S.T.A.L.K.E.R. 2: отвечаем на главные вопросы о нашумев­шем постапокалип­тическом шутере про Чернобыль
Поп-культура
10K
Кадры — GSC Game World

S.T.A.L.K.E.R. 2: отвечаем на главные вопросы о нашумев­шем постапокалип­тическом шутере про Чернобыль

26
Аватар автора

Егор Аргунов

считает баги аномалиями

Страница автора

S.T.A.L.K.E.R. 2 — четвертая часть знаменитой серии GSC о Чернобыльской зоне отчуждения.

Игру активно разрабатывали примерно с 2018 года. Рассказываем, о чем второй «Сталкер 2», какой у него геймплей, можно ли обойти баги и планируется ли релиз для PlayStation 5. Подробными впечатлениями от шутера мы делились в отдельном тексте.

Сюжет

Действие S.T.A.L.K.E.R. 2 разворачивается в 2021 году, спустя примерно восемь лет после событий «Зова Припяти». Зона за это время значительно изменилась. Война группировок фактически закончилась, а военизированная организация «Варта» контролирует многие территории. Появились аномалии и мутанты, которых прежде не было. Стали доступны неизведанные ранее места.

Главный герой — сталкер-новичок по прозвищу Скиф. В прошлом он был военным, но после службы занялся продажей артефактов. Один из них взорвал его квартиру. Скиф обращается к профессору Герману, который предлагает перезарядить артефакт в Зоне и выяснить его свойства. Простая вылазка оборачивается провалом: артефакт похищают неизвестные, героя оставляют умирать, а Герман пропадает. Скиф отправляется на поиски обидчиков.

Скиф — первый герой «Сталкера» с озвученными репликами во время геймплея. Раньше протагонисты разговаривали только в немногочисленных роликах
Скиф — первый герой «Сталкера» с озвученными репликами во время геймплея. Раньше протагонисты разговаривали только в немногочисленных роликах

Как игра связана с предыдущими частями

S.T.A.L.K.E.R. 2 — прямое продолжение оригинальной трилогии. Игра развивает глобальную историю Зоны и показывает, к чему привели решения протагонистов предыдущих частей — Стрелка, Шрама и майора Дегтярева. Здесь есть как старые локации вроде Кордона и Затона, так и новые — например, Химический завод и Малая Зона.

В игре появляются персонажи из предыдущих игр. Союзником Скифа становится Шрам из «Чистого неба». Также главный герой знакомится с Бородой, Султаном, Бродягой и Зверобоем из «Зова Припяти», помогает Сидоровичу из «Тени Чернобыля» и встречает Шустрого — сталкера, который есть во всех частях франшизы.

Игрокам показывают последствия одной из концовок «Зова Припяти». В финале майор Дегтярев спас Стрелка и помог создать НИИ Чернобыльской аномальной зоны. В «Сталкере 2» организация изучает Зону и подавляет другие группировки с помощью ЧВК «Варта».

Геймплей

Игровой процесс такой же, как в оригинальной трилогии. Скиф изучает Зону, обходит опасные аномалии, сражается с мутантами и людьми и находит артефакты, дающие разные полезные свойства — например, увеличение защиты. Но также стоит учитывать, что у большинства артефактов есть отрицательные свойства вроде повышения уровня радиации.

Снаряжение можно покупать и продавать у торговцев, а кроме основного сюжета есть множество второстепенных заданий. Есть и механики выживания. Главный герой лечит радиацию водкой и специальными препаратами, завязывает раны бинтами, восстанавливает силы едой и сном.

Главное нововведение — бесшовный открытый мир. Локации больше не разделены загрузочными экранами, почти вся Зона доступна для исследования с самого начала.

S.T.A.L.K.E.R. 2 работает на движке Unreal Engine 5. Его также использовали создатели ремейка Silent Hill 2, экшена Black Myth: Wukong и ролевой игры Banishers: Ghosts of New Eden
S.T.A.L.K.E.R. 2 работает на движке Unreal Engine 5. Его также использовали создатели ремейка Silent Hill 2, экшена Black Myth: Wukong и ролевой игры Banishers: Ghosts of New Eden

Что нужно знать перед прохождением

Геймплей в «Сталкере 2» сложнее, чем во многих других шутерах. Враги-люди меткие и попадают по вам с полукилометра, можно умереть просто в сражениях даже с двумя противниками. Мутанты же выдерживают огромный урон, поэтому на них нужно тратить много патронов. Если вам некомфортно так играть, советуем поставить сложность до легкой.

Здесь нет привычной прокачки. Скиф становится сильнее только с помощью снаряжения и артефактов. Всегда нужно искать более мощную броню и оружие, а еще не забывать улучшать их у техников. Только так вы сможете выстоять в схватках с десятками врагов.

Оружие и экипировка быстро приходит в негодность. Если вовремя не чинить снаряжение, пушки начинают клинить в самый неподходящий момент. После каждой вылазки придется идти к технику для ремонта.

