Я проехал по Транссибирской магистрали за 23 дня
В 2022 году я решил воплотить мечту детства — проехать на поезде по Транссибирской магистрали.
Транссибирская железнодорожная магистраль — это самая длинная железная дорога в мире. Ее длина 9288,2 км: по европейской части России проходят 1777 км, а по азиатской — 7512 км. Дорога пересекает десятки крупных рек, включая Волгу, Иртыш, Обь, Енисей и Амур, проходит 200 км вдоль Байкала. За время пути от Москвы до Владивостока поезд преодолевает семь часовых поясов, а весь путь занимает больше шести дней.
Я писатель и одновременно маркетолог на удаленке, поэтому периодически живу в разных городах — последним был Владивосток. Я прожил там год и решил вернуться в европейскую часть России. Тогда и встал выбор: купить билет на самолет и долететь до Москвы за девять часов или исполнить мечту детства — проехать по Транссибу на поезде, делая остановки в крупных городах по пути. Второй вариант показался мне привлекательнее: он навевал дух приключений. Тогда я спланировал дела так, чтобы между двумя большими проектами получить свободный месяц.
30 июля 2022 года во Владивостоке началась моя поездка по Транссибирской магистрали. В Москву я приехал поздней ночью 20 августа. Побывал в Хабаровске, Благовещенске, Чите, Улан-Удэ, Иркутске, в прибайкальском поселке Листвянка, в Красноярске, Омске, Тюмени и Перми. Поездка заняла 23 дня и получилась одной из самых памятных в жизни. О ней и будет моя статья.
В 2022 году я потратил на путешествие по Транссибирской магистрали 120 650 ₽
Жилье | 34 500 ₽ |
Билеты на поезд | 33 000 ₽ |
Питание в городах | 28 000 ₽ |
Развлечения в городах | 7500 ₽ |
Билет на самолет | 5850 ₽ |
Питание в поездах | 4000 ₽ |
Камеры хранения | 3800 ₽ |
Спорт | 2500 ₽ |
Отправка вещей домой | 1500 ₽ |
В 2022 году я потратил на путешествие по Транссибирской магистрали 120 650 ₽
Жилье | 34 500 ₽ |
Билеты на поезд | 33 000 ₽ |
Питание в городах | 28 000 ₽ |
Развлечения в городах | 7500 ₽ |
Билет на самолет | 5850 ₽ |
Питание в поездах | 4000 ₽ |
Камеры хранения | 3800 ₽ |
Спорт | 2500 ₽ |
Отправка вещей домой | 1500 ₽ |
Мой маршрут
Я начал готовиться к поездке за две недели до старта, в середине июля. Первым делом спланировал маршрут. Выбирал города так, чтобы дорога между ними занимала 8—12 часов. Это позволило бы мне ездить ночными поездами и не так сильно уставать от дороги, а заодно экономить на гостиницах.
К счастью, крупные города Сибири расположены так, чтобы проводить в пути между ними как раз ночь. Самый длинный перегон был из Благовещенска в Читу — больше суток. Благовещенск лежит не на Транссибе, а на его ответвлении, но я очень хотел попасть туда. А некоторые города вроде Новосибирска и Екатеринбурга я исключил из маршрута, потому что был в них раньше.
Каким получился мой маршрут
Переезд | Сколько длился | Цена билета |
---|---|---|
Владивосток — Хабаровск | 12 часов 28 минут | 3985 ₽ |
Хабаровск — Благовещенск | 13 часов 57 минут | 3161 ₽ |
Благовещенск — Чита | 1 сутки 12 часов 47 минут, включая остановку на 4 часа | 5245 ₽ |
Чита — Улан-Удэ | 10 часов 30 минут | 2651 ₽ |
Улан-Удэ — Иркутск | 9 часов 15 минут | 1666 ₽ |
Иркутск — Красноярск | 15 часов 30 минут | 4327 ₽ |
Красноярск — Омск | 19 часов 20 минут | 4128 ₽ |
Омск — Тюмень | 6 часов 57 минут | 2125 ₽ |
Тюмень — Пермь | 11 часов 37 минут | 2096 ₽ |
Каким получился мой маршрут
Владивосток — Хабаровск | |
Сколько длился | 12 часов 28 минут |
Цена билета | 3985 ₽ |
Хабаровск — Благовещенск | |
Сколько длился | 13 часов 57 минут |
Цена билета | 3161 ₽ |
Благовещенск — Чита | |
Сколько длился | 1 сутки 12 часов 47 минут, включая остановку на 4 часа |
Цена билета | 5245 ₽ |
Чита — Улан-Удэ | |
Сколько длился | 10 часов 30 минут |
Цена билета | 2651 ₽ |
Улан-Удэ — Иркутск | |
Сколько длился | 9 часов 15 минут |
Цена билета | 1666 ₽ |
Иркутск — Красноярск | |
Сколько длился | 15 часов 30 минут |
Цена билета | 4327 ₽ |
Красноярск — Омск | |
Сколько длился | 19 часов 20 минут |
Цена билета | 4128 ₽ |
Омск — Тюмень | |
Сколько длился | 6 часов 57 минут |
Цена билета | 2125 ₽ |
Тюмень — Пермь | |
Сколько длился | 11 часов 37 минут |
Цена билета | 2096 ₽ |
Все билеты были в купе. Я купил дисконтную карту РЖД, которая дает скидку на место в купе, — расскажу о ней дальше в статье. С учетом скидки билеты стоили почти как в плацкарт.
Я не покупал их заранее, а брал за неделю-две до поезда. Некоторые — прямо в пути, чтобы оставить себе возможность по настроению изменить маршрут. Несмотря на высокий августовский сезон, проблем с билетами не было. Единственный раз, когда мест в купе не оказалось, выпал на участок Пермь — Москва. Там мне пришлось пересесть на самолет авиакомпании «Победа»: перелет длился 2 часа 15 минут, а цена с багажом была 5849 ₽.
До Байкала можно добраться из Улан-Удэ или из Иркутска — эти города на двух разных берегах озера. Иркутское побережье Байкала более туристическое, бурятское облюбовано шаманами. Я попал на Байкал с иркутской стороны, доехал на автобусе в прибрежный поселок Листвянка, а вечерним автобусом вернулся. Дорога Иркутск — Листвянка заняла 1 час 35 минут, цена билета в одну сторону — 153 ₽.
Как сэкономить на билетах на поезд
Покупать билеты заранее. РЖД рекомендует покупать билеты заранее — в таких случаях скидка может достигать 50—70%. Здесь действует динамическое ценообразование: скидка и цена зависят от сезона, популярности направления и наличия свободных мест. Так как билеты я покупал в последний момент, этот способ экономии был мне недоступен, но я нашел другие.
Дисконтная карта. На сайте РЖД можно выбрать дисконтную карту — она дает скидку 10—15% на поездки в купе. Стоимость карты начинается от 1500 ₽ и зависит от размера скидки, а также времени действия карты: есть варианты на полгода и год.
Расходы на дорогу в предстоящей поездке выходили примерно в 36 000 ₽. Дисконтная карта со скидкой 15% на полгода стоила 2800 ₽. Я рассчитал, что карта оправдает себя после 18 700 ₽, потраченных на поезда. Поэтому я сразу же купил карту и применял ее ко всем билетам. В итоге ж/д билеты вместе с картой обошлись мне примерно в 33 000 ₽.
После покупки карта добавляется в личный кабинет на сайте РЖД. Главное при покупке билета — не забыть ее выбрать в соответствующем всплывающем окне, автоматически она к билетам не применяется.
Невозвратные билеты на 20% дешевле, но их нельзя вернуть, если не можете отправиться в поездку. На момент написания статьи такие билеты РЖД продает только в последнее купе, у туалета.
За неделю-две до поезда эти билеты обычно были еще доступны, хотя вагон мог быть почти заполнен. Возможно, люди не знают про скидку 20%, боятся покупать невозвратный билет или страшатся купе у туалета. Но я без опасения взял несколько таких билетов. В современных поездах стоят биотуалеты, двери в переход открываются и закрываются автоматически, поэтому никакого шума или запаха не было. Эти купе ничем не отличались от других.
Невозвратный билет тоже можно купить со скидкой по дисконтной карте. Так что вместе они позволяют снизить стоимость билетов примерно на 30%. Кроме того, верхние полки в купе часто стоят дешевле. Обычно разница в цене составляет 700—1000 ₽. Я брал именно верхние полки, так как никаких проблем со взбиранием на них не испытываю.
Еще из акций РЖД — для детей до пяти лет можно не покупать отдельный билет, если они будут спать на одной полке с родителем.
Спонсорская поездка. Знаю, что некоторые путешественники находят спонсоров под интересные проекты. В соцсетях меня читают около 100 тысяч человек, и я планировал вести дневник путешествия. Поэтому подумал, что можно тоже попробовать найти спонсора.
Я написал письмо в пресс-службу РЖД со стандартным предложением: они мне предоставляют билеты на поезд, а я рассказываю о том, как идет поездка. В ответ РЖД попросил оформить письмо на официальном бланке на имя начальника департамента корпоративных коммуникаций и подписать его. Я скопировал предложение в файл, распечатал, подписал, сфотографировал и снова отправил. Обо всем этом я сразу же забыл, приступив к организации поездки.
Примерно через месяц, в разгар поездки, пришел ответ: в спонсорстве мне отказали. Я не особенно рассчитывал на положительный ответ, поэтому и не расстроился. Но думаю, если заняться этим вопросом серьезнее, то спонсора можно найти. Например, посмотреть, какие бренды обычно сотрудничают с путешественниками, и начать отправлять им заявки хотя бы за пару месяцев до путешествия.
Как началось мое путешествие
30 июля началось мое путешествия по Транссибирской магистрали. Поезд из Владивостока отходил в 20:58. Примерно в 17:00 я сдал ключи хозяевам квартиры, в которой прожил год, и поехал на вокзал, чтобы положить сумку в камеру хранения. Еще пару часов до отправления гулял по центру города: дошел до набережной, посидел в кафе. О предстоящей поездке я старался не фантазировать, а просто принимать все происходящее в моменте.
Примерно в 20:40 я зашел в поезд, переоделся в шорты и майку и встал у окна, чтобы наблюдать, как поезд начнет движение. В момент отправления мое купе было пустым, соседи появились только через час на одной из следующих остановок.
Когда они появились, я забрался на свою верхнюю полку, надел наушники и лег. Мне вдруг стало невероятно легко и спокойно, я уснул.
Как устроены поездки в поездах по Транссибирской магистрали
Билеты. Ни одного билета я не распечатывал и даже не показывал в электронном виде. Сейчас достаточно иметь при себе паспорт, а всю информацию проводник увидит в программе на планшете. Электронный билет может потребоваться, если по какой-то причине программа вас не найдет, но у меня таких ситуаций не было.
В любом случае все свои билеты можно посмотреть в приложении РЖД. Я рекомендую скачать его для поездки, в которой у вас много поездов: билеты удобно собраны по порядку, приложение показывает, сколько часов осталось до отправления, а также маршрут и время остановок.
Будильник. Я ставил будильник, чтобы не пропустить свою остановку, но, вообще-то, не выйти вовремя довольно трудно: проводники следят за пассажирами своего вагона. У них есть программа, в которой отражаются билеты и направление всех пассажиров. Примерно за 40 минут до остановки проводник начинает будить тех, кому скоро выходить.
Остановки. В крупных городах поезд обычно останавливается на 20—40 минут. Можно выйти, прогуляться и купить снеки в магазинах на перроне.
В небольших населенных пунктах остановка длится 2—3 минуты. Ничего сделать за это время не успеешь, но курящие люди успевают выскочить покурить. Забавно наблюдать, как они заранее собираются у выхода, чтобы не упустить драгоценные секунды стоянки.
Кондиционер был во всех поездах. Его нельзя включить или выключить самостоятельно, но можно попросить проводника. Несмотря на лето и местами жаркую погоду, ехать было комфортно.
Самыми трудными участками для меня были длительные остановки, если они выпадали на ночь. Во время остановок в поезде отключается кондиционер, и довольно быстро становится душно. Я каждый раз просыпался в такие моменты.
Душ. В детстве я побаивался подобных длинных поездок на поездах, потому что не представлял, как мыться в поезде и как люди могут так долго ехать без душа. Современные поезда дальнего следования оснащены душевой комнатой — она одна на вагон. Я несколько раз принимал душ в поезде, и это было удобно: в душевой достаточно места, есть крючки для одежды и полотенца, можно регулировать температуру воды. Каждый раз не мог поверить, что моюсь под душем в поезде, и воспринимал происходящее как чудо.
Узнать, есть в поезде душ или нет, можно при покупке билета. Если вагон оснащен душевой комнатой, РЖД покажет соответствующую иконку.
Розетки и освещение. Из подростковых поездок помню, как платил проводнику деньги, чтобы зарядить технику. Сейчас платить не надо, розетками оснащены все полки купе. У нижних полок под столом — розетки, в которые можно вставить штекеры. У верхних полок — USB-разъемы, чтобы можно было зарядить телефон. Кроме центрального освещения купе у каждой полки есть собственная лампочка.
Интернет и вайфай. Современные поезда оснащены вайфаем, который работает от спутников и сотовых вышек и должен обеспечивать интернетом в течение пути. В мою поездку вайфай в поездах не работал, так что протестировать его мне не удалось. На мобильный интернет лучше не рассчитывать: он появляется на несколько минут, когда проезжаешь мимо населенных пунктов. Если планируете слушать музыку, смотреть фильмы или работать, лучше заранее все скачайте. Еще можно воспользоваться системой «Попутчик» — там, как в самолете, можно бесплатно смотреть фильмы и слушать музыку.
Соседи. Еще один мой страх из детства — громко храпящий сосед по купе. Помню, в поездах постоянно встречались такие. Поэтому я был уверен, что храпящий сосед — это нечто неизбежное. К большому удивлению, за все время поездки мне ни разу не попался ни один громко храпящий человек. Возможно, мне просто повезло. Но я был подготовлен: в рюкзаке лежали беруши на случай звуковой атаки.
Скандальные или неприятные соседи мне не попадались. Максимум из неудобного — в соседнем купе ехали четверо мужчин, которые громко разговаривали вообще без пауз.
А однажды в моем купе ехали шесть человек. Так как на маленьких детей можно не брать отдельный билет, две мамы ехали с детьми. Правда, наутро они жаловались, что спать на одной полке с ребенком было тяжеловато.
Впечатления. В первые дни в пути очень трудно избавиться от привычки снимать вид из окна на телефон. Буквально каждые пять минут голову посещает мысль: «Это невероятно красиво, надо записать!» Виды из окон бесподобные, боишься упустить момент. Потом клянешься себе, что снимать больше не будешь, но при первом случае опять включаешь камеру.
Овраги вдоль путей, холмы, мосты над рекой, лес, уходящий в гору, туманы, березовые рощи, бурелом, озера, внезапно возникающие домики in the middle of nowhere. Калейдоскопическое сочетание этого всего делает так, что телефон очень быстро превращается в бесконечное хранилище записей с видами природы. А впереди еще тысячи километров. В какой-то момент я осознал это, выдохнул, отложил телефон и стал просто наслаждаться дорогой.
Что я ел в поездах
Из детских путешествий на поезде помню, как всё купе доставало запасы: огурцы-помидоры, вареную курицу, яйца и прочую нехитрую кухню. Часто мои соседи и в этой поездке везли запас еды. Но мне не хотелось возить с собой еду. К счастью, оказалось, что теперь это и необязательно.
Во многих поездах РЖД теперь есть возможность заказать завтрак, обед и ужин. Наличие такой возможности надо проверять на сайте при покупке билета — она обозначена иконкой «Питание».
Довольно часто питание уже входит в стоимость билета, поэтому отдельно оплачивать его не нужно — это тоже проверяется при покупке билета. Если питание не входит в стоимость, можно заказать его на сайте или прямо у проводника, но во втором случае важно предупредить его заранее. Заплатить можно и наличными, и картой, но для проводника удобнее наличные. Терминал для оплаты картой работает только в моменты остановок, когда есть интернет.
Можно выбрать стандартное, детское или вегетарианское меню, которые будут немного различаться. Для каждого класса билетов цена на питание разная. В большей части случаев питание уже входило в стоимость билетов и удалить эту опцию было нельзя. В мою поездку стоимость питания для купе, если оно не входило в цену билета, была такой:
- Завтрак — 346 ₽.
- Обед — 520 ₽.
- Ужин — 415 ₽.
Выбрать время питания нельзя, еду разносят всем централизованно:
- Завтрак — с 09:00 до 11:00.
- Обед — с 13:00 до 15:00.
- Ужин — с 17:00 до 19:00.
Обычно набор достаточно сытный, но не очень сбалансированный: много углеводов. На завтрак давали кашу или омлет. На обед — салат и на выбор плов, гуляш, курицу с рисом, десерт. На ужин тоже какое-нибудь блюдо типа пюре с курицей. Меню повторяется через день.
В поездках у меня всегда были с собой протеиновые батончики, орешки и персики или яблоки. Кое-какие снеки типа конфет и сухарей можно втридорога купить у проводника.
Во многих поездах также есть вагон-ресторан. Звучит романтично, но на деле оказалось не особо. Единственный раз, когда я туда зашел, за всеми столиками, кроме моего, сидели пьяные компании, официант тоже был пьян. Обед из первого и второго обошелся мне в 750 ₽. Я постарался съесть его как можно быстрее и покинуть это злачное место.
Где я жил в городах
Когда я строил маршрут, подбирал поезда так, чтобы в каждом городе провести два дня и одну ночь. Вот каким был план:
- Приезжаю в город утром, заселяюсь в гостиницу или квартиру.
- Весь день гуляю, ночую.
- Утром выселяюсь, целый день гуляю, на вечернем поезде еду дальше.
Так получилось не везде. Например, в Чите и Красноярске я был транзитом: приехал рано утром и уехал на вечернем поезде. Это позволило больше времени уделить городам, которые я хотел изучить внимательнее: в Иркутске и Улан-Удэ я задержался на четыре дня.
Я не бронировал жилье заранее. Приехав утром на вокзал, я заходил в здание, подключал ноутбук к розетке, раздавал интернет через телефон и начинал искать варианты. В моем случае отсутствие запланированного жилья не вызывало стресса: наоборот, я был спокоен оттого, что никто меня не ждет и ничего не слетит, если в поездке что-то пойдет не так.
Где искал жилье. Жилье я подыскивал на «Островке», в «Яндекс-путешествиях» и на «Авито». При возможности всегда выбирал квартиру: так легче подобрать нужный район, в них разнообразные варианты интерьера, а цены выгоднее. В среднем одноместный номер на 15—25 м² в гостинице стоил 2500—4000 ₽. Ничего особенного в этом номере не было. Простые варианты квартир в сутки стоили от 1500 ₽, а за 3000 ₽ можно было найти жилье с хорошим ремонтом и шикарным панорамным видом на город.
При поиске квартиры я ставил фильтр «от 2000 ₽» — с этого порога начинаются варианты с неплохим ремонтом и без посторонних запахов. Я смотрел, когда зарегистрировался автор объявления и есть ли у него отзывы. Старым аккаунтам с отзывами я доверял. А еще некоторые арендодатели прошли проверку «Авито» — на таких объявлениях можно увидеть значок, что квартира проверена на соответствие. Но подобных объявлений не очень много, так что в основном приходилось ориентироваться на отзывы.
