«Было здорово, но повторять не хочу»: рабочий день шпалоукладчицы

51

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Богомёлиха

Страница автора

Суть работы

На дворе 2005 год. Мне 22 года. После бесконечно снежной зимы наступило долгожданное лето. И уникальная возможность заработать деняк. Ведь только летом можно устроиться в бригаду шпалоукладчиц! В женскую бригаду. Мужской бригады у нас и не существовало.

Работа сугубо летняя, потому как укладывать шпалы под снегом не удобно. Отработала я один сезон.

График обычный рабский. С 6-7 утра, это зависело от свободного тепловоза, который брал нашу бригаду и отвозил в лес для работ. 30 километров узкоколейки. Бригада едет в то место, где шпалы померли от старости. Меняет их и едет к следующему подобному месту.

Шпалы надо разгрузить. Это свежескошенное дерево, тяжёлое. Бывали шпалы за которыми я могла спрятаться. А бывали и такие, за которыми могла спрятаться наш бригадир. А это, на секундочку, женщина 120 килограммов весу. Мои 55 не в сравнении. Такие лёгкие шпалы у нас бывали редко.

И так, разгрузили. Далее достаём (выкапываем, выдалбливаем, вытягиваем вместе с папочной грыжей) старую шпалу. И выпихиваем на ее место свежую, заколачиваем. Закапываем и утрамбовываем. Делов то.

Рабочий день

В июле, даже в нашем краю вечнозелёных помидор, бывают жаркие дни, когда пекло обезвоживает весь организм. В том году пекло держалось неделю. И всю неделю мы выходили на работу в 3 часа ночи. Или утра. Это кому как сподручнее.

В среду и пятницу на работу я шла прям из клуба, где «молодость» и «глупость» не отказывалась от «Монастырской избы». Заряд и настроение часам к 5-6 утра заканчивался и дальше работать было очень грустно. Но, организм молодой и часам к 7-8 после бутерброда с салом и горячим чаем из термоса, все вставало на пути своя. И я и тепловозы с лесом.

Ужасная работа. Какая-то издевка над женщиной, когда в бригаде единственный мужчина — это водитель тепловоза. В его работу входило сидеть с кабине и перевозить нас с места на место. А бригада из 5-8 женщин в жару, в дождь, обожранная комарами и оводами машет лопатами, молотками и киркой.

Не знаю, остался ли след на моем здоровье в связи с этой работой. В целом я женщина деревенская. Тяжёлый труд у нас рано вживляется в планы на день.

То лето я до сих пор вспоминаю с теплом. Было здорово. Я научилась управлять тепловозом и тянуть руками платформу в 20 тонн. На самом деле это не сложно и не тяжело, когда платформа на рельсах. Раз заблудилась в лесу, когда водитель тепловоза привёз всю бригаду собирать волнушки. Это была огромная поляна розовая от количества грибов.

Видела из тепловоза, как медведь ест рябину. Мы подъехали на холостых и наблюдали за косолапым. Поляна от нас была метрах в 10. Какой же медведь мощный, нелепый и смешной.

Эти воспоминания останутся только в моей памяти. В те годы телефонов с камерами на было.

Было здорово, но повторять я этого не хочу.

