Как воспитывать трехлетнего ребенка, который не хочет ходить в детский сад

Признания читательницы и комментарий специалиста
50
Как воспитывать трехлетнего ребенка, который не хочет ходить в детский сад

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Марина

пытается пережить адаптацию

Страница автора

Ребенку три с половиной года. Проблема с адаптацией в садике. Утром дома, пока собираемся в сад, он не хочет: хмурится и убегает, говорит «не гугу», то есть «не буду», и машет руками, демонстрируя отказ.

В садике, конечно, истерика при разлуке с мамой, а потом забрать из сада — опять уговоры: начинает играть, интересоваться игрушками и, получается, вроде уходить не хочет. Ребенок очень плохо говорит. Не может словами описать, почему не хочет, а только эмоционально. Как поступить в этой ситуации?

Утром не реагирую на его отказ, едем в садик, потом забираю уговорами, что дома ждет папа, или предлагаю приготовить обед по предпочтению ребенка, так как он малоежка.

С чем могут быть связаны трудности адаптации к саду

Аватар автора

Марина Алимова

психолог центра Good Point

Страница автора

Адаптация к чему-то новому в жизни ребенка — это живой процесс, то есть он может быть растянутым по времени и проходить неравномерно. И да, адаптация к детскому саду — это не всегда просто. И это тоже нормально. К сожалению, из описания ситуации не ясно, сколько ваш ребенок уже ходит в сад, с чего все начиналось и есть ли прогресс сейчас. Поэтому предлагаю вместе поисследовать различные факторы, которые могут влиять на успешность адаптации или тормозить ее. Это всегда персональная история. Но если замечать свои чувства и мысли по поводу каждого фактора, можно составить более ясную картину возможных трудностей в адаптации.

Как бы то ни было, по тому, как вы пишете о своей проблеме — с вниманием к ребенку и деталям, — ощущается, насколько трепетно вы относитесь к сыну и что для вас имеют значение комфорт и эмоциональная безопасность ребенка.

Итак, вот что может влиять на успешность адаптации к детскому саду.

Готовность взрослых. В реальном мире у каждого человека есть множество внешних ограничений. К примеру, хотим мы в декабре, чтобы на пару дней для разнообразия включилось лето, но, к сожалению, такого по щелчку пальцев не происходит: у природы есть свои законы и правила. Аналогичным образом все устроено и в жизни детей: есть выбор родителей, есть правила. Насколько для вас самой посещение сада ребенком является необходимостью? Воспринимаете ли вы всерьез свою потребность в этом?

Если есть внутренний выбор взрослого, как правило, ребенку гораздо легче встраивать новые процессы в свою жизнь. Если взрослый колеблется, еще сам не занял свою позицию, нужно это или нет, если его распирает много разных чувств внутри — вина, стыд, страх, тревога, — то ребенок может копировать взрослого. Ведь когда взрослый колеблется, как у ребенка может быть в этом вопросе решимость.

Опыт семьи. Детский сад — один из этапов сепарации ребенка, который затрагивает не только его самого, но и всю семью. Поэтому логичными будут такие вопросы. Есть ли у родителей и других взрослых позитивный или негативный опыт в связи с садом? Существует ли в семье какая-то единая позиция о том, насколько сад необходим и как долго ребенок может к нему привыкать?

Наличие негативного опыта и любая его трансляция одним из членов семьи могут влиять на то, с каким настроем ребенок отправляется туда каждое утро.

Неумение ребенка выразить свои чувства. Все дети разные, и у многих необходимость сменить привычный уютный режим рядом с мамой на незнакомую обстановку в окружении множества детей может вызвать целый рой сложных чувств. Распознать их и выразить ребенок в три с половиной года не может, поэтому в виде различных поведенческих реакций будет выдавать их самым безопасным и близким взрослым.

Если выдержать эмоции ребенка, проговорить возможные чувства, постараться прояснить тревоги или страхи, можно значительно облегчить для детей процесс принятия больших перемен в их жизни. Возможно, в вашем случае отсутствие у ребенка возможности высказать свои чувства также дополнительно нагружает и без того непростой процесс адаптации.

Режим. Если ребенок свои первые годы проводит в относительно свободном и гибком графике, то адаптация к детскому саду потребует от взрослых особенно внимательного отношения к режиму. Утренние подъемы зимой, когда еще темно, вряд ли будут восприняты с большим энтузиазмом, если всю свою жизнь — а для тоддлера это правда вся жизнь — он вставал с солнышком и без будильника.

