«Просветления пока не достигла»: как я два месяца провела в индийском ашраме

18

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я уже писала в превью о том, что, изучая интегральную йогу (ИЙ) Шри Ауробиндо, и переживая непростые времена в семейной жизни, я решила отправиться на 2 месяца в Ауровелли Ашрам, чтобы попрактиковать мои навыки медитации в контексте ИЙ и получить вдохновение для решения личных затруднений.

Как добраться

Я купила первые билеты как только приняла решение — в мае 2023 го для путешествия в сентябре. Тогда билет Москва-Дели в один конец Аэрофлотом стоил 70 с лишним тыс рублей. Я взяла билет на иранский лоукостер Mohan Air с пересадкой в Тегеране за 23 тыс рублей в одну сторону. До сентября перевозчик 2 раза переносил рейс на другие даты. На 3й раз, это произошло за неделю до поездки, я отказалась от услуг этого перевозчика, т.к. Аэрофлот начал продавать билеты за ту же стоимость.

Полет занимает 6 час. Самолет вылетел в 18:20 по Москве, в Дели я была в 3:20 по местному времени. Аэропорт большой, но хорошо организован. На то чтобы пройти паспортный контроль и получить багаж, у меня ушло 20 минут.

Затем я купила сим-карту местного оператора Airtel (450 рупий, курс рубля к рупии 1,2, т.е. в рублях это стоило бы 540) и стала ждать водителя, приглашенного Ашрамом. Он опоздал на час с небольшим, заставив меня поволноваться.

За 70 долларов я доехала прямо до пункта назначения. Расстояние от Дели до маленького местечка под названием Райвола (между городами Ришикеш и Харидвар), где находится Ашрам, около 250 км. У нас мы бы преодолели этот путь за 3-3.5 часа. Но в Индии все по другому. Кто понял жизнь, тот не торопится. Хотя не знаю в этом ли дело. Качество дорог в принципе неплохое. Возможно оттого что мало магистралей. Т.к. в полете я почти не спала, то и 6,5 часов дороги на такси очень мало видела, стараясь догнать хоть капельку ночного сна.

Можно было бы добраться и другими способами — на самолете до столицы штата Уттракханд, Города Дехрадун, а оттуда 40 мин на такси, или на автобусе до Харидвара или Ришикеша, это было бы гораздо дешевле. Но поскольку я первый раз ехала в Индию, то предпочла проверенный путь. И не ошиблась. Дальнейшие путешествия по северо-востоку показали, что иногда добраться из точки А в точку Б — тот еще квест.

Как устроен ашрам

И вот я в Ашраме. Навстречу мне выходит высокий статный пожилой индиец в белых одеждах. Свами Брахмдев, основатель Ашрама и Учитель интегральной йоги. Но я, все еще находясь в состоянии овоща после длительной поездки, даже не поняла кто передо мной, только отметила какое-то особенное спокойствие, разлитое в воздухе.

Территория Ашрама состоит из нескольких построек — 3 гостевых дома, столовая, арт-студия, библиотека, йога-холл для занятий хатха-йогой, медитационный зал, Университет (UniDiversity), совмещающий конференц залы, залы для медитаций и учебные комнаты и жилые помещения и другие. Все выполнено в светлом стиле — от белого до бело-голубого.

Каждый год, после сезона дождей, многие стены темнеют от сырости, кое-где начинает распространяться плесень, но работники и ашрамиты (люди, живущие и практикующие в Ашраме) убирают и чистят все что возможно, стараясь поддерживать Ашрам близко к первозданному состоянию.

Как я уже писала, проживание в Ашраме стоит в стандарте 14 долларов в день, куда входит жилье, питание, занятия и карма-йога (посильный труд в правильном состоянии сознания). Мне сделали небольшую скидку по особой рекомендации, за что я была очень благодарна и старалась участвовать в хозяйственной жизни Ашрама насколько мне позволяло время и состояние.

Если вы хотите жить в комнате с кондиционером, стоимость возрастает до 20 долл в день. Кондиционер — для кого-то ненужное, для кого-то — приятное, а для кого-то необходимое дополнение к комфортному пребыванию. Летом температура в комнате может достигать 40-50 градусов. Но даже 35 в сезон дождей, вкупе с влажностью, лично для меня было трудно переносимо. В основном в помещениях расположены мощные потолочные вентиляторы, которые иногда немного помогают переносить жару, а иногда только гоняют жаркий воздух.

Практика

День в Ашраме расписан и обычно время проходит очень быстро. Выглядит это следующим образом. Конечно, никто ни за кем не смотрит. Вы вольны ходить или не ходить на медитации, сатсанги, карма-йогу. Это вопрос ваших задач, принципов, ценностей… и вообще, того за чем вы приехали.

Ауровелли Ашрам — один из немногих Ашрамов в Индии, рассчитанных на пребывание не только местных практикующих, но и иностранцев. Благоприятные условия, 3х разовое питание, учения на английском языке. За время моего пребывания в Ашрам приезжали практикующие из Европы, Латинской Америки, Ирана и США. Было очень интересно участвоватьв общих сатсангах (совместные учения — медитации, чтение текстов и ответы на вопросы).

Откуда бы не приехали люди, всех интересуют одни и те же вопросы: Как строить хорошие семейные отношения; Как совместить духовные практики с обычной жизнью; Как помогать себе и своим близким в трудных жизненных ситуациях; Как пережить разлуку и другие болезненные жизненные истории; Как сохранять осознанность в обычной жизни; Каков смысл человеческой жизни; Что происходит с душой после смерти… и много других.

Транспорт

Первое время в Ашраме я углубилась в практику йоги, но параллельно у меня было желание хоть немного познакомиться с севером Индии. Ашрам расположен в 20 км от города Ришикеша, известного как крупный международный центр обучения йоге и около 15 км от Харидвара, древнего индийского города. Я посетила оба места, не буду подробно рассказывать о своих впечатлениях, расскажу только об опыте перемещений от города до города.

В незнакомой стране поначалу все страшно. Поэтому первые поездки я предпринимала в компании с теми, кто хорошо знал местность и обычаи. Вначале я освоила такое средство передвижения как тук-тук или моторикша. Это мотороллер, электрический или на бензине (зависит от расстояния) с небольшой кабиной для пассажиров.

Есть 2 способа уехать куда-либо — одному или в компании с другими пассажирами, to share. Ехать одному или двум знакомым людям конечно комфортнее, но придется оплачивать всю стоимость, которая в случае шеринга распределяется между пассажирами. Так, добраться в Ришикеш в нашем случае стоило 400-600 рупий, если ехать с другими пассажирами, то 30-50.

Как только подходишь к остановке, к тебе кидаются несколько человек и начинают убеждать поехать с ним, когда говоришь to share (разделить поездку с другими), интерес к тебе резко снижается. Проще взять пассажира, который обеспечит тебе целый маршрут, чем ждать когда наберется кабина из 4-8 человек. В час пик людей больше и на сиденья, где комфортно сидеть вдвоем втискивают 4х, иногда еще и на пол кого-нибудь посадят. В дневные часы, если выбирать шеринг, придется ждать пока наберется необходимое количество человек.

Можно вызвать такси, стоимость до Ришикеша была 1000 рупий или воспользоваться автобусом, заплатив 20 рупий. Сложность с автобусом в том, что никогда не знаешь время, в которое он приедет. Даже если есть расписание, автобусы часто опаздывают или вообще отменяются.

Достопримечательности

Поскольку Ашрам расположен у предгорья Гималаев, я воспользовалась случаем и вместе с 2мя спутниками из Ашрама мы отправились в Бадринатх, одно из популярных святых мест в Индии, на границе с Непалом. Сложность путешествия заключалась в том, что нам предстояло проделать 10-ти, а по факту оказалось, 12-ти часовое путешествие на автобусе вверх по горному серпантину.

Я немного переживала как перенести такую дорогу. У меня был пугающий опыт перемещения на автобусе по горным серпантинам зимой в Австрии. Но сейчас я решила воспринимать все происходящее как практику йоги и осознанности. В итоге мои страхи оказались напрасными. Дорога была довольно комфортной: хорошее покрытие, все обочины со стороны горных пропастей ограничены леерами, движение более упорядоченное, чем на дорогах в городах или между городами.

Стоимость поездки в один конец — чуть больше 1000 рупий. В Бадринатхе, не без трудностей и помощи индийских друзей, был заказан номер в гостинице — 1 на троих. Стоимость места с человека — 6 с лишним тысяч рупий на 3 дня. Забегая вперед скажу что это было худшее из мест проживания в моей жизни (даже хуже китайских гостиниц в 90е).

Но разве это цена за впечатления, полученные от походов по горным трекам. Белоснежные шапки гор, облака, покоящиеся на вершинах, бирюзовые воды реки Алкананды, природная роспись камней, икебаны из засушенных эдельвейсов и лужи, отражающие небо — все впечатления этих двух дней с лихвой покрыли дискомфорт холодной и грязной индийской гостиницы.

Питание

Питание в Ашраме вегетарианское. На завтрак — банан или яблоко, молочная каша и какие-нибудь бобы, чай масала с молоком. На обед — рис, разные вариации индийской бобовой похлебки дал, иногда легкий салатик из свежих овощей, тушеные овощи, йогурт, по факту — простокваша. (В Ашраме есть коровы, так что молоко — местное и экологически достаточно чистое, чего не скажешь о молоке в деревне. Разница в том, что коровы Ашрама стоят в стойле и питаются тем что остается на кухне. Коровы в деревне едят все что плохо лежит, т.е. мусор).

На ужин примерно все то же самое, может отличаться только состав овощей или бобов. Пища умеренно острая, но когда в Ашраме много детей (иногда приезжают детские группы или семьи с детьми), то специй становится заметно меньше. Перед столовой висит слоган: "Мы едим для того чтобы поддерживать тело, а не потворствовать своей жадности". И действительно, для поддержания тела еды вполне хватает, всегда можно попросить добавку.

Но непривычный и однообразный рацион у меня уже через 2 недели начал вызывать легкое отвращение. Я отказалась на время от риса и бобов и в деревне покупала другую пищу (тоже вегетарианскую, например пельмешки момоа или веганскую пиццу, не очень вкусную, но выбор был невелик). Переключение помогло через некоторое время вернуться к пище в Ашраме.

В путешествиях мы ели там же где едят местные. Старались находить места почище и где побольше людей. Мыли руки, пользовались влажными салфетками. За время моего пребывания в Индии ни я, ни кто-либо из моих спутников из Ашрама не отравился и не подхватил кишечной инфекции.

Наиболее понравившиеся мне блюда индийской кухни — лепешки — наан, парата или масала доса, фаршированные овощами, грибами, сыром.

Любителям кофе в Индии может быть сложно (во всяком случае на севере Индии). Зная об этом, я привезла с собой большую упаковку кофе и электрическую турку. Сложно было только в путешествиях, вне Ашрама. Во всех кафе под наименованием "кофе" можно было найти только растворимый напиток.

Что в итоге

Наверное я должна написать о достижении духовной мудрости, к которой так стремилась, когда планировала свое путешествие. Это самая трудная часть рассказа, т.к. просветления я пока:-) не достигла, а инсайты и переживания, полученные в процессе медитаций или бесед со Свами иногда сложно вербализовать.