  • Системный инженер"бывали и такие, за которыми могла спрятаться наш бригадир" Что-то не могу представишь шпалу, за которой может прятаться полный человек. И предназначение такой шпалы.2
  • БогомёлихаСистемный, на узкоколейке бывали очень широкие шпалы для укладки особо проблемных мест. Шпалы укладывались не через расстояние, а бок о бок друг к другу. Ну, конечно, прям толстый человек не спрячешься. Да такое дерево не пустят на шпалы. Это художественное описание.13
  • БогомёлихаЗабаненый, ко мне это не относиться. Я больше хотела кушац, поэтому работала.22
  • Эгэин АйлбибековШикарно! )) Это опыт. И жизненный, и трудовой. Но местная подписота не оценит2
  • Юлия СоловьеваА мне понравилась статья. Лёгкая, веселая. Хотя представляю, как Вам было тяжело🤗26
  • АлексейОчень приятно и легко написано. 👍12
  • БогомёлихаНадежда, после одного лета на узкоколейке на пенсию не выводят 😂14
  • БогомёлихаАлексей, благодарю. Практикуюсь здесь8
  • БогомёлихаЭгэин, в белом пальтишке везде найдутся люди. Я много здесь пишу. Некоторых уже узнаю по стилю ))7
  • БогомёлихаЮлия, пока я не переехала в город, не знала, что можно не убиваться об работу. Какая бы она не была. Огород, сенокос, дрова или работа за деньги.20
  • Kulek_semechekОтличная статья! В молодости ко всему относишься легко.6
  • БогомёлихаKulek_semechek, есть такое ))2
  • Малкин НикитаЛюбовь, Лучшая мотивация труда!)3
  • АнонаИнтересно, а сейчас такая работа ещё существует или её делают по другому? Невероятный опыт и классная самоирония!2
  • Олеся КимВы сильная женщина! Как моя мама. Хотя судя по "монастырской избе" мы с вами +/- ровесницы). Я на такие подвиги не готова, ни тогда, ни тем более, сейчас. Максимум подрабатывала официанткой в казино.5
  • Олеся КимАнона, мой муж на жд работает, говорит сейчас это автоматизировано.4
  • Андрейжд понятие растяжимое. где то может и автоматизировано, но точно не везде. на самом деле в деревнях это хорошая подработка для местных на жд - траншеи под кабель копать или вот шпалы укладывать.5
  • Тонкие запястьяАвтор, судя по всему, где-то в Удмуртии шпалы укладывала)0
  • Тонкие запястьяАнона, сейчас шпалы железобетонные, их прямо с завода привозят0
  • Eleonora ArtЭгэин, какой дешевый и нелепый прием для того, чтобы подчеркнуть собственную «уникальность») как же вы-то такой необычный, не как все тут, оказались среди местной подписоты?)3
  • БогомёлихаМалкин, я бы сказала, что иногда единственная 😂5
  • БогомёлихаОлеся, в посёлке особо официантом в казино не подработаешь 😂😂 но когда уехала в город официантом работала.3
  • БогомёлихаАнона, у нас точно нет, потому как леспромхоз продали городским. Городские обанкротили и все рельсы были ими же сданы в металл.0
  • БогомёлихаАзиатская, на узкоколейке деревянные шпалы. Это дорога под тепловозы. И наш леспромхоз занимался заготовкой древесины, дерево - это доступный материал. Никто за 300 км не повезёт железобетонные шпалы.2
  • БогомёлихаАзиатская, почему вы так решили ?0
  • Тонкие запястьяЛюбовь, страна вечнозелёных помидор, потому что)0
  • Тонкие запястьяЛюбовь, то бишь теперь никаких шпал? Даже деревянных?0
  • БогомёлихаАзиатская, аааа 😂 таких много. Кировская область. Но вы частично правы, Удмуртия же соседи наши, но я родом ближе к Коми. Как раз эта узкоколейка вела к границе Коми. 30 км. У нас охотники к ним с лес лазили. Говорили, что 5 км по лесу и первая деревня комятская.3
  • БогомёлихаАзиатская, конечно нет ничего. Я же про 2005 пишу. Давно уже все растащено.1
  • DanaLernerТакая теплая статья, несмотря на описанный в ней тяжёлый труд. Я точно перенеслась в знойный летний день, запах травы и леса смешивается с запахом креозота.6
