Я путешествую с квадрокоптером и делаю восхитительные снимки
Мы с мужем любим брать в путешествия квадрокоптер. Съемка с высоты позволяет увидеть новые места с необычного ракурса.
С помощью квадрокоптера мы заглянули в кратер Везувия, поразились масштабам бразильских фавел и узнали, что розовые фламинго сверху похожи на стайку аквариумных рыбок.
Но во многих странах ужесточили правила использования беспилотников и ввели ограничения на любительские полеты, потому что были случаи, когда дроны нарушали работу аэропортов, травмировали людей и наносили вред архитектурным памятникам, врезаясь в них. Так что главная сложность путешествий с квадрокоптером — получить разрешение на полеты в стране.
По моему опыту во многих случаях оформить его почти невозможно. Мы брали дрон в пять стран — Бразилию, Мексику, Испанию, Италию и Аргентину — и ни разу не получали такой документ. Мы сознательно шли на риск, нам везло, и никаких проблем в поездках не было. Но я не рекомендую так делать: нарушителям часто грозит штраф или конфискация техники. Лучше заранее разобраться в правилах, чтобы знать, как оформить разрешение и какая ответственность последует за нелегальный полет.
Расскажу, какие модели дронов и аксессуары мы используем и как путешествуем с квадрокоптером.
Какой дрон мы выбрали для путешествий
Важные критерии — легкость, компактность, качество видео, время работы от аккумулятора. У известного производителя квадрокоптеров — компании DJI есть четыре линейки популярных дронов: Mavic Pro, Mavic Air, Mavic Mini и Phantom. Они отличаются весом, временем и дальностью полета, качеством видео и ценой. Мы рассматривали именно дроны DJI, так как они считаются оптимальными по соотношению цены, качества съемки и безопасности управления среди любительских дронов.
Самый маленький — Mavic Mini. Топовым сейчас многие считают Mavic Pro 2. Phantom не входит в линейку компактных дронов, в путешествии он не очень удобен из-за размеров, зато более стабилен при сильном ветре и оснащен более продвинутым видеооборудованием.
Популярные модели квадрокоптеров DJI
Модель | Вес | Время полета | Сколько стоит |
---|---|---|---|
Mavic Mini 2 | 249 г | 30 минут | 49 990 ₽ |
Mavic Air 2 | 570 г | 33 минуты | 80 990 ₽ |
Mavic Pro 2 | 907 г | 31 минута | 141 990 ₽ |
Mavic 3 | 895 г | 46 минут | 215 990 ₽ |
Phantom 4 Pro | 1375 г | 30 минут | 160 990 ₽ |
Популярные модели квадрокоптеров DJI
Mavic Mini 2 | |
Вес | 249 г |
Время полета | 30 минут |
Сколько стоит | 49 990 ₽ |
Mavic Air 2 | |
Вес | 570 г |
Время полета | 33 минуты |
Сколько стоит | 80 990 ₽ |
Mavic Pro 2 | |
Вес | 907 г |
Время полета | 31 минута |
Сколько стоит | 141 990 ₽ |
Mavic 3 | |
Вес | 895 г |
Время полета | 46 минут |
Сколько стоит | 215 990 ₽ |
Phantom 4 Pro | |
Вес | 1375 г |
Время полета | 30 минут |
Сколько стоит | 160 990 ₽ |
У нас дрон Mavic Pro. Он весит 724 грамма, летает до 27 минут, записывает видео Ultra HD. С 2017 года мы налетали на нем 14 часов и почти 100 километров в шести странах: Мексике, Испании, Италии, Бразилии, Аргентине и России. Он вполне удобен для поездок.
Перед тем как купить его, мы брали у нашего друга Phantom 3 и летали с ним на Филиппинах. Покупать такой же мы не стали — предпочли модель полегче.
Надо ли страховать дрон
Во многих странах полеты невозможны без страховки: она нужна для оформления разрешения на полеты. В России специальные программы страхования беспилотников есть в «Ингосстрахе». В других страховых компаниях подобной услуги я не нашла.
Годовая страховка с суммой покрытия 50 000 ₽ на дрон типа DJI Mavic Pro обойдется в 890 ₽. Она действует на территории РФ, СНГ, в странах Евросоюза, Турции, Египте, Таиланде и других, исключая зоны военных действий и зоны, где запрещены полеты беспилотников, например вблизи аэропортов. Рассчитать стоимость полиса можно в калькуляторе. Максимальная сумма покрытия — 1 000 000 ₽ при цене полиса 7900 ₽.
Страховка есть у производителя DJI. Ее можно купить только для нового беспилотника. Она включает ответственность перед третьими лицами, ремонт в случае повреждений и компенсацию при утрате. Пакет стоит 9500 ₽. Лучше внимательно прочитать список нестраховых случаев. Например, если дрон упадет в воду, ремонт или утрату не компенсируют.
Мы ни разу не страховали беспилотник, потому что муж управляет им аккуратно, а вблизи зданий или людей, которым можно потенциально нанести ущерб, мы не летаем.
Как поставить беспилотник на учет в России
В России с марта 2022 года необходимо ставить на учет все беспилотники весом от 150 граммов до 30 килограммов. Заявление нужно подать через госуслуги или на сайте Росавиации в течение 10 дней с момента покупки. В нем указывают название модели, серийный номер, количество двигателей, массу и компанию-производителя.
Заявление рассмотрят в течение 10 дней и затем пришлют уведомление и учетный номер. Его нужно нанести на корпус дрона до начала полетов. За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф 2000—2500 ₽ или лишение права управления дроном до года.
Какие аксессуары мы покупаем для путешествий
Для перевозки и комфортного управления понадобится несколько аксессуаров. Полный комплект обойдется минимум в 7600 ₽, если заказывать на «Алиэкспрессе». В фирменном магазине все стоит в 2—4 раза дороже.
Вот что я рекомендую купить для путешествий с дроном:
- Сумку. На «Алиэкспрессе» ее можно заказать за 1586 ₽, в фирменном магазине DJI — за 3990 ₽. В ней есть отделения для дрона, пульта управления и запасного аккумулятора.
- Дополнительный аккумулятор. На «Алиэкспрессе» он стоит от 4460 ₽, в фирменном магазине DJI — 8490 ₽. Mavic Pro летает на одной батарее примерно 25 минут. Обычно мы берем с собой запасную, так как не всегда есть возможность зарядить ее в дороге, а поснимать еще хочется. Дополнительный аккумулятор нам подарили друзья. Везти батареи в багаже запрещено, поскольку они могут загореться в грузовом отсеке. Мы всегда берем их вместе с дроном в ручную кладь.
- Несгораемый чехол для аккумуляторов. На «Алиэкспрессе его цена — от 250 ₽. Квадрокоптеры питаются от литийионных батарей. По правилам безопасности Международной организации гражданской авиации запасные аккумуляторы нужно перевозить в несгораемых чехлах.
- Солнцезащитный козырек для пульта управления. На «Алиэкспрессе» стоит от 995 ₽, в фирменном магазине DJI — 1990 ₽. Без него управлять дроном на улице в солнечную погоду очень неудобно, поскольку экран отсвечивает и ничего не видно. Раньше мужу приходилось надевать на голову майку.
- Автомобильное зарядное устройство. На «Алиэкспрессе» — от 1278 ₽, в фирменном магазине DJI — 4690 ₽.
Где узнать правила ввоза дронов в разные страны
Перед путешествием мы проверяем правила ввоза беспилотника в страну на сайтах droneregulations.info и drone-laws.com. Информация там на английском языке. Она часто обновляется, так что лучше смотреть правила перед каждой поездкой.
В некоторых странах дрон могут конфисковать по прилете в аэропорту и вернуть при вылете. Я читала на форумах, что такие правила действуют на Кубе, в Марокко, Никарагуа, Алжире, Саудовской Аравии, Северной Корее, Индии. Использовать беспилотники запрещено в Египте и Тунисе.
В других государствах бумаги для оформления разрешения на полет должен подать гражданин страны, а не турист. Например, такие правила в Бразилии. Там дрон весом более 250 граммов надо регистрировать на сайте Национального агентства гражданской авиации Бразилии — ANAC. Для этого нужен CPF — бразильский аналог нашего ИНН. То есть без помощи местных это сделать не получится. Полученный при регистрации номер нужно нанести на дрон. Еще беспилотник надо застраховать от ущерба третьим лицам, а пилот должен быть старше 18 лет.
Куда мы ездили с дроном
Самый первый полет мы совершили на Филиппинах в 2017 году — тогда у нас еще не было своего дрона. Летали над пляжем острова Боракай. При ввозе дрона в страну, при внутренних перелетах и во время управления никаких проблем не было.
Бразилия. Мы брали с собой квадрокоптер в Бразилию осенью 2018 года. Тогда туристам не надо было регистрировать беспилотник, если его используют не в коммерческих целях и он весит меньше 1350 граммов. Мы везли его в ручной клади, вопросов у работников аэропорта он ни разу не вызвал, хотя мы совершили с ним шесть перелетов внутри страны.
Летать на дронах в Бразилии в 2018 году можно было без регистрации. Там запрещено поднимать дрон на высоту более 120 метров, летать над большими скоплениями людей, возле аэропортов, правительственных и военных учреждений.
Нельзя поднимать дрон в Рио-де-Жанейро возле статуи Иисуса на горе Корковадо и над Сахарной Головой и летать в национальном парке над водопадами Игуасу: там на всех смотровых точках висят таблички с перечеркнутым дроном. Правила описаны на сайте Управления гражданской авиации.
Перед поездкой я читала Форум Винского и общалась с теми, кто уже был в стране, чтобы выяснить, насколько строго там соблюдают правила и как бразильцы относятся к квадрокоптерам. Путешественники сообщали, что можно спокойно летать везде, кроме Корковадо и Сахарной Головы, и что бразильцев это не беспокоит.
Мы запускали дрон над пляжами Ипанема и Копакабана и фавелой Росинья. Делали это аккуратно, низко не спускались. Это прекрасная альтернатива дорогостоящим вертолетным экскурсиям.
Мы больше боялись не полиции, а местных. Стражей порядка мы вообще там ни разу не видели, поэтому старались не светить в переулках сумку с дроном, чтобы ее не лишиться. На смотровых поднимали дрон с открытых площадок, где были другие туристы. Все смотрели с интересом и махали руками в камеру, с агрессией мы не сталкивались.
В парке у водопадов Игуасу летать запрещено, но вода так шумит, что дрон услышать невозможно. Поэтому мы выбрали место, где никого не было, и спокойно подняли беспилотник в воздух.
Мы были готовы заплатить штраф, если попадемся. Впечатления для нас дороже. Но все же надеялись отделаться предупреждением и просто посадить дрон по первому требованию.
Мексика. Разрешение на полеты в стране мы тоже не получали. Перед поездкой я снова искала в интернете отзывы путешественников и поняла, что проблемы с полицией гарантированы, если попробовать полетать над Чичен-Ицей. Эту достопримечательность они тщательно охраняют. А в остальных местах людям удавалось спокойно снимать.
Мы летали по территории археологической зоны Калакмуль с пирамидами майя и в Селестуне. В Калакмуле висел знак, что использовать дроны запрещено. Но там было очень мало туристов, а работников мы встретили только на входе, поэтому решились полетать. Муж поднялся на одну из небольших пирамид и с нее запустил квадрокоптер. Я гуляла возле пирамиды и следила, чтобы никого не было рядом во время взлета и посадки. Никто мимо так и не прошел.
В Селестуне мы не видели знаков, запрещающих квадрокоптеры. Там мы больше опасались местных: рядом с парком находятся очень бедные на вид поселки, их жители занимаются добычей соли на озере. Мы выбрали для запуска безлюдное место, и за время полетов никто мимо не проезжал.
Италия. С 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности — EASA — приняло единые правила управления дронами на территории стран Евросоюза. В EASA даже сделали мультфильм, в котором рассказывают основные правила управления квадрокоптером в Европе.
Мы были в Италии в 2019 году. Взяли туда дрон в надежде поснимать Везувий издалека, потому что знали об ограничениях на съемку на территории национального парка. Технику провезли в страну спокойно, вопросов в аэропорту на погранконтроле не было. Как только мы выехали за территорию парка, увидели туриста, который припарковался на обочине и спокойно стоял с пультом управления дроном в руках. Тут и мы решили поднять свой беспилотник. Мимо проезжали машины, но полиции и охраны не было.
В Испании, в аэропорту Тенерифе дрон тоже не вызвал вопросов. Мы поднимали квадрокоптер за территорией парка «Тейде» и над морем с черного пляжа, выбрали место, где нет людей.
Как наказывают туристов за нелегальные полеты
Часто туристы, которые запускают дрон на свой страх и риск, получают огромные штрафы от властей и даже попадают за решетку. Например, в 2021 году мексиканского туриста оштрафовали на 33 000 € (2 868 030 ₽) за запуск дрона в Милане.
В Абу-Даби в 2017 году арестовали российского режиссера, который запустил беспилотник рядом с мечетью. Он провел две недели в камере и смог выйти на свободу только после вмешательства российского посольства.
В Тунисе у российского туриста полиция конфисковала дрон стоимостью 50 000 $ (3 834 500 ₽). В Италии путешественнику из Франции грозил штраф в 113 000 € (9 820 830 ₽) за полет над Колизеем.
Что в итоге
Для нас съемки и фото с дрона — это запечатленные воспоминания, ради которых мы готовы рискнуть. Но надо понимать, что, нарушая правила, можно лишиться техники или заплатить солидный штраф. Не стоит летать над достопримечательностями или парками, где есть запрещающие знаки. Всегда есть более безопасный вариант снять не менее красивые виды издалека, за границами запретной территории.
Даже в странах, где туристам разрешают использовать дроны, важно соблюдать общие универсальные правила безопасных полетов:
- не поднимать дрон выше 120 метров;
- не летать в темноте или в условиях плохой видимости;
- не летать вблизи аэропортов, над воинскими частями, стратегическими объектами, вблизи административных зданий, а также над заповедниками и парками, где это запрещено;
- не летать над частными владениями без разрешения собственника.