«Министерство неджентльменских дел»: брутальная военная комедия Гая Ричи
13 мая 2024 года в российских кинотеатрах и на «Кинопоиске» выйдет новый фильм Гая Ричи «Министерство неджентльменских дел».
Сюжет картины основан на одноименной документальной книге британского журналиста Дэмиена Льюиса. Она посвящена секретному Управлению специальных операций — его учредил Уинстон Черчилль в 1940 году. Разведывательная группа занималась диверсионными операциями в оккупированной Европе. Фильм Гая Ричи переносит на большие экраны ход самой известной операции УСО — «Почтмейстер».
Рассказываем, как картина может порадовать фанатов режиссера и разочаровать его вечных критиков.
Что за «Министерство неджентльменских дел» (The Ministry of Ungentlemanly Warfare)
Дата цифровой премьеры в России: май 2024 года
Страны производства: США, Великобритания, Турция
Режиссер: Гай Ричи
Сценаристы: Пол Тэймеси, Эрик Джонсон, Араш Амель, Гай Ричи
В ролях: Генри Кавилл, Алан Ричсон, Рори Киннер, Генри Голдинг, Фредди Фокс, Эйса Гонсалес, Тиль Швайгер
Жанры: боевик, драма, военный, история
Фильмы, похожие на «Министерство неджентльменских дел»: «Бесславные ублюдки», «Агенты А.Н.К.Л.», «Kingsman: Секретная служба»
Продолжительность: 2 часа
😬 «Министерство неджентльменских дел» — сборник лучших и худших приемов Гая Ричи
1942 год. Германия и ее союзники постепенно захватывают Европу. Великобритания ждет поддержки от США, но планам мешают немецкие подлодки в Атлантике: они постоянно топят американские и британские корабли. Уинстон Черчилль понимает, что войну с Гитлером нельзя вести по правилам, и поручает своим министрам учредить секретный диверсионный отряд.
Первая задача группы — втайне и от вражеских, и от британских войск добраться до оккупированного острова Фернандо-По, чтобы потопить пришвартованные там немецкие буксиры и итальянский грузовоз. Те поставляют подлодкам провизию и оружие: не станет посудин — не станет и подлодок.
В такой авантюре обыкновенные солдаты участвовать не могут. Нужны нестандартно мыслящие сорвиголовы, которые готовы игнорировать приказы и изящно убивать любыми способами. А еще агенты должны быть абсолютно отчаянными: потому что они погибнут, если попадут к врагам, и сядут в тюрьму, если их схватят свои.
Лидера отряда как раз находят в одной из военных тюрем — им становится харизматичный и дерзкий майор Гас Марч-Филлипс. В подчинение себе он берет небольшую группу старых знакомых из подрывников, разведчиков и британских Рэмбо.
Гай Ричи давно перерос статус режиссера комедий про британский криминал — теперь его фильмографию можно делить на этапы, жанры и трилогии. В ней есть философские триллеры, бандитские комедии, голливудские блокбастеры, военная драма, шпионские боевики и футбольные рекламы. После пандемии коронавируса Ричи будто и вовсе забыл про отдых: новые проекты постановщик штампует с регулярностью, которой позавидует даже Вуди Аллен.
Для поклонников творчества британца его продуктивность — одновременно и радость, и повод для тоски. Ричи выпускает много новинок, но с каждым разом режиссер все сильнее повторяется. Например, в сериале «Джентльмены» чуть ли не покадрово повторяет свои главные хиты.
При этом боевики «Гнев человеческий» и «Переводчик» приятно удивляют. Они не претендуют на статус классики, какой есть у «Большого куша» или «Карт, денег, двух стволов». Зато эти фильмы раскрывают талант Ричи в непривычных жанрах: оказывается, экшен в работах британца может не только смешить, но и доводить до слез.
«Министерство неджентльменских дел» где-то посередине: фильм не кажется полной копией прошлых работ режиссера, но все же самоповторов в нем хватает. Например, Ричи стоит законодательно запретить использовать слово «джентльмен». Королевские манеры были забавными, когда постановщик наделял ими наркоторговцев и мелких хулиганов. Образ жизни героев сильно контрастировал с их речью.
Но теперь и аристократы из «Джентльменов», и высокопоставленные чиновники из «Министерства неджентльменских дел» в его картинах разговаривают одинаково. В дворцовых декорациях манеры уже не кажутся комичными.
Как и в прошлых фильмах Ричи, члены отряда постоянно обмениваются «оскорблементами» — вроде и хвалят, и подкалывают друг друга. Операции они проводят с абсурдом уровня «Агентов А.Н.К.Л.», а сцены проникновения в логово нацистов напоминают эпизоды ограблений из «Большого куша». Также режиссер доводит до идеала навык копировать Тарантино: даже берет в своих «Бесславных ублюдков» Тиля Швайгера.
Но самоповторы здесь не становятся проблемой. Главное достоинство картины как раз в том, что она использует черты предыдущих фильмов Ричи и показывает что-то новое. «Министерство неджентльменских дел» — это более комичная версия классических боевиков в духе «Коммандо». Такого в фильмографии британца еще не было, встречались только крайности: либо трагичные «Переводчик» и «Гнев человеческий», либо сатирическая «Операция „Фортуна“».
🥰 В фильме яркие главные герои и запоминающийся каст
Генри Кавилл прежде играл у Ричи сдержанного агента ЦРУ Наполеона Соло, но в «Министерстве» он блистает по-новому. Черты американского шпиона есть и в характере Гаса Марч-Филлипса. Вот только манеры и методичность при планировании операций у него смешаны, например, с тягой корчить гримасы, расстреливая немцев. Еще герой может рассовать по карманам сигары из министерского кабинета — а позже украсть у Яна Флеминга зажигалку.
Не менее яркими получились и остальные герои. Особенно запоминается Алан Ричсон. Формально актер играет датского военного Андерса Лассена — а на деле возвращается к образу очаровательного всемогущего громилы Джека Ричера из сериала Amazon. Его безупречные боевые навыки и невозмутимость одновременно впечатляют и смешат: Лассен настолько преисполнен энтузиазма, что готов рубить врагов даже с помощью пожарного топора.
Смущают в картине разве что два героя: Уинстон Черчилль и главный злодей Генрих Люр. Премьер-министра Великобритании в картине играет Рори Киннер из «Рода мужского» — и актер вообще-то очень похож на своего персонажа. Но исполнителя роли все равно покрыли тонной грима, из-за чего на экране он выглядит как кукла.
Генрих Люр же просто вышел стереотипным злым нацистом. Раньше Тиль Швайгер отказывался надевать нацистскую униформу для съемок. С возрастом к одежде от Hugo Boss актер, видимо, потеплел — но повод примерить ее можно было выбрать и получше.
🤯 В картине зрелищный экшен
Фильмы Гая Ричи часто хвалят за героев, диалоги и визуальный юмор — и незаслуженно редко отмечают то, как здорово постановщик использует экшен-сцены. Боевые эпизоды и погони у Ричи часто работают одновременно и как комедийный элемент, и как способ рассказать историю.
«Министерство неджентльменских дел» тоже впечатляет экшеном, хотя любимые приемы постановщика вроде слоу-мо и разделенного экрана здесь встречаются реже. Зато картина отличается размахом. Секретная операция главных героев в какой-то момент превращается в типичную миссию из Call of Duty: с полыхающими островами и бесконечной стрельбой.
А еще радует музыка. Ричи по-прежнему предпочитает в напряженные моменты использовать самые неподходящие для них треки. Например, герой Алана Ричсона жестоко убивает нацистов под приятный джазовый саундтрек.
Фильм мог бы перерасти во франшизу: на возможные продолжения намекают открытый финал и литературный первоисточник, в котором хватает рассказов о других операциях УСО. Но сейчас «Министерство неджентльменских дел» уверенно проваливается в мировом прокате: при производственном бюджете в 60 миллионов долларов собрал фильм лишь 19 миллионов.
Поэтому очаровательного бородатого Гаса Марч-Филлипса и его команду мы, вероятно, уже не увидим. Из продолжений фильмов Ричи ждать остается разве что второго «Аладдина».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult