Я путешествую с квадрокоптером и делаю восхитительные снимки

Я путешествую с квадрокоптером и делаю восхитительные снимки

Как заглянуть в кратер Везувия и посмотреть на Рио-де-Жанейро с высоты

13
Этот текст написан в Сообществе. Бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Аватар автора

Евгения Панова

путешествует с квадрокоптером

Страница автора

Мы с мужем любим брать в путешествия квадрокоптер. Съемка с высоты позволяет увидеть новые места с необычного ракурса.

С помощью квадрокоптера мы заглянули в кратер Везувия, поразились масштабам бразильских фавел и узнали, что розовые фламинго сверху похожи на стайку аквариумных рыбок.

Но во многих странах ужесточили правила использования беспилотников и ввели ограничения на любительские полеты, потому что были случаи, когда дроны нарушали работу аэропортов, травмировали людей и наносили вред архитектурным памятникам, врезаясь в них. Так что главная сложность путешествий с квадрокоптером — получить разрешение на полеты в стране.

По моему опыту во многих случаях оформить его почти невозможно. Мы брали дрон в пять стран — Бразилию, Мексику, Испанию, Италию и Аргентину — и ни разу не получали такой документ. Мы сознательно шли на риск, нам везло, и никаких проблем в поездках не было. Но я не рекомендую так делать: нарушителям часто грозит штраф или конфискация техники. Лучше заранее разобраться в правилах, чтобы знать, как оформить разрешение и какая ответственность последует за нелегальный полет.

Расскажу, какие модели дронов и аксессуары мы используем и как путешествуем с квадрокоптером.

Смотреть на Рио-де-Жанейро с высоты незабываемо
Смотреть на Рио-де-Жанейро с высоты незабываемо
Вид на Везувий: дрон мы подняли за территорией национального парка
Вид на Везувий: дрон мы подняли за территорией национального парка

Какой дрон мы выбрали для путешествий

Важные критерии — легкость, компактность, качество видео, время работы от аккумулятора. У известного производителя квадрокоптеров — компании DJI есть четыре линейки популярных дронов: Mavic Pro, Mavic Air, Mavic Mini и Phantom. Они отличаются весом, временем и дальностью полета, качеством видео и ценой. Мы рассматривали именно дроны DJI, так как они считаются оптимальными по соотношению цены, качества съемки и безопасности управления среди любительских дронов.

Самый маленький — Mavic Mini. Топовым сейчас многие считают Mavic Pro 2. Phantom не входит в линейку компактных дронов, в путешествии он не очень удобен из-за размеров, зато более стабилен при сильном ветре и оснащен более продвинутым видеооборудованием.

Популярные модели квадрокоптеров DJI

МодельВесВремя полетаСколько стоит
Mavic Mini 2249 г30 минут49 990 ₽
Mavic Air 2570 г33 минуты80 990 ₽
Mavic Pro 2907 г31 минута141 990 ₽
Mavic 3895 г46 минут215 990 ₽
Phantom 4 Pro1375 г30 минут160 990 ₽

Популярные модели квадрокоптеров DJI

Mavic Mini 2
Вес249 г
Время полета30 минут
Сколько стоит49 990 ₽
Mavic Air 2
Вес570 г
Время полета33 минуты
Сколько стоит80 990 ₽
Mavic Pro 2
Вес907 г
Время полета31 минута
Сколько стоит141 990 ₽
Mavic 3
Вес895 г
Время полета46 минут
Сколько стоит215 990 ₽
Phantom 4 Pro
Вес1375 г
Время полета30 минут
Сколько стоит160 990 ₽

У нас дрон Mavic Pro. Он весит 724 грамма, летает до 27 минут, записывает видео Ultra HD. С 2017 года мы налетали на нем 14 часов и почти 100 километров в шести странах: Мексике, Испании, Италии, Бразилии, Аргентине и России. Он вполне удобен для поездок.

Перед тем как купить его, мы брали у нашего друга Phantom 3 и летали с ним на Филиппинах. Покупать такой же мы не стали — предпочли модель полегче.

Наша полетная статистика в приложении DJI Go
Наша полетная статистика в приложении DJI Go

Надо ли страховать дрон

Во многих странах полеты невозможны без страховки: она нужна для оформления разрешения на полеты. В России специальные программы страхования беспилотников есть в «Ингосстрахе». В других страховых компаниях подобной услуги я не нашла.

