Сколько россияне оставляют на чай

Парикмахерам, официантам, таксистам и курьерам

145
Аватар автора

Сергей Антонов

иногда жадничает и не оставляет чаевых

Страница автора

В ЮАР принято оставлять на чай 15% сверх суммы заказа, в США — 15—20%, в Канаде — 20%.

В России чаевые обычно составляют 5—10%. Правда, доплачивать официантам, таксистам, курьерам и другим представителям сферы услуг сверх чека считают нужным не все клиенты. Так, официантам и барменам регулярно оставляют чаевые 39% россиян, а специалистам из сферы бытовых услуг — и того меньше, всего 25%. Интересно, что женщины дают на чай чаще мужчин: 57% против 43%.

Что касается размера чаевых, то, по данным сервиса для приема безналичных чаевых и донатов CloudTips, средний чек в декабре 2022 года составил 243 ₽. Больше всего денег сверх счета россияне оставляют парикмахерам, мастерам маникюра и другим сотрудникам салонов красоты: в среднем 418 ₽. Меньше всего доплачивают курьерам: 121 ₽.

Источник: CloudTips
Источник: CloudTips

При этом с начала года средний чек вырос на 10—20%: суммы чаевых немного выросли в мае — с наступлением сезона, а после сентября снижались. Правда, это касается не всех сфер услуг. Так, чаевые у курьеров и работников общепита практически не подвержены сезонности, в отличие от продавцов и салонов красоты, где в конце весны наблюдался рост.

Источник: CloudTips
Источник: CloudTips

Сергей АнтоновА вы оставляете чаевые? Сколько обычно даете сверху?
  • Влад БеляковНикому просто так не оставляю чаевых. Люди итак делают свою работу и им за это платят зарплату. Оставляю только если человек сделал больше чем от него требовалось. К примеру про официантов, если помог занять более удобный столик, подсказал реально вкусное блюдо, помог получить скидку от заведения и т.д.91
  • ДмитрийОфициантам оставляю 10-15%, но только исключительно по одной личной причине. Но считаю, что делаю неправильно, поощряя эту порочную систему, и что их работу должен оплачивать работодатель. Таксистам, если у меня сложный заказ. Например, едем всей семьёй в аэропорт, и о чудо, уезжаем все на одной машине. Тогда даю сверху +50% от заказа, потому что, по хорошему, с таким количеством багажа и людей нужно было ехать на двух, но дети в дороге меньше нервничают, когда все вместе. У остальных предсказуемый объём работ с понятной стоимостью, какие чаевые?40
  • Чупакабра с бантикомПротивница чаевых. Во-первых, они идут как благодарность за хороший сервис. А не дать - хуже обслужат или в тарелку плюнут? Предполагается, что свою работу хорошо нужно выполнять и без ожидания чаевых. Плюс я за то, чтобы работодатели платили достойно (так что лучше включение оплаты услуг персонала в чек, чем такое). Во-вторых, мне не нравятся такие двойные стандарты. Дать чаевые официанту - считается делом хорошим и одобряемым. Поблагодарить сотрудницу МФЦ, которая все доходчиво объяснила и без проблем приняла все документы - это дать взятку. Аналогично с врачами, учителями.165
  • EliseeCloudTips бы еще сделали разбивку по регионам - насколько чаевые в Москве отличаются от других городов России.15
  • Мария ИвановаЧестно говоря, удивилась, что кто-то оставляет чаевые парикмахерам, впервые о таком слышу. В ресторанах оставляю только если нравится обслуживание, но это в большинстве случаев. Помню, очень бесил итальянский подход - так называемый каперто - сбор за операционные траты типа скатертей, салфеток, хлебных палочек и прочее в размере 1-3 евро, который включался в счет по умолчанию. Не понимаю до сих пор, почему нельзя это просто закладывать в стоимость блюд.67
  • КостямбаНе даю нигде20
  • Alex VТот случай, когда я хочу как в Японии. Культура чаевых должна умереть, а люди во всех сферах должны получать понятную, адекватную и прозрачную зарплату.133
  • Alex VM, гоните прочь эту порочную установку. Все решения в нашей жизни должны зависеть только от нас самих : )18
  • Дочь папиного другаЯ тот человек, что считает деньги. Для меня поход в кафе или ресторан не является обыденностью, т.к. сейчас много крупных трат типа нескольких ипотек. Я могу выбраться за компанию, поесть салатик или выпить кофе. За что здесь оставлять чаевые? Или такси - вызываю по крайним случаям, например из аэропорта, когда вариантов других нет или тороплюсь - чаще всего, спрос там уже повышенный и я и так переплачиваю. Согласна, что если человек делает что-то сверх нормы - это можно поощрить. А можно искренне поблагодарить. Потому что все мы платим своими деньгами - у кого-то они в свободном обращении, а кто-то выискивает самую недорогую позицию в меню. Насчет чаевых было пару случаев, когда меня бомбануло: 1. Мы сидели с подругами в недешевом заведении, взяли по паре салатиков, особо официанта не напрягали. Девчонки скинули в корзинку с чеком свои оплаты без сдачи, а у меня было помимо салата еще и кофе и мне было необходимо принести сдачу в 100 рублей. Сидим 5-10 минут. Сдачу не несут. Девочки уже вышли, я подошла к официанту, напомнить, на что две девушки недовольно поморщившись протянули "извиниииите, мы вас неправильно поняли", решив, что сдача автоматом им в чаевые зачисляется. 2. Жила по работе в Монголии несколько месяцев. Мне выделили бюджет на питание и проезд. Я снимала небольшую квартиру, в которой невозможно было готовить - холодильник был, но вся кухня была изгваздана так, что неприятно было заходить. Питалась в основном готовой едой или в кафе у дома. И как же я возмущалась, что КАЖДЫЙ раз мне приходилось оставлять 15% комиссии за обслуживание, которая списывалась автоматом. Ну я понимаю раз, два. Но я там ела каждый день! Хоть бы скидку какую начали делать((( В итоге денег к концу командировки осталось на KFC одно. Целую неделю приходилось там есть. С тех пор не люблю KFC19
  • Морриган АдмираловаВсегда была против чаевых (т.к. платить должен работодатель), но раньше не оставлять было как-то неудобно. Теперь уже начинает бесить, что все приложения клянчат чаевые. Вкусвилл клянчит и сборщику и доставщику. Деливеря ваще охренели. Мало того, что повысили цену за доставку и добавили сервисный сбор, так еще и тоже постоянно клянчат теперь еще денег. И такси туда же. Цены взвинтили в три раза и клянчат чаевые.91