Задача родителей — помочь облегчить жизнь и себе, и ребенку: контролировать отход ко сну в такое время, чтобы на ночной отдых и восстановление оставалось 9—10 часов.

Обстановка в детском саду. Поговорите с педагогами ребенка и спросите их о ситуации в саду. Проконсультируйтесь с местным психологом. Это нормально. Ребенок в непривычной обстановке может вести себя абсолютно по-другому. Возможно, воспитатели смогут дать дополнительные советы и рекомендации, обратят внимание на какие-то особенности в поведении.

Например, что для ребенка в целом характерно сначала настороженно и с сопротивлением относиться к любой новой деятельности, а затем он постепенно начинает проявлять интерес. Возможно, пока это единственный доступный для него способ реагирования. По мере того как он будет получать новый положительный опыт, реакция может стать менее выраженной или появятся новые коммуникационные стратегии.

В целом поведение ребенка, которое вы описываете, может быть связано не только с детским садом. Три с половиной года — это возраст формирования картины собственного «я» и внешнего мира, в том числе и через тестирование границ других людей. Бережное и чуткое отношение родителя к самому себе — к своему выбору, чувствам, границам и ресурсам — позволяет делиться этим навыком и с ребенком.

РедакцияА как у вашего ребенка прошла адаптация к детскому саду?
  • ГладиоусА с детским психологом общались?2
  • Валерия ЯковлеваПсихоневролог вам в помощь. Уже я так понимаю задержка речевого развития. Чем дольше ребенок не говорит - тем бОльшая вероятность что в школе будут проблемы с обучением. До 5 лет нужно заниматься ребенком таким очень сильно. До 5 лет ещё можно вытянуть,потом это намного сложнее.14
  • Елизавета ИоноваДавайте прям по пунктам: 1. Насколько необходим садик в вашем случае? Есть ли возможность обойтись без него? 2. Если однозначно "да", без вариантов, то я бы подумала в сторону консультации с нейропсихологом. Есть ряд ключевых моментов в развитии, на которые надо обратить внимание. Например, понимает ли ребенок обращенную к нему речь (без вспомогательных жестов). 3. Поговорить с воспитателями – как они эту проблему видят со своей стороны. Насколько ребенок вовлекается во взаимодействие с другими? Как охотно участвует в занятиях? 4. Подружиться с логопедом. Есть бесплатные и условно бесплатные. Возможно, пройти ПМПК. Пишу "возможно", потому что это всё-таки врач должен предложить. 5. Проанализировать, как складываются ваши отношения дома. Грубо говоря: есть ли периоды времени, когда вы заняты только ребёнком? Внимание родителя это их хлеб и вода, оно жизненно необходимо. Важно не путать "да я все для него делаю! " и "посидеть рядом 15 минут, поиграть в пальчиковые игры". Вообще ваша ситуация не сказать, что выдающаяся, но проблемы с говорением потенциально опасны. За ними может стоять очень много чего. И, да, важный вопрос: у вас есть родственники, которые могут прийти и просто поиграть/погулять с малышом? А вы отдохнете.30
  • juarhalaДа правильно вы все делаете. Учитываться в семье должно желание всех членов семьи, а не только трехлетки. Если у вас и папы есть потребность ходить на работу, то какие тут могут быть мнения и обсуждения. В три года ребенок уже достаточно взрослый, чтобы перенести шести-восьмичасовую разлуку с мамой, так что это обычные капризы и попытки вас прогнуть. Постепенно адаптируется, только и всего.5
  • Аня РеваСходите на консультацию к психологу, неврологу, логопеду. Да, понятно, что дети все разные - но если такие проблемы, то консультация специалистов не помешает13
  • Helena WasserbergА кто-то хотел туда ходить в детстве? Мне вот 31,я не ходила в садик, а теперь мне надо. Хочу кушать, спать, играть, гулять, а не это фсё.30
  • AnnaВ плане сада ситуация абсолютно нормальна. Ребенок маленький, имеет полное право не хотеть расставаться с мамой. Да и адаптация разное время может занимать - до нескольких месяцев. Если сад не является необходимостью, то можно его и отложить. А вот речью надо заниматься.23
