The Tortured Poets Department: все, что нужно знать о новом альбоме Тейлор Свифт
Поп-культура
3K
Фотография — Kevin Mazur / TAS24 / Getty Images for TAS Rights Management

The Tortured Poets Department: все, что нужно знать о новом альбоме Тейлор Свифт

Кто же эти замученные поэты и все ли в порядке у певицы

22
Аватар автора

Надя Попова

преданная свифти

Страница автора

19 апреля вышел альбом Тейлор Свифт The Tortured Poets Department — о релизе которого она, уже по традиции, объявила во время получения Грэмми.

Фанаты ожидали, что певица в песнях расскажет о шестилетних отношениях с актером Джо Элвином, о которых они оба были очень немногословны. Но этого не случилось. Главными антагонистами альбома стали другой любовный интерес Свифт, музыкальная индустрия и фанаты певицы.

Объясняем, почему пластинка стоит того, чтобы потратить на нее два часа, — а также рассказываем о главных обсуждениях и мемах вокруг альбома.

Внимание!

Некоторые материалы в статье — например, ссылки на композиции Тейлор Свифт, — недоступны в РФ.

Как The Tortured Poets Department обманул ожидания фанатов

Есть известное мнение, что Тейлор Свифт прославилась благодаря «песням про известных бывших». Она действительно пишет автобиографично, при этом почти никогда не уточняет, кому из ее партнеров, друзей, врагов, коллег посвящен тот или иной трек.

Смелые и откровенные тексты выставляют Свифт не как недосягаемую поп-диву, а как девушку, с которой будет о чем поговорить любому из ее фанатов. Сочетание уязвимости в лирике и пристального внимания медиа к ее личной жизни создают у фанатов ощущение, что через творчество певица рассказывает им что-то сокровенное.

Тейлор Свифт и Джо Элвин 6 октября 2019 года в Нью⁠-⁠Йорке. Фотография: Jackson Lee / Getty Images
Тейлор Свифт и Джо Элвин 6 октября 2019 года в Нью⁠-⁠Йорке. Фотография: Jackson Lee / Getty Images

Фанаты ожидали, что The Tortured Poets Department будет посвящен актеру Джо Элвину, с которым певица встречалась с 2016 по 2023 год, чуть больше 6 лет. На это указывало несколько деталей. В песне You’re Losing Me, посвященной ее отношениям с Джо, Тейлор Свифт использует метафору смертельной болезни, обозначая скорый конец отношений. Однако в песне конца так и не случилось. Все ждали, что катарсису, разрыву, самой смерти и всем стадиям горя будет посвящен отдельный альбом.

В этом фанаты не ошиблись. Когда появился трек-лист, свифти  были уверены, что порядок песен не случайный, и каждые 4—5 песен отражают одну из стадий принятия горя: отрицание, гнев, торг, депрессию, принятие. Вскоре Свифт подтвердила эту версию, выложив специально для Apple Music плейлисты со своими предыдущими композициями, которые соотносились с каждой стадией.

Последний очевидный намек — название альбома. В одном шоу издания Variety Джо Элвин и актер Пол Мескаль признались, что вместе с актером Эндрю Скоттом состоят в чат-группе, которая называется The Tortured Man Club. Все посчитали, что название альбома — язвительная отсылка.

Но Тейлор Свифт всех обманула и посвятила большую часть альбома не концу долгосрочных отношений, а болезненному ситуэйшеншипу  с типичным «плохим парнем», которого она надеялась изменить, но так и не смогла. «Я могу исправить его, вау, может быть, не могу» — признает свое поражение певица в треке I Can Fix Him.

Джо Элвин и Пол Мескаль в шоу Actors on Actors издания Variety

Кому посвящен альбом

Фанаты предполагают, что музой для большинства песен послужил фронтмен группы 1975 Мэттью Хили, о романтической связи певицы с которым ходили слухи с 2014 года. В 2024 их часто видели вместе, и, судя по фотографиям, уже не в роли друзей. Хили известен вызывающими выходками и расистскими высказываниями, поэтому поклонники Свифт даже писали ей письма с требованиями расстаться с музыкантом. И вот в альбоме певица напоминает, что ее честное имя принадлежит только ей, и никто не вправе его защищать.

Тейлор Свифт и Мэттью Хили покидают студию The Electric Lady на Манхэттене 16 мая 2023 года в Нью⁠-⁠Йорке. Фотография: Robert Kamau / Getty Images
Тейлор Свифт и Мэттью Хили покидают студию The Electric Lady на Манхэттене 16 мая 2023 года в Нью⁠-⁠Йорке. Фотография: Robert Kamau / Getty Images

Что из альбома точно стоит послушать

Альбом состоит из двух частей и 31 песни. Вторая часть — начиная с трека The Black Dog — не была заранее анонсирована. Она вышла 19 апреля в 2:02 ночи под названием The Tortured Poets Department: The Anthology. Продолжительность записи составила 2 часа 2 минуты.

