«Шикарный воздух и красота природы»: как мы объездили всю Абхазию с двумя детьми

Обсудить

Марианна Рысцова

Выбрали Пицунду Абхазии, потому что проезжая мимо, я отметила песчаные пляжи (что для Абхазии эксклюзив), прямо перед пляжем начинается хвойный лес и длится весь полуостров, обеспечивая идеальную экологию и красоту, ну а в-третьих, в Абхазии всегда меньше людей на пляже, чем на российских курортах. Ожидали тишины, шикарного воздуха, разнообразных красот природы.

Отправились мы в путешествие в конце июля, потому что наша Волга начинает цвести, а ежедневные анимация на пляже, танцы, йога и цигун поднадоедают.

Дорога

Как всегда, в дороге 8-летнего и 6-летнего ребёнка я развлекала играми (найти слово в номерных знаках, придумать историю про проезжающие машины и их пассажиров; города; плохой психолог (советовать ровно противоположное озвученное проблеме, что тоже крутой приём терапевтического приувеличения) + конечно рисование, сканворды, игрушки, и мы слушали аудио-сказки.

Время пролетело незаметно и вечером мы остановились в Ростове-на-Дону в новеньком жилом комплексе с сетью современных детских площадок. Вечером они светились: колесо-качель, горки, тренажёры, фонтаны, здесь был даже боксёрский ринг и ребята сразились в окружении спортсменов.

Вид на город с 20-го этажа тоже оказался заветным. Утром площадки были пустынными и мы по путешествовали на них снова. Такие мы видели только ты Москве и ребята с радостью забирались то на корабль, то в ракету, то в жерло вулкана по канату🥰

Красная Поляна

Первым курортным жильём у нас был шикарный отель в Красной Поляне. Дорога туда очень понравилась. Мост для тарзанок, горная река, скалы, потрясающий воздух. Приехали вечером. Бассейн посреди номеров отеля удивил. Утро — восторг. Лоджия с видом на горы — завтрак на восходе очень впечатляет.

Утром же отправились покорять горы! Взяли билеты на фуникулёр на несколько уровней. Вышли на нижнем прогуляться в лесу, любуясь доисторическими растениями. Мне было страшнее всех в кабинке, но на втором уровне я подуспокоилась. Дети играли, веселились, их стеклянные кабинки радовали. А вот верхний уровень в открытых кабинках меня напряг сильно. Дети так же кайфовала, сперва ноги почти до травы дотягивались, но вскоре канат нас поднял выше и ощущения, что под тобой острые камни на высоте метров 20 меня не радовали.

На последнем пункте начаналась тропа к водопаду. Красивые цветочки, вид на горы снизу, красиво. На обратном пути муж хотел покататься на велике по виляют тропам леса, но на его рост свободных не оказалось. Дети катались на тюбингах. И после обеда мы отправились в Абхазию.

Абхазия

Днём мы уже были на границе. Да, лучше успевать утром или ближе к ночи, чтобы не жариться в ожидании, но нам повезло, всё заняло не больше часа. Причём некто указал нам, в какую очередь лучше встать, т. к. абхазам с товарами выделили более длительную отдельную линию. Багаж у нас не проверяли, пешеходы долго авто не ждали, страховку на машину мы оформили тут же по проходу границы в киоске за 10 минут.

Природа ярко изменилась и смотреть на колоритные руины детям стало не менее, интересно, чем на сочинские виды. Прогулявшись в мозаичном парке в Гаграх (там крутотиграть в прятки), полюбовавшись замком принца Эльдербургского (придумали про него историю), мы поехали на зелёный мыс. К счастью, хозяева были дома, потому что симку местную мы не купили и не сообщили им время приезда.

Огороженный участок на 5 домов нам сразу понравился. Довольно просторно (мы видели ближе к центру тауны, где каждый дом влип в следующий и забор), и в то же время уютно (гамаки, барбекю, терраса, детский уголок, загоны для домашних животных, которые очень интересовали детей). Наш двухэтажный дом отвечал всем потребностям — новенькое натуральное дерево, стеклянная стена, кандай и все удобства.

Скинув вещи, мы тут же поехали в кафе наесться. По дороге на пляж увидели небольшое парк-кафе. Фонтанчик и столы-беседки. Я, как знаток абхазской кухни, заказала много — любимую жирную солянку, огромную лодочку с яйцом, мясо с овощами, кофе и лимонад, это к тому, что ещё пришлось помочь младшему с недоеденым шашлыком.

Уже смеркалось, но нам не терпелось оценить пляж. Найдя дырку в заборе, мы прошли по сосновому бору метров 30 и оказались на песчаном пляже. Закат, тёплое море, шикарный хвойный воздух и никого вокруг — все, как мы хотели. Правда дикость пляжа и захода на него немного смутила. Душевых и раздевалок не увидели, но и стесняться было некого. Потусив часа два, мы поехали спать. По дороге зашли в мини-маркет за деревенскими яйцами и овощами, а вот молочка тут вечно Краснодарская.