Годовая страховка с суммой покрытия 50 000 ₽ на дрон типа DJI Mavic Pro обойдется в 890 ₽. Она действует на территории РФ, СНГ, в странах Евросоюза, Турции, Египте, Таиланде и других, исключая зоны военных действий и зоны, где запрещены полеты беспилотников, например вблизи аэропортов. Рассчитать стоимость полиса можно в калькуляторе. Максимальная сумма покрытия — 1 000 000 ₽ при цене полиса 7900 ₽.

Страховка Mavic 2 Pro с покрытием 50 000 ₽ стоит от 890 ₽. Источник: «Ингосстрах»
Страховка Mavic 2 Pro с покрытием 50 000 ₽ стоит от 890 ₽. Источник: «Ингосстрах»

Страховка есть у производителя DJI. Ее можно купить только для нового беспилотника. Она включает ответственность перед третьими лицами, ремонт в случае повреждений и компенсацию при утрате. Пакет стоит 9500 ₽. Лучше внимательно прочитать список нестраховых случаев. Например, если дрон упадет в воду, ремонт или утрату не компенсируют.

Мы ни разу не страховали беспилотник, потому что муж управляет им аккуратно, а вблизи зданий или людей, которым можно потенциально нанести ущерб, мы не летаем.

Как поставить беспилотник на учет в России

В России с марта 2022 года необходимо ставить на учет все беспилотники весом от 150 граммов до 30 килограммов. Заявление нужно подать через госуслуги или на сайте Росавиации в течение 10 дней с момента покупки. В нем указывают название модели, серийный номер, количество двигателей, массу и компанию-производителя.

Заявление рассмотрят в течение 10 дней и затем пришлют уведомление и учетный номер. Его нужно нанести на корпус дрона до начала полетов. За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф 2000—2500 ₽ или лишение права управления дроном до года.

Какие аксессуары мы покупаем для путешествий

Для перевозки и комфортного управления понадобится несколько аксессуаров. Полный комплект обойдется минимум в 7600 ₽, если заказывать на «Алиэкспрессе». В фирменном магазине все стоит в 2—4 раза дороже.

Вот что я рекомендую купить для путешествий с дроном:

  1. Сумку. На «Алиэкспрессе» ее можно заказать за 1586 ₽, в фирменном магазине DJI — за 3990 ₽. В ней есть отделения для дрона, пульта управления и запасного аккумулятора.
  2. Дополнительный аккумулятор. На «Алиэкспрессе» он стоит от 4460 ₽, в фирменном магазине DJI — 8490 ₽. Mavic Pro летает на одной батарее примерно 25 минут. Обычно мы берем с собой запасную, так как не всегда есть возможность зарядить ее в дороге, а поснимать еще хочется. Дополнительный аккумулятор нам подарили друзья. Везти батареи в багаже запрещено, поскольку они могут загореться в грузовом отсеке. Мы всегда берем их вместе с дроном в ручную кладь.
  3. Несгораемый чехол для аккумуляторов. На «Алиэкспрессе его цена — от 250 ₽. Квадрокоптеры питаются от литийионных батарей. По правилам безопасности Международной организации гражданской авиации запасные аккумуляторы нужно перевозить в несгораемых чехлах.
  4. Солнцезащитный козырек для пульта управления. На «Алиэкспрессе» стоит от 995 ₽, в фирменном магазине DJI — 1990 ₽. Без него управлять дроном на улице в солнечную погоду очень неудобно, поскольку экран отсвечивает и ничего не видно. Раньше мужу приходилось надевать на голову майку.
  5. Автомобильное зарядное устройство. На «Алиэкспрессе» — от 1278 ₽, в фирменном магазине DJI — 4690 ₽.
Наш комплект для путешествий: дрон в сумке, дополнительные аккумуляторы в несгораемом чехле, солнцезащитный козырек, автомобильная зарядка, жесткие чехлы для дрона и пульта, если планируем брать их с собой во время катания на сноуборде, чтобы защитить от повреждений при падениях
Наш комплект для путешествий: дрон в сумке, дополнительные аккумуляторы в несгораемом чехле, солнцезащитный козырек, автомобильная зарядка, жесткие чехлы для дрона и пульта, если планируем брать их с собой во время катания на сноуборде, чтобы защитить от повреждений при падениях
Сумка для дрона на «Алиэкспрессе» за 1586 ₽
Сумка для дрона на «Алиэкспрессе» за 1586 ₽

Где узнать правила ввоза дронов в разные страны

Перед путешествием мы проверяем правила ввоза беспилотника в страну на сайтах droneregulations.info и drone-laws.com. Информация там на английском языке. Она часто обновляется, так что лучше смотреть правила перед каждой поездкой.