Fortnight. Лид-сингл альбома вышел вместе с клипом, снятым в эстетике фильма «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Первая коллаборация певицы с рэпером Post Malone — идеальный разгоночный трек для TTPD. Здесь есть запоминающийся мотив, чистосердечные признания в алкоголизме и «красная нить» альбома — тема несчастной любви, что доводит до сумасшествия.

So Long, London. Пятые треки в дискографии Свифт особенные. Обычно это самые грустные, злые, пронзительные песни. Певица не скрывает, кому посвящен трек, и делает отсылку к треку London Boy, написанному в «медовый месяц» отношений певицы с Джо Элвином.

В So Long, London лирическая героиня «останавливает сердечно-легочную реанимацию», которую начала в You’re Losing Me, потому что это «бесполезно». Она признает, что всю молодость потратила на отношения, которые не закончились хеппи-эндом.

But Daddy I Love Him. Кажется, первая в дискографии Тейлор Свифт дисс-песня своим фанатам. Она отстаивает право любить кого угодно — даже проблемную рок-звезду.

Florida!!! Коллаборация с Флоренс Уэлч из Florence + The Machine — песня о побеге. Американское побережье в ней становится метафорой любого другого места, человека или зависимости, помогающим уйти от невыносимой реальности.

Guilty as sin. Нежный и страстный трек. В нем Свифт спрашивает себя и слушателя, можно ли назвать ее плохой или сумасшедшей, если ее посещают мысли о побеге из отношений, которые перестали ее удовлетворять.

Who’s Afraid of Little Old Me? Трек посвящается не бывшим Тейлор Свифт, а ее вечным спутникам — медиа и музыкальной индустрии, которые на протяжении долгой карьеры певицы не раз «вырывали ее зубы». Но певица заявляет, что каждый раз она справлялась и теперь обладает такой публичной силой, что сломить ее уже не так просто.

The Smallest Man Who Ever Lived и How Did It End? Самые эмоциональные песни Свифт — их бриджи занимают достойное место в ряду с шедеврами из All Too Well, Death By Thousands Cuts, Would’ve Could’ve Should’ve. «Самый маленький мужчина» рассказывает о болезненном предательстве, а How Did It End? — о горе после потери дорогих отношений, когда «прикосновение, которое казалось правом по рождению, становится чужим».

I Can Do It With a Broken Heart. Если вы хотя бы раз плакали в туалете на работе и не рассказываете окружающим, что с вами на самом деле происходит, — вам понравится этот трек. Возможно, именно из-за этой песни The New York Times раскритиковал Тейлор Свифт за излишнюю эмоциональность. Песня звучит как нервный срыв, под который при этом хочется танцевать.

Но именно это делает его особенным. Сырые эмоции Свифт подрывают всеобщее представление о том, что певица несгибаема и счастлива быть на пьедестале, на который взобралась.

Что пишут фанаты и критики

The Tortured Poets Department: The Anthology — объемная работа не только по количеству песен, но и по числу тяжелых эмоций, которыми делится Тейлор Свифт. Некоторые критики и поклонники считают, что певице пригодился бы литературный редактор, который помог бы не перегружать слушателя.

Другие говорят, что именно эта насыщенность эмоциями делает альбом лучшей работой Свифт. Эта пластинка — самая грустная, злобная, взрослая и честная работа в дискографии певицы.

Ни в одном альбоме певица не упоминает столько раз депрессию, смерть, зависимости. Теперь фанаты переживают за эмоциональное состояние певицы, которая последние два года выглядела так, будто проживает лучшее время своей жизни. А некоторые издания выпускают обзоры на альбом не от музыкальных критиков, а от психологов.

Но если грустные песни в дискографии Свифт — не новость, то плохо скрываемая злоба на фанатов — точно что-то новенькое. Почти на каждом выступлении певица благодарит поклонников с таким энтузиазмом, что не поверить в ее любовь просто невозможно. Но уровень славы певицы достиг таких масштабов, что ее личная жизнь становится достоянием миллионов людей по всему миру. И это, кажется, начинает ее напрягать.

В песне But Daddy I Love Him Тейлор Свифт проделывает великолепную шутку: строчками «У меня будет от него ребенок» она сначала шокирует своих фанатов, а потом успокаивает: «Нет, не будет, но вы должны были видеть свои лица». Так она ломает четвертую стену, будто говоря: «Хватит воспринимать все так буквально!»