Денег почти всегда не хватает. Чем лучше ваше снаряжение, тем дороже обходится ремонт. Патроны тоже стоят недешево, а их, как назло, мало. При этом за выполнение квестов дают не так много купонов, поэтому придется искать дорогостоящие артефакты и продавать их торговцам.

В игре есть нелинейность. Почти у всех квестов есть два варианта выполнения. А в основной сюжетной линии Скиф может поддержать либо «Варту», либо ведущую с ней борьбу подпольную группировку «Искра». От этого зависит, какие задания будут доступны игроку и какой будет концовка.

Как и прежде, артефакты нужно искать с помощью детекторов. Их несколько видов: лучшие показывают точное местоположение предметов
Как и прежде, артефакты нужно искать с помощью детекторов. Их несколько видов: лучшие показывают точное местоположение предметов

Что с системой A-Life и почему она не работает

Разработчики из GSC обещали внедрить новую версию симуляции жизни A-Life. Она отвечает за уникальное поведение NPC и дает им задачи — например, сталкеры ищут артефакты, а мутанты охотятся друг на друга. В S.T.A.L.K.E.R. 2 система работает некорректно, сейчас враги в открытом мире появляются из воздуха и умеют лишь атаковать друг друга.

GSC подтвердила, что A-Life исправят в будущих патчах. Когда это произойдет, пока неизвестно.

Что делать, если произошел софтлок

В основном сюжете может произойти софтлок — техническая ошибка, из-за которой вы не сможете продолжить прохождение. Чаще всего игроки сталкиваются с софтлоками во второй половине — например, в задании «Как в старые добрые».

На Xbox Series единственный способ решить проблему — дождаться патчей, разработчики выпустили уже три обновления, исправляющих софтлоки. На ПК игроки предлагают разные варианты — среди них использование трейнеров и модов. Советуем следить за сообществом в Steam, где фанаты обсуждают, как обойти софтлоки.

Иногда софтлоки случаются и в квестах
Иногда софтлоки случаются и в квестах

Выйдет ли S.T.A.L.K.E.R. 2 на PlayStation 5

Игра остается консольным эксклюзивом Xbox Series. Временным или постоянным — пока неясно. Журналисты предполагают, что игра может выйти на консоли Sony через полгода или год, как это было с шутером High on Life и хоррором Scorn.

Стоит ли играть

Что пишут критики. Средняя оценка на агрегаторе OpenCritic составляет 74 балла из 100. Рецензенты хвалят открытый мир, мрачную атмосферу, увлекательный игровой процесс и графику. А ругают клишированный сюжет и технические проблемы, из-за которых прохождение затрудняется — игра часто вылетает и тормозит даже на самых мощных ПК.

Что пишут игроки. В Steam у шутера 76% положительных отзывов. В основном пользователи согласны с журналистами, но отмечают, что обилие багов — нормальная ситуация для серии S.T.A.L.K.E.R. Большинство фанатов рады возвращению «Сталкера», но есть и недовольные — в минусы записывают изменения лора и нелогичные сцены в сюжете.

Мнение Т⁠—⁠Ж. S.T.A.L.K.E.R. 2 далека до идеала, ее стоило отложить на полгода или даже год. Из-за софтлоков не получается завершить основную сюжетную линию, а в открытом мире не работает система A-Life — поэтому исследовать его не так интересно.

