Почему это красиво: гостиная в стиле неоклассики в приглушенных тонах и с точками фокуса
Сложно сделать классический интерьер с современными деталями так, чтобы все хорошо сочеталось.
Многие хотят сделать именно классический интерьер без ярких красок и футуристичной мебели. Кажется, что именно такой интерьер не надоест и долго будет актуален и особенно — в гостиной. Чтобы это действительно оказалось так, придется постараться.
В рубрике «Почему это красиво» мы будем разбирать интересные интерьерные решения, которые, на наш взгляд, выглядят удачно. Фото для этого разбора нам представила дизайнер Татьяна Воронцова. Автор фото — Роман Алексеев.
О квартире
На фото — гостиная в московском ЖК. Вся квартира — 96 м², потолки — 2,9 м, площадь самой гостиной — 20 м². Она совмещена с кухней, но кухонная зона изолирована от гостиной, поэтому она не вошла в разбор.
Интерьер выглядит органично по нескольким причинам. Во-первых, для любых классических интерьеров важно пространство. Большая комната с высокими потолками в неоклассике будет смотреться лучше, чем помещение скромных размеров.
Во-вторых, в гостиной использованы композиционные приемы: есть композиционные центры, равновесие и ритм.
В-третьих, цвета. Приглушенная спокойная палитра хорошо смотрится на большом пространстве, но не сливается в одно пятно.
Разберу их по порядку.
Композиционные центры или точки фокуса
Для интерьера, как и для любого другого визуального произведения, важно, чтобы в пределах взгляда был композиционный центр. В интерьерном дизайне его называют точкой притяжения взгляда, точкой фокуса или focal point на английском.
Точка фокуса — это место, которое притягивает взгляд. Именно от него строится вся остальная композиция. На плоской картине точка фокуса одна — это композиционный центр. Если вы вспомните золотое сечение, в центре «улитки» как раз обычно и ставится точка фокуса.
В живом интерьере точек фокуса может быть несколько, и они редко попадают в поле зрения одновременно. Точка фокуса — это самый интересный и яркий предмет в зоне. Обычно это телевизор с тумбой, диван, консоль с картиной, красиво оформленный стол, акцентная стена.
Без точки фокуса интерьер рассыпается: взгляд блуждает по вещам, не зная, на чем остановиться. Если точек фокуса слишком много, интерьер выглядит перегруженным. Поэтому даже в максималистичных интерьерах точка фокуса на зону одна: это самый выделяющийся предмет.
Точка фокуса — диван. Диван — это первая точка фокуса, которую можно выделить в гостиной. Это самый большой и заметный предмет, дополненный выразительным декором на стене. Он привлекает много внимания, если мы проходим мимо гостиной или смотрим на нее со стороны телевизора.
Точка фокуса — стена с телевизором. Вторая точка фокуса — телевизор с тумбой. Его видно, если человек сидит на диване. Эта точка фокуса часто используется в гостиных, потому что телевизор — естественный центр притяжения внимания.
Чтобы усилить точку фокуса, выбрана темная тумба и сложный фон из декоративной штукатурки в рамке из молдинга. Если бы тумба была светлая, точка притяжения бы не образовалась, телевизор остался бы на стене в одиночестве — это сломало бы композицию. В таких случаях кажется, будто чего-то не хватает.
Точка фокуса — стол. Стол находится в столовой зоне, она отделена от зоны гостиной с помощью рамок на стенах и ковра. Точка притяжения здесь — стол и стулья. Они составляют единую композицию, которая притягивает взгляд за счет цвета. Картина при этом только дополняет формы, смягчая контраст простой стены и сложной точки фокуса.
Равновесие
Равновесие в композиции — это сообразное количество светлых и темных пятен, которое визуально приятно. Например, если в белой комнате стоит один темно-серый диван, он будет самым тяжелым визуально.
Чем темнее и геометричнее объект, тем больше он «весит» для нашего глаза. Чем светлее и абстрактнее — тем «легче». Например, если в комнате один темный диван, а все остальное светлое, он будет привлекать внимание и утяжелять интерьер.
Чтобы создать равновесие, темные предметы вводят в интерьер так, чтобы они не слишком контрастировали с окружающим пространством и компенсировали друг друга.
Интерьер — это динамичное пространство, что усложняет создание равновесия. Стулья двигаются, появляются люди, другие вещи. Плюс, на него можно посмотреть из разных точек, в отличие от картины, на которую мы смотрим всегда снаружи.
Чтобы создать равновесие в интерьере, точки фокуса разместили друг напротив друга и компенсировали третьей точкой фокуса вдалеке. Теперь три ярких пятна уравновешивают друг друга, если мы смотрим на гостиную с позиции входа. А чтобы низкая мебель не контрастировала со светлыми стенами и высоким белым потолком, повесили шторы среднего оттенка: они сглаживают различие цветов.
В каждой зоне поровну темных пятен, пятен посветлее и совсем светлых. Самый тяжелый визуально объект — телевизор, потому что он черный и прямоугольный.
Ритм
Ритм в композиции — это повторение цветов, форм и фактур. Ритм помогает собрать композицию, сделать ее интереснее. За счет ритма нам кажется, что в комнате все сочетается.
Не обязательно повторять форму или цвет полностью. Иногда они могут немного отличаться друг от друга — так только интереснее рассматривать.
Повторение цветов. В интерьере повторяются все цвета, но заметнее всего — желтый. Это стулья, плед на диване, окантовка вазы, ручки шкафа, элементы бра и кофейного столика. Мы воспринимаем золотистый цвет как желтый, поэтому он тоже входит в этот ритм.
Фактура. В этом интерьере повторяются две фактуры: золото и велюр. Золото есть в ручках, предметах освещения, столике, вазе. Велюр, а точнее, неровная и слегка блестящая фактура, — в стенах, ковре и диване.
Форма. Если в интерьере все линии прямые и где-то посреди комнаты стоит круглый стол, он будет казаться лишним. Поэтому формы дублируют, чтобы вещи вписывались в интерьер.
В этом интерьере есть две основные формы: круги и прямоугольники. У кругов вспомогательной формой будут скругленные детали, а у прямоугольников — вертикальные линии.
Круги и плавные детали мы видим в столе, стульях, картине в столовой зоне, в кофейном столике, картинах над диваном и в ручках шкафа. Это позволяет взгляду путешествовать по комнате и в каждой ее части находить какой-то круг.
Прямоугольники и линии — это телевизор и комод, картины, молдинги на стенах, ковер, ножки стульев. Прямые складки на шторах и карниз смягчают эти линии, сочетая их с круглыми деталями.
Цвета
В помещении спокойная палитра, но ее нельзя назвать однообразной. Здесь соблюден принцип 60—30—10. Это значит, что 60% помещения занимает основной цвет, 30% — дополнительный и 10% — акцентный.
В качестве основного цвета выбран бежевый и его оттенки. Основной цвет не обязательно должен повторяться полностью — можно выбирать его близкие тона. В гостиной это стены, шторы, ковер.
Дополнительный цвет — коричневый. Он тоже повторяется неоднородно: это и темный пол, и тумба, и диван.
Акцентный цвет — желтый. И он тоже не одинаковый: оттенки пледа, золотистых деталей и стульев различаются, но в композиции выглядят единым целым.
Бежевые стены дают ощущение уюта и света. Очень правильно подобран оттенок: он не выглядит грязно и не делает помещение серым.
Оттенки коричневого хорошо сочетаются с желтым, потому что находятся близко на спектре, и при этом балансируют светлые стены — комната не кажется слишком однообразной.
Желтый цвет — максимально теплый. Он придает интерьеру жизнерадостность, делает его уютнее. Если мысленно заменить его на синий, комната тут же станет холоднее. Он выбран, чтобы поддержать теплые оттенки стен.
Подведем итог
Для красивого интерьера нужно соблюсти три правила композиции:
- Правильно расставить точки фокуса, чтобы взгляду было на чем концентрироваться.
- Сбалансировать интерьер, чтобы вещи не перетягивали внимание.
- Соблюсти ритм, повторяя один и тот же элемент в разных предметах.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga