S.T.A.L.K.E.R. 2: отвечаем на главные вопросы о нашумевшем постапокалиптическом шутере про Чернобыль
S.T.A.L.K.E.R. 2 — четвертая часть знаменитой серии GSC о Чернобыльской зоне отчуждения.
Игру активно разрабатывали примерно с 2018 года. Рассказываем, о чем второй «Сталкер 2», какой у него геймплей, можно ли обойти баги и планируется ли релиз для PlayStation 5. Подробными впечатлениями от шутера мы делились в отдельном тексте.
О чем расскажем
Сюжет
Действие S.T.A.L.K.E.R. 2 разворачивается в 2021 году, спустя примерно восемь лет после событий «Зова Припяти». Зона за это время значительно изменилась. Война группировок фактически закончилась, а военизированная организация «Варта» контролирует многие территории. Появились аномалии и мутанты, которых прежде не было. Стали доступны неизведанные ранее места.
Главный герой — сталкер-новичок по прозвищу Скиф. В прошлом он был военным, но после службы занялся продажей артефактов. Один из них взорвал его квартиру. Скиф обращается к профессору Герману, который предлагает перезарядить артефакт в Зоне и выяснить его свойства. Простая вылазка оборачивается провалом: артефакт похищают неизвестные, героя оставляют умирать, а Герман пропадает. Скиф отправляется на поиски обидчиков.
Как игра связана с предыдущими частями
S.T.A.L.K.E.R. 2 — прямое продолжение оригинальной трилогии. Игра развивает глобальную историю Зоны и показывает, к чему привели решения протагонистов предыдущих частей — Стрелка, Шрама и майора Дегтярева. Здесь есть как старые локации вроде Кордона и Затона, так и новые — например, Химический завод и Малая Зона.
В игре появляются персонажи из предыдущих игр. Союзником Скифа становится Шрам из «Чистого неба». Также главный герой знакомится с Бородой, Султаном, Бродягой и Зверобоем из «Зова Припяти», помогает Сидоровичу из «Тени Чернобыля» и встречает Шустрого — сталкера, который есть во всех частях франшизы.
Игрокам показывают последствия одной из концовок «Зова Припяти». В финале майор Дегтярев спас Стрелка и помог создать НИИ Чернобыльской аномальной зоны. В «Сталкере 2» организация изучает Зону и подавляет другие группировки с помощью ЧВК «Варта».
Геймплей
Игровой процесс такой же, как в оригинальной трилогии. Скиф изучает Зону, обходит опасные аномалии, сражается с мутантами и людьми и находит артефакты, дающие разные полезные свойства — например, увеличение защиты. Но также стоит учитывать, что у большинства артефактов есть отрицательные свойства вроде повышения уровня радиации.
Снаряжение можно покупать и продавать у торговцев, а кроме основного сюжета есть множество второстепенных заданий. Есть и механики выживания. Главный герой лечит радиацию водкой и специальными препаратами, завязывает раны бинтами, восстанавливает силы едой и сном.
Главное нововведение — бесшовный открытый мир. Локации больше не разделены загрузочными экранами, почти вся Зона доступна для исследования с самого начала.
Что нужно знать перед прохождением
Геймплей в «Сталкере 2» сложнее, чем во многих других шутерах. Враги-люди меткие и попадают по вам с полукилометра, можно умереть просто в сражениях даже с двумя противниками. Мутанты же выдерживают огромный урон, поэтому на них нужно тратить много патронов. Если вам некомфортно так играть, советуем поставить сложность до легкой.
Здесь нет привычной прокачки. Скиф становится сильнее только с помощью снаряжения и артефактов. Всегда нужно искать более мощную броню и оружие, а еще не забывать улучшать их у техников. Только так вы сможете выстоять в схватках с десятками врагов.
Оружие и экипировка быстро приходит в негодность. Если вовремя не чинить снаряжение, пушки начинают клинить в самый неподходящий момент. После каждой вылазки придется идти к технику для ремонта.
Денег почти всегда не хватает. Чем лучше ваше снаряжение, тем дороже обходится ремонт. Патроны тоже стоят недешево, а их, как назло, мало. При этом за выполнение квестов дают не так много купонов, поэтому придется искать дорогостоящие артефакты и продавать их торговцам.
В игре есть нелинейность. Почти у всех квестов есть два варианта выполнения. А в основной сюжетной линии Скиф может поддержать либо «Варту», либо ведущую с ней борьбу подпольную группировку «Искра». От этого зависит, какие задания будут доступны игроку и какой будет концовка.
Что с системой A-Life и почему она не работает
Разработчики из GSC обещали внедрить новую версию симуляции жизни A-Life. Она отвечает за уникальное поведение NPC и дает им задачи — например, сталкеры ищут артефакты, а мутанты охотятся друг на друга. В S.T.A.L.K.E.R. 2 система работает некорректно, сейчас враги в открытом мире появляются из воздуха и умеют лишь атаковать друг друга.
GSC подтвердила, что A-Life исправят в будущих патчах. Когда это произойдет, пока неизвестно.
Что делать, если произошел софтлок
В основном сюжете может произойти софтлок — техническая ошибка, из-за которой вы не сможете продолжить прохождение. Чаще всего игроки сталкиваются с софтлоками во второй половине — например, в задании «Как в старые добрые».
На Xbox Series единственный способ решить проблему — дождаться патчей, разработчики выпустили уже три обновления, исправляющих софтлоки. На ПК игроки предлагают разные варианты — среди них использование трейнеров и модов. Советуем следить за сообществом в Steam, где фанаты обсуждают, как обойти софтлоки.
Выйдет ли S.T.A.L.K.E.R. 2 на PlayStation 5
Игра остается консольным эксклюзивом Xbox Series. Временным или постоянным — пока неясно. Журналисты предполагают, что игра может выйти на консоли Sony через полгода или год, как это было с шутером High on Life и хоррором Scorn.
Стоит ли играть
Что пишут критики. Средняя оценка на агрегаторе OpenCritic составляет 74 балла из 100. Рецензенты хвалят открытый мир, мрачную атмосферу, увлекательный игровой процесс и графику. А ругают клишированный сюжет и технические проблемы, из-за которых прохождение затрудняется — игра часто вылетает и тормозит даже на самых мощных ПК.
Что пишут игроки. В Steam у шутера 76% положительных отзывов. В основном пользователи согласны с журналистами, но отмечают, что обилие багов — нормальная ситуация для серии S.T.A.L.K.E.R. Большинство фанатов рады возвращению «Сталкера», но есть и недовольные — в минусы записывают изменения лора и нелогичные сцены в сюжете.
Мнение Т—Ж. S.T.A.L.K.E.R. 2 далека до идеала, ее стоило отложить на полгода или даже год. Из-за софтлоков не получается завершить основную сюжетную линию, а в открытом мире не работает система A-Life — поэтому исследовать его не так интересно.
Но достоинства гораздо весомее. Здесь великолепная графика и отличный геймплей, а прохождение квестов так увлекает, что за игрой проводишь целые ночи. Пожалуй, таким и должен быть современный «Сталкер» — красивым и старомодным, с минимальными геймплейными изменениями. Рекомендуем попробовать игру всем, как только ее доработают патчами.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult