«До последнего не верил, что не развернут на границе»: как я съездил в Китай без визы

Опыт читателя

23
«До последнего не верил, что не развернут на границе»: как я съездил в Китай без визы

Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Aidar Nuriakhmetov

путешествовал без визы

Страница автора

Мой 2023 год начался на Шри-Ланке, после чего я отправился в Юго-Восточную Азию.

Конечной целью был Китай, путь к нему лежал через Малайзию и Гонконг. Я въехал в КНР без визы. Вместо нее у меня была карта АТЭС — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Она действует пять лет и дает право безвизового въезда в страны — участницы союза, включая Новую Зеландию и Японию.

Карту я получил еще в 2019 году. Надеялся посетить по ней 16 государств и особую экономическую зону — Гонконг. Но мир накрыла пандемия, планы провалились. К их реализации я смог вернуться только теперь. Расскажу, как оформлял карту АТЭС и строил свой маршрут.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Почему я выбрал Китай

С декабря 2017 по июнь 2019 года я работал в китайском городе Цзеян. Преподавал деловой английский язык в частной школе. Я хорошо зарабатывал: при еженедельной занятости в 10⁠—⁠15 академических часов получал около 12 000 CNY (120 000 ₽) в месяц. При этом имел хороший релокационный пакет и полную свободу перемещений.

Китай был удобной отправной точкой для путешествий по Азии. Живя там, я посетил Малайзию, Гонконг, Таиланд, Камбоджу, Южную Корею, Индонезию, Филиппины, Сингапур, Мальдивы, Индию, Непал и Тайвань. Это был, пожалуй, лучший период в моей жизни.

После окончания пандемии и открытия границ хотел повторить этот опыт. Именно так возникла идея поехать в Китай по карте АТЭС, найти там работу и податься на ВНЖ. Уверенности в том, что все пройдет гладко, не было: условия въезда и трудоустройства для иностранцев ужесточились.

На случай, если меня не пустят в страну без визы, разработал план Б: я собирался продолжить путешествие по Индокитайскому полуострову, так как еще не добрался до Лаоса и Мьянмы.

Оформление карты АТЭС

Карта АТЭС — аналог дипломатического паспорта. Она идеально подходит для регулярных деловых поездок. Документ не дает права на работу в стране пребывания и не распространяется на членов семьи.

Получить карту АТЭС могут предприниматели, политики и менеджеры руководящего уровня. Можно зарегистрировать ИП в России и на этом основании подать заявку. Я так и сделал.

В большинстве случаев по карте АТЭС можно находиться в стране как туристу или совмещать бизнес и отдых. Но есть исключения. Например, четыре года назад Австралия одобряла заявку при условии сотрудничества с крупными компаниями, а Новая Зеландия при въезде запрашивала приглашение принимающей стороны.

Владельцу карты гарантируют непрерывное пребывание в среднем от двух до трех месяцев. В Мексике по ней можно жить целых полгода. Все зависит от особенностей иммиграционного законодательства государства.

В Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве состоит 21 государство, включая Россию. В теории по карте АТЭС доступен безвизовый въезд в 17 стран и Гонконг, а США и Канада гарантируют ускоренное прохождение иммиграционного контроля в аэропортах. Но есть нюанс. Заявку рассматривают министерства иностранных дел всех стран-участниц. Государства, которые одобрили ее и, соответственно, въезд по карте, указывают на обороте.

Я получил 17 разрешений из 18 возможных — не хватает только Австралии. Документ дает мне право безвизового въезда в Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Гонконг, Индонезию, Китай, Корею, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа — Новую Гвинею, Перу, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Японию.

Во время поездки из Гонконга в материковый Китай я встретил на границе мужчину, у которого на карте было указано только 12 направлений, — все очень индивидуально.

Я подал заявку в мае 2019 года, когда находился в Китае по рабочей визе. Сделал это дистанционно через сайт «Опоры России» — общественной организации, которая объединяет отечественных предпринимателей. Другой официальный оператор АТЭС в России — Торгово-промышленная палата РФ.

Отправил на электронную почту следующие документы:

  1. Заявление на получение карты.
  2. Cкан заграничного паспорта.
  3. Cкан свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  4. Информацию о своей компании и обоснование, написанное в свободной форме.
  5. Отдельную анкету для Австралии.