Язык духовного опыта настолько субъективен, что любое описание может породить разные толкования, в т.ч. негативные, в зависимости от опыта и мировоззрения читающего. А мне совсем не хотелось бы здесь кого-то убеждать или оправдываться. Поэтому ограничусь фактами и в религиозные споры в комментариях вступать не буду.

Свами Брахмдев, основатель Ауровелли Ашрам, делится своим пониманием и видением учения Шри Ауробиндо и Матери. Поскольку я уже была знакома со многими произведениями основателей интегральной йоги, вначале я удивилась тому насколько просто он преподносит основы ИЙ.

Суть в том, чтобы взращивать свою осознанность, сформировать внутреннего наблюдателя, чувствовать жизнь как процесс, происходящий вот прямо здесь, прямо сейчас, а не в нашей тоске о прошлом или мечтах и фантазиях о будущем. И здесь учение, которое транслирует Свами-Джи, отличается от современных психологических практик только мета-позицией, основаниями. В психологии мы растим осознанность для улучшения качества жизни, в духовных практиках — для духовной трансформации.

Ашрам — очень подходящее место для углубления в себя, свой внутренний мир, для наблюдения за движениями своих ума, эмоций, тела. Самое сложное — не отвлекаться на мысли, воспоминания или фантазии, вернее не вовлекаться в них, а просто наблюдать за их возникновением, развитием и умиранием, и за всеми другими волнами жизни в своем существе. Не менее сложная задача — поймав себя на отвлечении — не расстраиваться, не критиковать себя и не впадать в отчаяние. Ну что делать, такова человеческая природа. Вздыхаешь и начинаешь все сначала.

В Ашраме специально не учат медитации и сосредоточению. Кто-то приезжает со своим багажом практик, а кто-то вообще без них, и каждый ищет свой путь. Если есть вопросы — всегда можно посоветоваться со Свами или более опытными практикующими. Основной фокус, как я уже писала выше, на осознанности. Медитация, говорит Свами, это вовсе не сидеть на подушках в зале. Это отношение к жизни. Выполнять свою работу в медитативном состоянии, т.е. состоянии наблюдателя, это пить нектар вечности.

И действительно, не раз мне удавалось почувствовать это состояние вне времени и пространства, когда я просто наблюдала за своим дыханием или становилась своими шагами по дорожке и одновременно дорожкой, или наблюдая за летящим орлом, чувствовала себя тем кто смотрит, и одновременно и орлом и небом, и всё было едино и непередаваемо прекрасно. Ощущать единство всего со всем во всех жизненных процессах и проявлениях — это одна из целей и одновременно бонус практикующего осознанность. И неважно при этом чем вы занимаетесь, какую работу выполняете.

Помогает ли мне это в обычной жизни, после возвращения из Индии? Однозначно, да. Когда окунаешься в водоворот мирской жизни, возвращаются многие тревоги, сомнения, растерянность, мучающие мысли, особенно в кризисных ситуациях. Некоторое время находишься в этом, а затем сами собой приходят на ум те или иные наставления и сразу чувствуешь облегчение и понимание что нужно делать.

На мой взгляд, практически такую же помощь оказывает и психотерапия. Чем больше проработанность, интенсивность психотерапевтических отношений, тем проще нам решать те или иные жизненные задачи, справляться с трудными переживаниями. А духовные практики, лично для меня — это следующая ступенька к развитию души через рост осознанности и самоотдачи.

Расходы

Итак, по моим подсчетам, двухмесячное путешествие в Индию встало мне примерно в 140 тысяч рублей. В этой сумме не учтены часть мелких расходов, на предметы гигиены, фрукты и на покупку подарков.

  • Лада ШевчикОчень интересный рассказ, но жаль, что нет хотя бы нескольких фотографий из вашего путешествия. Очень хотелось бы увидеть эти места, Свами, предгорья Гималаев и прочие диковинки Индии. Вы хотите ещё раз поехать туда? Вас в целом удовлетворил результат этой поездки?17
  • А что если это великий обман индийцами других народов?) Люди приезжают к ним, платят деньги, моют полы за эти же деньги или выполняют другие хозяйственные работы, и, не достигнув просветления, или решив, что достигли, отправляются домой) идеальный же Профит)15
  • kuskus kuskusСпасибо за рассказ. Это не для всех конечно.6
  • Vadim LСпасибо, интересно) в Индии был несколько раз, но так далеко не добирался! Жаль, что нету фотографий)2
  • Lia LionetОчень интересный опыт! А вы бы поехали еще на похожую программу в другую страну или наоборот больше нет?1
  • МелвикВ монологе Идущего к реке больше осознанности, чем у психолога, который едет решать проблемы и просветляться в индийский ашрам.1
  • SvetiverЛада, я прикрепила фотографии к тексту, но почему-то их не разместили. Сейчас пытаюсь прояснить этот вопрос3
  • SvetiverLia, спасибо. На сегодняшний момент скорее нет. Для меня сейчас вопрос не в том чтобы набрать больше опыта, информации, впечатлений, а чтобы ассимилировать уже набранное.0
  • SvetiverМелвик, спасибо за Ваше мнение. Да, у всех у нас разный уровень осознанности. Как и разные задачи и разные пути. Благоприятствования Вам на Вашем.2
  • SvetiverЛада, я думаю что поеду туда еще раз, как почувствую такую необходимость.3
  • Svetiverтемич, в каком то смысле все в этом мире обман )). Каждый выбирает где ему больше нравится быть обманутым.8
  • Svetiver, да Вы преисполнились в своем сознании, если судить по ответу))4
  • Ксения МальцеваОчень интересно! Подскажите, с каким уровнем английского вы поехали туда? Были ли сложности именно с коммуникациями и пониманием учений, практик?2
  • Лада ШевчикSvetiver, обязательно зайду посмотреть, как решится вопрос с прикреплением фото. Ах, я только сейчас увидела, что появились фото. Так вот как выглядит Свами, очень представительно. И горы, природа загадочные и великолепные. Эти дороги и тропинки зовут в путешествие. Знаете, я мечтаю посетить Непал. Но муж одну боится отпускать, а вдвоем не потянем перелёт. Так что пока лишь трепетно смотрю ролики побывавших там.2
  • SvetiverКсения, мой уровень английского наверное Upper Intermediate, что позволяло мне понимать от 50 вначале до 80-90% услышанного. Привыкаешь к специфике языка и к говорящему. Там были люди вообще без знания английского, но часто кто нибудь из старожилов переводит.3
  • СветланаУехав на месяц в глухую деревню без газа, водопровода и интернета тоже можно получить релаксацию не хуже. И дешевле.3
  • Альберт CethtotЯ в 95 ездил в Пондичери, там де рядом и город Ауровиль. С автобуса сразу в Ашрам, не взяли. В Ауроаиль, тоже самое. Я то хотел сразу на постоянку. Но там для отсечения дауншифтеров система отсечки, надо прожить самостоятельно в гостиницах пару лет и провести какой нибудь общественно значимый проект. Формализм в общем то. Дауншиытеры успешно это проходят, там таких наших колония. Первые пару недель осваивался, потом- зачем ч здесь?! За йогой. И стал каждое утро сам приходить ао дворик ашрама, самадхи. И где то через неделю, две и началось. Меня выделили, и взяли в йогу. В течение сентября провели мо мной весь нужный комплекс энергетических работ - алили энергии, расширили укрепили все меридианы и что там внутри ещё. Пригнали внедрили что то энергетическое. И в конце сентября отправили в практику, по стилю "скрытый йогин" - отшельник. В современном варианте. Вот, надеюсь на днях окончание и начало работы.0
  • Юлия ЗюзькоДобрый день! Можете посоветовать как попасть в Ашрам, в котором вы находились?0

Сообщество