«Сто лет тому вперед»: на какой книге Кира Булычева основан, кто герои и когда выйдет в сети
Поп-культура
8K
Кадры — «Централ Партнершип»

«Сто лет тому вперед»: на какой книге Кира Булычева основан, кто герои и когда выйдет в сети

24
Аватар автора

Мари Григорян

знает тайну Третьей планеты

Страница автора

В российском прокате уже идет научно-фантастический фильм «Сто лет тому вперед».

Сюжет основан на детских книгах о приключениях Алисы Селезневой. Рассказываем, чем любопытно новое прочтение историй советского фантаста Кира Булычева и насколько сильно адаптация отличается от оригинала.

О чем фильм

Главные герои — подростки, учащиеся в одной школе. Только с разницей в сто лет. Коля Герасимов живет в Москве 2024 года. Однажды вместе с другом Фимой он находит в кабинете учительницы по физике артефакт — космеон. Вещь переносит парня в 2124 год, где земляне уже вышли на контакт с инопланетянами и вступили в Космическую федерацию.

Там Коля встречается с Алисой Селезневой. В будущем девочка ходит в ту же московскую школу, помогает отцу, профессору-космозоологу Селезневу, и грустит о матери, которая пропала в схватке со злодеями.

Героям противостоит Пиратский альянс. Когда-то организацию возглавлял устрашающий Глот, но благодаря маме Алисы его посадили в тюрьму. Весельчак У освобождает бывшего предводителя и предлагает план: добыть тот самый космеон и с его помощью поработить вселенную.

Подростки перемещаются во времени. Космеон позволяет переноситься в один и тот же момент, на сто лет вперед или назад. Поэтому после прибытия пиратов Алисе придется бежать в прошлое, в мир Коли. И ее там ждет немало сюрпризов, в том числе встреча с мамой.

Обычный школьник Фима в 2024 году установил первый контакт с инопланетянами. Благодаря этому Земля вступила в новую эру — в этом светлом будущем и живет Алиса
Обычный школьник Фима в 2024 году установил первый контакт с инопланетянами. Благодаря этому Земля вступила в новую эру — в этом светлом будущем и живет Алиса

Кто работал над фильмом

«Сто лет тому вперед» снял российский режиссер Александр Андрющенко. Он известен в основном как продюсер франшизы «Лед» с Александром Петровым, сериала «Чики» и фильмов «Притяжение», «Спутник» и «Повелитель ветра». Режиссерское кресло Андрющенко занимал до этого лишь в двух картинах — первых «Елках» и абсурдной комедии «Напарник» с Сергеем Гармашем.

Андрющенко также написал сценарий «Ста лет тому вперед». Его коллегами выступили работавший над «Словом пацана. Кровь на асфальте» Андрей Золотарев и сценаристка «Повелителя ветра» Ксения Мирошник.

Оператор фильма — Михаил Милашин, до этого он снимал «Серебряные коньки», «Огонь» и «Чемпиона мира». Музыку написал композитор Игорь Вдовин, он создавал саундтреки к «Приключениям Пети и Волка» и «Нулевому пациенту».

В саундтреке «Ста лет тому вперед» есть инструментальная композиция с мотивами «Прекрасного далека»
В саундтреке «Ста лет тому вперед» есть инструментальная композиция с мотивами «Прекрасного далека»

Кто исполнил главные роли

Алису Селезневу сыграла Дарья Верещагина. До этого зрители могли видеть актрису в сериалах «Трудные подростки» и «Оффлайн» — правда, во второстепенных ролях. Зато в 2024 году Верещагина снова окажется на первом плане, уже в «Фурии» — экранизации одноименных комиксов Bubble о шпионке Нике Чайкиной.

Школьника Колю Герасимова играет Марк Эйдельштейн. Молодой актер уже занял нишу подросткового кино с проектами «Смычок», «Страна Саша» и «Первый снег». Эйдельштейн также снялся в фильме режиссера «Проекта Флорида» Шона Бэйкера из программы Каннского фестиваля 2024 года. Там же сыграл Юра Борисов.

Сам Юра Борисов в «Сто лет тому вперед» играет злодея Глота. Его пугающий белый инопланетянин с помощью телепатии может заставить окружающих подчиняться своей воле. Компанию ему составляет Александр Петров в роли другого космического пирата, Весельчака У.

Родителей Алисы Селезневой сыграли Константин Хабенский и Виктория Исакова
Александр Петров сделал Весельчака У более жутким и хаотичным, чем в первоисточнике и других экранизациях
Федор Бондарчук, озвучивший робота-помощника Вертера, в кадре так и не появится. Но иногда мы будем слышать его роботизированный голос

На чем основан «Сто лет тому вперед»

Советский историк и фантаст Игорь Можейко писал под псевдонимом Кир Булычев с 1960-х годов прошлого века. Один из его циклов, «Приключения Алисы», рассказывает о девочке из мира будущего.

Повествование ведется от лица ее отца — профессора Селезнева, который описывает многочисленные авантюры дочери. Та ходит в школу, помогает папе ухаживать за диковинными животными и путешествует на другие планеты.

В повести «Сто лет тому вперед» Алиса отправляется в прошлое. Там она знакомится с пионером Колей Герасимовым и его одноклассниками. На ребят нападают космические пираты, которые хотят отобрать у них особый предмет — миелофон. Именно по этой книге сняты телефильм «Гостья из будущего» 1984 года и новая картина 2024 года.

Мультфильм «Тайна третьей планеты» основан на повести «Путешествие Алисы». К миелофону и перемещениям во времени эта история отношения не имеет.

Чем «Сто лет тому вперед» отличается от книги и прошлых экранизаций

Действие перенесли в 2024 год — ближе к современному зрителю. Соответственно, Коля Герасимов уже не советский школьник, а представитель поколения зумеров. Пионерские галстуки заменила модная школьная форма. У героев в руках смартфоны, а дома — навороченные компьютеры и катки в онлайн-играх.

Злодеи в книгах Булычева искали миелофон — особое устройство, позволяющее читать мысли. В «Сто лет тому вперед» его заменили на более мощный артефакт: космеон позволяет героям перемещаться во времени.

Как и в книгах, в приключениях Алисы оказываются замешаны обычные школьники. Справиться с испытаниями им помогают не столько гаджеты, сколько смекалка и взаимовыручка
Как и в книгах, в приключениях Алисы оказываются замешаны обычные школьники. Справиться с испытаниями им помогают не столько гаджеты, сколько смекалка и взаимовыручка

Состав шайки пиратов тоже слегка изменился. Мультфильм «Тайна третьей планеты» познакомил зрителей с Глотом с планеты Катрук, который умел менять внешность. Этого персонажа в новой картине сыграл Юра Борисов. Теперь он более человекоподобен, а вместо перевоплощения умеет телепатически управлять окружающими. Ему подчиняется Весельчак У, тоже похожий на обычного землянина, но с синей кровью.

Создатели фильма отказались от ретрофутуризма — с помощью этого стиля художники «Гостьи из будущего» показывали время Алисы Селезневой. Андроид Вертер теперь напоминает минималистичного робота ЕВА из мультика «Валл-И». На «Тайну Третьей планеты» фильм тоже не похож: в нем нет диковинных животных, действие происходит только на Земле, а герои фактически не выходят в космос.

Что говорят о фильме создатели

Идея создания новой адаптации пришла продюсеру Михаилу Врубелю, сооснователю кинокомпании «Водород». При этом режиссер считает «Сто лет тому вперед» своим авторским проектом: он участвовал в написании сценария, снимал картину и принимал все основные решения. Андрющенко заменил Егора Баранова — режиссера «Гоголя» и «Аванпоста». Тот изначально хотел снять фильм о пионерах в стиле ретрофутуризма.

Сценарист Андрей Золотарев еще перед премьерой обозначил, что перед создателями фильма не стояло задачи экранизировать только одно произведение Булычева. Они вдохновлялись мирами автора и сохранили основных героев. При этом Золотарев готов к жесткой критике и сравнениям с предыдущими экранизациями. По словам сценариста, уже будучи взрослым он пересмотрел сериал «Гостья из будущего» — и адаптация кажется ему далеко не идеальной.

Съемочная команда и актеры на премьере фильма в Москве
Съемочная команда и актеры на премьере фильма в Москве

Прототипом более новой, современной версии Коли Герасимова был старший сын Андрющенко. Благодаря ему режиссеру «близок образ подростка, который стоит на пороге взрослого мира и сам не знает, чего он хочет, а окружающие от него уже многого ждут». Во время кастинга всех так поразил Марк Эйдельштейн, что остальных персонажей начали переписывать под него. А Дарья Верещагина подкупила Андрющенко своей непосредственностью и ранимостью.

Продюсер фильма Федор Бондарчук считает, что «Сто лет тому вперед» может положить начало «совершенно другому этапу развития российского кино». Он также ответил на обвинения в заимствовании у других режиссеров. Бондарчук признал, что Андрющенко действительно цитировал популярное кино последних 30 лет. Но добавил, что цитат в фильме не так много.

Когда «Сто лет тому вперед» выйдет в сети

Премьера «Ста лет тому вперед» в кино состоялась 18 апреля. В зависимости от успеха у зрителей картина может остаться в прокате на один-два месяца. Онлайн-кинотеатр Okko участвовал в создании фильма, поэтому цифровую премьеру стоит ждать именно там — скорее всего, уже летом.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Мари ГригорянКакая экранизация Кира Булычева ближе всего подобралась к первоисточнику?
  • Русик-кунПервая премьера, на которую я ходил вообще в жизни, лол. Мне - зашло, жене - тоже.3
  • Михаил ЕдошинОтличный фильм. Всё получилось.1
  • user2919447Очень хорошо сделанная чушь, визуально скомпилированная из того что мы уже видели раньше. Главный герой отличный, главная героиня сильно похуже. Александр Петров был бы молодцом, но зачем-то косплеит Джокера постоянно, а Джокера мы уже видели. Сюжет бодрый, но рассыпается и вызывает тыщу вопросов, если попытаться его осознать, а не смотреть как клип. Очень милые отсылки к оригиналу, аккуратное использование музыки, При этом вайба от книг и "Гостьи из будущего" нет абсолютно: ни невероятной Алисы, ни невероятного будущего (оно тут скорее рекламу московского ЖК напоминает). Можно советовать, как попкорновое развлечение ( со всем уважением к попкорновым развлечениям) если Алиса Селезнёва для вас ничего не значит, и вы вообще мало смотрите кино. 6./10 точно лучше чем Онегин и всякие "Летучие корабли"1
  • Михаил Едошинuser2919447, Невероятная Алиса, обыгрывающая гроссмейстера и прыгающая до потолка? В среднем школьном возрасте это интересно. В Электронике тот же приём. Но за пределами этого возраста вряд ли. Технические детали будущего? Опять-таки это специфический детский интерес. Подростком я зачитывался «Чертами будущего» Азимова. Но сейчас интересоваться тем, как показана самодвижущаяся дорога или кабинка телепортации? Недостаточно. А вот нравственный посыл фильма — это другое дело. И тут фильм выгодно отличается от оригинала Булычёва. Книга ведь больше развлекательная. Кстати, вы помните, что Алису там автор именует «супергёрла»? Как хорошо, что в фильме этого нет. Я, конечно, Джокера помню плохо, но никакого сходства не нахожу. Логично, что оба должны как-то оправдывать прозвище, но шутить можно очень по-разному. Джокер отвратителен. Весельчак У нет. Будущее показано не подробно, но оно мирное и светлое, что большая редкость.1
  • user2919447Михаил, странно звучит, это же экранизация, да разумеется можно экспериментировать, но вайб какой-то должен сохраняться, а иначе почему фильм носит название книги? 2) Ну в каком-нибудь "Особом мнении" или "Пятом элементе" вполне успешно показывали Живое будущее взрослым, а нам показывают робота и искусственное мясо. Действительно хорошо, что не "супергерла", но она в кино и не супергёрла. Она вообще мало чем отличается от школьников нашего времени, разве что про рэп не знает 3) Я имел в виду Джокера Марка Хэмилла, это один и тот же смех) И кстати: почему Космические пираты сражаются на мечах? 4) Будущее мирное и светлое, потому что светит солнце, нам не показывают про него НИ-ЧЕ-ГО0
  • Полина ДелияКир Булычев писал очень хорошие рассказы в жанре фантастики бытовой обыкновенной. Несколько лет назад случайно нашла экранизацию одного из них - история про звонок в прошлое и будущее. Жаль, не могу вспомнить название, но очень понравилось. Хотелось бы, чтобы и другие его произведения экранизировали.0
