Как мы съездили в автотур по Кавказу с детьми

Марианна Рысцова

Нам хотелось всего — моря, гор, каньона, солёного озера, необычной архитектуры и кухни

Поездка

Этот маршрут мы изведали два года назад без детей. Ещё убедились, что дальние поездки мы с детьми возможны — на НГ ездили в Казань и Н. Новгород, а летом путешествовали по всей Абхазии и Черноморью. На майские захотелось гор и колоритных городских видов. Выехали из Саратова выспавшись, в 8 утра. В нашем Пежо 308 отличный обзор, чтобы рассмотреть по дороге все разнообразие архитектуры маршрута и комфортно перенести смену погоды. Мы то врубали печку на всю, то сушили носки после дождя, то на максимум включали кондей.

Дети за несколько недель до поездки начали изучать народные сказки Востока и Кавказа, собирали себе интересности в дорогу — головоломки, журналы, конструктор. Я выбрала им серии заданий про разные города России — лабиринты и расскраски городов, ребусы и загадки про достопримечательности, так что они уже были в предвкушении увидеть то, что представляли и изведали на бумаге.

Уже днём мы были в Элисте — центре буддизма! Мы смотрели сериал про жизнь Будды, дети давно ходят со мной на йогу, пробовали медитацию и игру Лила, поэтому культура буддизма им знакома и интересна. В храме мы сняли обувь, я купила тапки, мы немного послушали экскурсию, повдыхали благовония, обошли гигантскую скульптуру Будды со всех сторон, почитали мантры, покрутили барабаны с молитвами. Через час уже уезжали от цветущего сада в Элисте к Минеральным водам. Вскоре степь, с возникающими попутно хищными птицами, сменилась пригорками и наконец могущественными затуманенными горами. Жара сменилась приятной прохладой и стало легче дышать. Бронь отеля незаметно для меня слетела и уже в Мин. водах мы стали искали варианты. На сайте брони отелей уже пусто, на карте стали искать и обзванивать все ближайшие. Один вариант был с кухней на двух хозяев, вторые приезжали рано утром и мы отказались, решив попытать счастье в другом месте. Частный сектор, мини-отель, отдельный номер на 3 места. Подшутили над младшим, что спать ему сегодня на лавке на кухне или в ванной.

Старший тут же вырубился на своём диван-кровати, а мы, насладившись безвкусной, зато питьевой водой из крана и тушенкой, устроились на кровати. Разбудил нас петух, а позже все приближающиеся бодрые зазывы в рупор "Куры! Молодые куры! Яйца!". Выгодное предложение, но багажник уже был забит чемоданами)) Хозяин номера не брал трубку, ключ он нам не оставил, поэтому в назначенное время мы просто уехали, захлопнув дверь. Удобство как и при безконтактной оплате.

В мин. водах мы нашли столовую с видом на горы. Большой выбор еды, но испортить маринованые грибы как они нужно постараться. В Ессентуках мы ещё не были, грезили такой же красотой, как в Кисловодске. Но — полный облом. В парке всюду ремонт (и это в самый сезон — майские праздники, когда по статистике на Кавказ стремится вся страна), все три галереи с дегустацией минеральной воды закрыты с 11 до 13 ч.! Т. е. ровно с момента нашего приезда! В парке холодно и скучно. Убитые тренажёры увлекли на 10 минут, больше там заняться нечем. Прошли парк весь, полюбовались деревьями, но ждать 2 часа открытия было не комфортно, тем более что уже наелись в Мин. водах и в кафе не тянуло. Рассмотрели колоннами львов у санатория им. Семашко и обилившись на негостепримство Ессентуков, решили поехать до Архыза более дальней дорогой (на минут 40) через Кисловодск, чтобы дети-таки заценили красоту курортов минеральных вод.

Кисловодск был опять прекрасен. Сложность с парковкой и устройства тратуаров у вокзала (опять мы пошли по тупиковой дорожке у подземного перехода) не приуменьшили восторга от курорта. Фигурка Чебурашки (фильм снимали здесь) привлекла детей и усилила интерес к городу. Дом Шаляпина, шикарные сосны и открытая галерея вод впечатлили. Теплый сульфатный Нарзан понравился только мне, я набрала бутылку и она спасла меня потом своей прохладой в похоже к Софийским озёрам и даже уже став откровенно железной позже, по дороге в Дербент.