В объявлениях к квартирам пишут, что заселение в 12:00—14:00. Но каждый раз это обговаривается индивидуально. Если квартира свободна, вас могут совершенно бесплатно заселить и в 09:00 — у меня так было несколько раз. Еще один раз попросили доплату. Если квартира не занята, можно договориться о позднем выезде.
В большинстве случаев я даже не видел арендодателя, а заезжал по бесконтактному заселению. Подъезжал к квартире, брал ключ из специального кейса и размещался. При выезде оставлял ключ в этом же кейсе или бросал в почтовый ящик.
Особенности поиска жилья на «Островке». «Островок» хорош, если планируешь жить в гостинице: часто цены там выгоднее, чем при прямом поиске номеров на сайте гостиницы. А еще иногда встречались варианты с кэшбэком 10—15% при оплате картой «Мир».
Квартиры на «Островке» тоже есть, но бронировать их неудобно, особенно если делаешь это в день приезда. «Островок» согласовывает все заявки с арендодателями — это может занять полдня. Однажды я оставил заявку утром, а в четыре часа дня мне ответили, что квартира занята.
Особенности поиска жилья на «Авито». Главная проблема «Авито» — сервис показывает вообще все доступные квартиры и не фиксирует забронированные. Часто приходилось обзванивать 15—20 вариантов, прежде чем удавалось найти свободную квартиру.
В отличие от «Островка», «Авито» дает возможность напрямую связаться с арендодателем и выяснить, свободна ли квартира и другие детали размещения. В сервисе есть возможность позвонить хозяину квартиры — это самый быстрый способ найти жилье и договориться. Также автору объявления можно написать сообщение, но на них отвечают неохотно. Возможно, мне везло: во всех городах, кроме Тюмени и Перми, поиск квартиры занял меньше часа. В Перми два часа, в Тюмени — три.
Арендодатели не очень охотно сдают квартиры на один день. Во-первых, они боятся, что вы устроите там вечеринку и все разгромите. Во-вторых, они вызывают уборку после гостя, меняют постель. Убираться каждый день дороже, чем раз в пять дней, поэтому выгоднее заселять гостей на неделю. Так что при звонке почти по каждому объявлению вам скажут, что цена указана за несколько дней, а при заселении на один день будет, как правило, на 300—500 ₽ дороже.
Чтобы обойти возражение про вечеринки, я специально звонил арендодателям с вокзала РЖД и говорил, что только приехал в командировку на один день и ищу квартиру: когда на фоне звучит узнаваемый сигнал вокзальных объявлений, который подтверждает мои слова, это действует на арендодателя успокаивающе и вызывает доверие.
Почти в каждом объявлении арендодатель просит оставить 2000—3000 ₽ депозита, которые вернут после проверки квартиры, а еще прислать фотографию паспорта. Бытует мнение, что на «Авито» легко нарваться на мошенников. Но за всю поездку я ни разу не сталкивался с мошенничеством. Все залоги мне вернули в день выселения.
Плюсы квартир:
- просторнее, уютнее и при этом дешевле;
- бесконтактное размещение;
- стиральная машинка;
- по договоренности бесплатный ранний заезд.
Минусы квартир:
- сложнее забронировать;
- риск обмана;
- после выселения надо куда-то деть чемодан.
Гостиницы. Заселение в гостиницах обычно начинается с 14:00. Это не очень удобно, если приехал на утреннем поезде. Если в гостинице есть свободный номер, вас по договоренности могут заселить раньше: в 12:00—13:00. Если хотите заселиться сильно раньше, услуга будет платной — наценка доходит до 50%.
Гостиницу я предпочел в Благовещенске: одноместный номер в здании у набережной, но с видом не на набережную обошелся в 3500 ₽. Еще 1750 ₽ я заплатил за раннее заселение в 09:00.
Плюсы гостиниц:
- на связи в любое время;
- легко размещают на один день;
- заранее известна цена, не нужен залог, прозрачные условия бронирования и проживания;
- при выселении можно бесплатно оставить багаж в комнате для багажа, вечером забрать его и поехать на вокзал.
Минусы гостиниц:
- дороже квартир в полтора-два раза;
- меньше места в номере;
- платная прачечная;
- платный въезд рано утром.
Как я проводил время в городах
У меня не было специального плана по каждому городу. Я не читал заранее о новом месте и не строил никаких ожиданий. Мне хотелось, чтобы очередной город и впечатления от него были сюрпризом. Я снимал квартиру где-нибудь в центре, выходил на улицу и просто прогуливался, стараясь почувствовать настроение этого места.
В прогулках мне очень помогали карты «2ГИС» — это незаменимый сервис при путешествии по регионам России. Там есть слой «туристические места»: если его включить, на карте обозначаются исторические здания, культурные постройки и даже граффити.
Как правило, большая часть примечательного в российских городах сконцентрирована на улице Ленина и в некотором радиусе вокруг нее. Поэтому в первый день я обязательно прогуливался по ней пешком, заглядывал в музеи, кафе, парки. Из того, что мне особенно понравилось, — в городах Сибири много классных памятников деревянного зодчества. В Чите, например, деревянный главпочтамт, а в Иркутске — рюмочная.