  • Тонкие запястьяЛюбовь, ээээххх, Вятка, значит)0
  • Боба КандалупскийЧто то подобное рассказал один знакомый украинец, что долгое время работал в России на таких работах, начиная от момента когда нужно стоять в вагоне полным шпал, в вони от креозота, хватать их, а они скользкие (свежие, с них капает ещё) и бросать на обочину на ходу. Чем удобнее выбросили, тем легче дальше тащить на замену у нужному месту на путях, про проблемы с проверкой после замены, был участок в котором как ни трамбовали под шпалами, не проходит контроль при проезде поезда с оборудованием на посадку рельс. Про гибель людей, когда экономят на сигнальщиках, поезд утюжит бригаду, вылетев из за поворота. От услышанного у меня добавилось седины)))))4
  • БогомёлихаАзиатская, она самая ❤️😂0
  • БогомёлихаDanaLerner, ❤️❤️❤️2
  • БогомёлихаБоба, у них явно что-то посерьёзнее. Тепловозы падали и при мне. Но это не то, что он шёл по путям, а потом раз и завалился на бок. Он сходит с путей. Выезжает бригада, а иногда мы ездили, но только бригадир, тетка со стажем, помогала с ремонтом. Все зеленые сидели в вагоне. Со смертельным исходом был случай, но в году скорее всего в 50. Тогда действительно завалился на бок и людей задавило. Сильно подробностей не помню.1
  • АнтиконсьюмеристЭгэин, всё мы оценили, не надо тут))1
  • Садовая-ЗаречнаяСпасибо! Пишите, читать легко и интересно.3
  • Эгэин АйлбибековEleonora, судя по каментам, это вы тут все с богатейшим внутренним миром, всегда знающие как надо, и как правильно, для которых существует только два мнения — своё и неправильное... А я так, пофлудить зашёл ))0
  • Татьяна КорницкаяЕсли женщины не будут нуждаться в мужском труде и силе, станут женщины киборгами(. Наши любимые мыжчины вымирают от ненужности и скуки. Женщины зачем вы хотите вытеснить мужчин из жизни? Не стоит забирать у мужчин их подвиг, если вы их любите нуждаются в них.0
  • БогомёлихаТатьяна, это не женщины так решили. Ну точно не наша бригада. Мужики уехали валить лес пока мы шпалы таскали.1
  • AliceЗабаненый, сколько шпал лично уложили?0
  • БогомёлихаAlice, как считать? Там не поштучно на лицо выдаются шпалы. Сбросили на ремонт 10 штук. Вся бригада пошла и уложила 10 штук. Кто-то выкапывал, кто-то закапывал. Кто-то вбивал костыли. Это командная работа.0
  • Pavla TolokoninaЗабаненый, так это всегда так было, че получите-то?)) И 50 лет назад, и 100, и 150.1
  • Helga HansonСтатья- класс! Чувство юмора👍 добавить экспрессии, витиеватых описаний природы, интригу , любовь и можно роман написать. Сюжет же шикарный - 20 летняя хрупкая девушка, Сибирь, жуткая работа, а на фоне всего великолепие первозданной природы👍0
  • БогомёлихаHelga, природа затмила всю тяжесть. Да и в 20 лет не думаешь об этом.1
  • арина мммСпасибо . Было интересно и необычно читать.0
  • БогомёлихаФормула, она самая )❤️0
  • Pavla TolokoninaЗабаненый, ну вот что нам отвечает интернет на этот вопрос: - в Российской империи в начале XX века средняя месячная зарплата рабочего на заводе составляла около 16–24 рублей. - по некоторым оценкам, 1 рубль начала XX века эквивалентен примерно 3 000–3 500 современным рублям. Таким образом, месячная зарплата рабочего могла составлять от 48 000 до 84 000 современных рублей. - основу расходов составляли продукты питания, так как рабочие тратили до 60-80% своего дохода на еду. - 1 штуку новой одежды покупали раз в год, новую обувь - одну пару в несколько лет. - аренда комнаты в коммуналке или бараке, где жили рабочие, стоила 3-6 рублей в месяц. Побогаче жили, ага. Жены не работали, ага-ага. Теперь вам задача: принесите инфу о том, что жены рабочих не работали.0