Как устроены международные рейтинги школьного образования

И какие места в них занимает Россия
6
Аватар автора

Тимур Хайрутдинов

окончил школу естественно-научного профиля

Страница автора

Россия неоднократно попадала на верхние строчки в международных образовательных рейтингах.

Например, в 2019 году наша страна заняла шестое место в рейтинге TIMSS. Вообще, существует три крупнейших рейтинга, которые оценивают знания школьников по базовым дисциплинам во всем мире: PISA, PIRLS и TIMSS. Все они устроены похожим образом: раз в несколько лет школьники проходят тестирование, которое позволяет определить уровень их знаний. В таком тестировании участвуют школы, которые выбирает Министерство просвещения.

Исследования TIMSS и PIRLS проводит Международная ассоциация по оценке учебных достижений — IEA. Тестирование по математике и естествознанию для рейтинга TIMSS проходят ученики четвертых и восьмых классов. Его проводят раз в четыре года, это позволяет оценить прогресс одних и тех же школьников спустя какое-то время. Тест PIRLS проходят только четвероклассники. Он помогает сравнить качество чтения у школьников разных стран — насколько хорошо они понимают прочитанное — и оценить их возможности в будущем обучении.

Рейтинг PISA — это проект Организации экономического сотрудничества. Как и TIMSS, PISA позволяет оценить знания школьников по математике и естественным наукам, однако участвуют в тестировании пятнадцатилетние подростки — вне зависимости от того, в каком классе учатся. В большинстве стран мира в этом возрасте школьники заканчивают обязательное обучение, как правило — девять классов.

Школьники из каких стран добиваются самых высоких показателей

Рейтинги составляют на протяжении последних двадцати лет. В уже упомянутых программах принимают участие от 40 до 65 стран. Традиционно наиболее высокие результаты в TIMSS и PISA показывают азиатские страны: Сингапур, Республика Корея, Китай, Гонконг и Япония. В Европе хорошие показатели у Швейцарии и Норвегии. В нижней части рейтингов находятся государства Африки и Среднего Востока, например Саудовская Аравия, Гана и Иордания.

Аналогичная ситуация сохраняется и в исследованиях, которые проверяют понимание прочитанного текста. В последнем на сегодняшний момент рейтинге PIRLS — от 2016 года — первое место занял Сингапур со средним показателем 588 баллов. Также в лидерах Норвегия — 568 баллов, Ирландия — 567 баллов, Швеция — 559 баллов.

Исследование также показывает, что во всех странах девочки читают и понимают текст лучше мальчиков. Наибольшая разница — в Объединенных Арабских Эмиратах, где школьники набрали 454 балла, а школьницы — 483.

Источник: IEA. TIMSS & PIRLS. International Study Center

Какие результаты показывают россияне

Как правило, в естественно-научных предметах российские школьники показывают себя лучше, чем в математических. В рейтинге TIMSS 2019 года Россия заняла третье место по естественным наукам и шестое — по математическим. В исследовании качества чтения PIRLS в 2011 году школьники из России набрали низкий балл и получили 36-е место из 46. С тех пор россияне в последнем исследовании не участвовали.

По результатам исследований россияне занимают разные места. Например, в рейтинге TIMSS 2019 года Россия заняла шестое место по математике, а в мониторинге PISA 2018 года она находилась только на 30-м месте из 80.

Согласно исследованию ВШЭ, такие разные результаты можно объяснить тем, что в исследованиях TIMSS и PISA участвуют разные страны. В отличие от TIMSS, PISA изучает ситуацию в том числе и в европейских странах, которые обходят Россию в рейтинге: Ирландии, Испании и Люксембурге.

Кроме того, PISA и TIMSS проверяют разные навыки школьников. Если TIMSS оценивает академические навыки учащихся и знание школьной программы, PISA концентрируется на применении знаний в реальной жизни. Если верить исследованиям, российским школьникам сложно применить знания на практике. В то же время они без проблем решают конкретные задачи, в которых необходимо действовать «по шаблону».

Источник: OECD. Programme for International Student Assessment (PISA)

Тимур ХайрутдиновЧто бы вы изменили в современной школе?
  • Ashley_Nightingale 🔱Без смены власти не изменить уровень пропаганды и бесполезных занятий в школах.3
  • classistripВ начальной школе я училась в плохоньком месте на окраине Екатеринбурга. Потом перешла в лицей, находящийся всё там же территориально. В 10 классе училась в одной из лучших школ УрФО. В 11 перевелась в известную новую московскую школу на очно-заочный формат. У первых трёх школ, где я училась, была одна общая проблема. Детям не дают думать на большинстве предметов, качают статку. Один формат заданий, переходящий из класса в класс. Сухие пересказы параграфов по биологии и географии, однозначный анализ текста на литературе. Я очень сомневаюсь, что кто-то из этого что-то вынес. Все видели, что те же преподаватели могут и иначе, но нагрузки или непонимание не мотивировали их работать с детьми. Иногда же бывали практические работы, были интересные лабораторные, но темпы приводили всех под общую черту "так сегодня даю тест набираем оценочки". В школах уровнем повыше было меньше загонов про "оценочки", надо было три оценки по предмету за полугодие и всё, появилась чуть большая специализация и адаптация под потребности учеников, можно было попросить преподавателя потратить время на отхождение от темы. Выстраивалась культура дискуссии, короче. Большинству учеников такие школы недоступны. Решением, по-моему, может быть только пресловутое расширение рамок и создание такого формата обучения, в котором ученики наконец смогут задать все свои вопросы, получить ответ и высказаться по поводу прочитанного или увиденного. Это вопрос к качеству преподавания. Часто преподаватели просто не понимали, что дети сильно отстали в понимании материала, и до конца года учителя и класс смотрели друг на друга и притворялись, что читали, разбирали, понимали - хотя общая нить уже была потеряна и интерес пропал.11
  • Олег ТузAshleyRedfieldG, пропаганды чего?1
  • Ashley_Nightingale 🔱Олег, искажения истории, фашистских ценностей0
  • Федорвсе0