Мнение: возраст согласия имеет значение
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
«Да» 30-летнему мужчине может сказать и 15, и 16 летняя девушка, но в первом случае ее «да» для закона ничего не стоит. А во втором она уже считается полноценным участником отношений. Я хочу обсудить не столько законодательный, сколько моральный аспект, так как, на мой взгляд, ситуация и с 16-летней барышней чести партнеру не делает. В таких кейсах с юным (пусть и формально добровольным) партнером или партнершей оправдательным доводом «взрослой» стороны всегда выступает «мы полюбили друга и не виноваты, что ей/ему так мало лет». Мне нравятся произведения, которые дают самому прийти к мысли, что это не довод, а, простите, отмазка.
Фильм «Май-Декабрь». Более 20 лет назад героиня Джулианны Мур в 36 лет соблазнила семиклассника Джо. В итоге она развелась, посидела в тюрьме, там родила их первенца, они поженились и у них родились еще близнецы. Про эту семью собираются снять фильм, актрису для роли героини Мур играет Натали Портман, которая для работы над образом приезжает к ним в гости.
Сначала этот брак выглядит счастливым, но потом мы видим, что Джо, которому теперь за 30 и у него трое взрослых детей, обуревают сомнения, не упустил ли он многое в жизни, сделав такой выбор. Его мысли изящно показаны через бабочек, которых он выращивает, у них каждому жизненному этапу свое время и ничего нельзя ускорить без вреда.
С сомнениями он приходит к жене-совратительнице и она успокаивает его как раз идеей, что он напрасно сомневается, ведь у них была и есть такая большая любовь. То есть мы можем выбрать две позиции: правда была любовь и она оправдывает его испорченную жизнь или же вся история построена на ее желании и манипуляциях взрослого человека с незрелым. И этот диалог — продолжение ее манипуляций.
Не буду спойлерить финал, скажу только, что истинное лицо героини Джулианны Мур нам очень изящно покажут через их конкуренцию с героиней Портман.
Книга «Моя темная Ванесса» Кейт Элизабет Рассел. Героиня в 15 лет поступает в закрытую школу-интернат, чувствует себя там неуверенно и в итоге влюбляется в 42-летнего преподавателя литературы Джейкоба Стрейна. Тут сразу понятно, кто антигерой. Учитель поворачивает все так, что он не смог устоять перед соблазнительностью девочки, отсюда и название. Он ничего не делает против ее воли, но мы отчетливо можем проследить его манипуляции. Она мечтает казаться взрослой и соглашается на многое, чего ей не хочется, а он этим пользуется.
Дальше мы переносимся в ее жизнь 32-летней женщины и видим, как эта связь сломала ее, не позволив реализовать ни таланты, ни просто цели. Но даже когда против учителя выдвигает обвинения другая ученица и Ванесса понимает, что девушка говорит правду, она при этом не хочет ей помогать, так как у нее с учителем «было настоящее большое чувство». И признать его домогательства, значит понять, что она жертва, а он всегда нахваливал в ней как раз героизм. Даже когда ее с позором исключили из школы и она назвала их роман своей выдумкой, чтобы выгородить Стрейна.
Именно потому, что в неравных по возрасту отношениях юному партнеру никогда не хватит опыта защищаться от манипуляций того, кто старше, никакую добровольность в таких историях я бы не считала полноценной. Вопрос только в том, с какого возраста человек достаточно опытен для своей защиты в неравных отношениях?