Как мы с семьей провели выходные в Переславле-Залесском

Обсудить

Юлия Маркина

Переславль-Залесский потерял свои столичные функции! Это случилось практически сразу после смерти Юрия Долгорукова. Развитие города, в которое было вложено столько сил, сильно приостановилось, однако он не потерял своей значимости…

В 1152 году на болотистой равнине, которые сохранились и по сей день был заложен город Переславль, окруженный высокими волами, протяженностью более 2.5 км. Размеры города впечатляли! Это был самый крупный город Северо-Восточной Руси, по праву претендовавший на звание столицы.

Что изменилось спустя более 8 веков и что осталось прежним, мы решили проверить сами и отправились всей семьей знакомиться с ним в один из июньских выходных 2023 года.

Дорога

Дорога с севера московской области в ярославскую область на общественном транспорте от нашего дома занимает около 4-х часов, проходит с 6-ю пересадками и оставляет гораздо больше седых волос на моей голове в путешествиях с двумя подростками и мамой, чем стоимость такси. Поездка в одну сторону обошлась нам в 4300р+ 485р по платному участку трассы. Время в пути составило чуть более 2-х часов, а усталости никто не почувствовал.

Всю дорогу нас сопровождал дождь и в какой-то момент водитель все же не выдержал:

- "Жаль, с погодой вам не повезло".

Мне? С погодой? Я улыбнулась, но ничего не ответила и уже на подъезде к городу выглянуло солнце.

В Переславле я сняла для нас номер в гостевом доме, расположенном на въезде в город, поэтому найти его не составило никакого труда. Дом деревянный, ухоженный, ворота закрываются на ночь, а все достопримечательности можно обойти пешком неспешно за два дня, на которые мы и приехали. Наш номер был на втором этаже и состоял из двух комнат и сан.узла.

Немного напомнил мне домик бабушки и деревом пахнет также вкусно, как в детстве.

В этот раз я детально ничего не планировала. Никакого заранее заготовленного маршрута, который я обычно ловко достаю из своей головы, подстраиваясь под обстоятельства, у меня не было. Иногда хочется просто гулять, заглядывать в маленькие музеи, бегать по траве с детьми после дождя и угадывать кого изображают облака. Жить в моменте и жить моментом.

Поэтому вся наша двухдневная поездка состояла из одной большой прогулки пешком по Переславлю и посещением того, что мы встретим на своем пути.

Достопримечательности

Первое что мы увидели были конечно же валы, служившие когда-то городскими укреплениями. Пройти их мимо невозможно, они словно ворота расположены по обеим сторонам Ярославского шоссе. По одному из них и пошли в сторону виднеющихся в дали куполов.

Не менее интересный, чем валы указатель привел нас в старый деревянный дом с коммунальными квартирами. В доме находится музей, где происходит магия. Это и музей, и одновременно мастерская художницы — Марины Лесковой, которая настолько влюблена в кошек, что придумала своего сказочного персонажа — коттавра. Коттавры в музее везде -на кружках, картинах, колокольчиках, а ещё в этом доме сохранилась настоящая русская печь и плитка с изразцами, которой она выложена со стороны комнаты. Печь до сих пор действующая.

Выйдя на главную площадь города полюбовались Спасо-Преображенским собором. Это уникальное сооружение, сохранившее свой облик практически в первозданном виде спустя 870 лет. Собор работает как музей и закрыт в холодное время года, а на каждом его камне послания из прошлого -где-то кресты, а где-то проклятье, оставленное убийцам князя. Собор находится на Красной площади, мимо которой ни проехать, ни пройти. Это главная площадь города!

Сюда приезжают свадебные картежи, здесь гуляют с детишками, которые гоняют голубей и проводят время пожилые люди, сидя на лавочках и кормя все тех же голубей хлебными крошками.

На площади несколько кафе. Именно здесь мы и остались на обед, заняв место на веранде видом на собор. Отдохнули, набрались сил, взрослые выпили очень вкусной медовухи и продолжили прогулку. По договоренностям с семьей все монастыри мы оставили на второй день путешествия. Посмотреть храмы и соборы можно и дождь, если он всё же пойдет, а вот прогуляться вдоль реки и посмотреть закат на озере намного приятнее в солнечную погоду.

Что понравилось

Переславль -город не большой. Кто-то заезжает сюда всего на пол дня или день в путешествии по Золотому кольцу, а на самом деле зря не остается погостить дольше. Вечером в городе своя атмосфера.

На реке Трубеж, которая выходит к Плещееву озеру местные жители прячутся по берегам с удочкой и здесь же предлагают свой улов туристам, но уже в готовом высушенном и вяленном виде. Прокатчики лодок и сапов соблазняют водными прогулками, а на лавочках у Церкви Сорока Мучеников можно, как говорится, посидеть с видом…

Плещеево озеро — национальный парк и водоохранная территория, которое практически до середины "по колено". Однако глубина у озера все же есть и не малая — 25м. У церкви мы встретили закат. Полюбовались и пока совсем не стемнело, пошли в номер.

Что не понравилось

Утро следующего дня дождь нам тоже не обещало, но высокая влажность и припекающее солнышко отчаянно намекали на озеро. Позавтракали в небольшом придорожном кафе: яичница, кофе и пирожное "Картошка".

Около нашего гостевого дома располагался Горицкий Успенский монастырь. Сейчас это музейный комплекс, который я очень рекомендую посетить всем, кто будет в Переславле. Это потрясающий памятник архитектуры, который мне очень понравился. Во-первых, можно подняться на одну из стен, во-вторых, можно подняться на колокольню и с нее открывается очень красивый вид на всю территорию и за ее пределы.

В-третьих, в церкви находится оригинал резного деревянного иконостаса, фрески, архитектурные ценности и все это можно увидеть своим глазами! А какой там потрясающий свет и конечно моё любимое "обшарпэ". Хорошо, когда реставрируются объекты культурного наследия, так они дольше сохраняются. Но лично для меня в них пропадает душа, а здесь! Стены! Потолки! Этот нежный голубой цвет, солнышко, которое так красиво ложится! Хотелось просто сидеть любоваться…

До озера мы все же дошли, правда солнце спряталось за серыми облаками и небо упало в озеро. Их разделяла лишь узкая полоска горизонта.

На озере предлагались катамараны, скорее даже водные велосипеды. Дождавшись своей очереди, мы погнали крутить педали, рассекая в разные стороны по водной глади, играя в догонялки и совершенно не подозревая, что через 10 минут наших покатушек вернемся в сопровождении водной полиции.

Оказывается, "Плещеево озеро" не просто озеро, а национальный парк, находящийся под охраной и наблюдением очень даже крепких ребят на моторных лодках которые проверяют:

• билетики на "вход" на озеро
  • билетики на использование водных средств
  • разрешение на осуществление деятельности прокатчиков на озере

Но откуда нам это знать, если как вы помните, к этой поездке я совершенно не готовилась. И угадайте чего у нас не было? — Ничего!

Никаких касс при входе на озеро не наблюдалось. Да и где им быть, мы спустились на маленький пляж, спрятанный в раскидистых ивах и осоке. Никаких табличек у спуска. Если с билетами на озеро вопрос с крепкими ребятами мы решили очень быстро и мне любезно подсказали как их можно оплатить на сайте озера, то с прокатом велосипедов и лицензией все оказалось намного хуже. Их просто не было. Велосипеды пришлось вернуть туда, где мы их взяли, а прокатчику пришлось вернуть нам деньги и его быстренько собрали и увезли вместе со всем его иммуществом.

Расстроилась ли я? -Нет! Но дети знатно труханули. Не каждый день, когда гуляешь с мамой, тебя возвращают на берег под конвоем. Второй раз судьбу испытывать не стали, собрались и продолжили свой путь по монастырям. По дороге разглядывали интересные домики, в которых спрятаны частные коллекции с сокровищами: "Музей радио", "Музей утюга", "Музей чайника", "Музей швейных машинок" и т.д

Переславль — город рыбы-ряпушки или, как её ещё называют, пресноводной сельди. Употребляется в пищу свежей, соленой, копченой! И конечно быть здесь и не попробовать блюда из неё вовсе не мой вариант.

В городе есть не плохое место "Fisch Herberg Сельдь Царский Посол", где можно найти интересные решения от шеф-повара как среди закусок, так и среди десертов. Пробовали когда-нибудь мороженое из сельди? -вам сюда!

После обеда мы посетили ещё два монастыря — "Свято-Никольский монастырь" и "Никитский монастырь", а уже оттуда снова взяли такси и в районе 18 выехали домой.

С уверенностью могу сказать — мы провели отличные выходные — расслабленные, полные новых эмоций и впечатлений, увидели много красоты, попробовали новые вкусы. Дома я бы не заметила, как эти два дня пронеслись бы с бешеной скоростью, оставив после себя бытовое послевкусие.

На семью из 4-х:

• Такси Мос.область-Переславль-Залесский-Мос.область — 10 700р
  • Такси до монастыря в Переславле — 261р
  • Проживание в гостевом доме 1 сутки — 3700р
  • Питание (2 обеда, 2 ужина, 1 завтрак) — 14 400р
  • Входной билет в парк "Плещеево озеро"- 300р (пенсионерам и подросткам бесплатно)
  • Музей-усадьба "Ботик Петра I" — не помню сколько стоил вход
  • Съедобные сувениры — 2700р (в церковной лавке на Красной площади можно купить хлеб, пряники, варенье, мед, сбитень, сыры)

Бюджет поездки составил: около 33 000 р.