Как воспитывать ребенка двух лет, чтобы не избаловать
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Нашей дочери год и семь месяцев. Это наш первый ребенок, поэтому опыта в воспитании у меня нет.
Во-первых, не получается установить границы и запреты. Например, во время еды дочь начинает вставать на стуле и залезать на обеденный стол. Мы спокойно просим ее слезть, потом пробуем усадить обратно, а если не помогает, опускаем на пол. После этого может начаться истерика, и дочь залезает на нас. Может быть, она хочет еще больше любви и внимания? Может, ей нравится наблюдать за нашей с мужем реакцией? Не знаю.
Во-вторых, постоянные истерики. Я не знаю, как правильно их воспринимать и как утешать ребенка. В одних книгах пишут, что надо игнорировать или даже уйти в другую комнату, в других советуют отвлекать.
Ситуация: мы идем на детскую площадку, дочь начинает сильно истерить, что хочет туда. Но мы ведь и так туда идем! Будет ли потаканием капризам, если я и так это планировала, но результат как будто получен благодаря громкому крику?
Я пробовала игнорировать истерики, сидела рядом, но это нам не подошло. Дочь сильно плакала и каталась по полу. Иногда помогает отвлечение внимания на другой предмет. Например, фонарик — включается и выключается, связка ключей — звенит, гибкая палка — возвращается в вертикальное положение. В общем, нужно что-то, с чем можно совершить действие. Ребенку становится интересно, как это работает.
Надеюсь, когда дочь начнет разговаривать, можно будет спокойно с ней договариваться, ведь чем старше ребенок, тем меньше с ним работает отвлечение.
Почему возникают истерики и как реагировать, чтобы ребенок не стал избалованным
Вы очень сильная и любящая мама. Так тяжело быть с ребенком целый день, а потом и ночь. Вы устаете, не высыпаетесь, возникают опасения и страхи. Порой начинает казаться, что что-то упущено, сделано недостаточно. Так бывало с каждой из нас.
Мы, мамы, сомневаемся, боимся, злимся. Материнство, как и любая работа, вызывает разные эмоции. Временами мы испытываем больше непростых, чем позитивных чувств. Когда твой ребенок рыдает и падает на пол, кажется, что он единственный, кто ведет себя так. Как-то забываешь, что подобное поведение свойственно детям в таком возрасте и это нормально.
Сейчас ваша дочь осознает собственные желания, а средств для их выражения у нее еще недостаточно. Крик, как вы верно заметили, — пока основной и привычный инструмент для коммуникации. У нее еще не сформирована речь, в то же время регулировать свои эмоции ребенку сложно. Это совершенно нормально, ведь префронтальная кора — часть головного мозга, которая отвечает за регуляцию эмоций, — еще в начале своего формирования. Этот процесс закончится только к 24 годам.
И все это время мы, взрослые люди, у которых полностью сформирован головной мозг, помогаем нашим детям регулировать свои эмоции. Мы обучаем их навыкам регуляции разных состояний. Для этого показываем эти навыки снова и снова. Вы уже применяете один из них — отвлечение. И это здорово!
Как справляться со своими эмоциями
Работу по обучению ребенка регуляции эмоций мы начинаем с себя. Так мы восполняем силы и одновременно показываем детям, как справляться с непростыми ситуациями. Вы можете вслух называть свои эмоции и то, что их вызывает. Вы боитесь, что дочь упадет со стола, и поэтому ее останавливаете? Скажите об этом вслух. Вы не знаете, что делать, когда идете на площадку, вы растеряны? Скажите об этом. Это поможет вам увидеть изменение своего настроения, а также покажет дочери, что эмоции можно пережить, что они всегда заканчиваются, однажды возникнув.
И если вы замечаете, что грусть возникает чаще, чем радость, а страх и тревога — чаще, чем спокойствие и уверенность, возьмите отпуск, буквально на несколько минут. Сделайте что-то, что хотите именно вы, что вам приносит удовольствие. Возможно, это любимая песня в наушниках, упражнение «планка» или разговор с другим взрослым. А может быть, это несколько минут на полу, когда вы лежите и ничего не делаете.
Как влиять на поведение ребенка
Можно называть эмоции ребенку вслух. Это поможет развить еще один навык — «регистрацию эмоций».
Вы также можете обучить дочь новому для нее поведению. Ведь она еще не знает, как вести себя за столом, и вы ее этому учите, верно? Если вы замечаете, что дочь начинает делать то, что сейчас и ей, и вам может помочь, похвалите ее за это. Например, хвалите каждый раз, когда она остается в своем стульчике и не залезает на стол. А когда залезает на стол, снимайте, но не ругайте за это. Как показывают результаты исследований, позитивное подкрепление — похвала, ласковый тон — меняет поведение намного лучше, чем наказание.
Подробнее о том, как менять поведение — как свое, так и других людей, — можно почитать в замечательной книге о поведенческой психологии Карен Прайор «Не рычите на собаку».
Я абсолютно уверена, что у вас все получится! И спасибо за то, что поделились своими трудностями, о них непросто говорить каждой из нас.