Я заплатил за оформление 20 000 ₽, для членов «Опоры России» услуга стоила в два раза дешевле. Мою карту выпустили в августе 2019 года. В сентябре получил ее по почте — к тому моменту я уже вернулся в Россию из Китая и находился в Стерлитамаке.

Во время пандемии выдачу карт приостановили. Стоимость оформления с тех пор выросла вдвое. Какой будет процедура получения карты в связи с последними событиями, сказать сложно. Но я собираюсь это проверить в ближайшее время.

Планирование маршрута

В декабре 2022 года я прилетел на Шри-Ланку и планировал провести там пять недель. Решил, что этого времени будет достаточно, чтобы отпраздновать Новый год, изучить остров и отдохнуть. Я рассчитывал, что к моменту, когда продолжу путешествие, границы с Китаем уже откроют. Так и получилось.

Дальнейший маршрут строил, оценив все риски и экономику поездки. Сначала забронировал самый дешевый билет из Шри-Ланки — в Малайзию. Он стоил всего 130 $⁣ (12 150 ₽). Международный аэропорт Куала-Лумпура — домашний для лоукостера AirAsia, и это удобный хаб для путешествий по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Из Малайзии я мог вылететь в Китай прямым рейсом. Но предпочел пересекать границу через наземный погранпереход — на случай, если мне откажут во въезде по карте АТЭС, чтобы не платить за обратный перелет. Так в списке моих чекпойнтов появился Гонконг.

Куала-Лумпур

Утром 24 января мой самолет приземлился в международном аэропорту Куала-Лумпура. Это был мой третий визит в Малайзию. Аэропорт находится в 50 километрах от центра города, добраться можно на скоростном поезде или более бюджетном автобусе. Я выбрал аэроэкспресс. Билет в один конец стоил 55 MYR⁣ (1096 ₽).

Был разгар китайского Нового года. Я заранее забронировал жилье в Китайском квартале, но дождь заставил изменить планы. В Юго-Восточной Азии ливни парализуют движение: десятиминутный маршрут может растянуться на полтора часа. Поездка на такси в такую погоду влетела бы в копеечку и съела кучу времени. А я хотел побыстрее принять душ и лечь спать после перелета. Поэтому отменил бронь — это можно было сделать бесплатно.

Остановился в хостеле PODs The Backpackers Home & Cafe в деловом центре города. Две ночи стоили 64 MYR⁣ (1273 ₽). Это очень чистый и уютный хостел с кафешкой, кухней и террасой. Но основной плюс — расположение в шаговой доступности от торгового центра, где находится главный транспортный узел Куала-Лумпура.

Хостелы — идеальное место для знакомств с близкими по духу ребятами. Как правило, у постояльцев совпадают цели поездки, бюджет, а главное — мировоззрение. Этот опыт не похож на случайные встречи в отелях, транспорте, ресторанах или туристических местах. Есть больше времени, чтобы пообщаться в расслабленной атмосфере, обменяться тревел-байками, поделиться лайфхаками и деталями маршрутов.

Я легко завязываю новые знакомства. Заметил, что людей притягивают мой богатый флэшпекерский опыт  , коммуникативные и организаторские навыки, а также продуманные до мелочей маршруты путешествий. Нередко такие встречи перетекают в долгосрочные деловые, дружеские и даже романтические отношения.

В хостеле Куала-Лумпура я познакомился с корейской девочкой Майли. Она судорожно пыталась проложить маршрут до места, где можно хорошо поесть. Я как раз проголодался. Случился мэтч.

Майли повела меня есть крабов в самую большую зону стритфуда в городе, очень популярную среди корейских видеоблогеров. В ответ я показал ей ночной Куала-Лумпур.

Хотел подняться на второе по высоте здание мира — Merdeka 118. Ранее я бывал на других башнях-рекордсменах: Бурдж-Халифе в ОАЭ и Тайбее 101 на Тайване. Надеялся пополнить этот список, но малайзийскую сверхвысотку в тот момент еще не ввели в эксплуатацию. Однако нашу прогулку это не испортило.

1/2

Гонконг

Коулун. На следующее утро Майли отправилась на Бали, а я через день вылетел в Гонконг, заплатив за билет 150 $⁣ (14 090 ₽). Четвертый раз оказался в особой экономической зоне Китая. До пандемии я жил и работал на юге КНР и приезжал в Гонконг ради визиранов и дешевых перелетов по Юго-Восточной Азии.

