Как воспитывать пятилетнего ре­бен­ка, чтобы он пере­стал убе­гать от ме­ня на улице

Признания читателя и комментарий специалиста
27
Как воспитывать пятилетнего ре­бен­ка, чтобы он пере­стал убе­гать от ме­ня на улице

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Глеб Калмыков

волнуется за сына

Страница автора

На прогулках часто сталкиваюсь с проблемой: ребенок может сорваться и убежать в произвольном направлении. Например, если я замешкаюсь при выходе на улицу, может начать бегать вокруг дома, а я выхожу и не могу найти сына сразу — переживаю.

Или недавно был случай: зашли в магазин, он схватил банку колы и побежал с ней на кассу. А когда не смог оплатить — денег-то нет, — просто убежал на улицу. Я, конечно, его догнал и все в магазин вернул, но ситуация была не из приятных.

Стараемся избегать особо опасных мест типа обочин больших дорог и объясняем, что убегать может быть опасно. Вроде слушает, кивает, понимает — а потом снова убегает.

Почему ребенок может нарушать правила и договоренности

Аватар автора

Светлана Савелова

психолог центра Good Point

Страница автора

Родителям приходится сталкиваться с ситуациями, когда возникает вопрос безопасности ребенка. Кажется, здесь все очевидно: то, что угрожает жизни и здоровью детей, должно быть строго под контролем, и определенные правила ребенку нельзя нарушать ни при каких условиях. Здорово — мы для себя очертили, где в иерархии запретов располагается подобная ситуация.

Следующий шаг тоже кажется очевидным. Нужно «просто» донести это до ребенка. Но действительно ли это так просто? Вряд ли мы найдем пятилетку, который с первого раза возьмет себе на заметку, что так или вот так делать не стоит, потому что это опасно для него самого, например убегать далеко от родителей.

Детскому мозгу еще не доступен контроль в той мере, в которой он доступен мозгу взрослого. У ребенка пяти лет не до конца развита префронтальная кора. Поэтому детям в таком возрасте характерна импульсивность, неумение планировать — в том числе предвидеть последствия, — неспособность остановиться, когда очень хочется что-то получить, попробовать.

Кроме того, хочется уточнить некоторые моменты. В какой момент ребенок повел себя так первый раз? Возможно, была какая-то ситуация, после которой такое поведение закрепилось? Как часто происходит нечто подобное? Это случается только в вашем присутствии или с кем-то еще?

Возможно, вы замечали, что ваш сын — подвижный мальчик. Может быть, обращали внимание, что ему сложнее, чем многим, усидеть на месте, как будто к нему прикручен моторчик? Ему сложно придерживаться правил, например в игре? Или вы постоянно возвращаетесь за его кофточками, курточками, игрушками, которые он забывает? Возможно, он достаточно легко отвлекается?

Это лишь некоторые диагностические вопросы, положительные ответы на которые могут подтолкнуть вас к поиску информации о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Повторюсь: это только одно из направлений, куда можно направить свое внимание, чтобы пролить свет на особенности поведения. Информации, которую вы сообщили, недостаточно, чтобы говорить о чем-то конкретном.

Как повлиять на поведение ребенка

Соглашусь с вашим решением обсудить с сыном, почему его поведение — побег от взрослого — может быть опасно. Будет здорово донести эту информацию на доступном ребенку уровне. Вот как это можно сделать.

Попробуйте вместе придумать игру, где ваш сын станет, например, роботом. В пять лет ведущая деятельность ребенка — игра, и это можно использовать. Продумайте образ робота, его характер, дайте ему имя, но главное — обсудите тот момент, что робот безоговорочно подчиняется тому, кто в него играет. И заранее уточните, что герой ребенка выигрывает только в том случае, если не ослушается ни одной команды.

Обязательно поощряйте любое желаемое поведение. Можно проговаривать, как сильно вы рады такой четкой и старательной игре, следованию правилам, отличной коммуникации. Или, например, придумайте и нарисуйте лист с супергеройскими поступками — ведь каждый супергерой гордится тем, что смог совершить отважный поступок. К примеру, можно поставить роботу задачу охранять своего близкого человека и не отходить от него ни на шаг. В общем, выбирайте сюжет, который, как вам кажется, заинтересует именно вашего ребенка.

Не ждите чудес, что с первой же попытки все волшебным образом изменится. Но, возможно, ваше стремление добиться результата, возникший интерес со стороны ребенка, а также желание взаимодействия с родителями — часто дети больше всего на свете хотят именно этого — сыграют свою роль в успешности подобной игры.

РедакцияА у вас получилось договориться с ребенком о правилах, которые нельзя нарушать? Расскажите, какие хитрости помогли:
  • ФедяКупите поводок для собак средних пород. Не обязательно постоянно надевать, пару раз для начала - в наиболее рискосодержащей обстановке.13
  • NМоя в этом возрасте тоже могла убежать. Просто держала за руку по возможности. Потом переросла.1
  • AnnaДумаю проблема не в том, что ребенок убегает, а в том, что вы его не контролируете и он это прекрасно понимает. Я бы советовала сходить к детскому психологу очно, для начала без ребенка, потому что проблема скорее всего не в нем и решать ее родителям.13
  • Аватаркамой тоже убегал и совершенно ничего не боялся при этом, так что говорить что-либо бесполезно. лет до 8-9 это продолжалось, все эти годы ни на минуту расслабиться было нельзя.0
  • VRAnna, а мне показалось - именно в ребенке... Ни с того ни с сего хватать вещи из магазина, убегать при выходе из дома... Звучит странно. Может это что-то нервное. Или он так на прочность проверяет родителей, границы дозволенного смотрит...11
  • AnnaValRyb, вот-вот, границ нет, делает, что хочет.1
  • АватаркаAnna, а может быть проблема в нём и это к психиатру. у меня два ребенка, первый вырывался и убегал, второй - нет.18
  • juarhalaValRyb, так он потому и хватает и творит что угодно, что прекрасно знает, что ничего ему за это не будет.6
  • juarhalaСразу хочется спросить - а раньше ребенок точно так же себя вел? До пяти лет? Он был совершенно послушным, и вдруг в пять лет начал хватать продукты с полок и с ними убегать, а также удирать от вас на улице, или он так делает с двух-трех лет и продолжает до сих пор? Если только только-только начал - значит вдруг решил расширить свои границы ,и раз ничего ему за это не бывает плохого (ваши разговоры спокойно пропускает мимо ушей), то не видит причин не продолжать свою удачную деятельность. Может это вообще для него такая увлекательная игра - когда наконец мама/папа смогут меня остановить, и смогут ли когда-нибудь. Естественно он должен выучить на собственной шкуре простой принцип, который есть и во взрослой жизни (вообще давно должен был, лет с трех как минимум, если вдруг он уже несколько лет так себя ведет - значит вы этот момент просто упустили): есть правила - есть нарушение правил - есть строгое наказание за нарушение правил. Конечно же речь не о физическом насилии, но любой родитель в курсе, чем можно эффективно наказать ребенка - не идёшь сегодня гулять/не играешь неделю в планшет/ не смотришь мультики/ не получаешь вкусняшку или карманные деньги/не покупаю игрушку, и так далее, знаете сами что любит именно ваш ребенок. И это наказание должно быть выполнено ВСЕГДА, просто пугать наказанием - бесполезно, ребенок очень быстро чувствует безнаказанность. Я что-то не верю, что вы дожили с ребенком до пяти лет и верите, что простые объяснения без должного подкрепления в виде поощрения за хорошие действиях и наказания за плохие с ребенком могут работать. Ну не настолько сознательны дети, честное слово.10
  • juarhalaАватарка, в каком возрасте? Когда ребенок вырывается и убегает в два года - это понятно, он еще толком ничего не понимает. Но в пять - это уже больше похоже на вызов родителям: он прекрасно знает русский язык и понимает что так делать нельзя (говорили же уже сто раз), но все равно делает им назло, либо тупо в грош не ставит их слова (да что они мне сделают). Не думаю что это к психиатру, больше похоже на серьёзные пробелы в воспитании. Был бы у ребёнка какой то серьезный психиатрический диагноз - думаю, родители бы к пяти годам это уже знали4
  • juarhalaФедя, для пятилетнего ребенка, взрослого пацана, который понимает русский язык и которому скоро в школу идти - надевать поводок как на неразумное животное? Это уже за гранью.0
  • AnnaАватарка, не исключено, но менее вероятно. Лучше начать с психолога родителям, чем сразу вести ребенка к психиатру.4
  • Аватаркаjuarhala, нет, ничего не боялся. абсолютно. папа тоже ничего не боится, так что есть в кого.1
  • Аватаркаjuarhala, вы не думаете, а мне рекомендовали обратиться к психиатру. в том числе психолог. правда, не в пять лет, а позже, там уже другие поведенческие проблемы появились. что на самом деле у автора и что будет дальше мы достоверно знать не можем.5
  • Заясь, заясьЕсли проблема локальна и у ребенка нет более-менее явной патологии, я бы применяла наказания, связанные с проступком: убежал от меня - завтра со мной гулять не идёшь, гуляй только в садике, взял что-то в магазине - месяц в магазин не беру. + Объясняем, что можно попросить папу эту вещь купить, и тогда есть шанс её получить, а при попытке "грабежа" - ни вещи, ни нового посещения магазина + очень расстроенный папа, которому пришлось извиняться за ребёнка перед сотрудниками магазина. Как насчёт правила "везде за ручку, кроме детской площадки", если ребенок не на своем мини-транспорте?11
  • ChichikovЯ когда был маленький отец всегда рассказывал мне страшные сказки(истории), пугал, не до нервного срыва, скорее по детски, поэтому я инстинктивно боялся от него отходить если мы находились вне дома.1
  • Нехетти ГринС первых строк (возраст + поведение) подумала, что СДВГшник. И психолог на ту же мысль наводит. Думаю, ее стоит послушать - обратиться к специалистам. Самостоятельно тут ничего не сделаешь, нужен совет профессионалов по результатам диагностики.6
  • ИльвираСын тоже убегал, пока я катила коляску с младшим. Посмотрели мультфильм "В поисках Немо". Поговорили потом. Перестал убегать.4
  • Екатерина:)1
  • Мата Хариjuarhala, у меня такой ребенок. Он прекрасно знает, что будет наказание, но ничего не боится и делает то, что ему хочется. Из раза в раз.2
  • sekaifutarijuarhala, надевать всерьез ни в коем случае нельзя, но можно его использовать как средство запугивания, что, мол, будешь себя плохо вести - будешь ходить на поводке. И повесить его на стенку. Как уже написали другие комментаторы, ребенок не дурак и делает все и осознанно, поэтому он пользуется безнаказанностью. По своему опыту, такая методика запугивания абсолютно безвредна, но эффективна, ибо дети очень боятся потенциального наказания.1
  • Полиция Т—ЖЕлена, будьте повежливей. Правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/0