Как мы путешествовали на кайтах к острову Вайгач в Русской Арктике

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Валера Семенов

Страница автора

Это сложно назвать отдыхом в классическом его понимании, но работой тоже не назовешь, скорее — приключение, которое длилось 24 дня.

Стартовали с другом Андреем Громовым из Воркуты, оттуда до острова около 300 км. На двоих у нас около 180 кг снаряжения — это палатка, спальники, кайтовое снаряжение, продукты на 30 дней, бензин для горелки, чтобы было на чем готовить продукты, аптечка, набор для ремонта снаряжения — все это ехало в наших санях, которые привязаны к нам, а мы к кайтам, а кайты к ветру. Если ветра нет и штиль, то мы сидим на месте и ждем его. Иногда ждали до трех дней среди тундры.

Вайгач — это наиболее доступное место из ближайших к Москве, где можно увидеть и поснимать моржа, белого медведя, северных оленей в их естественных условиях. Это первая причина, почему решили ехать именно на Вайгач.

Логично добираться туда летом, но мы решили, что сделаем это зимой, вернее весной — когда нет большого минуса, но снег все еще есть, и до острова можно добраться на лыжах. Вернее на лыжах и кайтах, поскольку мы оба увлекаемся сноукайтином. Это вторая причина.

А добираться на лыжах и кайтах, практически своим ходом — в разы дешевле, чем летом. Это третья причина.

Дорога

Наша логистика была простая. Поезд Москва — Воркута, 2 дня пути в один конец. Воркута — поселок Варгошор, на машине или такси. Это ближайшее место, откуда удобно выходить в тундру по направлению к Баренцевому и Карскому морям.

А дальше своим ходом, кайты и палатка — собственно, само путешествие. Это 180 км по тундре до поселка Каратайка, куда кроме как на своих двоих, можно добраться только на снегоходе и гусеничном вездеходе. И как выяснили уже во время путешествия, иногда туда летает вертолет.

Мы передвигались, в основном, на кайте и лыжах, но иногда приходилось идти двумя ногами. Когда ветер ослабевал, и кайт уже не мог вытягивать нас из оврагов.

От Каратайки до метеостанции Белый Нос шли под кайтами еще 94 км, там ночевали. Оттуда до острова Вайгач около 10 км.

Движение под кайтом — это как движение на яхте, те же принципы управления ветром. Против ветра идти тяжело. Обычно в день проходили около 50 км, если хороший ветер, но иногда ветер дул в лоб и были дни, когда удавалось пройти только 2 км. Но были дни, когда проходили по 80 км в день.

Но есть другой путь, более тривиальный:

  • Самолет Нарьян-Мар — Воркута, 15 000—20 000 ₽ в одну строну.
  • Вертолет Нарьян-Мар — Каратайка, около 9000 ₽ в одну строну.
  • Вертолет Каратайка — поселок Варнек на острове Вайгач, около 3500 ₽ в одну сторону.

При этом заранее купить место на вертолет невозможно, в сети попросту нет об этом никакой информации. Только на кассе в Нарьян-Маре, если вертолет не будет до конца забит грузом. Летает он, кажется, 2 раза в месяц, если есть погода.

Жилье

В основном, жили в палатке, но на 2 дня нас приютили на полярной станции Белый Нос. Плюс один день в поселке Каратайка снимали дом. А также 3 дня на базе вездеходчиков посреди тундры, когда не было ветра и мы не могли двигаться дальше.

Еда

По очереди дежурили у горелки в палатке. Но на полярной станции Белый Нос нас угощали гольцом, олениной — после недели в тундре, это было наслаждение. Оленина очень вкусная, местные едят ее сырой, в замороженном виде.

Связь

Брали с собой спутниковый телефон, связывались каждый вечер, узнавали погоду, направление, силу ветра на следующий день. На полярной станции Белый Нос был очень, очень медленный интернет. Но пару фоток послать домой удалось спустя 30 минут.

В Воркуте пришлось купить симку МТС, Билайн очень плох там.

Ради чего все это

Отрыв от цивилизации — живешь одним днем, текущим движением под кайтом, борьбой с ветром, со своей усталостью. Город с его суматошной жизнь, беготней, какими-то нелепыми проблемами остается в другой жизни, а здесь, в тундре, важно только здесь и сейчас, как бы выжить. Пафосно звучит, но не знаю, как передать словами.

Природа, белые песцы, зайцы, которые убегают от тебя, мчащегося под кайтом.

Добраться до спальника и вырубиться — это главное развлечение дня. Правда иногда ветер и покрытие было идеальным, и тогда мчаться на кайте было в удовольствие, это как фрирайд по пухляку в горах. Но такие дни были редко.

Северное сияние — оно было не частым, но иногда радовало переливами.

Сложности путешествия

Мы стартовали в марте, надеясь застать начало весны в тундре, когда уже нет морозов, но стоят стабильные –5…10° С градусов и можно комфортно двигаться под кайтом. Но сейчас погода очень сильно меняется, все смещается, и вместо весны мы попали в зиму. Я ожидал, что у нас будет максимум — 20° С пару дней, не более. Но как только приехали в Воркуту, вдарило — 35° С днем и — 40° С ночью — эта температура так и держалась большую часть путешествия. Не то, что мы ожидали и хотели.

При этом, если опоздать со стартом, стартовать позже, скажем в апреле, то тундра резко может растаять — верхушки холмов итак снегом еле прикрыты, его выдувает весь. Поэтому достаточно ноля градусов, чтобы снег во многих местах стаял и ты оказался на лыжах по середине оголенной тундры, вдали от цивилизации. У нас такой печальный опыт однажды был.

Безопасность

Не стоит пить с местными водку или что-либо еще. Немало встречали мужиков с выбитыми по пьяни передними зубами.

Белый медведь — я покупал ружье специально под путешествие. Но не думаю, что в реальности оно спасло бы при встрече с ним — убить его из гладкоствола достаточно тяжело, особенно неопытному. Местные на Вайгаче говорят, что сигнальные огни и так далее — пустой звук, если он заинтересовался тобой, то надо бить из ружья с первого раза.

Мы видели его только издалека. Когда ехал на кайте уже возле Вайгача, неожиданно в 150—200 метрах большой снежный камень зашевелился и очень резво помчался к ближайшему холму-скале, как раз туда, куда мы и держали курс. Было довольно стремно, пришлось затормозить и вырезаться на кайте против ветра, чтобы обойти этот холм. На самом побережье, когда едешь, довольно много их следов. Поэтому мы очень старались не ночевать там в палатах или специально уезжали на 20—30 км в глубь материка, там вероятность их встретить значительно меньше, но и путь на кайте там тяжелее, тундра изрыта каньонами рек.

Расходы

В целом на человека путешествие вышло в 22 444 ₽. Даст ист фантастиш. Довольно бюджетно, правда, таким способом добираться сложно, но можно. Для нас все же процесс был не менее важен, чем цель.

  • Поезд Москва — Воркута, 2 дня пути — 3500 ₽ в один конец.
  • 8500 ₽ ушло на продукты.
  • 10 550 ₽ — аренда сим-карты и трафик спутникового телефона.
  • 1000 ₽ с человека — сняли дом в Каратайке на ночь.

Общий бюджет — 44 888 ₽ на двоих.

Что в итоге

Мы сделали для себя вывод, что лучше на Вайгач собираться летом. Особенно если добираться туда вертолетом и уже там делать небольшой поход, вылазки по острову. Жить можно в охотничьих избушках или в поселке Варнек.

Все же нужно экономить на весе вещей, снаряжения, которое берешь с собой. Так как не всегда удавалось передвигаться на кайте, поэтому вес саней очень хорошо чувствуешь на себе в такие моменты, особенно если приходится тащить их в гору.

Если у вас есть опыт походов, экспедиций, то Вайгач — одно из тех мест, куда хочется попасть и возвращаться.

РедакцияУ вас были похожие путешествия? Расскажите о них:
    Вот что еще мы писали по этой теме