Я всегда останавливаюсь в торгово-гостиничном комплексе Chungking Mansions в деловом районе Коулун. Здесь сотни отелей и хостелов разного калибра. Место удобно с точки зрения доступа к магазинам, кафе, транспортным и туристическим объектам. Важен и культурологический пласт: Коулун частично сохранил киношную атмосферу Гонконга 1980—90-х годов. К слову, район стал местом действия и даже героем культового фильма Вонга Карвая «Чунгкингский экспресс».

Я провел две ночи в хостеле, заплатил 155 HKD⁣ (1848 ₽). Потом переехал в одноместный номер, где остался еще на пять ночей, отдал по 110 HKD⁣ (1311 ₽) за каждую.

Коулун — одно из самых густонаселенных мест мира. Небоскребы, неоновые вывески и толпы разномастных путешественников формируют образ этого азиатского лакшери-муравейника. Тех, кто попадает сюда впервые, могут напугать многочисленные уличные торговцы и зазывалы. Как правило, это безобидные выходцы из бедных стран, которые годами ищут свое счастье в Гонконге. В целом тут достаточно безопасно, несмотря на то что увидеть полицейского на улице сложно.

Даже в этих бетонных джунглях можно найти зеленые островки. Один из них — парк «Коулун». Он запомнился мне фигурами персонажей гонконгских комиксов и прудом с фламинго. Также я заглянул в Гонконгский музей науки, где проходила бесплатная выставка динозавров.

Пик Виктория. Самая высокая точка Гонконга, которая получила название в честь королевы Виктории, находится в центральном районе. Из Коулуна лучше всего добираться на копеечном пароме, который сам по себе аттракцион. Взрослый билет стоит 2,5 HKD⁣ (30 ₽) в будни и 3,4 HKD⁣ (41 ₽) в выходные и праздничные дни. Поездка длится около десяти минут.

До этого я не был на пике Виктория. В отзывах путешественники и экспаты отмечали его как обязательное к посещению место, но сетовали на дороговизну билетов и длинные очереди. В моем случае обошлось без толп туристов. Стоимость трамвая, который довез меня на вершину, показалась приемлемой — 78 HKD⁣ (939 ₽).

До остановки трамвая можно дойти от пирса или станций метро Central Station и Admiralty примерно за полчаса. Транспорт очень аутентичный, а виды впечатляющие. На пике Виктория я полюбовался Гонконгом с высоты и спустился уже пешком.

Оказавшись в центральной части города, занялся делами: посетил офисы брокерской компании Interactive Brokers и недавно переехавший из Коулуна китайский визовый центр. Возможно, их услуги пригодятся мне в будущем.

Поужинал в панславянском ресторане Dacha Restaurant & Bar. К тому моменту я не был в России уже почти полгода, и борщ с квасом оказались очень кстати. Заведение принадлежит семейной паре из Украины. Они сами там работают, поэтому кухня была вполне привычной. Борщ стоил 108 HKD⁣ (1300 ₽), пельмени — 148 HKD⁣ (1782 ₽). Это средний чек для ресторана в центре.

Гонконг — дорогой город. Меня спасали сетевые заведения быстрого питания, уличная еда и магазины у дома, где можно купить снеки и заварить или разогреть их. При таком подходе к питанию в день на продукты у меня уходило около 100 HKD⁣ (1204 ₽).

Бухта Виктория. С каждым годом набережная в главной гавани Гонконга становится все красивее и удобнее для прогулок, особенно в темное время суток. Здания по берегам бухты играют яркими огнями, на воде — колоритные прогулочные катера и шоу фонтанов «Симфония огней». Все это создает настроение.

Эффектное музыкальное свето-водное представление устраивают здесь каждый день в 20:00. Я застал его впервые. Увиденное очень понравилось.

Въезд в материковый Китай

Подготовка. 3 февраля я выехал из отеля, чтобы пешком пересечь границу материкового Китая в городе Шэньчжэнь. Предварительно мне нужно было сдать ПЦР-тест. Для этой процедуры в Гонконге выделили спортивную площадку у парка «Коулун» — там развернули специальные шатры. Это место посоветовали в отеле. Тест обошелся мне в 150 HKD⁣ (1806 ₽).