В Кисловодск решили вернуться позже. Парк с фуникулером можно проходить днями, аквапарк, кафе, спорт-площадки — здесь всё отлично устроено для полноценного отдыха!

Нас ждал дом в горах Архыза, поэтому чудесный Кисловодск покинули, а по дороге охали от первобытных скал, увитых плющем, горных речек, пастбищ с разными животными. Аудиосказки Баженова про Медную гору дополняли антуража. Муж сетовал, в тот не может оценить красоту видов спокойно и всё нафоткать. Искали по пути знакомые с Абхазии чандыры с лепешками, но магазины предлагали только кур и бургеры.

Доехали по отличной дороге быстро. Архыз, как уже поняли, был маленьким сельцом с одной улицей магазинчиков и мини-кафешек с мангалами. Зато наш отель был повыше других и красочно оформлен. Гринч своей зелёной физиономией встречал нас на вывеске, а мы ему приветливо улыбались в ответ. В конце концов именно за гринчевским желанием отгородиться от людской суеты города мы сюда и приехали.

Дом наш содержал всё что нужно — веранду с креслом-качалкой, обеденную зону на воздухе с видом на горы и с детской площадкой. В доме кухня-гостиная с панорамными окнами тоже порадовала. В спальне хорошая кровать, ванная комната новая и современная. Батареи отлично регулировались и мы сразу согрелись от уличной прохлады в 12-15 градусов. Дети тут же нашли друзей среди соседей, муж в магазине купил тут же приготовленные шашлыки из всех видов мяса кроме свинины (продавец посмотрел на него с осуждением за такой запрос, он забыл, чтот среди мусульман). Рыба на гриле — любимое блюдо младшего, он был в восторге. Сладости были так себе.

Пахлава не плохая, остальное типа Цербера жёсткое, миндальная сладкая вата из Турции и донаты российской сети были предпочтительнее. Вода из крана тоже питьевая, но не вкусная и не то чтобы минеральная. Во дворе протекал горный ручей, что тоже было плюсом отеля.

На следующий день день, утром мы выдвинулись на горный маршрут к Софийским водопадам. Каждый взял по рюкзаку со сменной одеждой, едой и водой. На машине мы доехали прям до подножья гор. Бодро двинулись вверх, видя по навигатору, что идти не меньше 12 км. до водопадов, а до горного озера ещё больше. Красота вокруг взбудоражила детей. Даже младший не ныл первые 3 часа. Мы часто устраивали привалы с пикником на обочине у самых красивых мест — горной реки, водопада, стыков заснеженных гор. К полудню нас одолела жара. Пройдя болотистые места, попытав счастья с прохождением почти отвестной скалы, мы решили, что впечатлений и фото с водопадами нам хватит и до озёр мы не доберемся весёлыми. На альпийском лугу мы решили повернуть назад.

Нам встречались туристы, несущие перевешивиающие их рюкзаки — может с палатками, стульями и термосами, не знаю. Одни сказали нам, что нам не хватает вещей, что это мы не легче в горы. Мне же показалось странным навьючивать на себя столько балласта. Мы вполне обошлись двумя бутылками воды, шашлыком и печеньками. А отдыхали на сваленых брёвнах, подстелив себе лёгкий брезент. Пролетали мимо нас и гигантские квадрациклы. Аренда их открывалась позже утра, когда мы начали маршрут, но и хорошо — на таких тачках заметить всё красивые цветущие деревья, водопадики, каждую гору, ручейки было бы невозможно.

Мужу пришлось пару раз нести балласт — младший стал канючить, что устал, да и на переходах рек он предусмотрительно брал его на руки, ведь запас носок был ограничен. Пусть интернет нас подводил и мы не знали точно куда идти, всю красоту гор мы успели оценить. Поэтому с гудящими ногами, без потерь, мы вернулись обратно к авто, решив найти кафе у обочины, чтобы не делать больше ни одного лишнего шага. Младший забраковал первый вариант — там нет пиццы или бургера.