Блогер AJay реагирует на трек But Daddy I Love Him

Главные теории и мемы, связанные с альбомом

TTPD — последний автобиографический альбом певицы. Тейлор Свифт делит свое творчество на эры в соответствии с каждым ее альбомом — поэтому ее тур называется The Era’s Tour. Некоторые поклонники считают, что The Tortured Poets Department — это не отдельная эра, а подведение итогов всех эр певицы.

Тейлор Свифт во время концерта Taylor Swift — The Eras Tour на Олимпийском стадионе Нилтон Сантос 19 ноября 2023 года в Рио⁠-⁠де⁠-⁠Жанейро, Бразилия. Фотография: TAS2023 / Getty Images
Тейлор Свифт во время концерта Taylor Swift — The Eras Tour на Олимпийском стадионе Нилтон Сантос 19 ноября 2023 года в Рио⁠-⁠де⁠-⁠Жанейро, Бразилия. Фотография: TAS2023 / Getty Images

Во-первых, многие песни перекликаются музыкально и стихотворно со старыми композициями. Во-вторых, в финальной песне The Manuscript певица говорит, что она перечитывает свой манускрипт, но «больше эта история ей не принадлежит». Некоторые решили, что певица как бы завершает свой рассказ, оставляя его публике. В-третьих, в честь релиза альбома певица написала в соцсетях: «Как только мы расскажем нашу самую печальную историю, мы сможем освободиться от нее. И тогда все, что останется, — измученная поэзия».

Это не означает, что TTPD — последний альбом певицы в ее карьере. Но, возможно, последний автобиографический. Фанбаза Свифт стала слишком огромной, чтобы настолько открыто говорить о своей жизни. Именно поэтому, считают поклонники, во второй части альбома больше фикшен-историй, в которых сложнее разглядеть параллели с жизнью певицы.

Тейлор Свифт с пластинкой The Tortured Poets Departement. Источник: Taylor Swift / X
Тейлор Свифт с пластинкой The Tortured Poets Departement. Источник: Taylor Swift / X

Отсылки к Мэттью Хили. Безусловным рекордсменом по числу отсылок к своей персоне в TTPD становится Мэттью Хили. Клип Fortnight черно-белый — как и многие музыкальные видео 1975. В треке The Tortured Poets Department Тейлор Свифт спрашивает: «Да кто вообще сейчас использует печатную машинку?» — Мэттью Хили действительно на них печатает.

В этой же песне она называет своего любимого «татуированным золотым ретривером» — из всех последних партнеров Свифт только у Хили есть тату. В начале Guilty As Sin певица делает отсылку к группе The Blue Nile, которую Хили называл своей любимой группой всех времен.

Свифт вспоминает конфликт с Ким Кардашьян и Канье Уэстом. В thanK you aIMee певица «благодарит» девочку из своего маленького городка, которая издевалась над певицей в начале ее творческого пути, тем самым закалила ее и сделала той, кем она является сейчас. Тейлор Свифт говорит «Никто, кроме нас с тобой, не знает, о ком эта песня», но делает заглавными буквы K-I-M в названии — это может быть отсылкой к Ким Кардашьян. В 2016 году Ким и Канье Уэст обвинили Тейлор Свифт во лжи, что вылилось в очень болезненный для певицы скандал  .

О скандале с Кардашьян Свифт говорит и в песне Cassandra. Название отсылает к героине древнегреческих мифов, которая умела предсказывать будущее, но никто ей не верил из-за проклятия. В 2016 году медиа встали на сторону Кардашьян и Уэста, игнорируя попытки Свифт защитить свое имя. Когда правда вскрылась в 2020 году, намного меньше медиа взялись освещать эту тему.

Мем про thanK you aIMee. Источник: @jackbenedwards / X
Мем про thanK you aIMee. Источник: @jackbenedwards / X

В альбоме есть песни, посвященные новому возлюбленному Свифт. Сейчас певица встречается со звездой американского футбола Трэвисом Келси — и ему тоже нашлось место на этом мрачном альбоме. Самая счастливая песня с альбома So High School — идеальный саундтрек для американского ромкома про королеву школы и капитана школьной команды по футболу. Да, это Тейлор Свифт и Трэвис Келси, только на 17 лет старше, а их школа — вся Америка.

В песне The Albatross поклонники также разглядели сообщение для Келси. Окружающие предупреждают его, что связываться с Тейлор Свифт опасно, а она в ответ предупреждает о клевете в свою сторону.

