Как воспитывать трехлетнего ребенка, который не хочет ходить в детский сад
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Ребенку три с половиной года. Проблема с адаптацией в садике. Утром дома, пока собираемся в сад, он не хочет: хмурится и убегает, говорит «не гугу», то есть «не буду», и машет руками, демонстрируя отказ.
В садике, конечно, истерика при разлуке с мамой, а потом забрать из сада — опять уговоры: начинает играть, интересоваться игрушками и, получается, вроде уходить не хочет. Ребенок очень плохо говорит. Не может словами описать, почему не хочет, а только эмоционально. Как поступить в этой ситуации?
Утром не реагирую на его отказ, едем в садик, потом забираю уговорами, что дома ждет папа, или предлагаю приготовить обед по предпочтению ребенка, так как он малоежка.
С чем могут быть связаны трудности адаптации к саду
Адаптация к чему-то новому в жизни ребенка — это живой процесс, то есть он может быть растянутым по времени и проходить неравномерно. И да, адаптация к детскому саду — это не всегда просто. И это тоже нормально. К сожалению, из описания ситуации не ясно, сколько ваш ребенок уже ходит в сад, с чего все начиналось и есть ли прогресс сейчас. Поэтому предлагаю вместе поисследовать различные факторы, которые могут влиять на успешность адаптации или тормозить ее. Это всегда персональная история. Но если замечать свои чувства и мысли по поводу каждого фактора, можно составить более ясную картину возможных трудностей в адаптации.
Как бы то ни было, по тому, как вы пишете о своей проблеме — с вниманием к ребенку и деталям, — ощущается, насколько трепетно вы относитесь к сыну и что для вас имеют значение комфорт и эмоциональная безопасность ребенка.
Итак, вот что может влиять на успешность адаптации к детскому саду.
Готовность взрослых. В реальном мире у каждого человека есть множество внешних ограничений. К примеру, хотим мы в декабре, чтобы на пару дней для разнообразия включилось лето, но, к сожалению, такого по щелчку пальцев не происходит: у природы есть свои законы и правила. Аналогичным образом все устроено и в жизни детей: есть выбор родителей, есть правила. Насколько для вас самой посещение сада ребенком является необходимостью? Воспринимаете ли вы всерьез свою потребность в этом?
Если есть внутренний выбор взрослого, как правило, ребенку гораздо легче встраивать новые процессы в свою жизнь. Если взрослый колеблется, еще сам не занял свою позицию, нужно это или нет, если его распирает много разных чувств внутри — вина, стыд, страх, тревога, — то ребенок может копировать взрослого. Ведь когда взрослый колеблется, как у ребенка может быть в этом вопросе решимость.
Опыт семьи. Детский сад — один из этапов сепарации ребенка, который затрагивает не только его самого, но и всю семью. Поэтому логичными будут такие вопросы. Есть ли у родителей и других взрослых позитивный или негативный опыт в связи с садом? Существует ли в семье какая-то единая позиция о том, насколько сад необходим и как долго ребенок может к нему привыкать?
Наличие негативного опыта и любая его трансляция одним из членов семьи могут влиять на то, с каким настроем ребенок отправляется туда каждое утро.
Неумение ребенка выразить свои чувства. Все дети разные, и у многих необходимость сменить привычный уютный режим рядом с мамой на незнакомую обстановку в окружении множества детей может вызвать целый рой сложных чувств. Распознать их и выразить ребенок в три с половиной года не может, поэтому в виде различных поведенческих реакций будет выдавать их самым безопасным и близким взрослым.
Если выдержать эмоции ребенка, проговорить возможные чувства, постараться прояснить тревоги или страхи, можно значительно облегчить для детей процесс принятия больших перемен в их жизни. Возможно, в вашем случае отсутствие у ребенка возможности высказать свои чувства также дополнительно нагружает и без того непростой процесс адаптации.
Режим. Если ребенок свои первые годы проводит в относительно свободном и гибком графике, то адаптация к детскому саду потребует от взрослых особенно внимательного отношения к режиму. Утренние подъемы зимой, когда еще темно, вряд ли будут восприняты с большим энтузиазмом, если всю свою жизнь — а для тоддлера это правда вся жизнь — он вставал с солнышком и без будильника.
Задача родителей — помочь облегчить жизнь и себе, и ребенку: контролировать отход ко сну в такое время, чтобы на ночной отдых и восстановление оставалось 9—10 часов.
Обстановка в детском саду. Поговорите с педагогами ребенка и спросите их о ситуации в саду. Проконсультируйтесь с местным психологом. Это нормально. Ребенок в непривычной обстановке может вести себя абсолютно по-другому. Возможно, воспитатели смогут дать дополнительные советы и рекомендации, обратят внимание на какие-то особенности в поведении.
Например, что для ребенка в целом характерно сначала настороженно и с сопротивлением относиться к любой новой деятельности, а затем он постепенно начинает проявлять интерес. Возможно, пока это единственный доступный для него способ реагирования. По мере того как он будет получать новый положительный опыт, реакция может стать менее выраженной или появятся новые коммуникационные стратегии.
В целом поведение ребенка, которое вы описываете, может быть связано не только с детским садом. Три с половиной года — это возраст формирования картины собственного «я» и внешнего мира, в том числе и через тестирование границ других людей. Бережное и чуткое отношение родителя к самому себе — к своему выбору, чувствам, границам и ресурсам — позволяет делиться этим навыком и с ребенком.