  • Александра РусоваКак давно ребенок ходит в сад? И я поддерживаю комментарии, где обращают внимание на то, что ребенок плохо говорит в 3.5. У моего старшего тоже были проблемы с речью, и за этим тянется довольно много других проблем. В нашем случае речь была следствием и заставила обратить внимание на проблемы.13
  • Елена КасимоваАлександра, А у меня обратная ситуация. У старшего общая задержка развития, задержка речевого развития, общая замедленность и утомляемость, в сад ходил отлично, активности хватало, днем спал отлично. А младший опережает развитие, очень мега подвижный ураган, в саду часы считает до моего прихода. Мается от скуки, днем не спит даже при болезни. Зато с детьмт на пару лет старше себя общается отлично, дружат они, ругаются на одном уровне. Из своего опыта я делаю вывод, что ребенок с нормальным развитием как раз и не должен любить сад.2
  • Мария ТитовецДействительно, сложно смотреть , когда твоему ребенку плохо. Маме смотреть очень, очень трудно, надо срочно спасать. Я хочу вас поддержать. Первое что вам необходимо, это поддержка в вашем решении близких. Так решили и точка. План действий, очень четкий. Безусловно, как писали вопросы с развитием и речью, это плюс делает адаптацию сложнее. Помните, нет четких рамок,вся адаптация очень разная. Поделюсь опытом, дочь имела задержку в развитии речи в три года, пошла в садик ее ни кто не понимал, но она открытый ребенок, любознательность взяла вверх, даже не смотря на то что, ее ни кто не понимал, она была везде. И готова была на целый день хоть сразу, все индивидуально и речь тут не панацея. Сын , к примеру, прекрасно общался, уже знал сад , ведь мы забирали дочь , проводили там время, знал воспитателей. При всех этих вводных, он два года, ежедневно устраивал истории с разбором на тему не пойду в сад. Подчёркиваю , все было хорошо и его вообще все любили. Все индивидуально. Общайтесь с ребенком, все уложится. Помните, ребенок не обязан любить сад, он просто туда ходит, так устроена жизнь. Я клеила сыну наклейку на одежду, говоря, что когда будет совсем грустно, он может трогать ее рукой, наклейку, в ней моя любовь, и скоро мы встретимся. Вы можете придумать, что-то своё. Только вы знаете и чувствуете своего ребёнка. Всех вам благ7
  • Елена, прочитала ваш комментарий и готова сказать, что заметила в своей семье такую же тенденцию. Более развитый и разговорчивый ребёнок в сад не хотел ходить и ему было там очень скучно. А второй очень любит сад и сам просится туда, но у нас есть задержка развития речи, которую мы долго и упорно пытаемся сократить при помощи врачей, процедур и разных специалистов.0
  • Елена, странно требовать от государственного садика, где 27 человек на одного воспитателя, особого внимания. Сейчас есть частные сады, где выслушают, где не более 10 человек в группе. Почему вы не рассматриваете этот вариант?12
  • JessiЕсть книга "эмоциональный интеллект ребенка" готтман. Иногда ребенку становится чуть легче, когда он знает, что его чувства понимают. Не игнорируют, не уговаривают, не отрациют и не переключают. А просто понимают.1
  • Александра РусоваЕлена, я писала не о любви/нелюбви к саду, а именно про то, что стоит обратить внимание на речь. Это может быть звоночком. Может и не быть, но лучше перебдеть)) А любовь/нелюбовь к саду вряд ли может быть показателем уровня развития ребенка.8
  • ЛимончеллаПервоочередная проблема не в садике, а в том что в 3.5 года ребенок даже элементарных слов не говорит. Тут смотрю уже насоветовали не водить, но в данной ситуации это только хуже, какое-никакое общение со сверстниками нужно обязательно, в том числе глядя на них начнет повторять слова. К логопеду неплохо бы походить, что это за "не гугу"?!23
  • НатальяВ сад, однозначно, водить. Подключить логопеда. Он у вас так и будет гукать?0
  • Улыбка солнцаМне 45 и до сих пор помню как я не хотела идти в садик. Я интроверт как я узнала позже, мне было очень тяжело в садике и в школе я часто болела, чтобы побыть дома. Увы это психосоматика так и закрепилась, как трудности заболеваю. Может ваш ребенок вообще лучше пусть будет дома10