  • Yury GrigoryevМорриган, и я ещё совсем не уверен, что "чаевые" из приложения будут действительно отданы человеку - наверняка удержат из них налоги, включат в премию и как-нибудь замотают. Если уж Uber на этом попадался, то что говорить о его российских "аналогах".43
  • Влад БеляковКостямба, потом не надо жаловаться что врачи без коробки конфет даже не осматривают) Я часто с включенным диктофоном на мобиле хожу чтобы если что - намекать врачу что эта запись может пойти дальше (как у меня было с направлением на плановую операцию).22
  • KostetYury, Давать только наличными.7
  • Alex FrolovСам противник чаевых и никому их не оставляю, но есть исключение: даю "на чай" своему парикмахеру. За те деньги, что он с меня берёт, никто и близко не предоставит такой сервис, внимательность и уровень. Бывает и в кафе/барах оставляю, но редко- например, если была рабочая встреча, и официант(ка) сделала всё так, как нужно- улыбка, не надоедали, внимательно отнеслись, если попросили подсказать по меню, никаких вопросов по обслуживанию и т.д.16
  • Yury GrigoryevМария, коперто это отлично, потому что решает проблему чаевых, показывая, что чаевые не требуются, и кроме того размер коперто не зависит от цены блюд, что тоже правильно.2
  • Alex VКонстантин, если хотите – можете "отстегивать", а я их лучше на себя потрачу. И без того слишком много всяких обязательных "нужно отстегнуть ни за что" в моей жизни благодаря государству.49
  • Тимофей КолКошМне кажется, стопитсот раз это уже обсуждали. Я оставляю, если человек сделал больше положенного в рамках своих обязанностей(если я реально не рассчитала заказ и он получился тяжелым, например, или если протупила, но таксист пошёл навстречу и тд, если изначально цена была низкой, но уровень сервиса лучше чем ожидалось) . Если просто обычно все отработал - все включено в ставку. Маникюрщики и парикмахеры и так берут много, им не оставляю. Максимум хороший отзыв напишу.28
  • ВладимирКонстантин, так давайте просто за все платить на 10% больше. Заправили машину - 10% автоматом списалось в пользу сотрудников заправки. Купили продуктов - 10% от чека улетели в пользу тетеньки на кассе. Оплатили ЖКХ - так что ж коммунальщиков обделять, у них тоже зарплаты небольшие, тоже 10% отправим. Всем так станет удобнее, теплее и светлее.78
  • матерь коржьяЧаевые как бы даю, но как бы и нет. У меня в кошельке всегда есть 30-40 долларов бумажкой в 1$ на чаевые. Даю их, если случилось что-то приятное: таксист подождал и не возмущался (обычно в Москве таксисты бурчат даже если им капает ожидание), приехал прикольный курьер (однажды Додо пицца привезла заказ за 15 минут, курьер был на мотоцикле), официант был вежлив. Если чек на 2-3-4 тысячи, то чаевые обычно 150-200 рублей, если нет налички, то легко перевожу через Сбер напрямую сотруднику. Самые большие чаевые, которые я оставляла - 500 рублей (всего мы ей оставили 1500 р за троих) было в ресторане на Розе Хутор. Попалась нереальная официантка, очень интересная, хорошие блюда и коктейли посоветовала, расположила к себе с первых минут. Парикмахеру, ногтевой сервис - не оставляю принципиально, те кто делают свою работу просто восхитительно, то у них и чек ОГОГО, а обычные салоны тоже не 1000 рублей берут за маникюр, а в среднем 2500 за маникюр с покрытием и делают достаточно посредственно. За такое дело не хочется давать чаевые.14
  • Мария ИвановаYury, так в том и дело, что это не чаевые и они не идут официанту. Это фактически плата за расходники ресторана, которую почему-то решили вынести отдельным пунктом в чеке. А итальянские официанты на чаевые насколько я помню, обижаются.17
  • Гусь лапчатыйНе люблю культуру чаевых. Во-первых, неудобно, когда везде платишь картой, искать наличку на чаевые. Если можно закинуть чаевые по qr коду, то официант этого не видит, и мне кажется, что провожает меня недобрым взглядом. Плюс я себя адски неловко чувствую, когда даю чаевые. Типа, «вот тебе с барского плеча». Мои личные заморочки, понимаю. Но насколько же легче сидеть в кафе в скандинавских странах, где точно известно, что чаевые не нужны.59
  • Системный инженерКонстантин, не жаба, а непонимание, с чего я должен разбираться в нюансах отношений владельца бизнеса и его работников31
  • Nikita SinitsaSergey, офигенная логика, друг. Вместо руководителя почему-то официанту должен платить я.60
  • Тактика Какая-тоКонстантин, давит не жаба, а здравый смысл.21
  • Юлия ЯковлеваМария, я тоже удивлена, что в салонах красоты оставляют чаевые, там и так зарплаты выше среднего.17
  • Александр НексияКонстантин, именно. давит жаба накинуть 5-10-20%. не могу ответить на простой грузинский вопрос «схерали?» если студенту не нравится черная низкая з/п в том кабаке, где он работает официантом, в интернете легко найти волшебное заявление, освобождающее добби максимум за 2 недели. а в большинстве случаев день в день. можно легко найти другое место. к примеру, в макдаке все белое и чаевые не клянчат.35