В некоторых странах дрон могут конфисковать по прилете в аэропорту и вернуть при вылете. Я читала на форумах, что такие правила действуют на Кубе, в Марокко, Никарагуа, Алжире, Саудовской Аравии, Северной Корее, Индии. Использовать беспилотники запрещено в Египте и Тунисе.

В других государствах бумаги для оформления разрешения на полет должен подать гражданин страны, а не турист. Например, такие правила в Бразилии. Там дрон весом более 250 граммов надо регистрировать на сайте Национального агентства гражданской авиации Бразилии — ANAC. Для этого нужен CPF — бразильский аналог нашего ИНН. То есть без помощи местных это сделать не получится. Полученный при регистрации номер нужно нанести на дрон. Еще беспилотник надо застраховать от ущерба третьим лицам, а пилот должен быть старше 18 лет.

Вид на слияние Солимойнса и Амазонки в Бразилии. На фото наша лодочка
Вид на слияние Солимойнса и Амазонки в Бразилии. На фото наша лодочка

Куда мы ездили с дроном

Самый первый полет мы совершили на Филиппинах в 2017 году — тогда у нас еще не было своего дрона. Летали над пляжем острова Боракай. При ввозе дрона в страну, при внутренних перелетах и во время управления никаких проблем не было.

Бразилия. Мы брали с собой квадрокоптер в Бразилию осенью 2018 года. Тогда туристам не надо было регистрировать беспилотник, если его используют не в коммерческих целях и он весит меньше 1350 граммов. Мы везли его в ручной клади, вопросов у работников аэропорта он ни разу не вызвал, хотя мы совершили с ним шесть перелетов внутри страны.

Летать на дронах в Бразилии в 2018 году можно было без регистрации. Там запрещено поднимать дрон на высоту более 120 метров, летать над большими скоплениями людей, возле аэропортов, правительственных и военных учреждений.

Нельзя поднимать дрон в Рио-де-Жанейро возле статуи Иисуса на горе Корковадо и над Сахарной Головой и летать в национальном парке над водопадами Игуасу: там на всех смотровых точках висят таблички с перечеркнутым дроном. Правила описаны на сайте Управления гражданской авиации.

Предупреждение о запрете полетов над Сахарной Головой в Рио-де-Жанейро
Предупреждение о запрете полетов над Сахарной Головой в Рио-де-Жанейро

Перед поездкой я читала Форум Винского и общалась с теми, кто уже был в стране, чтобы выяснить, насколько строго там соблюдают правила и как бразильцы относятся к квадрокоптерам. Путешественники сообщали, что можно спокойно летать везде, кроме Корковадо и Сахарной Головы, и что бразильцев это не беспокоит.

Мы запускали дрон над пляжами Ипанема и Копакабана и фавелой Росинья. Делали это аккуратно, низко не спускались. Это прекрасная альтернатива дорогостоящим вертолетным экскурсиям.

Мы больше боялись не полиции, а местных. Стражей порядка мы вообще там ни разу не видели, поэтому старались не светить в переулках сумку с дроном, чтобы ее не лишиться. На смотровых поднимали дрон с открытых площадок, где были другие туристы. Все смотрели с интересом и махали руками в камеру, с агрессией мы не сталкивались.

Огромная фавела Росинья в Рио-де-Жанейро, Бразилия
Огромная фавела Росинья в Рио-де-Жанейро, Бразилия
Национальный парк с водопадами Игуасу на территории Аргентины — потрясающее зрелище
Национальный парк с водопадами Игуасу на территории Аргентины — потрясающее зрелище

В парке у водопадов Игуасу летать запрещено, но вода так шумит, что дрон услышать невозможно. Поэтому мы выбрали место, где никого не было, и спокойно подняли беспилотник в воздух.

Мы были готовы заплатить штраф, если попадемся. Впечатления для нас дороже. Но все же надеялись отделаться предупреждением и просто посадить дрон по первому требованию.

Мексика. Разрешение на полеты в стране мы тоже не получали. Перед поездкой я снова искала в интернете отзывы путешественников и поняла, что проблемы с полицией гарантированы, если попробовать полетать над Чичен-Ицей. Эту достопримечательность они тщательно охраняют. А в остальных местах людям удавалось спокойно снимать.