В доме все было как надо — чистое постельное, горячая вода, работающая техника. Детям хватило сил поиграть с соседскими ребятами в догонялки на участке и мы уснули.

Первый день

Утром проснулись от пения петуха. Яичница на местных яйцах оказалась мега вкусной и пышной, а лаваш даже вечерний вкусным. Вскоре мы заприметили чандыр, и покупали лаваши прямо с пылу жару. Перебрав с жирным, острым и возможно местной водой (лимонад?), снабдив всю семью за неделю курсом пребиотиков, я, путешествовавшая в Абхазию уже 8 лет подряд, никак не думала, что подзеплю вдруг инфекцию. Меня тошнило весь день, что обычно бывает с новичками в Абхазии, а со мной произошло впервые. Муж сам поехал с детьми на пляж, а потом местную кафешку за готовым шашлыком, в том числе из любимой младшим рыбки.

Второй день

Пропив местную жуткую на вкус кисломолочку и наш Полисорб, на следующий день я была чуть ближе к живой, а не мёртвой, и даже доползла до машины, чтобы сменить абстановку. Мы поехали на платный пляж-музей восточнее по курсу. Дорога была серпантинной и в обрамлении деревьев, нависших так, что образовали зелёный тоннель. Муж кайфовал от ощущения себя гонщиком на сложной трассе, дети от представления себя на Русских горках, а вот меня тошнило вдвойне сильнее.

Миновав Мюссерские завитки, мы подъехали к воротам, ведущим на одну из многочисленных здесь сталинских дач. Билет стоил несколько сотен, охраник выдал нам его сразу и выпустил на территорию. Мы доехали до пляжа, посетить музей я была ещё не в состоянии. Пляж тут был ещё чище и совсем безлюдный. Огромные качели у моря привлекли всех сразу. В волю наплавашись, мы пошли в единственную кафешку на пляже. В скудном меню была форель, а значит, можно было прожить. Уже после обеда нам стало скучно и мы поехали обратно, особенно наслаждаясь колоритной дорогой, словно ведущей в мир прошлого — скалы и лианы способствовали такому впечатлению. Вечером дети играли в настолки во дворе допоздна, а ещё помогали хозяевам кормить животных и загонять разбредшихся по участку кур.

Третий день

На следующий день я была готова к большому путешествию — на озеро Рица в горах.

Выехали рано утром, запаслись едой и водой. Виды по дороге радовали — горные речки, водопадики, скалы, горы, почти нетронутая природа. Полно домиков в виде улья, коней, овец по дороге, дети от окна нк отлипали. Заглянули на полное туристами озерцо, где прыгали с тарзанки и фоткались с обезьянкой у пальмы. Качели над обрывом и канатные мосты через горную речку тоже встречались часто, эпично по ним пройтись. Огромные буквы Я люблю Рицу, Абхазию по дороге.

Между скал мы притормозили, пройтись, мы трогали мох под ногами и на скалах. Деревья, лианы, плющ — всё очень атмосферно. Дорога страшная, серпантинная, прям у обрыва, разъезжаться страшно. Доехали до Рицы за пару часов. Парковка гиганская, платная, людей куча. Жара, от машины еле дошли до озера. Тут же кафешки, туалеты, освежились. Почему-то напомнило набережную Портофино. Море катамаранов и разноцветных лодочек. Мы обошли часть набережной и выбрали катамаран. Надели жилеты всем, крутить педали стали муж и старший сын. Озеро чудесного изумрудного цвета, гигантское, в обрамлении гор, очень красиво было кататься.

Через час сдали транспорт и решили на авто пробраться в дальний край озера. Дорога оказалась ещё более узкой и опасной, но доехали. Пробрались к водопаду, оккупированному туристами. Детям всё не по чем, поплечквлись на всех уровнях водопада. Набрали чурчхелы и двинули домой. Прибыли уже вечером, хватило сил на пляж. Дети строили крепости, зарывали друг друга в песок, играли в мяч, выпустили пару по-полной.

Следующие дни

Отдохнув денёк дома и на пляже, через день мы снова двинулись в путь. На этот раз мы прогулялись в Новый Афон. Пещеры и монастырь мы там уже видели и лишь обновили впечатления у водопада и прохода к пещере Семи она Канонита (там впечатляет готическая железнодорожная станция, заброшеная лодочная станция у водопада и дикая природа). Пляж Афона мы тоже отметили — тут галька, другие ощущения для ног и возможности для детей — можно порисовать на камнях и построить башни у кого выше.

В один из вечеров мы поехали в Гагры. Да, тут очень красочно в темноте. Замок светится, часы на кафешке сияют, огни набережной прильщают. В другой день мы двинули в сторону столицы.

В Сухуме единственный работающий Сбербанк, хотя крайне оригинальный в плане снятия денег — это платно со своей карты. Зато есть мегамаркет с кучей необычных турецких товаров. Бот. сад мы уже видели, там симпатично, но ничего особенного, видеть жуткий обезьяний питомник не хотелось — звери в диких условиях дерутся за еду.