  • Системный инженерSergey, не надо мне говорить, что мне делать с моими деньгами. Не нравится работать официантом - ну, идите бутылки собирайте. Я в ресторане плачу по чеку - какие претензии? Сколько запросили, столько дал. А эти "жалко студентам 10%"... Ну да, жалко, кто такие мне эти студенты? Это что, особая категория, что им подавать надо?38
  • Влад БеляковSergey, во первых, мы не переходили на Ты) Во вторых, кроме официантов есть куча не менее интересных профессий) Платить за красивые глаза я уж точно не собираюсь)16
  • ПупсикМария, включают в чек и немало1
  • ПупсикЮлия, выше среднего среди кого?0
  • ПупсикДмитрий, если дети нервничают в такси, то нужно платить врачу-специалисту по нервам. А таксист, нарушающий технику безопасности заслуживает не чаевых, а совсем наоборот. А так минивены "спасают" большие семьи13
  • Алексей ФедечкинGalina, В принципе не имею наличные средств. Где то есть средство для чаевых картой но есть вопросы насколько законно4
  • Nikita SinitsaSergey, это не мои проблемы, заведение с таким отношением быстро потеряет клиентов. Так же как и работодатель, экономящий на зарплате официанта, потеряет хорошего, ценящего себя сотрудника.31
  • Александр Нексиячитаю комменты и удивляюсь. если большинство читателей такие же жлобы, как и я, то почему такое явление как чаевые до сих пор не умерло? или как всегда местный истеблишмент не такой как большинство сограждан?17
  • Alex VSergey, продолжайте развешивать ярлыки – это непременно приведет вас к успеху .)15
  • Ксения ПодлеснаяУважаемый Антон Прядко, рот вы можете оставить открытым, но вот пальцы от клавиатуры лучше убрать..13
  • Максим СавиновМимокрокодил, взятка - это должностное преступление. Совершить его может только должностное лицо. Про учителей не знаю, сочинять не стану. А вот относительно врачей сказать могу. Рядовой врач (не заведующий отделением, не зам. главного врача, не главный врач) является должностным лицом только когда выполняет организационно-распорядительные функции, то есть в очень ограниченном числе случаев: при распределении каких-то благ (экспертиза трудоспособности, выписка льготных рецептов etc) либо при определении соответствия пациента каким-то параметрам (медосмотры при трудоустройстве, военно-врачебная комиссия, судебно-медицинское исследование etc). И всё. Во всех остальных случаях, когда вы предлагаете врачу незаконное вознаграждение, а врач его принимает, это не взятка. Как это деяние квалифицировать, юристы постараются и непременно придумают, если врач будет схвачен за руку (от мошенничества до незаконного предпринимательства, на что хватит фантазии и силы воли у беих сторон) - но в любом сдучае это не взятка. И да. Не забудьте: дача взятки тоже наказуемое деяние!4
  • Александр ВладимировичGalina, в Китае также не принято оставлять чаевые3
  • Ирина НевскаяЕгор, злой комментарий. Большинство комментаторов прекрасно знают, что такое адский труд. Я практически всегда работаю 6 дней в неделю по 10-12 часов, тк у меня сын и ипотека. И я не понимаю, почему я делаю свою работу за заранее оговоренную сумму, а таким же работникам других сфер должна доплачивать. И уж согласитесь, обычно не за что доплачивать. Большинство делает свою работу "на отвали".18
  • НикитаМария, так более наглядно. Если будет включено в блюда это же не означает что бесплатно.1
  • Анастасия БогинскаяАлександр, мы что-то не заметили, когда были на Хайнане, местные недвусмысленно намекали )1
  • MilsЯ против чаевых, принципиально. Но надо сказать, раньше оставляла почти всем. Чаевые часто идут не в пользу. Взять салоны, цены на многие процедуры и так завышены. Я уже поменяла несколько салонов, потому что цены + чаевые часто просто не стоят того сервиса. Стригла ребенка у одного мастера, сначала норм, и так к высокой цене за 20 минут работы давала чаевые, раз от разу мастер стала стричь хуже. Я в замешательстве, не дать чаевых и нарваться на вопросы, что не так. И вот я вроде как даю чаевые, но чувствую себя дурой. Другие мастера тоже, ходишь регулярно, считай своя, можно оставить подождать или сдвинуть запись, забыть кофе предложить, и т.д. После того как я пару раз сменила салоны, я больше ни рубля сверх прайса не плачу. Заправщики. Давала регулярно, меня стали узнавать на любимой заправке, и в знак благодарности или возят щеткой по стеклу, хотя я прошу этого не делать, стала замечать недолив. Сменила заправку, заправляюсь по приложению, мне и самой не трудно вставить пистолет, заправщику сразу говорю спасибо не надо, я сама. Такси пользуюсь крайне редко, есть своя машина. И почти всегда это стресс. Водители начинают гундеть что слишком дешево, предлагают сбросить заказ и отдать наличными, нарушают, пользуются телефоном в дороге и т.