Мы летали по территории археологической зоны Калакмуль с пирамидами майя и в Селестуне. В Калакмуле висел знак, что использовать дроны запрещено. Но там было очень мало туристов, а работников мы встретили только на входе, поэтому решились полетать. Муж поднялся на одну из небольших пирамид и с нее запустил квадрокоптер. Я гуляла возле пирамиды и следила, чтобы никого не было рядом во время взлета и посадки. Никто мимо так и не прошел.

В Селестуне мы не видели знаков, запрещающих квадрокоптеры. Там мы больше опасались местных: рядом с парком находятся очень бедные на вид поселки, их жители занимаются добычей соли на озере. Мы выбрали для запуска безлюдное место, и за время полетов никто мимо не проезжал.

Вид на пирамиду Структура-2 в Калакмуле
Вид на пирамиду Структура-2 в Калакмуле
Розовые фламинго в заповеднике «Селестун» в Мексике
Розовые фламинго в заповеднике «Селестун» в Мексике

Италия. С 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности — EASA — приняло единые правила управления дронами на территории стран Евросоюза. В EASA даже сделали мультфильм, в котором рассказывают основные правила управления квадрокоптером в Европе.

Мы были в Италии в 2019 году. Взяли туда дрон в надежде поснимать Везувий издалека, потому что знали об ограничениях на съемку на территории национального парка. Технику провезли в страну спокойно, вопросов в аэропорту на погранконтроле не было. Как только мы выехали за территорию парка, увидели туриста, который припарковался на обочине и спокойно стоял с пультом управления дроном в руках. Тут и мы решили поднять свой беспилотник. Мимо проезжали машины, но полиции и охраны не было.

В Испании, в аэропорту Тенерифе дрон тоже не вызвал вопросов. Мы поднимали квадрокоптер за территорией парка «Тейде» и над морем с черного пляжа, выбрали место, где нет людей.

Всегда интересно посмотреть на землю с другого ракурса
Всегда интересно посмотреть на землю с другого ракурса

Как наказывают туристов за нелегальные полеты

Часто туристы, которые запускают дрон на свой страх и риск, получают огромные штрафы от властей и даже попадают за решетку. Например, в 2021 году мексиканского туриста оштрафовали на 33 000 € (2 868 030 ₽) за запуск дрона в Милане.

В Абу-Даби в 2017 году арестовали российского режиссера, который запустил беспилотник рядом с мечетью. Он провел две недели в камере и смог выйти на свободу только после вмешательства российского посольства.

В Тунисе у российского туриста полиция конфисковала дрон стоимостью 50 000 $⁣ (3 834 500 ₽). В Италии путешественнику из Франции грозил штраф в 113 000 € (9 820 830 ₽) за полет над Колизеем.

Что в итоге

Для нас съемки и фото с дрона — это запечатленные воспоминания, ради которых мы готовы рискнуть. Но надо понимать, что, нарушая правила, можно лишиться техники или заплатить солидный штраф. Не стоит летать над достопримечательностями или парками, где есть запрещающие знаки. Всегда есть более безопасный вариант снять не менее красивые виды издалека, за границами запретной территории.

Даже в странах, где туристам разрешают использовать дроны, важно соблюдать общие универсальные правила безопасных полетов:

  • не поднимать дрон выше 120 метров;
  • не летать в темноте или в условиях плохой видимости;
  • не летать вблизи аэропортов, над воинскими частями, стратегическими объектами, вблизи административных зданий, а также над заповедниками и парками, где это запрещено;
  • не летать над частными владениями без разрешения собственника.
Красивые снимки можно сделать и не уезжая далеко. Вид на Мытищинский лесопарк зимой тоже прекрасен
Красивые снимки можно сделать и не уезжая далеко. Вид на Мытищинский лесопарк зимой тоже прекрасен
Евгения ПановаПутешествуете с квадрокоптером? Какие сложности бывают в поездках?
  • Алиса СелезнёваУ меня квадракоптер Xiaomi Mitu Drone за 5 тысяч (сейчас уже 7.2к). Снимает фото и видео. Полностью довольны ценой и функционалом - управляется и с сяоми, и с айфона; делает сальто в воздухе (просто красиво), очень приколько запускать с рук (взлетает прямо с ладошек). В самолёт пустили без проблем (летали по России, за рубеж - не знаю). Фотографии так себе, но брали чисто на попробовать.3
  • Klimovickiy DaniilБуквально неделю назад купили dji mini 2:) И уже на прошлых выходных снимали в Мурманске и Териберке. Дрон летал при -5 и при порывестом ветре. Ни в аэропорту, ни в самом городе вопросов он не возник, а у памятника Алёши был даже ещё один коллега с дроном) Будем брать и в другие поездки в страны, где они разрешены)1
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Статья интересная, но фотки какого-то низкого качества. Это Т-Ж срезал размер или у вас стоит на коптере разрешение такое мелкое?3
  • Евгения Пановатьфунатебя, спасибо! фото снято 12 Мп, это Т-Ж :(0
  • Любитель лесных приключенийЧто я понял из статьи: 1.Квадрокоптер это дорого. 2.Его очень легко лишиться. 3.А еще за него можно присесть на бутылку. 4.Очень сложно им пользоваться законно. 5.Автор говорит, что если летать незаконно, то не так сложно. Ну я пошел выбирать себе дрон - не вижу аргументов против.3
  • Марат КурбановА сколько на других дронах налетали? Просто у меня за 3 мес налета 8 часов и 50 км, а тут маловато0
  • lazexКупил в своё время миник (DJI Mavic Mini) и ничуть не жалею. Взял в версии FCC (разблокировал частоты, хакнул GPS и в связи с этим увеличенная дальность полёта по сравнению с обычной версией), и в улучшенной комплектации - фирменный кейс, 3 аккумулятора, зарядное устройство, запасные лопасти и прочее. С тех пор всегда беру с собой в путешествия. А если путешествую на машине, то ещё и моноколесо. На месте кидаю кейс с коптером в рюкзак, встал на моноколесо и погнал исследовать незнакомый город. Увидел любопытное - спешиваюсь и запускаю коптера. К примеру, в Чебоксарах меня заинтересовал очень высокий памятник Чапаеву, а в Петрозаводске стало очень интересно, как выглядит ж/д вокзал на фоне самого города. Реально полезнейшая вещь для путешественника.0
  • ФотографОчень полезная статья, спасибо вам! вы молодцы!!! =) Подскажите,пожалуйста, а опыта с Египтом у вас не было (или может у знакомых)? Хочу ввести туда мавик про2, чтобы только в пустыне полетать... Но говорят, что багаж (не только ручную кладь) шмонают через одного буквально ( а так ли это на самом деле?) ... Провозила в Оман его без аккума , спрятанным в спальный мешок, сверху ложила пакет с кучей зарядников и проводов (на случай досмотра), но там никто багаж не смотрел, только ручную кладь (пришлось объяснять,что аккумы дроновские - это павербанки для моих 2х фотокамер,т к я проф.фотограф, даже по их просьбе пришлось аккаунт в инсте показать (куда они скопом все сразу и подписались о_0, но с аккумами все прокатило). Может так получится и в египет?0
  • Aleksey KrylovА с вывозом из РФ нет никаких проблем? Не нужны разрешения? А то пишут про всякие КЭК.0
  • МихаилАвтор в итоге поставил свой дрон на учет или нет?0
  • РауфкаИзвините, но чуток душнилова технического и не только)) Некоторые неточности, которые довольно важные. Впереди много текста, наливайте чай и вперед 😄 Ваши слова про «Phantom не входит в линейку компактных дронов ... зато более стабилен при сильном ветре и оснащен более продвинутым видеооборудованием» являются неправдой. Фантомы ни разу не стабильнее при сильном ветре, потому что во-первых, они огромные, во-вторых, у него подвес огромный с ножками висит под корпусом, а не "вмонтирован" в голову как у Мавиков. Ну и не оснащается он более продвинутым видеооборудованием. Не знаю когда писалась статья, но флагманский Mavic 3 снимает в Apple ProRes 422, в разрешении 5.1К в 50 кадров секунду, в то время как Фантом максимум 4К в 60 фпс в сжатом кодеке H265. Да, там стоит полнокадровая матрица взамен кропнутой у Мавика 3, но это не повод говорить что он более продвинутый. Mavic 2 Pro тоже с полнокадровой матрицей, причём от Hasselblad, но летает покруче и стабильнее Фантома 👍 Теперь по поводу страховки. По