Затем заполнил онлайн-декларацию о состоянии здоровья. Это делают через китайское приложение WeChat. Внес в анкету персональные данные, приложение сформировало QR-код — его нужно предъявлять на границе.

1/2

Из Коулуна в Шэньчжэнь можно добраться на метро примерно за 50 HKD⁣ (602 ₽). Есть два пограничных перехода, они расположены на станциях Lo Wu и Lok Ma Chau.

Раньше я использовал первый, так как через него было удобнее добираться до города Цзеян, где я тогда жил. В этот раз выбрал Lok Ma Chau, чтобы сразу попасть в нужный мне район Футянь — деловой центр Шэньчжэня.

Прохождение границы. Пограничный переход Lok Ma Chau очень большой, сравним с крупным вокзалом или даже аэропортом. В тот день он был практически пуст: граница с Китаем только открылась и люди не успели получить визы. В выходные и праздничные дни потоки туристов из КНР заметно перегружают погранпереход.

Я до последнего момента не верил, что меня не развернут на границе. Но все прошло на удивление легко и быстро: полупустая пограничная застава, понятная процедура.

Предъявил карту АТЭС, потом заполнил миграционную карту, отсканировал QR-код из декларации о состоянии здоровья в специальном терминале и получил въездную печать в паспорт.

Бронь гостиницы и обратные билеты, которые нужны для получения туристической визы, не спрашивали. Пограничница только уточнила, где зарегистрирован мой бизнес: в Гонконге или материковом Китае. Я ответил, что в России, и предложил показать свидетельство о регистрации, но оно не понадобилось.

Китай помнил отпечатки моих пальцев. Я долго удивлялся тому, что наглухо запечатанная на три года страна так легко открыла свои двери.

Что в итоге

По карте АТЭС я могу находиться в Китае до двух месяцев с возможностью визаранов. Можно выехать, например, в Гонконг или Макао на сутки, потом вернуться и остаться еще на два месяца. Количество таких поездок, как и количество дней пребывания в году, не ограничено.

Моя бизнес-карта АТЭС истекает 15 августа 2023 года — в день окончания срока действия загранпаспорта, к которому она привязана. Но я планирую оформить новую. В перспективе это позволит в ближайшие несколько лет без оглядки на бюджет и визовые ограничения посетить те страны Азиатско-Тихоокеанского региона, до которых я не добрался. Хочу побывать в Австралии, Новой Зеландии, Папуа — Новой Гвинее и Японии. Правда, не уверен, что эти государства теперь одобряют заявки.

Пока я осел в Китае. Официально трудоустроился преподавателем и на этом основании получил аналог ВНЖ — Foreigners’ Residence Permit of the People’s Republic of China. Этот статус позволяет работать, открывать банковские счета, пользоваться услугами и свободно пересекать границы Китая неограниченное количество раз в течение года.

Я окончательно убедился, что условия трудоустройства в Китае ужесточились, а жизнь стала дороже. Вдобавок в июле начали массово барахлить даже самые надежные VPN-сервисы.

Не исключаю, что следующей страной, в которой я осяду, будет Вьетнам. Именно туда я впервые самостоятельно отправился за рубеж. Там же завел традицию встречать Новый год у нового моря. Благодаря этой привычке количество государств, которые я посетил, перевалило за 40.

Потратил на путешествие в Китай из Шри-Ланки через Малайзию и Гонконг — 900 $⁣ (88 857 ₽)

Траты за неделю в Гонконге550 $⁣ (54 302 ₽)
Перелет Куала-Лумпур — Гонконг150 $⁣ (14 809 ₽)
Перелет Коломбо — Куала-Лумпур130 $⁣ (12 835 ₽)
Траты за два дня в Малайзии70 $⁣ (6911 ₽)

Потратил на путешествие в Китай из Шри-Ланки через Малайзию и Гонконг — 900 $⁣ (88 857 ₽)

