для контроля, а также позволяет выставлять бюджеты и заносить в список покупок необходимые категории товаров.
  2. Лист "Проекты" — отображает информацию о запланированных проектах. На лист "Сводка" дублируются проекты которые находятся в фокусе моего внимания.
  3. Лист "Операции" — основной лист внесения информации в таблицу.

Все остальные вкладки вспомогательные и я их скрываю. На листе "Настройки" находиться вся необходимая информация для работы таблицы, названия категорий, названия подкатегорий, названия счетов, финансовая стратегия, а также вынесены все расчеты и информация касающаяся всех листов. После первой настройки, очень редко вноситься какая-то информация. По этому данный лист я так же скрываю.

На всех листах есть инструкции, а так же у разных ячеек есть заметки (черные треугольники), для понимания логики работы таблицы.

Все что от меня требуется, это ввод всех операций по всем счётам на листе "Операции".

Сначала я вел все через приложение гугл-таблицы на телефоне, но со временем когда количество операций в таблице приближалось к 2000, у меня начали возникать проблемы с открытием приложения. Постоянные падения из-за нехватки оперативной памяти при загрузке данных, привели к созданию телеграмм бота. Который упрощает внесение данных в таблицу и отображает необходимую мне информацию. В целом для внесения операций в течение дня, мне достаточно видеть только баланс и "Траты сегодня". Что я и постарался сделать в виджетах (закрепленных сообщениях).

Каждую транзакцию я ввожу проходя по всем категориям и подкатегориям существующим в моей таблице. Для быстрого доступа к боту, я закрепил виджет телеграмм, и вывел на него чат. Теперь чтобы перейти мне достаточно нажать на чат с ботом.

Пример ввода операции:

После добавления в таблицу, в сообщении мы видим всю информацию об операции, номер строки в таблице в которую внесли данные. Бот позволяет своевременно вносить данные в таблицу, при этом он так же вносит время выполнения операции и ник пользователя кто вводит данные.

Пример отображения виджетов с балансом, проектами и бюджетом. В виджете бюджет, отображается сумма оставшихся средств по категориям.

1/2

Итоги

За год, с момента трансформации таблицы, я смог накопить сумму, которую не получалось накопить в течение двух лет ведения бюджета и учета расходов. Внедрение финансовой стратегии, позволяет видеть курс, по которому я двигаюсь в течение года, помогает накапливать средства не испытывая при этом неудобств. Контроль импульсивности и бюджета, позволил сократил мои импульсивные траты на 60%.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Как же у меня слюни текут на эти графики в таблицах, прямо не могу. Работа грандиозная.

8
Автор поста

27.09.22, 13:51

Отредактировано

Lexa, благодарю. Главное чтобы пользу приносило)))

2
0

Круть!! Прямо сейчас тоже делаю что-то подобное для себя. Как мне кажется, в идеале человек должен сам оформить для себя такую табличку, чтобы разбираться в каждой формуле и знать что и как здесь работает.
Улучшаю свою таблицу по мере появления новых идей, а в этом посте идей для мой таблицы завались. Спасибо!!

5
Автор поста

01.10.22, 06:34

Юрий, благодарю! Рад если Вам поможет в работе с личными финансами.

Я отношусь к своей работе с огромной критикой. Перфекционизм не позволяет публиковать не до деланные работы. В таблице собрано практически все, что необходимо для управления.

Но у меня много идей для Аналитики, подумайте в сторону своего покупательского портрета. Стремлюсь к тому, что бы можно было видеть паттерн покупательского поведения и изменять его. Ведь смысл таблицы не просто в статистике, а в изменение Вашего мышления! 🤗

Успехов!

2
0

Добрый день!! Благодарю автора за проделанный колоссальный труд!
В процессе эксплуатации, возник вопрос (ошибка), подскажите пожалуйста технически как ее решить.
когда во вкладке операции выбираешь Доход/прочее, то следом он не выдает выпадающий список из предложенных значений.
Требуется настроить связанные выпадающие списки.
Подскажите, как вы выполняли в вашей работе?

1
Автор поста

17.11.22, 04:42

Отредактировано

Daniel, Добрый день!
Благодарю, рад если таблица приносит пользу)

Да, для работы необходимо настроить "Именованные диапазоны"
Для этого в ленте меню выберите "Данные" - "Настроить именованные диапазоны"
В поле название имя должно полностью совпадать с именем Вашей категории. (нюанс в имени именованного диапазона - имя не может содержать пробелы, по этому используйте точку например, "Внешний.Вид" - пример категории).
Во второй строке укажите диапазон значений, строку содержащую подкатегории.

После чего на листе операции сменить категорию, и потом попробуйте снова свою, меню должно заполниться Вашими значениями.

0

Daniel, в настройка значение выпадающего списка есть

0
Автор поста

17.11.22, 04:51

Отредактировано

Daniel, Да, Вы правы, ошибка в шаблоне, не поправил именнованый диапазон категории "Прочее", Измените пожалуйста, в Шаблоне сейчас поправил.