Мы втроём стали его убеждать, что круто пробовать местную кухню, открывать для себя новое. Что чуду — та же закрытая пицца. Но он был неумолим и отказывался что-либо есть. Проехав ещё 20 минут и ощутив больший голод, он согласился на кафе на открытой площадке под деревьями, в котором продавали мёд, облепиховое варенье, горный чай и всё те же закрытые пиццы. С мясом моим мужчинам очень понравились, на востоке всегда тесто делают изумительно и мясо в нём насыщенное, сочное. Я была рада варианту с местным сыром и зеленью. Горный чай готовили дольше всего, но он был чудесен. Облепиха уехала с нами, своим вкусом напоминая о горах Архыза. К вечеру мы договорились, что нам приготовят чан. Муж шутил, что не хочет платить за то, чтобы его заживо сварили. Дети вспомнили сказку про Конька-горбунка и молодящаяся царе, который прыгал в чан с кипятком, надеясь омолодиться.

Нам так повезло, что полноценный активный день в Архызе был без дождя. Причём при бронировании дома за пару недель мы видели в прогнозе дожди всю неделю, но были настроены благостно и вот благодарность от вселенной — и в горах дождь нас не застал, а солнце грело, но не обжигало, и к вечеру мы спокойно приняли этот чан, когда уже стало прохладнее и хотелось согреться. Под куполом мы сперва попили горный чай с восточными сладостями (коробка с лукумом произведена в Краснодарском крае, но по заказу Домбая и с картинками курортов Кавказа). Котёл удобный. В нём можно сидеть, любуясь горами, нам то убавляли жар, то подливали холодную воду, потому что мои мужчины не такие холоднокровные как я. Младший даже плавал там кругами.

Как оказалось, удовольствие это стоит с десятку, а не 3-4 тыс. как почему-то запомнила я. Инфо об этом не было ни на сайте отеля, ни в брошюре номера (нам его забыли вовремя дать), но и ладно, час в тепле на воздухе с видом на горы того стоили. Чего мы не видели в бане? А тут — экзотика! Снова позавтракав на воздухе с видом на горы, мы попращались с нашим уютным ярким домом и отправились на мою "родину". Бабушка у меня смуглая и рассказывала, что ее бабушка иранка, которую увёз в Россию дедушка-казак. Поэтому в Дербенте мне было особенно интересно — дальняя, но часть истории моей семьи.

Опять с бронью было не гладко. Уже подтвердив квартиру у моря, арендодатель позвонила, и сказала, что хозяину нужна квартира на нашу дату, она предлагает другую, не хуже и по той же цене. Фото нас устроило, вид был не на море, но на древнейшую историческую стену, антуражно, а сам дом новенький, но в стиле иранских эпох — из этого жёлтого кирпича и мрамора. Просторно, новенькое и ивсе необходимое есть. Доверились, и не зря. Прогрессивная бесконтактная оплата помогла не беспокоиться о хозяевам, которых бы будили для встречи, ведь прибыли мы уже ближе к ночи. По пути остановились пообедать в прекрасном Железноводске. Пока муж колесил по центру в поиске парковки, мы с детьми сделали заказ на веранде кафе у парка. Как он пришёл ждать заказа, мы с детьми срулили в парк.

Эко-тропа красиво начиналась, но закончилась курсами и грязью. Но мы тертые калачи, справились и спустились к галерее вод у фонтана. Здесь тоже была вкусная, на мой взгляд, минералка. Вид на гору и лестницу в стиле французских Людовиков зачаровали. Обратно шли по асфальту. По пути любовались трудами местных умельцев — картины, статуэтки из камня, плетёные сумки и украшения. Картинная галерея тоже понравилась, а вот скульптура задиаков не крутилась, как задумано, но готический домик реставрировался (ну почему опять в туристический сезон!).

В кафе нас уже ждало обилие вкуснятины — вот здесь грибы были сделаны беспородно! Даже огромные и мясистые. Чуду с творогом и зеленью порадовал, овощи на гриле чудесно сочные и ароматные. Наесться мы смогли до Дербента. Посетовали, что не успеваем на остров Гулливера, где будут мини-здания Кавказа, но тем охотнее вернёмся в Железноводск позже. Проезжая Назрань, слушая восточные сказки, я думала, что попадём в древний город, но он оказался новым, зато с шикарным военным парком.

Башня — новодел в пасмурную погоду, увитая колючей проволокой, с видом на бирюзовый фонтан, произвела огромное впечатление. Сын прочитал, что башня — памятник жертвам дипрессии. Я оценила шутку и предположила, что в нашем прогрессивном обществе скоро будут и такие памятники, а не репрессиям.

Итак, выспавшись на королевской кровати под золото, под огромной хрустальной люстрой, мы поехали до обследовать Дербент. В прошлый раз древнейшая в России крепость нас так впечатлила, что не смогли сюда не вернуться показать детям. Погода была пасмурная, и мы словно перенестись в Средневековье. Инструментальная народная музыка, огромные стены из валунов, бойницы с видом на море, шатры с обустройством обеда по восточному стилю с сидение по-турецки на красном шёлке, с мини-чашками кофе на песке, вазами фруктов. Дети очаровались клетками-темницами, катакомбами древних бань, а ещё больше — котятами, играющими верёвками и веретеном. Мы переоделись в традиционные кавказские наряды и нафоткались всласть. Потом поехали вдоль моря к огромному аэроплану.

Меня он сильно не интересовал, а вот вместо давки на огромном рынке, здесь на свежем воздухе я смогла набрать любимого урбича — ореховой пасты всех возможных комбинаций, а мужчинам своим подарила по папахе — белой, рыжей, пятнистой. Пацаны с ними не расставались несколько дней и потом даже в школе, ннервируя учительницу своим горским дерзким нравом.

Проголодавшись, мы искали тематическое кафе, чтобы погрузиться ещё больше в атмосферу прослушиваемых сейчас в машине сказок, как Ашик Кериб Лермонтова. Нашли шикарный ресторан-замок с павлинами, балконами, шёлковыми полотнами и огромным макетом древнего города. Набрав всевозможным местных деликатесов, мы делились друг с другом и далмой и пельменями с бараниной и сырными закусками. Налопавшись, сразу у выхода из кафе, дети понеслись в огромный лабиринт в живой изгороди.

Самый огромный в России фонтан и днём был прекрасен, а зная, как он интересен ночью с разноцветной подстветкой и музыкой, мы уверились, что в Дербент ещё вернёмся. Дождь сократив наш пыл по обследованию Дербента и купив местную клубнику и выпечку, прогулявшись по набережной под портиками, мы отправились к Астрахани. Уезжать из древних ярких улочек Дербента было грустно. Граффити чуть ни на каждом доме, ворота как произведения искусства, разноцветные ковры, жёлтый камень домов остались в нашем сердце как путешествие в колоритное прошлое.

Сбавлять шкалу приключений не хотелось, поэтому мы выбрали сделать крюк по дороге и навестить местный каньон, более глубокий, чем американский Град каньон. Как всегда, мы успели всё вовремя и в последний момент. Смотровых площадок к каньону вело несколько. На одной мы притормозили, покататься на гигантских качелях над пропастью, на второй расстроились, что заехав выше, вид был хуже из-за ремонта и валяющийся арматуры, мешающих виду проводов и столбов.

Солнце уже садилось, видимость падала, а по узкому серпантину в темноте ехать обратно не хотелось, но мы рискнули и поехали ещё выше. Не прогадали, потому что именно здесь открылся потрясающий вид на изумрудный гигантский каньон! Хорошо, что мы не потратили время на заезд в пустыню по дороге, посмотрев на не лишь мельком и рассудив, что песком и ящерицами нас не удивить, а вот каньон может, и точно. Резкий горный обрыв и увивающаяся горная река с высоты третей смотровой площадки были бесподобны! Дорога туда была однополосной серпантинной, вот так адреналин был ехать обратно! По дороге мы остановились у последнего горного родника и набрали воды.

У родника уже устроился магазинчик с кафе, что удивило. В Астрахань мы приехали ночью и тоже удивились. Всё пропахли рыбой, отель был совмещён с авто-мастерской. Нам дали бланк постояльцев и пришлось напомнить хозяину о времени суток, чтобы он поторопился выводить наши имена на своей старомодной книге постояльцев. Номер оказался странным — гигантские кровати даже по высоте, высоченные потолки, мега-телевищор на пол стены и круглое джакузи метра три в диагонали. Мы почувствовали себя карликами или Алисой, сьевшей уменьшитель. Но было не до того, мы поставили детям будильник, чтобы утром успели поплескаться в джакузи и погрузились в такой сон, который знаком активным искателем приключений в дороге.