Но достоинства гораздо весомее. Здесь великолепная графика и отличный геймплей, а прохождение квестов так увлекает, что за игрой проводишь целые ночи. Пожалуй, таким и должен быть современный «Сталкер» — красивым и старомодным, с минимальными геймплейными изменениями. Рекомендуем попробовать игру всем, как только ее доработают патчами.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновЧто лучше — S.T.A.L.K.E.R. или Metro?
  • GioMetro3
  • Alexander Schnurrbart"Х" - значит халтура. Все те же проблемы и ошибки, что были в самом первом "Сталкере". Как колбаса или аптечка при разбитии ящика могли улететь куда угодно, так и сейчас они улетают...1
  • Alexander SchnurrbartGio, у первого сталкера были достойные моды. те же Тайные Тропы 2. важные предместы (я сейчас уже не помню всех подробностей: навскидку - состоящий из нескольких амулетов амулет, состоящий из нескольких частей чертёж минигана...) спавнились рандомно, а не лежали и ждали игрока в определённых местах... Надо было побегать, поискать...1
  • Товарищ УправляющийAlexander, так это аномалия 😁2
  • Vladimir NoskovКто играет в это Г, кто эти люди? Мазохисты...0
  • Константин МорозовЕсли вы не лютейший фанат серии Сталкера то я не советую Вам это покупать, по крайне мере пока не выпустят кучу патчей и модов. Я как человек безумно фанатеющий от этого мира конечно купил, и игру убивает не наличие багов, с этим можно смириться/обхитрить. По моему мнению, игру убивает мысли о том, что я не могу сказать что она лучше Зова Припяти (а он вышел больше 12 лет назад). Мини карта в игре просто ужасна, эту полоску сверху разработчики могут себе в ж*пу засунуть, система a life 2.0 отсутствует от слова совсем, дополнительные квесты это просто смешно их вообще практически нет, а те что есть сводятся к "сходи принеси, найди, убей" за грошевую цену, группировки старые (да и новые кроме Варты и Полдня) это статисты, они просто есть, никакого взаимодействия с ними нет, старые персонажи (Шрам, генерал Воронин, Сидорович и далее по списку) выглядят либо очень по молодевшими (смотри на Воронина в тени Чернобыля или зов припяти) либо вообще не похожими (Шрам), в игре нет банально бинокля и это просто смешно, интерфейс эффектов артефактов это 7 шагов назад - три шкалы слабо, средне, сильно просто издевательство по сравнению с предыдущей частью, да и в целом интерфейс инвентаря шаг назад. Да в игре есть плюсы, она красивая, она можно сказать удобная для тех кто не играл в серию сталкер, она с бесшовным миром и большая, но это слишком мало.4
  • Дмитрий РассомахинКогда в зоне на квесте, нельзя подручными средствами отремонтировать броню и оружие, а нужно постоянно бегать к технику и за конский ценник чинить, это конечно дичь.3
  • RadrogБлин, я так рад, что Долг скатился. Бесили эти менты. Варта конечно крутая.0
  • RadrogУдивили архи-артефакты и огромные аномалии. Это круто прям.0
  • RadrogА мои наблюдения следующие. Плюсы: + Бесшовный мир, нет подзагрузок + Когда не стреляешь HUD исчезает + Музыка атмосферно тревожная + Есть модификации оружия и брони + Можно приоткрыть дверь, заглянуть + Можно наклоняться в прицеле + Анимация питья и еды + В коллекторах, бункерах прям страшно + Большие мутанты сбивают с ног + Стая мутантов окружает и умно атакует + Мир живой прям, без тебя многое происходит, стычки нпс разные + Уникальные лица + Радио + Есть растяжки + Быстрое перемещение через проводников + Общий сундук между лагерями + Перестрелки прям крутые, враги обходят, окружают, давят + Новые фразочки всякие + Новые анекдоты + Ностальгии полно, всё из первой части с любовью сохранено, но видно что прошло время в лоре + Контролёры погружают в глюки, на голову прям давит и видения + Водка меняет краски мира на более яркие + Может ударить молния + При разговоре жестикулируют в контекст монолога Минусы: - Неудобно инвентарь с геймпада раскладывать - Некоторых функций (как например быстрая смена патронов) на геймпаде просто нет - Нет рейтинга сталкеров - Нет репутации группировок и их списка - Нет общей статистики по защите0
  • RadrogGio, ну оно объективно хуже. Хотя и сделано бывшими работниками Сталкера.0
  • RadrogДмитрий, ну так это реализм так-то. Ты много в жизни оружия подручными средствами чинил, ха-ха?0
  • RadrogAlexander, я тебя удивлю, но они у тебя и в жизни улетят если ты по ящику вдаришь хорошо. Это реализм обычный.0
  • RadrogAlexander, поиграй в Обливион, дядя. Скастуй файерболл в помещении.1
  • RadrogVladimir, судя по продажам и цифрам Стима огромное количество людей. Фанаты, неофиты, мимо крокодилы. Дофига кто. Игра то выстрелила.0
  • Дмитрий РассомахинRadrog, реализм и геймплей не всегда сочетается. Да и реализм условный. Нет тут реализма , был бы умирал бы сразу никакие бинты и аптечки так не лечат. Это игра и тут условности. А тот что калаш через 100 выстрелов заедает. Какой это нафиг реализм. Все условно. И починка брони и оружия на вылазке это норм. Хотя я, думаю вы сарказмировали.2
  • Alexander SchnurrbartRadrog, только если файерболом из обливиона...0
  • Константин МорозовRadrog, ну если вам нравится играть с этой полоской вместо карты то возможно вы просто не знаете что такое удобно. Бинокль в принципе необходимый атрибут, с которым можно удобно разведать обстановку (благодаря отсутствию нормальной мини карты). Если шагать в ногу со временем это спаунить врагов в 5 метрах от тебя "просто потому что" то вопрос зачем вообще куда-то шагать. Я согласен с тем, что она действительно красиво смотрится, но кому-то её советовать точно не стал бы.3
  • Alexander SchnurrbartRadrog, часть плюсов было реализовано и ранее. Обший сундук - это, действительно, круто...0
  • Sergio BelliniИгра крутая, однозначно. Немного полировки и будет конфетка0
  • Sergio BelliniRadrog, геймдизайн стал соевым и более дружелюбный к зумерам с их 0 iq? Про алайф даже не комментирую - сразу видно, что ты не шаришь0