Сейчас готовлю видео о первой настройке таблицы, и о работе с ней, как заводить кредиты и работать с кредитными счетами, на примере, пары, Мужчины и Девушки. Что бы наглядно продемонстрировать возможности))))

0

Anatoly, супер, буду рад посмотреть!

0

Daniel, а если собственно ручно ввести наименование (скопировав из вашей таблицы) - то выдает ошибку

0
0

Добрый день, возникла сложность с данными по накоплениям. В операциях делаю все как согласно инструкции. Но на листе "проекты" не отображаются переведенные д\с.

1
Автор поста

24.11.22, 16:39

Daniel, Решили вопрос))) ;)
Забыли добавить комментарий на листе "Операции"

0

Daniel,

0

Daniel,

0

Daniel,

0
0

Сколь стоит это счастье?

0
Автор поста

29.09.22, 14:57

Отредактировано

Lex, Шаблон таблицы доступен по второй ссылке, бесплатно.
Бот для всех доступен по подписке.

2
0

Гениально !Спасибо!Подскажите ,а как ввести сразу исходные данные по кредитам и долгам ?
Не хватает в операциях инвестиций(копилки) или я что - то недосмотрел.
И подскажите ,как сделать так ,чтобы был ограниченный бюджет по категориям ?(два варианта работы фокус 1 и фокус 2)

0
Автор поста

30.09.22, 07:50

Andrew,
2. Бюджеты
Для работы с бюджетами на листе "Сводка", выделен модуль "Расчет Бюджета".
В столбце "Бюджет", Вы указываете сумму которую хотите тратить по категориям.

Теперь когда вы совершаете траты по категориям (записываете расходы на странице "Операции") в столбце "Осталось" будет рассчитываться остаток по категории.

В Боте я сделал сразу фокус внимания на остатке, а % и прогресс для визуального анализа, сколько можно еще потратить.

Фокус Вашего внимания должен быть направлен на столбец остаток.
Когда тратите, отталкивайтесь от того, сколько у Вас доступно средств по категории, тогда будите работать по "2 варианту".

0
Автор поста

30.09.22, 05:01

Andrew, 4. Инвестиции
По поводу инвестиций, делал через создание счета в "Настройках", но на мой взгляд для них нужна отдельная таблица.
По этому тут делал просто через перевод на счет "bank.Инвестиции" - и фиксировал ежемесячно расход либо доход по счету.

Для себя понял что инвестиции - это все рулетка, зарабатывают те, у кого есть инсайдерская информация, либо кто следит за всеми новостями и хорошо анализирует причинно следственные связи, а для этого надо круглые сутки следить за происходящим в мире, остальные в большей части теряют. У меня столько свободного времени нет), по этому в своей таблице отказался от этого.

0
Автор поста

30.09.22, 04:48

Отредактировано

Andrew,
3. Займы
Если у Вас есть займы и хотите ввести информацию по всем у кого занимали например, то на листе "Операции" вводите операцию "План" указываете категории по каким Вы брали в долг и сумму, а в комментарии указываете "взял займ".

Я обычно так указываю если брал у кого-то в займы сумму небольшую до 10к - потому что для "Проекта", такая сумма мелковата.

На листе "Сводка" в счетах "Взял займ" отобразиться что Взяли 250р в займы.

Когда возвращаем, то просто меняем "План" на расход и указываем счет с которого вернули долг. В комментарии можем записать что вернули и адресата

0
Автор поста

30.09.22, 04:18

Andrew,
1. Кредиты - это конечный проект, по этому его бы вводил на листе "Проекты"(что бы отображался на листе "Сводка", обязательно ставим стрелку напротив проекта).

Если кредитные карты - то серое поле на листе "Настройки" для кредитных счетов.
Там необходимо лишь вводить депозит(количество средств доступных по кредитной карте), а кол-во Средств вводиться на листе "Операции". Через операцию "Доход" указываем текущую сумму на счете по кредитной карте.

На каждом активном листе есть инструкция, постарался подробно написать что и как делать. По вводу операций на листе "Операции" есть 3 пункт. "3. Первый ввод информации" - написал как ввести данные по счетам.

0
0

Добрый день! Что значит подкатегория расходов "Делегирование" в категории "Проекты"?

0
Автор поста

03.03.23, 08:32

Вильдан, Добрый день!
Вообще Вы можете изменить все категории под себя в таблице.

В моем файле данная категория подразумевает сопутствующие расходы в проекте, которые выполняются не лично мной.
Например: Есть проект "веб сайт" расходы касающиеся сайта, это расходы по проекту.
- Хостинг
- Доменное имя
- Сертификат для сайта
- Дизайн
- Консультация с юристом
и т.д.

Делегирование, это любые расходы по проекту, которые вы отдаете на исполнение другим людям. В примере выше, делегированием могут быть расходы на:
- Дизайнера - Если отдаю задание на разработку дизайна сайта
- Консультация юриста - Если необходимо подготовить пакет документов или исправить, и юрист выполняет услуги для меня.
- Организации архитектуры - Если я найду админа и попрошу за деплоить сайт на хостинг, приобрести доменное имя, установить сертификат для сайта.

Для себя это делал что бы видеть, сколько я плачу за услуги, которые не выполняю по проекту сам.

0

Сообщество