Утром оказалось, что выезд в отеле до 11 ч., а не привычных 12, но с нами всегда на помощи обворожительный сангвиник — мой сын Лёша. Находя общий язык со всеми без исключения людьми, он попросил, чтобы ему дали поплескаться в гигантском джакузи ещё пол часа и нам разрешили неспеша позавтракать.

Белокаменный резной кремль Астрахани очаровательно смотрелся, обрамлённый цветущей черёмухой или что там такое белое цвело рядом. Купеческий особняк нас тоже привлёк, как и рынок для покупки рыбы себе и на гостинцы (вяленая действительно пережила день дороги в багажнике). Мы потратили ещё час на чудесный ресторан с нависающим над головами мотоциклом, подсвеяивающимис ангельскими крыльями, рок-музыкой, изобилием деликатесов из рыбы и икры. Подача блюд — особое приключение! Парящий азот вызывал аплодисменты. А десерт в виде чёрной икры вообще поразил. Нужно было ехать домой. Но так не хотелось! Мы снова решили попытать удачи в озере Баскунчак.

В прошлый раз в июне оно было пересохшее и удалось лишь намочить ноги. В начале мая было больше шансов полежать на его подъёмных водах. Холодно было на столько, что мы не грустили, что воды мало. Детям было и так интересно, что под ногами сплошная соль. Погуляв по белому дну озера под освежающим ветром, мы выдвинулись дальше. Вечерний Волгоград с маячат огнём Родины-матери, широкими улицами и подсвеяенными сталинскими домами, граффити наконец мне понравился (не то что в 40-градусную дневную жару, как всегда). Мы развлекали себя, слушая уже романы Стругацких, в которых удивительного было не меньше чем в наших дорожных приключениях.

Когда дети уснули, пощекотать себе нервы в ночной дороге мы решили Кингом и не зашедшими нам романами Ребёнок Розмари и Стенфордские жены. Дети легли на свои пушистые папахи, выемки для ног мы забили чемоданами, так у них получилось ложе с вытягиванием ног, а мягкий коврик из Архыза (как оказалось после найденой бирке не продукт кропотливого ручного вышивания иранских умелиц, а турецкий фабрикат) стал детям одеялом.

Вернувшись из насыщенного недельного путешествия домой ночью, мы не пожалели ни об одном схождении с трассы, а стали планировать дальнейший авто-тур на Байкал уже этим летом. Я рада, что привила детям любовь к путешествия им, познанию нового, истории, культуры, кухни, природы разных регионов и народов, знание разных природных зон, музыки, литературы разных эпох. Круто, что дети теперь рассматривая карту ставят меточки о пройденном, рисуют красочные картинки буддийского храма, каньона и гор. Круто, чтобы не послушали интернет-шутку о том, что наряду с горячим снегом, живым трупом, светлым будущим, отдых с детьми тоже является оксюмороном. Совместный отдых сплочает семью, он не забываем. Теперь у нас больше общих тем, интересов, взаимопонимая, своих шуточек и воспоминаний, главное желаний с детьми, это бесценно!

Сложности

Бронирование и его отмена, времени на всё желаемое не хватало катастрофически

Советы

Бронирование нужно проверять — его могут отменить без уведомления. Детей нужно хорошенько выгнать в горах, чтобы они согласились оценить непривычную местную кухню. Папахи — это находка для сувенира, холода в уши, и если нечего подстелить под голову)) Бояться гор нечего. Ну намочил ребёнок ноги, переходя горную дорожку — они почти сразу высохли. А если в высыхающиз ходить никак — посмотреть следующую достопримечательность можно и в припасеных лёгких отельных тапках. Главное — не отказывать себе в удовольствии туристического любопытства)

• НатальяВсё объехали, а в Кабардино-Балкарию не заехали. А здесь Эльбрус, Голубые озера, Чегемские водопады, парк в Нальчике. Странно.0
  • user3326985Рассказ понравился как будто с вами побывала в Архызе собираемся в сентябре.1
  • Марианна РысцоваНаталья, мы до этого на Эльбрусе были, для майских каникул предостаточно и этого)0