Погуляв по набережной, мы двинулись дальше на восток к Очамчире на сероводородные источники. Тут детям очень понравилось! Источники со взрывом горячей воды с паром сразу на подъезде. Недорогие билеты, с десяток бассейнов с разной температурой воды. Мы испробовали все, средней теплоты понравились больше. Бочки с холодной водой освежали, грязь, которая если не ванне, так прям на земле, воняла и смешилв, а розетки из бамбуковых краников делали шикарный гидромассаж конечно обмазаться как туземцы было приколее всего. Мёд, а его можно было дегустировать, скрасил наше ожидание высыхания и смывания грязи. Протусив здесь часа полтора, мы вернулись домой, увидив по дороге разрушенных многовековой замок.

В предпоследний день отдыха в Абхазии, мы исследовали центр Пицунды. Мы пристрастились ходить на дикий пустынный пляж, до душа там нужно было пройти метров 300, а вот в центре дойти на набережной можно было по асфальту, минуя красивые советские скульптурки. Вход на пляж платный, а там толпы людей. Дети порезвились на надувном батуте, ведущим горку прямо в море, и мы пошли на местный небоскрёб, на крыше которого устроена классная кафешка. Скорее именно вид с неё шикарный — вся Пицунда как на ладони и всё, что нужно туристу — удобство, выбор, вкуснота, море, горы, лес.

Дорога домой

Так, за неделю мы увидели всю Абхазию, насладились природой Пицунды и захотели больше впечатлений дальше. Обратно на таможне ушло чуть больше времени, вереница машин встала за километр точно, жара, пыль, мы захотели охладиться после этого по пути на любом пляже, но все они были ужасны. Грязные и забитые людьми. ЖД пути, вокзалы, рынки, грязь — все это нужно были миновать на пути к цели в Краснодарском крае. Брезгуя, мы лишь потеряли время на эти попытки.

До заветного Геленджика мы доезжали уже ночью и очень пожалели, что не взяли палатки, потому что виды по пути шикарные, а за только ночёвку отдать 7 тыс. приличного номера было обидно. Но утро в Геленджике нас приятно удивило. Прохлада, красота, мало людей. Поели в любимом детьми фаст-фуде и успели поплескаться пару часов на пляже свободно. Вода была чистой, а набережная безупречной. Те же сосны, красивые кафешки, разнообразные фонтанчики на каждом шагу. Я была в Геленджике лет 10 назад и была удивлена, что-то изменился к лучшему. Детям очень понравился парк скульптур по всем сказочным героям, а набережна оказалась такой длинной и разнообразной, что заняла весь день для приятной прогулки.

Последней целью на Чёрном море (в совсем противоположном от Абхазии направлении) была Кабардинка. Я обожаю необычную архитектуру, а дети, понятное дело, любят замки, рыцарей, драконов и колдунов. Потому не взирая на жару, мы доехали до архитектурного парка и припарковались на солнце. Довольно дорогие билеты нас не смутили, мы тут же присоединились к экскурсии, которые проходят каждые пол часа. Нам рассказали про разные локации и их значение. Тут были сооружения в стилях разных эпох и частей света.

Мы были в полном восторге! Башня через водяной ров, увитая металическими ветвями винограда, насаждаемая искусными драконами и винтовой лестницей! Красочная мечеть! Резные колонны, богатырская тема, шикарная ротонда, каждое здание стоило пристального восхищенного изучения. Я получила эстетическое наслаждение, дети носились как завороженые в сказочном чертоге.

В Кабардинке нам понравилась кафешка в выходов на море. Пока мы ждали заказ и отъедались, старший сын беспечно плавал под нашим присмотром со стола. Много морского и вкусно приготовленного под элегантными соусами. Набрав с сотой в дорогу ресторанных деликатесов, мы двинули в путь, взяв на заметку, что в районе Геленджика можно затусить ещё на дольше. Сафари-парк на горе, классный зоопарк и подъём в гору стали целью на следующие наши путешествия.

Так, каждый наш день отпуска оказался колоритным, а всё путешествие супер-насыщенным. Дети на обратном пути рисовали увиденное, описывали, составляли фильм из кадров и видео. Мы наткнулись на карте на парк сказок и не жалеем, что завернули туда. Целый замок с большим зоопарком, сказочными скульптурами, садом! Ещё по дороге остановились в музее техники. Танки с гжелью, скульптуры политиков, всё красочно! Напротив ещё был музей мотоциклов, парням — мечта! Этот отпуск нас очень сплотил и воодушевил и дальше путешествовать вместе!

Сложности

Долгое ожидание на границе обратно, из-за этого сбились с графика и легче было было ночевать по пути в палатке, для детей это приключение.

Советы

Выбирайте дом с большим общим участком. Дети развлекались каждый вечер с соседскими детьми — прятки, настолки, догонялки, вышибалы, а главное, наблюдали за животными, очень круто! Останавливайтесь по дороге размяться на неожиданно классных локациях — парки-музеи чудесны!