Как приучить детей поддерживать порядок, если они постоянно забывают убирать за собой
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
У нас двое детей: мальчик семи лет и девочка пяти. С четырех лет я приучала обоих к автоматическим действиям: выключать свет, когда уходишь из комнаты, собирать игрушки, убирать за собой тарелку со стола после еды и одежду в шкаф, спускать воду в унитазе и тому подобное. Что-то прижилось, но не все.
Сын более дисциплинированный: со стола за собой убирает, в туалете смывает. Но никак не могу отучить разбрасывать одежду. Она лежит просто ровным слоем по всей квартире. Сам страдает от этого: теряет носки, штаны, рубашки, однако свое поведение не меняет.
Дочь мы, видимо, избаловали: только воду в унитазе за собой спускает — и то не всегда, иногда забывает. Про все остальное приходится напоминать, ворчать и даже кричать. С невыключенным светом поздно начала бороться, только около года назад. Поэтому с этим пока все плохо, никто не выключает.
Знаю, что дети повторяют за родителями, но мы-то с мужем как раз очень любим порядок и всегда за собой все убираем, выключаем, смываем. Поэтому нам странно видеть, что дети не перенимают эту привычку. Хотя сейчас они уже гораздо больше понимают, но часто забываются, заигрываются, бросают все и убегают по своим делам.
Мы за самостоятельность детей с раннего возраста, приучаем их к порядку с трех-четырех лет.
Хвалим, когда видим, что они это делают. Подробно объясняем, зачем это все нужно. За них стараемся не делать — возвращаем на «место преступления» и просим убрать.
Пустыми угрозами не разбрасываемся: когда игрушки валяются два-три дня, я в сердцах говорю, что сейчас соберу все сама и отдам другим детям. Угрозу выполняю, но это не особо помогает в дальнейшем. Пару раз подавала еду детям в их же собственных грязных тарелках, оставленных на столе, — вот это срабатывает хорошо: урок заучивается на пару недель. Но потом все по новой.
Хочу протестировать способ с наклейками за каждое успешное действие, я так приучила детей чистить зубы два раза в день. Это станет моим следующим шагом, но советы со стороны тоже будут полезны.
Почему у детей возникают проблемы с поддержанием порядка
Привычка убирать за собой зависит не только от воспитания, но и от возраста ребенка, а также от особенностей его нервной системы. Пять и семь лет — достаточный для формирования самостоятельности в уборке возраст, но это не самостоятельность в том виде, в котором ее иногда видят взрослые.
Ребенок способен убирать, помогать по дому, выключать свет, спускать воду в унитазе, но при этом он может нередко отвлекаться и забывать, и это абсолютно нормально. В силу возраста детям пока сложно сосредоточиться на задаче. Хотя в семь лет это обычно проще, чем в пять.
Кроме того, на успех в автоматических действиях влияют природные особенности человека. Один неспешно раскладывает по полочкам одежду и убирает все на свои места, а второй разбрасывает вещи, оставляет на всех поверхностях игрушки и материалы для творчества.
И дело не в том, что одному из них не хватает воспитания, просто его нервная система устроена иначе — она более подвижна: ребенок быстро отвлекается, увлекается новым, не любит однообразную работу. И, как следствие, поддержание порядка требует от него больших усилий.
Возможно, ваши дети не относятся к тем, у которых от природы есть склонность к рутинным делам. Большинство детей как раз не очень любят рутину.
Как приучить детей убирать за собой
Хочется поддержать вас в ваших чувствах и желании приобщить детей к самостоятельности. В моменте действительно бывает сложно. В ответ на то, что дети не убирают за собой, могут возникнуть злость и досада. Но эмоции проходят, а то, как мы ежедневно общаемся с близкими, оставляет след и на наших отношениях, и на мотивации детей в будущем.
Ценно, когда родители находят баланс, чтобы, с одной стороны, дети могли соблюдать правила и ощущали границы, а с другой — чувствовали принятие и могли свободно выражать себя. Поиск этого баланса — процесс часто длительный и непростой.
Возможно, некоторые рекомендации помогут вам приучить детей к порядку и другим домашним обязанностям.
Удобно организуйте пространство. Можно исследовать детскую комнату и задавать себе вопросы. На удобном ли уровне расположены полки, крючки и ящики? Есть ли отдельные места для каждой группы вещей и знают ли дети об этих местах? Понятно ли им, какое место предназначено для каждой игрушки, вещи?