Трэвис Келси из «Канзас⁠⁠-⁠⁠Сити Чифс» празднует вместе с Тейлор Свифт победу со счетом 17:10 над «Балтимор Рэйвенс» в матче чемпионата AFC. Фотография: Patrick Smith / Getty Images
Трэвис Келси из «Канзас⁠⁠-⁠⁠Сити Чифс» празднует вместе с Тейлор Свифт победу со счетом 17:10 над «Балтимор Рэйвенс» в матче чемпионата AFC. Фотография: Patrick Smith / Getty Images

Тейлор Свифт предупреждает молодых певиц об ужасах индустрии. Песня Clara Bow — грустная баллада о том, как шоу-бизнес превращает талантливых девушек в звезд, ломает их и берется за следующих. Она сравнивает таких знаменитостей с вырванной розой. В оригинале здесь игра слов: picked можно перевести как «вырванная» или «выбранная». Быть «выбранной» розой — большая удача. Правда, из-за этого цветок умирает.

Тейлор Свифт от лица музыкальной индустрии обращается к подающим надежды молодым звездам разных эпох: «Ты выглядишь как Клара Боу  , Стиви Никс  , Тейлор Свифт, нам это нравится».

Поклонники считают, что последний куплет обращен к певице Оливии Родриго, которую часто сравнивают с Тейлор Свифт: «У тебя есть характер  , у нее его никогда не было». Оливия, как и ее старшая коллега, уже начинает собирать стадионы из девушек, увлеченных очень откровенными текстами певицы. При этом ее музыка — скорее поп-панк, и она активнее Свифт говорит о политике и своих взглядах.

Тейлор Свифт вспоминает и о шутке, посвященной ей на «Золотом глобусе». В песне Who’s Afraid of Little Old Me? певица заигрывает со словом joke, не произнося четко букву k. Так что слово звучит как имя Джо. Это, вероятно, отсылка к комику Джо Кою. На последней церемонии «Золотого глобуса» он сравнил премию с трансляцией игр НФЛ, сказав, что на «Золотом глобусе» будет меньше снимков Тейлор Свифт. Певица не посмеялась с шутки, а просто отпила из своего бокала — Кой назвал эту реакцию «суровой».

Джой Кой шутит про Тейлор Свифт во время церемонии «Золотого глобуса»

Может быть, TTPD вообще не о Мэттью Хэлси, Джо Элвине, Трэвисе Келси и даже не о Тейлор Свифт. Существует теория, что альбом посвящен Сильвии Плат и Теду Хьюзу. Американская поэтесса и английский поэт жили в Лондоне, имели двух детей, были вместе 6 лет — как Тейлор Свифт и Джо Элвин — и развелись. Сильвия Плат открыто говорила о своих ментальных проблемах и совершила самоубийство. По легенде, она предварительно позвонила Теду Хьюзу из телефонной будки, но он не ответил, потому что был с другой женщиной.

Действие клипа Fortnight происходят в психиатрической клинике и заканчивается в телефонной будке. В песне также упоминается endless February, «бесконечный февраль» — Сильвия Плат умерла в феврале 1963 года. После смерти она оставила манускрипт и сборник с 19 стихами — отсюда две части альбома.

Фанаты делают много мемов об альбоме. Поклонники Тейлор Свифт шутят о созвучии названия пластинки с фильмом «Общество мертвых поэтов», рассуждают о сложностях текстов певицы и смеются над тем, насколько «неочевидны» в ее треках отсылки к реальным личностям.