Хороший способ быстро узнать все самое важное о городе и регионе — зайти в краеведческий музей. Я так сделал в Благовещенске и в Красноярске. При том, что краеведческие музеи на первый взгляд везде одинаковые, в них обязательно нужно брать экскурсию: экспозиция по-настоящему оживает в историях экскурсовода. Обычно экскурсия стоит в пределах 300 ₽ и занимает один-два часа.
Вечером после прогулки и первого впечатления о городе я искал, что советует посмотреть интернет. Так составлял план второго дня: в отличие от первого, праздного, наутро я уже направлялся к конкретным объектам целенаправленно.
Еще один хороший способ составить план исследования города — спрашивать советы у местных жителей. Например, мой друг из Улан-Удэ сразу подробно расписал мне, что делать в городе, хотя я спросил только о количестве дней, которые стоит заложить.
Питание в городах
В городах я старался пробовать местную кухню. Во Владивостоке развиты корейская и китайская кухни. В Бурятии вкусная национальная кухня и много недорогих кафе. Там обязательно надо попробовать буузы, они же позы, — что-то среднее между хинкали и мантами, готовятся на пару. Еще стоит съесть бухлер — это баранина в наваристом бульоне с зеленью.
В Иркутске готовят омуля: это рыба — эндемик Байкала. Еще там пытаются изобрести «сибирскую кухню», под видом которой предлагают дичь: дикого кабана — в виде стейка или начинки пельменей, утку, всевозможные ягоды.
В Перми много сладостей из шишек — варенье, шишки в шоколаде, шишки в мармеладе, просто съедобные шишки с выпаренной смолой. Шишки мне понравились: мягкие и хорошо жуются, почти не отдают хвоей.
Какую-нибудь легкую еду на вечер я брал в супермаркетах. Хотя не во всех городах есть привычные жителям европейской части «Пятерочка», «Магнит» и «Перекресток», продукты плюс-минус одинаковые. В городах Сибири основным поставщиком продуктов будет Китай, в магазинах можно найти китайские огурцы, помидоры, кабачки, сливы, ананасы, клубнику, арбузы, дыни, маракуйя, манго и виноград — при этом все вкусное.
Как я работал в путешествии
Если вы работаете удаленно, можно отдать работе вечернее время в поезде. Например, если поезд отходит в 18:00—19:00, у вас будет четыре-пять часов на работу. Но нужно иметь в виду, что интернет исчезнет практически сразу, как только поезд отойдет от города. И будет появляться на три-пять минут в редкие моменты пересечения населенных пунктов. Поэтому всю необходимую для работы информацию лучше заранее скачать на ноутбук.
Если интернет критически необходим, работе можно посвятить утреннее время до заезда в квартиру или гостиницу.
Для себя я разделил работу на два типа: дела, которые требуют эмоционального вовлечения и серьезного погружения, и механическая работа, которую можно сделать, не особо включаясь эмоционально.
Первый тип я постарался полностью исключить, потому что мне не хотелось отвлекаться от поездки. Я хотел просто лежать на своей полке в купе, слушать стук колес, читать книгу, выходить в тамбур и разговаривать с соседями по вагону. Если бы в этот момент я был вовлечен в какой-нибудь проект, который занимал бы мои мысли, то пропустил бы все те тонкие впечатления, ради которых и затевалась поездка. Заказчикам, которые предлагали мне поработать над такого рода проектами, во время поездки я отказывал.
Второй тип задач — механическую работу, не требующую погружения, — я оставил, потому что они никак не отвлекали меня от поездки. Например, около 30% моего дохода составляет прибыль от рекламных публикаций в соцсетях: я веду канал вакансий и группу про маркетинг. Размещение рекламных постов не требует большого вовлечения и не занимает много времени.
В целом к механической работе можно отнести любую «халтуру»: у дизайнеров это могут быть задачи с очевидным алгоритмом действий — сделать единичную картинку по четкому ТЗ, у копирайтеров — написать короткий текст, когда есть все вводные и тема ясна, и тому подобные разовые заказы.
Я также оставил работу, связанную с самой поездкой. Мне хотелось документировать впечатления: это то, что нельзя отложить. Потому что впечатлений в такой поездке много, города меняются быстро, если не зафиксировать мысли сразу, они закрасятся другими, новый город и новые события вытеснят предыдущие. Чтобы дисциплинировать себя в выполнении этой задачи, я вел дневник поездки в соцсетях.
Как я занимался спортом в путешествии
Я из тех, кто легко набирает вес. Обычно в дополнение к спорту мне приходится соблюдать еще и диету, но с ней в поездке как раз тяжело. Мне не хотелось ограничивать себя в еде, поэтому было важно оставить хотя бы спорт. Кроме того, поездка заняла почти месяц — это мог быть достаточно большой перерыв в тренировках. При этом я точно про себя знал, что заниматься в домашних условиях — подтягиваться, отжиматься и делать прочие упражнения с собственным весом — я не буду. Поэтому еще до поездки настраивался организовать спорт в каждом городе.
Сделать это оказалось несложно: во всех городах моего маршрута были фитнес-залы с разовыми посещениями. Кое-где первое посещение было бесплатным — мне попались такие клубы в Хабаровске и Перми. В остальных залах оно стоило 200—500 ₽.
Если жилье не предполагало раннего заезда, я строил день так: находил квартиру, оставлял багаж на вокзале, шел на тренировку, после нее обедал, возвращался за багажом и ехал на заселение. Во всех квартирах, которые я снимал, стояла стиральная машина и был порошок, так что вопросов с чистотой одежды не возникало: стирал все в тот же день, а к моменту выселения одежда успевала высохнуть.
Для поиска фитнес-клуба я использовал «Яндекс-карты» и «2ГИС». Критерии выбора: близость к вокзалу, наличие разовых посещений и хорошая картинка. Последним иногда приходилось жертвовать: не во всех городах есть залы, которые побуждают тренироваться. Некоторые залы были такого рода, в которых к концу тренировки ты рад возможности покинуть это место. Постоянно в них ходить я бы не смог, а в случае разового визита свою функцию они выполняют.
Как итог, я совсем не ограничивал себя в еде, при этом к концу поездки не поправился. Тренировки через день и 15—20 тысяч шагов ежедневно позволили мне сохранить форму, чувствовать тонус и заказывать десерты.
Багаж
Перед отъездом из Владивостока я отправил 30 кг вещей Почтой России — вышло около 10 000 ₽.
Все путешествие я проехал с рюкзаком и сумкой. В рюкзак складывал документы и технику: ноутбук, пауэрбанк, зарядки, электронную книгу и прочие ценные вещи. В сумке были сменные вещи, спортивная форма, комплект теплой одежды — он пригодился в районах Байкала. Сумка весила около 10 кг, рюкзак тянул килограммов на 5 — с таким набором особо по городу не погуляешь. Надо было придумать, куда деть вещи на период, когда нигде не заселен.
Меня очень выручали автоматические камеры хранения РЖД с почасовой тарификацией — они есть на каждом вокзале более-менее крупного города. В терминале у камер нужно выбрать, на сколько часов планируете оставить вещи, и заплатить наличными или картой. Затем автомат выдаст чек со штрихкодом и номером ячейки.
При превышении оплаченного периода тариф автоматически переходит к следующему в плане. Разницу надо будет оплатить в момент забора багажа. Не зная наверняка, сколько времени мне потребуется, я всегда оплачивал минимальный часовой тариф, а затем доплачивал разницу.
Важно отметить, что надо заранее определить, какие вещи вам нужны, и все нужное сразу взять с собой. Камера работает так, что у вас есть первые 15 минут на то, чтобы открывать и закрывать дверь. По истечении этого времени, если откроешь камеру, аренда будет считаться завершенной, даже если она оплачена на 8 часов. Чек перестанет работать, и если вы закрыли дверцу. Ее придется вскрывать — это платная услуга, стоит 400 ₽.
- 400 ₽
Логика такого подхода не вполне очевидна, а правила люди в основном не читают, поэтому я регулярно наблюдал, как люди вызывали администратора для вскрытия ячейки и негодовали, почему не работает их штрихкод. Я на такую уловку не попадался, потому что сразу внимательно прочитал правила.
Ячейка пригодится, если в найденном жилье нет возможности раннего заезда, а также если пора выселяться, а до отправления поезда еще долго. Удобно оставить вещи на вокзале, а вечером забрать и сразу занести в поезд.
Если в качестве жилья вы выбрали гостиницу, вещи можно оставить и там. Хотя, мне кажется, такой вариант более рискованный: в гостиницах часто просто складывают все вещи в одной комнате и не слишком следят, кто и что потом забирает. Я немного беспокоился по поводу ценных вещей. В ячейку же посторонний залезть не может.
Еще один вариант — камера хранения автовокзала. Обычно она представляет собой что-то среднее между комнатой хранения в гостинице и ячейкой вокзала. Все вещи хранятся в одной комнате, вам выдают номерок от места на полке. Камерой хранения автовокзала я воспользовался в Иркутске, когда уезжал на Байкал. Тариф был един вне зависимости от времени — место на полке стоило 150 ₽. За все время я потратил на хранение багажа около 3800 ₽.
В Красноярске я понял, что могу спокойно обойтись без части вещей, и решил отправить их почтой в Москву. В частности, отправил плавательный комплект, который мне ни разу не пригодился: на Байкале было холодно, а в тренажерных залах бассейна не было. Еще отправил лишнее белье: когда собирался в поездку, не знал, как в пути будет со стиркой, поэтому брал с запасом. За доставку 3 кг вещей ЕМС взяли с меня 1500 ₽.
Вот что я рекомендовал бы точно взять в поездку:
- Теплая кофта. Погодные условия вдоль обширной территории страны очень разные. В Прибайкалье может быть холодно даже летом.
- Пауэрбанк. Он несколько раз выручал меня в прогулках по городу.
- Протеиновые батончики и орешки — помогут избавиться от голода в неподходящий момент.
- Беруши — спасут от храпящего соседа, если он все-таки встретится на вашем пути.
Итоги
Перед поездкой у меня были сомнения, стоит ли отправляться в такой долгий путь. Казалось, после подобного отдыха может потребоваться новый отдых, чтобы прийти в себя. Но сейчас я безмерно рад, что решился. Получилось одно из самых памятных путешествий, насыщенное столькими событиями и впечатлениями, что хватило бы на несколько.
Для меня ожили объекты, которые раньше были просто словами из учебника географии. У меня было много времени без интернета, чтобы просто лежать на кушетке поезда, слушать музыку, смотреть в окно и мечтать. Я побывал во множестве крупных городов России, поэтому теперь у меня появилась дополнительная тема для разговоров: когда какой-нибудь новый знакомый говорит, откуда он, зачастую я могу обсудить с ним его город и поделиться впечатлениями.
Поездка далась мне легче, чем я предполагал, но без усталости не обошлось. Взятый темп — один-два дня на город — оказался довольно выматывающим. Поэтому в Улан-Удэ и Иркутске я очень радовался, что заложил на эти города по четыре дня. Отсутствие переездов, необходимости искать жилье и спешить позволило передохнуть прямо во время пути. Дальше у меня таких остановок не было, и к концу я был слегка вымотан.
Места для новых впечатлений во мне уже не было, поэтому в Омске, например, я просто весь день просидел на берегу Иртыша, от чего тоже получил большое удовольствие. Если бы я организовывал подобную поездку сейчас, то добавил бы больше длительных остановок: например, в конечной части маршрута их можно сделать в Екатеринбурге или Казани.
Больше всего мне запомнился момент, когда к концу второй недели путешествия я вдруг пронзительно со всей полнотой почувствовал дух поездки. Это произошло в секунду, когда сидя на вокзале Иркутска я подписывал открытки, купленные в Улан-Удэ, которые придется отправить из Красноярска, потому что иркутский поезд отходит через 15 минут и я уже слегка опаздываю. Улыбнулся, собрал вещи и побежал искать свой вагон.
Хотел бы я отправиться в подобную поездку еще? Однозначно да. Хочу построить новый маршрут — например, в северных регионах России, о которых я мало знаю. Мне также интересны Азия и Латинская Америка, Австралия. Думаю, однажды я решусь на кругосветное путешествие. Транссиб — в моем сердце как исполненная мечта детства.
Запомнить
- Весь маршрут от Москвы до Владивостока можно проехать на одном поезде за 6 дней. Но гораздо интереснее выходить в крупных городах и знакомиться с ними. Лучше закладывать на один город 3—4 дня. Пусть на такое путешествие потребуется больше времени, зато отдохнете от поезда и лучше узнаете город.
- Билеты стоят дешевле за 120, 90, 60 и 45 дней. Чем ближе дата поездки, тем дороже билеты;
- Если планируете много ездить на поездах в купе, выгоднее приобрести скидочную карту. У меня она окупилась примерно после пятого билета из девяти.
- Невозвратный билет поможет сэкономить еще около 20%. На него действует скидка по дисконтной карте. Всего с невозвратными билетами и скидочной картой я сэкономил около 10 000 ₽.
- В поездах предусмотрены отдельные купе для женщин — это удобно, если не хотите ехать с незнакомцами в замкнутом помещении.
- В современных вагонах купе у туалета ничем не хуже остальных купе — неприятные запахи и звуки хлопающей двери туда не доносятся.
- Питание чаще всего включено в стоимость билета. Если нет, то можно заказать еду на месте — ее разогреют и принесут вам в купе. Есть варианты для детей и вегетарианцев. В вагоне-ресторане дорого и не самая приятная публика.
- Между городами интернет ловит редко, поэтому скачайте всю важную информацию заранее. На мой взгляд, самое важное, что нужно сделать, если едешь один, — скачать на телефон приятную музыку. Такую, чтобы ее можно было слушать долго и она была в тон настроению поезда. Музыка возьмет на себя роль компаньона.
- В путешествии по России самые удобные сервисы для поиска жилья — это «Островок», «Яндекс-путешествия» и «Авито». А для поиска достопримечательностей — карты «2ГИС».
- На вокзалах можно оставить багаж в камере хранения — цены начинаются от 100 ₽ за час. При превышении оплаченного времени тариф автоматически переходит к следующему в плане.
- Все необходимое из багажа возьмите с собой сразу. После закрытия дверцы есть только 15 минут, чтобы снова ее открыть и закрыть. Если откроете дверцу по истечении 15 минут, аренда будет считаться завершенной, даже если она оплачена на 8 часов. Чек перестанет работать, и если вы закрыли дверцу — ее придется вскрывать, это платная услуга, стоит 400 ₽.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.