Чтобы детям было проще ориентироваться, можно, например, подписать ящики и полочки. Иногда большая коробка, в которую легко помещается весь «Лего» или другие мелкие предметы, очень выручает. То же самое относится к подписанным ящикам в шкафу. Здорово, если вы выберете места для предметов и подпишете их вместе с детьми. Это добавит интереса к дальнейшему процессу уборки.
Убедитесь, что ребенок понимает, как устроен процесс уборки. То, что взрослому кажется элементарным, для детей может быть целой проблемой. Возможно, им сложно разобраться, какие вещи после улицы пора положить в корзину для стирки, а какие нужно повесить в шкаф или на вешалку. Постарайтесь выяснить, что для них затруднительно, и разъясните, как поступить.
Ставьте реалистичные рамки. Вы можете настаивать на необходимости уборки — например, сказать так: «Мы все равно убираем». Но стоит взвесить свои ожидания и возможности ребенка и выбрать реалистичные для него сейчас границы: должен ли он убирать игрушки и все раскладывать по полочкам ежедневно или может делать это раз в несколько дней? А может, сейчас будет достаточно убрать так, чтобы в комнате было где пройти?
То же и с вещами. Определитесь, чего на этом этапе хватит: нужно ли, чтобы, вернувшись с прогулки, ребенок складывал вещи на стул — или он должен повесить на плечики в шкаф то, что можно надеть еще раз. Не ставьте детям слишком сложные задачи, они не подходят для постоянных рутинных дел.
Постепенно расширяйте зону ответственности. Алгоритм приучения к самостоятельности в уборке и в любых обязанностях по дому состоит из нескольких шагов.
- Убираем вместе: «Я собираю конструктор, а ты — машинки».
- Предлагаем помощь: «Помочь тебе убрать набор доктора?»
- Ребенок убирает самостоятельно, но ему нужно напоминать об уборке.
- Ребенок убирает сам, без контроля взрослого.
Важно помнить, что самостоятельность в уборке складывается в течение нескольких лет. Каждый этап занимает какое-то время — от нескольких недель до нескольких месяцев. Не торопите детей, позвольте каждому ребенку идти в своем темпе.
В этом процессе обязательно будут откаты: кто-то из детей не будет хотеть убирать, и тогда важно спокойно вернуться к определенному пункту плана и снова идти по алгоритму. С каждым откатом путь обратно будет быстрее. Так у детей постепенно сформируется навык самостоятельности.
Какую систему подсказок и мотивацию можно использовать
Напоминать про домашние обязанности могут визуальные подсказки — стикеры или плакаты, оформленные вами, а еще лучше — с помощью детей. На подсказках можно написать фразы — например, «Выключаю свет в комнате» — или нарисовать образы. На маркетплейсах продают готовые забавные стикеры для санузла. Они подскажут, что нужно смывать за собой и мыть руки.
С более сложными задачами может помочь пальчиковая напоминалка. Разбиваем задачу на пункты и каждый из них присваиваем пальцу руки. Например, когда ребенок приходит домой, он должен убрать уличную одежду и обувь. Делим эту задачу на три пункта. Всякий раз ребенок загибает по очереди пальцы на руке и выполняет закрепленные за ними действия. Первое время можно проговаривать: «Мизинец — ставлю рюкзак на полку, безымянный палец — вешаю верхнюю одежду на крючок, средний — ставлю обувь в обувницу».
Мотивация в виде наклеек не навредит и даже может принести краткосрочные результаты — например, ребенок начнет регулярно чистить зубы. Но пользоваться этим способом часто не стоит: подобная мотивация — внешняя. Если ребенок в своих действиях чаще всего основывается на внешних вознаграждениях, вполне вероятно, ему будет сложно в будущем выстраивать внутреннюю систему мотивации. Лучше взращивать именно ее.
Это мотивация вроде такой: «Если я уберу вещи, мама будет меньше занята уборкой и сможет подольше поиграть со мной», «Я не теряю любимые игрушки, потому что они лежат на своих местах», «Я убираю, потому что мне весело это делать».
Внутренняя мотивация формируется сложнее и дольше, может не давать быстрых результатов, но именно она закладывает в ребенке навык самостоятельности.