«Департамент замученных поэтов». Когда Тейлор Свифт объявила о выходе альбома, пользователи стали сравнивать его название с «Обществом мертвых поэтов». В клипе Fortnight даже снялись актеры из этого фильма: Итан Хоук и Джош Чарльз. Источник: @mmmifla / X
Тейлор Свифт намеренно не уточняет, о ком какая песня. Источник: @vlezvs / X
я в 2 часа ночи, прослушав 31 песню на 321 тысячу слов. Источник: @_usertweets / X
Тейлор Свифт в The Tortured Poets Departement: «Ты пьяна? — Я поэт». Источник: @13hearthands / X
После выхода альбома многие слушатели писали, что им пришлось пользоваться английским словарем, даже если это их родной язык, чтобы понять тексты песен. Источник: @lucasbarrosd_ / X
Надя ПоповаА вам понравился The Tortured Poets Departement? Поделитесь мнением в комментариях:
  • Pirozhok_s_kapustoyТакое мы не слушаем9
  • Angelina MartsipanМногократно делала попытки послушать хоть какие-то треки Тейлор Свифт, чтобы понять откуда вот же столько хайпа и популярности. И.. так и не удалось понять. Мне нравится разная музыка, разных времен и стилей. Но это — какая-то полнейшая фигня не вызывающая никаких эмоций. Может быть, чтобы она нравилась, надо быть в курсе всех этих отношений с бывшими парнями данной певицы? Наверное, Американским школьникам это может быть интересно. Не знаю..8
  • Александр МжельскийАльбом просто кал. Ключевые проблемы 2: 1. Все песни кроме фитов одинаковые 2. Лирика на очень низком уровне + очень сложно резонировать с переживаниями буквально самого богатого человека в шоубизе.1
  • Annie PolyakovaPirozhok_s_kapustoy, можно и попробовать.0
  • Andre MacarenoДа не летала она из дома в магазин!2
  • ВеркинззОбожаю клип Shake It Off и песню Blank Space. И больше ничего, в потоке радио песни Свифт не узнаю.2
  • Александр МжельскийAngelina, >Может быть, чтобы она нравилась, надо быть в курсе всех этих отношений с бывшими парнями данной певицы? Ну есть и хорошие песни о бывших, для которых не надо знать предыстории. У Лауры Мэннинг есть хорошая, как пример: https://www.youtube.com/watch?v=djChY6Ol9ig0
  • Рыжая ЭммаМне кажется, все аспекты этого альбома и в целом творчества Тейлор Свифт, за которые ее осуждают и критикуют - это как раз ее фирменные фишки, за которые ее фанаты как раз ее и любят. Вот вся эта откровенность, песни "про бывших" - ее особенности, без которых это была бы уже не Тейлор. Мне очень нравится, если что) Но при этом я понимаю, почему ее творчество не-фанаты считают переоцененным, вот тут или вовлекаешься во всю ее "драму", или нет.6
  • Анна ДухтинаНовый альбом — лютая скукота, не фанатам слушать невозможно. Джек Антонофф исписался. Тексты песен ещё более-менее интересны, а вот с мелодической точки зрения под больше половины песен только засыпать можно.7
  • Odd.chapЧто сказать об альбоме.. Стихи - да-да-да! Музыка - нет и нет. Ну, нет на нем хитов. Уже видно на стримингах, что на свои первые места по прослушиваниям возвращаются Blank Space и Shake It Off. TTPD мощный, громкий, злой. Если попадает в настроение, то эти треки зайдут. Но они уж слишком больше про поэзию и боль, нежели про музыку.. Female rage: The musical, как выразилась сама ТС. Но как же она закручивает тексты, этого тут хоть отбавляй! На цитаты разбираю даже спустя месяц прослушивания. Один из моих любимок из The Alchemy: He jokes that it's heroin but this time with an "E" Такие тексты в поп-музыке сейчас не пишет никто.3
  • Odd.chapРыжая, да-да “I swear I don’t love the drama, it loves me” 🤗 обожаю ее!1
  • дырка от бубликаАлександр, лирика на низком уровне?? удивили. уж с лирикой как раз все в порядке1
  • дырка от бубликапонравился, заслушала до дыр, надеюсь соседям так же нравится )) но если серьезно, альбом действительно депрессивный, особенно вторая часть. поэтому разбаляю 1989 taylor's version )) автору большое спасибо за мемы! ))2
  • Александр МжельскийOdd.chap, >He jokes that it's heroin but this time with an "E" Это уже было у "Сплина", хех1
  • дырка от бубликаАлександр, я имела в виду скорее не темы, а вокабуляр и вообще всякую игру слов и смыслов. В этом плане у нее очень крутые тексты. Но даже с вашим посылом не соглашусь, как раз в ттпд много более глубоких тем. То что вы перечислили, это ее типичные более ранние альбомы Про то, что кому то сложно ей искренне сопереживать - вполне верю ))2
  • Елена ЗайцеваА как же песня loml?) Мой фаворит из альбома. Говорят, как раз она посвящена Алвину. Одна из самых болезненных песен у нее, как по мне.1
  • Таня ШерменеваПо правилам русского языка смеются над шутками, а не с них – письменно точно. Материал отличный, много фактуры и всё понятно, но после таких ляпов грустно.1
  • Григорийкак же не похуй0
  • Alina ChernakovaВ который раз убеждаюсь в невероятном таланте Тейлор в написании текстов. Так красиво, складно и тонко написаны песни. Мне очень нравится песня So long London. Но лично мне не кажется этот альбом ее лучшим. Мне он на слух в музыкальном плане не очень ложится. А что касаемо мнения, что ttdp это продолжение предыдущих эр, а не новая, то мне кажется это как раз то новая эра. Она так и обозначается на ее концертах после выхода альбома.1

Сообщество