Траты за неделю в Гонконге550 $⁣ (54 302 ₽)
Перелет Куала-Лумпур — Гонконг150 $⁣ (14 809 ₽)
Перелет Коломбо — Куала-Лумпур130 $⁣ (12 835 ₽)
Траты за два дня в Малайзии70 $⁣ (6911 ₽)
РедакцияПутешествовали в Китай? Расскажите, как это было:
  • Пётр АлексеевПоздравляю! Ждем нового поста)7
  • Алексей Малахов 🦣Мощный движ, круто!4
  • Aidar NuriakhmetovПётр, Спасибо. Буду работать.5
  • Aidar NuriakhmetovАлексей, Благодарю.2
  • Таньчик ФартоваяAidar, у меня тоже карта такая есть, собираюсь впервые скоро воспользоваться . Подскажите , там вроде отдельный проход для неё? Или со всеми в общей очереди ?2
  • Aidar NuriakhmetovТаньчик, Да. Вы правы. Дипломатический коридор. Но зависит от порта. В маленьких может не быть.4
  • Таньчик ФартоваяAidar, 谢谢👍0
  • МурняторРасскажите пожалуйста как у вас получилось оформить карту АТЭС?2
  • Aidar NuriakhmetovМурнятор, Спасибо. Добавили алгоритм в статью.3
  • Евгения КозловаСпасибо за статью! Будет интересно послушать как вы переоформляли новую карту АТЭС. Я на этой неделе подала документы на оформление новой, но говорят ждать до 12 месяцев.3
  • Aidar NuriakhmetovЕвгения, Начало положено. Держите в курсе.3
  • Мария ЕретноваСпасибо за понятный пост! Удалось ли продлить / переоформить карту?1
  • Вадим.Aidar, Подскажите, пожалуйста, вы лично проверяли возможность Визаран по карте АТЭС - т.е. выезд с территории Китая и обновление срока?1
  • Aidar NuriakhmetovМария, Спасибо. Удалось подать документы в декабре 2023 года. Жду.1
  • Aidar NuriakhmetovВадим., Да. На минут пятнадцать вышел прогуляться в Гонконг и сразу без лишних вопросов вернулся в Шеньчжень.2
  • Анжела СавицкаяAidar, есть ли успехи по новой карте?1
  • Aidar NuriakhmetovАнжела, К феравлю большинство стран одобрили заявку, а Австралия прислала огромную анкету. Заполнил и отправил. Жду. Пока список стран, в которые меня пускают, такой: Brunei Darussalam, Chile, China, Chinese Taipei, Hong Kong, Indonesia, Korea, Malaysia, Mexico, New Zealand, Papua New Guinea, Peru, Philippines, Russia, Singapore, Thailand, Viet Nam. Япония пока карты не одобряет. После ответа Австралии закажу временную карту. Надеюсь, через пару месяцев получу на руки и на пять лет забуду про визы вообще.2
  • Виктория ПогребнаяAidar, здравствуйте, подскажите, пожалуйста, где вы оформляли новую карту АТЭС? имею в виду сами (если это вообще возможно) или через фирму0
  • Aidar NuriakhmetovВиктория, Здравствуйте. Я работаю через "Опору России".0
  • Polina MonitaAidar, добрый день! Подскажите, а через Опору какие условия? Надо ли платить за членство в Опоре (10 тыс/год)? Надо ли ИП ? На сайте Опоры с 2022 года инфа висит о том, что они приостановили содействие в оформлении АТЭС. Агентства просят 65тыс + 15 за выпуск временной карты пока Япония и Австралия тянут и то нет гарантии, что это не кидалово.1
  • Aidar NuriakhmetovPolina, Здравствуйте. За членство платить не надо, для нечленов сбор составляет 40 тысяч рублей. ИП, как мимимум, нужно. Но в правилах есть ремарка от том, что карту можно оформить и наёмным сотрудникам, которым по долгу службы необходимо совершать деловые поездки. К агентствам я ни разу не обращался и вряд ли стал бы, так как наценки у них большие, а гарантии туманны.1
  • Polina MonitaAidar, Благодарю за ответ))) Я тоже думала открыть ИП, но по нему надо же платить страховые взносы каждый год- в этом году это 50 тыс почти. Тоже накладно как-то, особенно если никакой деятельности по факту не будет. Или там есть другие варианты? И еще вопрос, вы сразу написали в Опору после открытия ИП? У них не возникнет вопросов, что ИП свеженькое )))? Как наемный сотрудник я не могу, тк я работаю неофициально еще и на британскую компанию (она не в России). У нас как раз компания и связана с поездками в страны АТЭС (авиалогистика), но загвоздка как раз в том, что компания британская.0
  • Aidar NuriakhmetovPolina, Вы правы. Плюс обслуживание счёта, электронная цифровая подпись, пошлины и так по мелочи. На момент оформления карты моему бизнесу было больше пяти лет.1