  • 404Никакой это не Глот, это «Крыс — инопланетянин с планеты Крокрыс».🫠 Это он в мультфильме «Тайна третьей планеты» вдруг стал Глотом, в повести «Сто лет тому вперёд» и других книгах – он Крыс.0
  • Smiling GooseПолина, "Временная связь" 2020 года.0
  • Полина ДелияSmiling, точно, а рассказ называется «Можно попросить Нину?». Спасибо, пересмотрела)0
  • maximponomaryovСудя по трейлеру, игра актёров так себе, герои картонные. Будем много шуток в формате КВН.2
  • Валерия КожуховаВ целом понравилось, но немного раздражал момент то что в фильме напрочь отсутствует полиция, что современная что из будущего. ВОЗМОЖНЫ НЕБОЛЬШИЕ СПОЙЛЕРЫ. Когда Весельчак У стал своим ноже-мече-копьем в современной Москве устраивать чуть ли не теракты с массовыми ДТП, на это безобразие не слетелась полиция, а после он целую ночь гулял по проезжей части с краденым телефоном до школы, а утром уже в школе теракт устроил своими мечами. И ГДЕ СОБСТВЕННО ЦЕЛУЮ НОЧЬ, И ВО ВРЕМЯ ТЕРАКТА В ШКОЛЕ, БЫЛА ПОЛИЦИЯ? Или что сейчас полицейские часто работают спустя рукава, что через 100 лет?0
  • Алексей МоисеевГостья из будущего0
  • Лисuser2919447, Этот фильм не экранизация, об этом говорят сами создатели, это есть и в титрах - "По мотивам повестей Кира Булычева".0
  • user2919447Лис, так а что это за мотивы? Имя главной героини?0
  • Михаил Едошинuser2919447, а, ну понятно. Ну да, согласен, фон будущего можно было бы прописать богаче. Но, на мой взгляд, это несущественный недостаток. Какая разница, на чём сражаются космические пираты? Пусть хоть кулаками дерутся. Главное, чтобы было видно, что это злодеи. Техническая сторона вообще мало важна. Тем более что у Булычёва она всё равно на уровне среднего школьного возраста — просто сказка. Многорукий Громозека на колёсиках и птица-говорун. Не будем же мы спрашивать, как говорун летал в космосе. Возьмите условную научно-фантастическую фразу. «Гидразин на нуле!» Важно нам, что такое гидразин? Совсем нет. Нам важно, как герои произносят эту фразу. Испуганно, радостно, удивлённо, презрительно, гневно, грустно. Вот это мы считываем. Вот это должно быть убедительно, хотя именно это заведомо фальшиво. А что там за гидразин, достоверен ли русский паспорт Фомы Киняева, будут ли пираты драться на мечах и показали ли нам бытовые приметы будущего, это мелочи. Этим можно заморочиться, если нужна такая стилистика, но это только стилистика. Взять другую стилистику — скажем, буффонаду — и пираты хоть надувными шариками могут драться. (Или, как в одной компьютерной игре, поражать друг друга изысканными оскорблениями.)0
  • Лисuser2919447, здесь же в тексте: "Сценарист Андрей Золотарев еще перед премьерой обозначил, что перед создателями фильма не стояло задачи экранизировать только одно произведение Булычева. Они вдохновлялись мирами автора и сохранили основных героев".0
  • user2919447Лис, ну вот вдохновения мирами я и не заметил1
  • Светлана ПырковаСнимите пожалуйста фильм по книге Кира Булычева «Поселок», вот это действительно будет бомба0
  • Hime Kishinekoтемич, ну мы то, читавшие, в курсах что писал он про светлое коммунистическое будущее, уж точно не этим ребятам его экранизировать.1
  • Виктория Сuser2919447, +. Очень близко с моим впечатлением. Хотя Эйдельштейн, как по мне, не 100% попадание. Актер он прекрасный, очень мне нравится, но в нем перебор природной утонченности и интеллигенции для этой роли. Алиса вообще мимо. Петров приятно удивил. Опять таки, кино детско-подростковое, а значит основная аудитория вряд ли заметит косплей. В целом смотреть можно, если не сравнивать и не ждать чуда. Пересматривать....а зачем?0
  • Алия ЧапоргинаПолина, в областном кукольном театре идёт спектакль по этому рассказу, можно с детьми или даже классом сходить. И есть прекрасный старый радиоспектакль.0