вашей ссылке там не родная страховка производителя DJI Care, а страховой продукт от «ВСК страхование», это немного другое. Эту неродную можно купить хоть для какого дрона, а вот DJI Care как раз можно купить только в течение двух суток с момента покупки и только для нового дрона. Хорошие новости: страховка DJI Care как раз таки покрывает абсолютно всё, хоть вашу ошибку как пилота, когда вы врежетесь в стену или даже утопите несчастного летуна, DJI вам всё починит. Плохие новости: страховка работает только в США, Канаде, в странах Евросоюза ну и там Китаи и Гонконги. То есть вам надо купить дрон и страховку именно там, тогда всё будет ок. Правда, застраховать можно только Инспаеры и те же фантомы, Мавики уже не получится. По поводу полётов и безопасности, хорошо что вы упоминаете несгораемые сумки, это полезная штука. Но говорить о том, что вы почти везде летаете так, что «я гуляла возле пирамиды и следила, чтобы никого не было рядом во время взлета и посадки», это очень безрассудно. Много кто может прочитать, не дочитать до конца и решить, что ну окей, буду так же, а потом либо получит проблемы с законом или разобьёт дрон об чей-нибудь Бентли 😬 Режим деда ON: дрон это супер опасная и ответственная штука. Можно порезать пальцы пропеллерами или вообще их отрубить, когда будете пытаться поймать руками при посадке на какую-нибудь яхту. Из-за потери сигнала или например блокирования GPS (как в Сочи по набережной) коптер может улететь куда угодно по ветру и нанести ущерб или вред здоровью рандомным людям. Нельзя просто приехать, найти кусты, из которых вас не увидит полиция и летать. Это опасная практика, из-за которой можно словить и штрафы, и кое-где тюрьму, как вы написали. Я понимаю, что мало кто об этом всём думает, но это до первого инцидента. Режим деда OFF 😉 Вот вам пара простейших советов, как от многолетнего летуна (мой опыт на картинке): — Потренируйтесь до полётов в симуляторе от DJI, ссылка вот: https://www.dji.com/simulator. Подключаете пульт к компу и отрабатываете стандартные ситуации, ну и заодно внештатные, когда вам надо резко сменить направление, высоту. Когда в жизни случится какая фигня, вы должны быть готовы на автоматизме решить её и без аварий вернуться домой. Это очень важно, ведь если замешкаетесь, дрон улетит за здание и потеряет сигнал, или начнёт снижаться там, где деревья, и никакие датчики не помогут ,а вас потом не пустят на территорию для поисков дрона, и так далее; — Два раза подумайте, так ли уж вам нужны эти кадры с воздуха в ситуации, когда непонятно, можно ли легально летать; — Найдите кого-нибудь типа охранника или полицию, и спросите, можно ли полетать здесь под его присмотром. Конечно, чаще вам будут запрещать и делать злое лицо, но лучше так, чем проблемы с законом. Если вы взлетите, а потом внезапно обнаружите, что GPS на высоте более 50 метров глушится и подменяются координаты, типа как у Кремля в Москве, а вы уже улетели на 100 метров высоты, то вы потеряете контроль за дроном, он будет думать что находится в Шереметьево в зоне No Fly Zone и начнёт немедленно садиться, а вы с этим вообще ничего не сможете поделать. Такие случае нередкие, особенно в арабских странах; — Всегда думайте о том, как будете возвращаться с полёта, не дует ли встречный ветер по пути до точки посадки. На первых порах легко потерять голову от красоты полётов и подзабыть, что пора возвращаться. Благо что в приложениях хорошая защита “от дурака”, и довольно сложно утопить или уронить дрон в обычной ситуации. Короче, извините, получилась такая мини-статейка. Просто что хотел сказать: дроны это просто офигенно и вообще моя любовь. Особенно FPV, но это потом 🙂 Возможность увидеть родные края или красивые места с высоты нескольких сот метров это очень круто и завораживает даже на пятисотый полёт. Снимайте на здоровье и показывайте родным и друзьям, главное не забывать о безопасности и ответственности, и всё будет круто. Хороших всем полётов и минимального ветра на всех высотах 😊5
  • Bro KИнтересная статья, красивые кадры. Подскажите пожалуйста делали ли вы страховку для полетов в Испании и регистрировали ли здесь дрон?0
  • Dmitry RasporskyФотограф, думаю ответ уже не актуален для вас, но может быть полезно кому-то другому. Провез дрон в Хургаду случайно, просто не читал правила, в аэропорту не нашли, ибо был в рюкзаке и его не сканировали (но очень многих просили). Если у вас его найдут в городе (входы в музеи/метро везде с просветкой) - вы попадаете за решетку за шпионаж, далее как повезет. Минимально - теряете дрон и время, максимально - гораздо хуже. К счастью, я решил почитать правила, перед тем, как взлететь в Каире, поэтому запускать его там не стал. Очень повезло, что при полете домой его не нашли в ручной клади. Короче, в Египет крайне не рекомендую его с собой брать вообще.0