д всего не перечислить. Сервис в такси видела только в бизнес классе, но там он более чем оплачен ценой. Курьеры. Курьеры это часть нашей жизни, но платить им должны работодатели. Курьерские услуги чаще всего оплачиваются, или через подписку или напрямую, или в цене товаров. А сервисы в конец охамели. Заказываю из Вкусвилла на 800р, сервис мне предлагает оставить 100-150-200 курьеру и 100-150-200 сборщику. Как бы не жирно? Зарплаты у курьеров и сборщиков вполне средние, работа не требует время и вложений в образование, почему тогда кассиру не надо оставлять чаевые, или дворнику? Дворник вот например который в 6 утра уже разгребает двор при -20 чем хуже? Официанты. Я не против дать чаевые если мы сидим в ресторане долго, официант реально оказывает услуги, порекомендует вино, про блюда расскажет, сделает вечер приятным, а обслуживание почти незаметным. Но камон, это не значит что любой кто принес кружку кофе и тарелку салата в любой едальне тоже автоматически должен получать +10% к счету. Может еще с США брать пример, там и 20-25% норм оставлять, только вот в таком случае я скорее до дома доеду и съем салат там. Поэтому что когда цены растут нам не нравится, а когда разом 10% прибавляют, а то и более это норм? И вообще не вижу в чаевых ничего хорошего. Это повод работодателям занижать зарплаты, а значит и больничные и пенсионные начисления. Это перекладывание затрат на покупателя, по факту это скрытые комиссии, пусть и почти добровольные. Это черный не облагаемый налогами нал. Это чаще всего просто не удобно. Это постоянные сомнения вот сборщику дать или доставщику, или давать двоим, но сервисом не пользоваться потому что это дофига к цене выходит? Ладно в Европе и США, там система складывалась много лет. Но у нас в стране рыночной экономике от силу 20 лет, почему мы должны брать с них пример, а не с Китая например? В странах где чаевые не распространены официанты, курьеры голодают, плохо работают? Ну так значит можно по другому при желании? И главное, если это не прекратить у нас так и будут заносить конверты врачам, поборы в школах учителям, и вроде все об этом знают, и на верхах в том числе, а раз так, зачем людям достойные зарплаты?16
  • MilsМорриган, помню еще какой то сервис не только чаевые клянчил, но еще и сообщал, что из ваших 100р чаевых Маша-Оля-Катя получит не все, так как комиссия, и если вам жалко Машу-Олю-Катю то давайте эту комиссию спишем с вас. Я прямо так и офигела от этой наглости. Какой это сервис был не помню правда. Но давать желание резко пропало.14
  • MilsАлександр, последнии годы до пандемии они уже тоже очень охотно стали брать с туристов. А таксисты даже выучили "плиз ван-ту доллар фор ми". Надеюсь тут пандемия им в пользу пойдет, обнулятся, вспомнят как за зарплату работать.2
  • Мартовский волкЮлия, меня это тоже удивило, иной раз работники индустрии красоты получают больше врачей.0
  • Мария ИвановаИя, ну точно больше официантов или администраторов в отелях, но про последних в статье вообще ни слова1
  • Vladimir V.Alex, когда вы даёте чаевые это не обязаловка, этим вы выражаете благодарность за труд и показываете широту своей души. За это я люблю восток.0
  • Vladimir V.Мария, на Кавказе и в азиатских странах, если тебе понравилось, как тебя постригли, ты оставляешь чаевые (не говорю, что так везде, но такая практика есть). Этим вы выражаете благодарность. Это вы как бы оплатили его работу и дали сверху «от души».0
  • Елена РыжоваЧупакабра, официанта - кормят ноги ( из за маленького оклада). Есть такое провило, внегласный этикет. Ребёнку вашему в детском саду, ни по каким документам , никто попу мыть не обязан. Её ведь моют . И свое чадо из детсада , все забирают с чистой попой!!!!!. И если не устраивает в ресторане платить чаевые - добро пожаловать в столовую. Сам себе взял, оплатил на кассе деньги буфетчице , поел и отнес посуду САМ на мойку. В чем проблема???? Ан неееет. Все хотят огромного комфорта за два рубля и огромных привилегий как к господам его величества... а отблагодарить.. ума ни у кого не хватает ???0
  • Чупакабра с бантикомЕлена, поскольку вы сами сравнили работу официанта и работу воспитателей/нянечек в детском саду, ответьте мне, что ждет такую нянечку, которая решит за мытье детских поп намекать родителям на чаевые? Что-то мне подсказывает, что вероятность увольнения со скандалом в данной ситуации далеко не нулевая. (Поборы на ремонты и прочее не рассматриваются, поскольку относятся к категории целевых расходов, а не оплаты за труд). Вот эти двойные стандарты мне и не нравится. Я за отсутствие чаевых для всех, но при условии адекватной оплаты труда работодателем. Ну а насчет последнего, заказать еду через терминал или мобильное приложение, получить в окошке выдачи, а затем отнести пустые тарелки к окну приема грязной посуды мне ничуть не трудно.0