Как я решила заработать на писательстве и что из этого вышло

101

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Александра Кривцова

Страница автора

Я, как и многие, попала в ловушку выбора «правильной работы», считая, что все, связанное с творчеством не более, чем хобби. С детства в моей жизни были и танцы, и рисование, и литература. С юности начала писать стихи и прозу. Сначала фанфики, потом в 16 лет взяла быка за рога и начала свой первый серьезный роман, который, увы, пролежал в столе 8 лет.

Поиски себя

Мышление стремительно начало меняться после переезда в Москву. По первости, как и все нормальные люди, пошла работать в найм, естественно, не по специальности. При этом постоянно не оставляло ощущение, что воюю не туда. Окончательно мой мозг перевернула бизнес-школа, куда я пошла за новой жизнью. Нет, бизнесвумен я так и не стала, но сподвиглась наконец уйти с нелюбимой работы.

Как бы не так, успех в гору не попер. С деньгами стало совсем плохо, и я уехала к родителям в родную Сибирь со своей меланхолией в чемоданчике. Ушла в себя с головой, переживала тяжелый период. Ходила к психологу, коучу, искала ответы на вопрос «как найти себя?» Ответ нашелся спустя несколько месяцев. Я, наконец, вспомнила, что меня привлекает — творчество. Нашла старый роман, начала злостно его редактировать. Параллельно писала второй. Просто стала делать. В один момент я поймала себя на мысли, что случился «дзынь» — это оно, то самое. В голове сразу сложилась красивая картинка, как я хочу стать писателем, заряжаться вдохновением на Мальдивах и жить на роялти. А кто не был наивен?

Тем не менее путь к этой мечте я начала бодро. Отредактировала два готовых романа (второй написала всего за полгода) и начала активно атаковать издательства.

Сколько я потратила на публикацию электронной книги

Начинающему писателю проще достучаться до бетонной стены, чем до издательства. Опыта в книгоиздании у меня не было никакого, поэтому все пробовала эмпирическим путем. Будучи не из робкого десятка, сразу написала в Эксмо. Пришел отказ. Однако следом они предложили опубликоваться через их электронную редакцию и при условии, что продажи пойдут хорошо, они возьмутся за издание книги. Потратилась я неплохо из сбережений. Они профессионально подготовили обложку, аннотацию и продвижение в своих соцсетях (за плату, конечно). За все в общей сложности ушло около 17 000 рублей. Книгу разместили на ЛитРес.

Роялти «Литрес»
Роялти «Литрес»

Второй роман я своими силами публиковала. Также на ЛитРес сверстала текст, сделала обложку в фотошопе и выложила. Не потратила ничего! На тот момент в еще доступном Инстаграме купила рекламу у блогера. Искала через поиск и находила тех, кто откликался своим вайбом. Это был начинающий книжный блогер из Питера. Несколько сторис и парочка Reels обошлись мне в 2500 рублей. Правда, затем случились крупные события в мире в феврале текущего года, он ушел в себя на фоне переживаний, вежливо извинился и вернул мне часть денег за неопубликованный контент.

Сравнение заказной и своей обложки
Сравнение заказной и своей обложки

В идеале над книгой должны работать и редактор, и корректор, но их труд обходится в 3000—5000 рублей за авторский лист в среднем. Сколько нужно на маркетинг и дистрибуцию в книжных магазинах представить страшно. Печать бумажных экземпляров обходится в среднем в 600—800 рублей в мягкой обложке, зависит от объема. Тираж обычно частникам предлагают не менее 10 копий. Есть крутая опция Print-on-demand, но по факту она почти не работает, потому что печать слишком дорого обходится типографии. Перевод рукописи на другие языки оценивается примерно в 2000 рублей за авторский лист. Слишком много для простого смертного, поэтому ЛитРес — это выход для молодого писателя. Я еще публиковалась на Ridero, удобный сервис, электронную версию тоже можно сделать самому.

Как продвигаться, если нет бюджета на маркетинг

Лазейки я искала разные. Краудфандинг был одним из очевидных вариантов. Хитрость в том, что чтобы собрать деньги на краудфандинге… нужны деньги. Кто-то берет комиссию за сборы на проект, кто-то сразу фиксированный взнос. Если у тебя нет сотни друзей или большой аудитории в соцсетях, набрать средства будет крайне сложно. Такие платформы предлагают платные услуги для рекламы проекта в рассылках и на сайте. Но где мне взять деньги, если я пришла их собрать? Схема мудреная. Рабочая, но не для всех.

Параллельно с творчеством я взялась активно себя продвигать своими богатырскими силами. Веду активно соцсети, завела блог на Дзене. Ищу творческие объединения, в Телеграме есть большой чат для авторов ЛитРес, ребята там отзывчивые.

Собираю аудиторию уже в процессе написания. Сейчас работаю над третьим романом в жанре социальной фантастики и выкладываю его в раннем доступе на открытом портале. Оценки хорошие, уже есть несколько восхищенных отзывов, читая и слыша которые я улетаю в Нирвану. Большего удовольствия представить сложно. Моя расчетливость на успех дошла и до того, что псевдоним я себе выбирала с практической точки зрения, чтобы он был короткий и звучный. И легко читался на других языках. Алекса Бей — вышло вроде неплохо. Зовут меня Александра, а Бей — имя одного из моих персонажей, особо близких мне по духу.

CJM писателя
CJM писателя

На что жить, пока ты не стал Стивеном Кингом

Дорога к мечте — это прекрасно, но нужно было на что-то жить. Скрипя зубами, я вернулась в найм, но в этот раз была более избирательна. Нашла более творческий вариант, чтобы не душить себя рутиной. Сейчас работаю контент-маркетологом. Все свободное время посвящаю книгам. В неделю стабильно выкладываю по новой главе в электронную читалку. Вселенная может и отзывчивая, но вкладывать в достижение мечты нужно по-конски. Силы, время, деньги, всего себя.

Доход с книг

Успехи скромные. Оба романа собрали около семи-восьми продаж каждый. Площадка платит автору роялти 20%. Учитывая цены на электронные книги, это сущие копейки. Потому и продвигаю себя по всем фронтам, как только могу придумать. Роялти может быть выше, если предоставлять исключительную лицензию на произведение, набирать просмотры и работать как самозанятый, тогда можно поднять процент отчислений.

Что дальше

Пока что из картинки с Мальдивами у меня только полный рот песка. Не опускаются ли руки? Нет. Наверное, это и отличает настоящую цель. То самое Я, к которому ты идешь, несмотря ни на что. Нет ни усталости, ни выгорания от писательства.

Пробую себя в разных жанрах. Первый роман, написанный мной еще в 16 лет, в жанре эпического фэнтези, второй вышел из-под пера год назад — современная любовная драма, третий сейчас в работе — социальная фантастика. В планах создать детектив. В произведениях поднимаю острую социальную проблематику, именно она больше всего откликается в душе. В своих способностях уверена. Отзывы это подтверждают, людям нравится. А я продолжаю отправлять заявки в издательства. Ответа пока нет. Неважно, вижу цель, не вижу преград.


  • Без словВдохновляющая история. Александра, удачи Вам!13
  • GaliПрочитала как-то у Гуриева пост, где он изумлялся, сколько денег собирают топовые авторы на одном известном ресурсе самиздата. Пошла на ресурс полюбопытствовать, сунула нос в топовые книги, изумилась тоже, но содержанию: там были сплошь властные мужчины с обнажёнными торсами и чересчур страдающие девушки, которые, разумеется, быстро избавлялись от страданий с помощью полиоргазменного случайного трах-тибидоха. После этого меня еще с полгода преследовала контекстная реклама и мы с подругами угорали от аннотаций в стиле "зайдя в дом к своему новому ученику, Лиана обомлела, ведь это с его отцом у нее случился лучший секс в ее жизни на пьяной вечеринке н-цать лет назад". Автор, это все ни в коем случае не про вас сказано, я не знаю, что вы пишете, просто уверена, что тоже найдёте своего читателя, сейчас такое разнообразие и спроса, и предложения. И действительно реальные кейсы заработка на самиздатских книгах, судя по тому сайту (и куче других, думаю) Удачи вам!41
  • Александра КривцоваСлово, спасибо!6
  • Александра КривцоваGali, да-да, согласна с вами, в топе почему-то второсортная литература с явным эротическим подтекстом. Я понимаю, что социальные проблемы, которые я описываю, возможно, не всем нужны. Но твердо уверена в том, что я делаю, я хочу говорить об этих проблемах, пусть и художественным языком. Спасибо большое за теплые слова! Знаю и верю, что все не зря.22
  • Дмитрий СоколовА я технарь, и у меня приземлённый вопрос: вас есть кому кормить хотя бы ближайших года три?12
  • Александра КривцоваДмитрий, я сама себя кормлю) работаю, в свободное время пишу20
  • Yaroslava ZdesУдачи вам! Сложный очень это труд, надеюсь, что у вас всё сложится :). Пойду поищу вас на Литресе :)). Пысы. А на Букмейт начинающих не берут?3
  • Александра КривцоваYaroslava, спасибо! На Букмейт можно тоже, без проблем. Обычно самиздат площадки имеют много партнеров и автоматически книга разлетается по разным платформам2
  • Александр ШавкуновСвободный автор на связи. Почти шесть лет писательство это мой единственный источник дохода. Я не рекламирую книги или рассказы, даже самого себя. Более того, не продаю книги, всё творчество доступно бесплатно. На издательства даже не смотрю, их условия совершенно не выгодны. В целом, зарабатываю скоромно, но этого хватает что бы жить и дальше заниматься любимым делом.13
  • HoroshechkaАлександр, откуда же деньги?3
  • Александр ШавкуновHoroshechka, донаты и пасивный доход от монетизации на площадках15
  • HoroshechkaАлександр, Хорошо пишете, видимо! Где почитать?2
  • MagnoliaУдачи вам) Я автор учебных пособий, сотрудничаю с крупным издательством уже несколько лет. Во-первых, выплаты нерегулярные (в моём случае, 2-3 раза в год, при каждом переиздании), во вторых, суммы настолько смешные, что жить на такие невозможно, если равномерно на месяца поделить - около 10 тыс в месяц получится. Помогает потешить ЧСВ, продвигать личный бренд, но никак не может считаться постоянным заработком.21
  • Александр ШавкуновHoroshechka, не мне судить. Увы, я же сказал, не рекламируюсь)0
  • HoroshechkaАлександр, Хорошо, поищу по фамилии, если Вы не под псевдонимом.0
  • ezdiumnoА я еще в молодости забросил писательство. Хотя и стихи писал, и повесть писал, и мои школьные сочинения первые места на областных конкурсах сочинений занимали. Еще задолго до Интернета почувствовал, что бесперспективно. Когда он появился, писать вообще не вижу смысла. Все можно скачать. Причем совершенно бесплатно. Любопытно. Все хотят читать интересное или полезное. Но платить авторам за труд не хочет никто. Попробуйте найти в книжных магазинах хорошую книгу по программированию. Обломитесь. Если что есть, то это старье и остатки. Зато дома у всех на компьютере огромные библиотеки скачанных бесплатно книг. На днях в магазине известной книжной сети купил несколько книг по программированию аж на 10 тыс.руб. Люблю "бумагу". Так продавщица на меня смотрела как на прокаженного. Даже пыталась мне подсунуть адрес, где скачать можно бесплатно. Огорчить пришлось, что на компе у меня все это есть, давно прочитано и изучено. :)) Но я люблю "бумагу" и считаю правильным благодарить авторов деньгами. Потому и покупаю. Еще интересное дело, сколько нахлебников-кровопийц сидит на каждом авторе. Ведь придумать классный сюжет, потом ночи не спать, писать... дано не каждому. Потом на готовенькое слетаются толпы редакторов, корректоров, верстальщиков, издателей, делают, в принципе, не сложную техническую работу (придумывать и творить-то не нужно), но делают книгу неподъёмно дорогой для читателя и забирают себе львиную долю дохода, кидая автору объедки со своего стола... Тут и встает вопрос: "Для чего писать? Чтобы нахлебников кормить???" Поэтому писать перестал. Нашел другое поприще, где сочетается и творчество, и техника, и маркетинг, и бизнес-творчество, и самозанятость, и еще куча разного. И доходность приятная. Илоном Маском не стал, но и копейки "до зарплаты" могу не считать. И начальников нет - тоже важно для творческих людей.2
  • Николай ГусевЦелеустремленные люди у меня всегда вызывают уважение. Ваша история, Александра, показывает насколько трудно бывает, достичь поставленных перед собой целей. Я думаю, Вы на верном пути! Успехов Вам и терпения на Вашем литературном поприще и хороших произведений!5
  • Александра КривцоваЕлена, свою платформу? Либо я вас не так поняла, либо ваш совет опрометчивый. Помимо того, чтобы быть писателем, мне еще программистом и маркетологом надо быть? Я работаю в ИТ-компании, знаю, что такое "разработать платформу". Это годы и миллионы расходов, при чем явно не одного человека. Ничего не имею против литагентов и искренне восхищена, если в вашем портфеле действительно книга Александры Трусовой. Но я не верю в самоотверженность коммерческого бизнеса, а значит за процент агенты вряд ли работают, учитывая размеры роялти. Платить фиксированный гонорар мне, увы, нечем. Да и, если бы были лишние средства, я бы лучше вложила их в рекламу своих книг, которые уже опубликованы на ЛитРес.6
  • Александра КривцоваYaroslava, я на Бусти выкладывала, но у меня как-то не пошло. Есть ощущение, что туда идут больше за визуальным контентом. Читатели привыкли к бесплатным площадкам. Я, например, на Author.Today в раннем доступе выкладываю то, что сейчас пишу. Открыто, бесплатно, можно задонатить при желании2
  • essetimereСугубо имхо: писательство должно приносить удовольствие. Если оно будет, то, может быть, когда-то появятся и деньги. А даже если не появятся, удовольствие-то не отнять))11
  • Penny LaneМоя знакомая, обычный бухгалтер, тоже написала книгу и опубликовала на литрес. Хорошо что есть этот сервис, любой графоман и девочка ванилька с мечтой стать Стивеном Кингом или на худой конец Улицкой, теперь может потешить своё самолюбие, не напрягая бедных литературных редакторов в нормальных издательствах. Ps Псевдоним у вас как у сотен других графоманов. Или как у автора любовных дешевых романов.3
  • Настя ПивовароваGali, ой, я так любила поднимать себе настроение. Заходишь на подобный ресурс и читаешь аннотации. Это круче анекдота, там то уборщица поскользнулась на луже и попала к кетавру с этим самым торсом, то ещё какая дичь. Это же фанфики, вот они и в топе на самиздате. Пусть будут, и читателям хорошо, раз книжки в топе, и авторам денежка, и нам смех.6
  • Настя ПивовароваАлександра, это же просто порнушные фанфики. Никого ведь порнхаб не удивляет, тут просто форма контент другая. Это же банальная социальная ситуация, даже не проблема.8
  • GaliНастя, это понятно, меня просто поразило количество желающих "заплатить за проду", то есть там действительно коммерческая писанина, нашедшая свою немалую аудиторию. В обход издателей и вот этого всего, а Барбара Картленд-то и не знает)4
  • Дарья АбрамоваАлександра, попробуйте поучаствовать в отборах Ассоциации писателей и издателей России, у них регулярно проводятся литературные мастерские по всей России. Если туда попасть, можно и контакты найти, и понять как грамотно пробиться в издательство (эксмо вообще же не единственное, к тому же, у вас жанровая литература, по моему они такое не жалуют). Я прошла отбор по секции «поэзия» в этом году, съездила в Екб (они все оплачивают), много для себя вынесла. Это супер интересный опыт и возможность для молодых писателей. В возможность заработка самиздатом я лично не верю, простая арифметика показывает, что столько продавать самой невозможно, даже если вы очень талантливы. Я выпустила книгу сама, продала тираж, но решила, что в следующий раз все таки либо с издателем, либо спонсором)10
  • Александра, да ладно, это ж вечная тема, Аверченко ещё сто лет назад об этом писал)3
  • Дарья Абрамоваezdiumno, зря вы так, хороший редактор на весь золота, читать неотредактированные тексты пытка, это и есть самая большая проблема самиздата, там даже хороший сюжет чаще всего тонет в посредственном языке. А редакторы, верстальщики и тд тоже зарабатывают очень мало, назвать их нахлебниками ну прям очень несправедливо.9
  • Яна СедоваПривет, коллега!) Пишу всю жизнь, сколько себя помню. Но в наши времена, прежде, чем браться за книгу, надо обеспечить себе пассивный доход. За свою последнюю книгу я взялась, не продумав этот вопрос, в итоге на день сдачи рукописи в издательство за мной числилось 600 тысяч рублей... долгов. Следующая книга у меня исключительно в голове, и я сяду ее записывать только в том случае, если буду уверена, что не влезу в новые долги. Что касается продвижения и продаж, то я все-таки придерживаюсь традиций и заказываю печать тиража в микроскопическом количестве - 30-40 экз. Сотрудничаю с издательством, которое мне здорово помогает, но макет делаю сама от и до, кроме обложки. Я уверена, что в наши дни каждый писатель должен уметь верстать. Когда книга выходит, я дублирую ее на Google Books с 100%-ным бесплатным доступом. Как говорил Карлейль, ты никогда не продашь свою жизнь за нужную цену, подари же ее по-царски, пусть ее ценой будет ничто. В целом думаю, что настоящая литература выживет в океане интернета и сохранится, а графомания исчезнет. Время все расставит по своим местам, показав, кто гений, а кто графоман.7
  • Natalia Kopsovnvahyn, Новые конспирологические теории? Сидни Шелдон (англ. Sidney Sheldon, настоящее имя Сидни Шехтель (англ. Sidney Schechtel), 11 февраля 1917, Чикаго — 30 января 2007, Ранчо-Мираж) — американский писатель и сценарист. Первые его стихи были опубликованы, когда мальчику исполнилось 10 лет.Карьера Шелдон началась в 1937 году в Голливуде, где он писал сценарии к фильмам категории «B».В первые годы Второй мировой войны он служил в авиации. После того, как его подразделение в 1941 году было расформировано, Шелдон вернулся к гражданской жизни и начал писать мюзиклы для бродвейских постановок и в то же время продолжал писать сценарии для студий. Его сценарии покупали студии MGM и Paramount Pictures.В 1970 году Шелдон написал свой первый роман «Сорвать маску», за который получил премию Эдгара По. Его романы переведены на 51 язык и изданы тиражом свыше 300 миллионов экземпляров в более чем 180 странах, по его сценариям снято 25 фильмов. Его имя стало синонимом слова «бестселлер».За заслуги перед литературой и кинематографом в 1982 году Сидни Шелдон получил именную звезду на голливудской «Аллее славы». Кроме того, его имя присутствует в Книге рекордов Гиннесса как самого «переводимого» автора в мире.5
  • Алиса ТретьяковаАлександра, потому что это специфика конкретного ресурса)1
  • ИтутонговоритРеспект вам за упорство и веру в себя. На счет книжного рынка и заработков - в тг-канале Галины Юзефович был интересный разбор, можно ли заработать (скорее нет), и как на самом деле цветет самиздат и донаты (но контент специфичный). Вы не пробовали литературные курсы, типа cws? Мне кажется там, во-первых, можно что-то полезное узнать, во-вторых, полезными связями обрасти. Думаю, можно рассматривать как инвестицию2
  • Токсичная лапочкаАлександра, мне кажется предыдущий комментатор имела в виду что-то типа личного бренда3
  • Slava VinokurАлександра, очень радует, что Вы так адекватно отреагировали на первый коммент!))) Не отпускайте руки, все получится! Сам временами складываю слова в предложения, грешен)))3
  • Александра КривцоваРоман, литературные курсы не пробовала. Меня не покидает навязчивое ощущение инфоцыганства на подобных мероприятиях. Постоянно посещаю вебинары, но там сплошное разочарование. Не курсы, конечно, возможно, я зря сравниваю, но пользы там с кошачий коготок. Я самостоятельно перелопатила теорию построения драмы и годами училась работать с текстом. Потом приходишь, а там все ромашками поросло и советами вроде "следите за трендами".3
  • Дарья АбрамоваАлександра, тут тоже встряну, я проходила курсы как раз от CWS, так вот они смысл имеют только на тарифах с рецензией. На всех тарифах хорошо структурирована информация и предлагают интересные задания, но надо чтобы кто-то читал и давал адекватную оценку, в обратном случае после курса люди пишут с теми же самыми ошибками начинающих писателей. Это прослеживалось в группе, где мы менялись заданиями. У кого задания вычитывал рецензент, прогресс был заметен, у кого нет, реально зря потратили деньги. Хотя и рецензент не панацея)5
  • Mummi_zАлександр, подскажите какие площадки используете?2
  • Котик ЛасковыйGali, еще почитайте комментарии читателей, там тоже весело «Так ждала новой книги Екатерины Застрахунец, и новый роман меня не разочаровал: так переживала за бедную сиротку, которая пришла работать в огромный дом богатого, красивого, молодого, таинственного и сексуального брокера!»))))4
  • Александр ШавкуновMummi_z, вк, дзен, авто.тудей. Одно время еще был литнет, но площадка скурвилась4
  • Елена ЗотоваАлександра, Мы работаем за проценты, если есть коммерческая перспектива книги. И не только в продаже самого тиража. Если есть перспектива продать на экранизацию, или привлечь рекламу в книгу, или продать права на переводы, или номинировать на премии. Все книги, которые видите на нашем сайте - мы с авторами работаем на процентах. Все индивидуально. Что касается авторской платформы - это не личный сайт.. Это общение с подписчиками в соцсетях, набор преданных фанатов на ФБ, в инстаграм, на ВК. Это не требует денежных вложений. Просто надо заниматься.2
  • Dmitriy LasarevСходил на Автор.Тудей ознакомиться с творчеством автора, сразу же открыл "Красные нити". Да, у вас ещё много работы впереди.... 🙈 Однако не могу не похвалить за упорство и настойчивость на пути к поставленной цели, достойно уважения ✊🏻2
  • GaliКотик, отлично)) Вообще, ощущение, что коммерчески успешные 50 оттенков серого прорвали плотину, в последний раз такое обилие чтива с невообразимо страстью я видела в 90-е в киосках Союзпечати)3
  • NаDeZdсвою обложку вы сделали лучше2
  • Глеб2000 рублей за перевод на другие языки за 1 авторский лист? Вы что-то явно путаете. Авторский лист - это 40000 знаков с пробелами. Одна переводческая страница - 1800 знаков с пробелами. Вы серьезно думаете, что кто-то вам будет переводить 1 переводческую страницу (примерно час работы) за 90р? Удачи с поисками. Перевод на другие языки занимает гораздо больше времени и это гораздо более сложный труд (который, в идеале, производится носителями языка), нежели корректура. Но по вашей логике, корректура на русском стоит дороже. Так не бывает.3
  • vvmmMagnolia, согласна, самиздат именно тешит ЧСВ. Я филолог и редактор. Вычитывать талантливые тексты - просто кайф невероятный даже бесплатно, но на одного талантливого автора - тьма графоманов-бездарей, увы, которых даже за деньги не хочется править... И всякий раз, когда берусь за бездарные тексты, думаю: ну зачем человек мучается сам и мучает других?!2
  • vvmmДарья, к сведению: все ассоциации и прочие писательские союзы, а также уважающие себя издательства сами ищут талантливых авторов, выдвигают их на всевозможные премии и тд. Издавать бездарные тексты не хочет никто. Это же нормально.0
  • Андрей ЦепляевGali, а что вас удивляет в темах о "властных мужчинах"? Во все времена писали о наболевшем. Сейчас рядовой мужчина в видит женщин разве что в метро по дороге на работу. Интимная жизнь отсутствует абсолютно из-за неадекватно завышенных требований у "багинь". Вот они и читают книги, где автор любезно предоставляет им на выбор множество "гаремов", а заодно заставляет их почувствовать себя особенными.0
  • Андрей ЦепляевMagnolia, ну не знаю, на вашем месте я бы не стал с такими сотрудничать. Я почти уверен, что они на вас делают неплохие деньги, а вы зачем-то тешите чсв, как сами выразились, и продолжаете работать за крохи.0
  • Андрей ЦепляевАлександр, а я вам верю, это вполне возможно. Скорее всего вы пишите в популярных ныне жанрах.1
  • Андрей Цепляевvvmm, кто вам такое сказал? Они никого не ищут. Им и не надо. Тысячи авторов сами стучатся к ним в дверь.2
  • Дарья АбрамоваАндрей, в моем комментари речь идет об отборах на мероприятии АСПИР, там все в пределах обозначенных сроков - две недели после окончания приема заявок обычно. На потенциального издателя я тоже вышла через конкурс, поэтому ждать не приходится. Я пишу не жанровую прозу, реализм. По моим ощущением молодых писателей, которые пишут не жанр, меньше, поэтому конкуренция ниже, чем в фентези например. А про популярность все относительно.1