  • Лейла МуталлаповаСудя по вашему описанию, ребёнок не хочет делать то, что вы ему прелагаете, сначала не зовёт в садик, когда, вы его туда ведёте, а когда заьираете, не хочет уходить. Возможно, а проблема не в садике, а в ваших отношениях. Вероятно, ключевую роль с этом играет кризис 3 лет, пошла ребёнок горит "нет" на все, что исходит от родителя0
  • AlenchikМало кто из детей хочет ходить в садик. Мой ребёнок до пяти лет часто болел и пропускал садик. После пяти всё реже и реже стал болеть, в садик стали ходить регулярно, у него появились там друзья, сейчас ребёнку 6 лет, уже ходим без слез. Так что терпение вам, старайтесь не пропускать садик, ребёнок привыкнет, адаптируется и меньше будет каприз.5
  • ЕкатеринаПоделюсь, что нам помогло. Стал отводить в сад муж, вместо меня. К нему ребенок не так привязан и легче отпускал, слез стало меньше. До этого я отводила 1,5 года почти, не привыкал. Потом сменили сад- стал ходить с радостью. Прошлый сад был хорошим, но слишком много детей. Новый сад тоже гос., но детей ходит максимум 20, чаще 10-15.3
  • Крис***Если это госсад, то его разумно для себя рассматривать, как парковку для детей. Если вам жизненно необходим именно этот сад, то наберитесь терпения, пусть отводит папа, забирайте через час, потом через два. Самое главное - именно ваша мотивация и ваше решение. То есть для ребенка этот сад - не нужен. Нужен для вас.6
  • ЕкатеринаHelena, да. Я обожала садик и с удовольствием туда ходила. Вот школу ненавидела1
  • Выведите психическую0
  • Lexa LexaВыведите, то есть тормозить успевающих, чтобы неуспевающие были на одном с ними уровне, так?1
  • Lexa LexaЕлена, судить по своему опыту = не разбираться в вопросе.1
  • Lexa LexaВыведите, следуя логике ваших доводов о ваших детях можно сделать вывод, что им в семье не очень комфортно, вот они и рвутся из нее в сад. Не очень комфортная точка зрения, да? Зато комфортно пропускать речевую задержку с аргументом "и так сойдет, садик виноват".2
  • Lexa LexaVmV13, у "богачей" личный садик в виде нянь и наемной силы, суть та же.6
  • Выведите психическую1
  • Alexandra OrlovaСходите к логопеду. Если ребёнок не может выразить свои чувства и эмоции и объяснить, чем ему не нравится в саду, возможно, с этим и связано его нежелание. Ну и поговорить с воспитателями, психологии сада, если такие предусмотрены. Увольняться, сидеть дома и отказывать себе во всем в мат.плане - не дело, я считаю. Ну или во всяком случае пока не дело2
  • Нехетти ГринВыведите, ваши дети с вашим менталитетом ходят за границей, а наши прекрасно ходят здесь. Все дело в конкретном ребенке, конкретном садике, конкретных педагогах и конкретной группе. Ну и конкретных родителях. Иные закатывают глаза задолго до садика, а ребенок всё видит и мотает на ус.10
  • Нехетти ГринВыведите, проблема в данном случае в ребенке. Тут как минимум ЗРР, а то уже и ЗПР. Или что похуже.7
  • Нехетти ГринЕлена, ерунда. У нас в группе почти все любят сад, и все - с нормальным развитием. Ну один юноша слегка отстает, но подтянулся хорошо, т.к. по ПМПК занимается с педагогами отдельно. Но и он любит сад, друзья у него там, игрушки.0
  • Helena WasserbergВыведите, ну, может потому что наши до 3 лет обычно сидят с мамами в декрете и ревут с непривычки, от разлуки, а за границей декреты небольшие, в том возрасте, когда наши эмоционируют, они в те сады ходят 2-2,5 года7
  • Helena WasserbergВыведите, давайте будем честны и скажем, что орать это вообще свойство характера+ воспитание. Смотря те же передачи типо Суперняни это видно2
  • КсенияМне 41, в садик ходила, но ещё хочу!!!!3
  • Алия ЧапоргинаИ у нас также. Старшая дочь сидела и молча читала в садике, младшая ходила с удовольствием, она не отстаёт в среднем, наоборот, читала в садике тоже, но вслух другим детям, но от старшей отставала значительно.1
  • Юлия ИвачеваНичего удивительного, на самом деле. Вспоминаю себя: мне в садике нравилось, но вот рано вставать и идти туда по холоду собачьему совсем не нравилось. Поэтому стабильно каждое зимнее утро я занималась кишкомомательством родителей. Мне уже 33 годика и до сих пор я не люблю рано вставать и тащиться куда-то по морозу, поэтому нашла работу на удаленке.0
  • WintersunHelena, я с удовольствием ходила0